Н ОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.1 | Теория менеджмента: история управленческой мысли | (индекс) | (наименование) | НАПРАВЛЕНИЕ | | 080500.62 | Менеджмент | (шифр) | (наименование) | ПРОФИЛЬ | Управление проектом | (шифр) | (наименование) | АКАДЕМИЯ | | Управления | КАФЕДРА | | Менеджмент |
| (код) | (наименование) | ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | Очная форма (2 сем.) | Заочная форма (2 сем.) | Заочная сокр. (2 сем.) | Всего часов на освоение учебного материала | 144 | 144 | 144 | Часов аудиторных занятий всего | 40 | 10 | 6 | Часов лекций с разбивкой по семестрам | 20 | 4 | 2 | Часов практических занятий с разбивкой по семестрам | 20 | 6 | 4 | Часов интерактивных занятий с разбивкой по семестрам | 12 | 4 | 2 | Часов самостоятельной работы | 104 | 134 | 138 | Число контрольных работ с разбивкой по семестрам | - | 1 | 1 | Число курсовых работ с разбивкой по семестрам | - | - | - | Число зачетов с разбивкой по семестрам | - | - | - | Число экзаменов с разбивкой по семестрам | 1
| 1
| 1
| Число зачетных единиц | 4 | 4 | 4 |
Авторы рабочей программы к.э.н., доц. Н.В. Брюханова (подпись) (Ф.И.О.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ________________________________________________20.05.2010________________________ (название) (дата утверждения) Типовой программы _________________________________________________ (название) (дата утверждения) Учебного плана ____________________________.______________________________ (название) (дата утверждения) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА КАФЕДРОЙ: Менеджмент Пивоваров И.В. (наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.) Протокол заседания кафедры №____1_________ от ____27.08.2012_____________________________________ УМС:____Академии Управления___________________________________Пивоваров И.В.______________ (наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.) Протокол УМС №___1__________ от _________30.08.12______________________________________________ 1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса – научить студентов систематизировать информацию по управленческой науке и оценивать ее с разных сторон, в том числе в историческом аспекте. Основная задача курса – вооружить студентов знаниями, связанными с историей менеджмента, условиями и факторами развития теорий и методов управления, влиянием национальных исторических факторов на формирование моделей управления.
2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями: Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО -умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4); -знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1); - знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22).
Иметь представление об исторических основах и современных тенденциях развития менеджмента.
Знать историческую базу существующих управленческих теорий, основные этапы развития менеджмента как науки и профессии.
Уметь выделять этапы и школы в развитии менеджмента, определять условия и факторы развития менеджмента, анализировать многообразие моделей управления, определять место российской школы управления в менеджменте.
3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 3.1 Лекции № п/п | Тема лекции | Краткое содержание | Кол. часов О/З/С | | Управление – менеджмент: история развития. | Понятие управления, воздействия. Понятие менеджмента. История возникновения менеджмента. Пять управленческих революций. Эволюция управленческой мысли. Основные отличительные черты ранних и современных организаций. Новые тенденции в менеджменте. | 4/0,5/0,5 | | Подходы к управлению на основе выделения различных школ менеджмента | Основные школы менеджмента: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений, поведенческие науки. Выдающиеся теоретики этих школ, их взгляды и вклад в развитие управленческой мысли. Понятие бюрократии в управлении, ее роль. | 4/0,5/0,5 | | Системно – целевой подход в менеджменте | Понятие системно – целевого подхода. Основные составляющие такого подхода: системный, целевой, ситуационный, синергический, процессный. Сущность и предпосылки развития каждого из подходов, их сильные и слабые стороны. Понятие реинжиниринга – как современного направления реализации процессного подхода. | 2/0,5/0,5 | | Стратегический менеджмент – одно из современных направлений развития управленческой мысли. | Сущность стратегического управления. Принципы и основные составляющие такого управления. Отличие стратегическое управление от оперативного. Проблемы и трудности его реализации. | 2/0,5/0,5 | | Сравнительный анализ американской и японской моделей управления | Американский подход к управлению. Японский подход к управлению. Сравнительный анализ двух подходов, их достоинства и недостатки. Современные направления их развития. Управление в странах ЕС. | 2/0,5/- | | Социально - ориентированная модель управления экономикой | Шведская модель управления. Концепция социального рыночного хозяйства. Основные составляющие и принципы шведской модели управления. Ее сильные и слабые стороны. Современные тенденции развития. | 2/0,5/- | | Новые направления в менеджменте | Основные принципы современного управления. Новое в управлении производством. Современное управление рисками и нововведениями. Управление сервисом. Моделирование. | 2/0,5/- | | История развития менеджмента в России | Этапы становления менеджмента в России, проблемы и трудности его развития. Проблематика и особенности российского менеджмента. Менеджмент в XXI веке, основные направления развития. Современные концепции отечественного менеджмента. | 2/0,5/- | | ИТОГО | 20/4/2 | 3.2 Практические занятия № п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Кол. Часов О/З/С | | Управление - менеджмент: история развития | Понятие управления, менеджмента. Суть управления. История возникновения управления. Эволюция управленческой мысли. Отличие современных организаций от "старых". | 2/1/0,5 | | Школа научного управления, роль бюрократии в управлении | Взгляды Фредерика Тейлора. Френк и Лилия Гилбрет. Генри Гантт. Достоинства и недостатки школы научного управления. Суть бюрократии по Веберу. Основные элементы бюрократической организации. | 2/0,5/0,5 | | Административная школа управления (классическая) | Взгляды Анри Файоля. 14 принципов управления А. Файоля. Чарльз Бернард. Достоинства и недостатки школы административного управления. | 2/0,5/0,5 | | человеческих отношений и поведенческие науки | Деятельность Мери Фоллет. Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо. Выводы эксперимента. Суть поведенческой теории. Теория Абрахама Маслоу. Теория Дугласа Мак Грегора. | 2/0,5/0,5 | | Системно - целевой подход в менеджменте | Суть системного подхода. Система, ее составляющие. Виды систем. Понятие подсистемы. Достоинства и недостатки теории систем. Сущность целевого подхода. Понятие цели. Виды целей. Стрела целеполагания. Понятие ситуации. Суть ситуационного подхода. Методология ситуационного подхода. | 2/0,5/0,5 | | Системно - целевой подход | Понятие и суть синергетики. Понятие самоорганизующейся системы. Синергический эффект. Суть процессного подхода. Функции процесса управления. Связующие процессы в организации. Понятие реинжениринга. Особенности традиционной и новой компании. | 2/0,5/0,5 | | Стратегический менеджмент - одно из современных направлений развития современной управленческой мысли | Сущность стратегического управления. Принципы и основные составляющие стратегического менеджмента. Отличие стратегического управления от других видов управления. Проблемы и трудности стратегического управления. | 2/0,5/0,5 | | Сравнительный анализ американской и японской модели управления | Развитие управления в США. Особенности стратегического управления, инновационного менеджмента в США. Кадровая политика и образ современного менеджера в США. Японский стиль управления. Стратегическое управление и инновационный менеджмент в Японии. Кадровая политика в Японии. Сравнительный анализ американского и японского подходов. Европейская позиция. | 2/0,5/0,5 | | Социально-ориентированная модель управления экономикой: Швеция | Основные принципы шведской модели управления. Достоинства и недостатки данной модели. Швеция сегодня. | 2/0,5/- | | Новые направления в менеджменте | Основные принципы современного управления. Управление производством, рисками, нововведениями. Управление сервисом, моделирование. | 1/0,5/- | | История развития менеджмента в России | Суть административно-командной системы управления, ее достоинства и недостатки, последствия такой системы управления. Исторические предпосылки развития менеджмента в России. Этапы развития менеджмента в России. Современные проблемы отечественного менеджмента, пути их решения. Модели менеджмента в России. Проблематика стратегического менеджмента в России. Трудности менеджмента на рубеже XXI века. Перспективы и направления развития. | 1/0,5/- | | ИТОГО | 20/6/4 | 3.3 Интерактивное практическое занятие № п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Кол. Часов О/З/С | | Деловая игра «Управление предприятием на основе положений различных школ менеджмента» | Рассмотрение основных положений школы научного управления, административного управления и школы человеческих отношений и поведенческих наук. Разработка концепции предприятия и модели поведения руководителя. | 12/4/2 | | | ИТОГО | 12/4/2 | 4 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № п/п | Содержание самостоятельной работы | Кол. Часов О/З/С | Форма контр. | | Управление – менеджмент: история развития | 13/17/17 | Рейтинговые задания, тестирование и контрольная работа | | Подходы к управлению на основе выделения различных школ менеджмента | 13/17/17 | | Системно – целевой подход в менеджменте | 13/17/17 | | Стратегический менеджмент – одно из современных направлений развития управленческой мысли. | 13/16/17 | | Сравнительный анализ американской и японской моделей управления | 13/17/18 | | Социально - ориентированная модель управления экономикой | 13/16/17 | | Новые направления в менеджменте | 13/17/18 | | История развития менеджмента в России | 13/16/17 | ИТОГО | 104/134/138 | |
5 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ Исторические формы управления и организации. Эволюционные и революционные изменения в философии «знания». Классическая теория управления А.Файоля. Неоклассическая теория «человеческих отношений» (Мэйо-Фолетт). Количественный, качественный, ситуативный, системный подходы, теории «человеческого капитала», развития человеческих ресурсов. Изменения парадигм управления в XX веке (Россия и зарубежный опыт). Организационное поведение и организационная структура. Определение, характеристика, цели, технология, научный анализ. Модели организационного поведения. Теория Ф.Тейлора. Теория Д.Макгрегора. Организация как система. Связи с общественностью как элемент самоорганизации систем. Взаимосвязь между коммуникативными функциями менеджмента и эффективностью организации. Глобализация как взаимозависимость коммуникаций. Организационная культура, национальная культура и глобализация. Прогнозирование менеджмента будущего. Индивидуализм и коллективизм в организационной культуре (теория Хофстеда). Мотивационный процесс и его модели. Классификации теорий мотиваций. Иерархия потребностей по Маслоу. Каналы коммуникаций в организациях (официальные/неофициальные, устные/письменные). Обратная связь как атрибут коммуникационного взаимодействия. Двухсторонний коммуникативный процесс. Нисходящие, восходящие, вертикальные, горизонтальные и другие виды коммуникаций в организациях. Групповое поведение в контексте организаций. Конфликт в организациях и модели его разрешения. Применение транскационного анализа (теория Э.Берна) в конфликтах. Лидерство и лидеры в организациях. Коммуникативный климат в организациях. Корпоративная культура и различные модели корпоративности. Цели, идеология, миссия и стратегия развития в корпоративной организации.
6 ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Форма итоговой аттестации: экзамен Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями: Анализ проблемных зон предприятия. Охарактеризовать предприятие с точки зрения менеджмента. Выделить основные проблемы. Предложить варианты решений с точки зрения различных концепций управления. Построения организационной структуры предприятия. Построить и описать организационную структуру предприятия. Указать формы взаимодействия между структурными подразделениями. Обозначить какой стиль управления характерен для данной организации. Функции и принципы управления. Описать процессы, происходящие в организации с учетом существующих функций управления. Указать какие полномочия руководитель может делегировать. Обозначить какими принципами управления пользуется руководитель в процессе управленческой деятельности. Теории мотивации. Разработать систему мотивации на предприятии с учетом систем, которые известны в теории. Организационная культура. Описать культуру предприятия. Обозначить, какой тип организационной культуры существует на предприятии. Какие действия руководителю необходимо предпринять в сложившихся условиях.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1 Основная литература:
Коргова М.А. История менеджмента. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 - 236 с. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебник - М.: КноРус, 2010 -432 c.
7.2 Дополнительная литература:
Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие -М.: "ГНОМ-пресс"- "Элит-2000", 1008 - 440 c. Волков А. Швеция: скромный рост. Дания: устойчивый рост. // МЭиМО, 2007 г., № 5. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. Кантер Р. Рубежи менеджмента. (Книга о современной культуре управления)/Пер. с англ. -М.: Олимп-бизнес, 2009 -304 c. Пономарева М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки, в 3 частях, М.: Владос, 2000. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. Под ред. Спивака В., Спб.: Питер, 2001.
8. ИНФОРМАЦИОННО-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)
№ п/п | Перечень | 1 | Сурин А.Н. История экономики и экономических учений - М.: Финансы и статистика, 2008 г. – 200 с. | 2 | Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие/Под ред. М.Н. Чепурина -М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ"; Юридический Дом "Юстицинформ", 2006 -432 c. | 3 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория менеджмента: история управленческой мысли» / Н.В. Брюханова. – Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2012. | 4 | Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», http://dis.ru/manag | 5 | Журнал «Top-Manager», http://www.top-manager.ru | 6 | Журнал «Реальный бизнес», http://www.real-business.ru | 7 | E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, http://e-xecutive.ru | 8 | ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, http://www.iteam.ru | 9 | AUP.Ru Административно-Управленческий Портал, http://www.aup.ru | 10 | Электронно-библиотечная система «IPRBooks» |
|