Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры




Скачать 18.97 Kb.
НазваниеИскусство неоархаики в контексте современной региональной культуры
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер18.97 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Кичигина Анастасия Георгиевна


Искусство неоархаики

в контексте современной региональной культуры


Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Омск 2008


Работа выполнена на кафедре

«Дизайн, реклама и технология полиграфического производства»

ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ДЕНИСОВА Любовь Владиленовна


кандидат философских наук, доцент

ЕФИМОВА Светлана Владимировна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский

государственный университет печати»


Защита состоится 19 июня 2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета


Автореферат разослан 12 мая 2008 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета Л.А. Максименко

кандидат философских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования обусловлена многими факторами. Во-первых, в условиях глобализации возрастает интерес к проблеме этнической самобытности, сохранения национальной идентичности и региональной культуре во всех ее проявлениях. Процесс осознания региональной самобытности стал реалией современного общества и одним из факторов, направляющих его развитие. Именно этот процесс позволил ввести в научный оборот и актуализировать такие понятия, как региональное и этническое сознание, самосознание, региональная культура, этнокультура и т.д. Этнологические и региональные корни культуры, ее традиционность пребывают в символе. Выявить это и показать – задача, поставленная философией культуры.

Философский анализ художественного опыта отечественной культуры связан с определением культурных особенностей конкретного региона. Духовные процессы в межкультурных коммуникациях свидетельствуют о включении в современный общекультурный контекст регионального самосознания. Одним из таких феноменов, занимающих важное место в современной культуре Сибири, является неоархаика. В связи с этим философско-культурологическое исследование сибирской культуры, выявление ее антропологических ценностей, особенностей регионального самосознания населения предстает как важнейшая научная потребность.

Во-вторых, миф как форма сознания, а так же неомифологизм ХХ века становится актуальным творческим принципом организации текста – как литературного, так и изобразительного искусства. Многочисленные выставки и презентации последних лет свидетельствуют, что этот тезис актуален и для Сибири.

Если понимание актуального бытия – это истолкование текстов искусства, а региональная культура как самобытность является бытием, ограниченным историческими рамками отдельно взятого региона, то осмысление региональной культуры является истолкованием текстов искусства, которые «ограничены» рамками истории конкретного региона. В процессе истолкования и понимания текстов искусства происходит их превращение в новую традицию. В таком осмыслении прошлое региона предстает в качестве традиции, происходит актуализация прошлого. Новая традиция – это, как правило, воссоздание традиционного текста искусства, которая в свою очередь способствует возрождению региональной традиции. Данная проблематика предполагает философский анализ искусства неоархаики как феномена культуры и может быть сведен к исследованию онтологического статуса символа.

В-третьих, существующее огромное количество примеров интерпретации мифа в художественной практике Сибири, а также обилие дефиниций (этноархаика, археоарт и т.п.) и их разночтение инициируют необходимость философского анализа художественной ситуации в сибирском регионе, выявления роли символа и определения действия мифологем.

Итак, актуальность исследования обусловлена необходимостью философского осмысления потенциала сибирской культуры, выявлением ее особенностей и антропологических ценностей.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время существуют многочисленные теоретические и методологические подходы к философскому осмыслению разных стадий эволюции человеческой культуры, что дает возможность изучать данный феномен в различных аспектах. Первая группа источников – это теоретические исследования философского аспекта культуры зарубежных и отечественных авторов.

О философском аспекте культуры в целом писали такие исследователи, как Н.А. Бердяев, П.С. Гуревич, Н.Я. Данилевский, С.Ф. Денисов, М.С. Каган, В.М. Межуев, Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, О. Шпенглер и др. Ретроспектива основных теорий относительно культуры как единого органического целого позволяет говорить о необходимости выявления специфики региональной культуры, роли архаического наследия в формировании культуры региона. В основе осмысления региональной культуры лежит представление о культуре как единстве мира человека и мира социума, по сути, опредмеченного исторического опыта человечества, преломляющегося в конкретном бытии индивидуального мира человека. В работах отечественных философов и культурологов П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, А.Я. Флиера и других предлагаются методологические основы анализа культуры как социально-личностного феномена, акцентируются связи «человек – общество», «мир культуры – мир природы». Результаты этих исследований являются ценными для начального анализа сущности региональной культуры.

Изучение современных представлений о сущности региональной культуры представляет определенную сложность, поскольку за всю историю вопроса отечественными учеными выработано множество противоречивых концепций, предлагающих собственное видение вопроса. В сфере осмысления современной культуры немаловажным является проблема самосознания культуры и осознания человека в культуре. Художественное сознание в региональной культуре исследовал Л.А. Закс. Культуру как форму регионального самосознания анализировала И.Я. Мурзина. Соотношение регионального и общечеловеческого исследовано А.Р. Абдуллиным, А.П. Окладниковым, В.М. Волошко. Несмотря на значительное количество исследований современной региональной культуры, вопрос о роли неоархаики в формировании культуры региона остается открытым.

Философско-методологические идеи, в той или иной мере затрагивающие проблему символа, были выдвинуты В.Г.Ф. Гегелем, Х.Г. Гадамером, Р. Бартом, В.М. Миримановым, Ю.М. Лотманом, К. Леви-Строссом, Э. Кассирером, П. Рикером, М. Хайдеггером, О. Шпенглером, К.Г. Юнгом.

Связь мифа и культуры в своих работах рассматривали Р. Барт, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, В.М. Мириманов, Э. Кассирер, В.Н. Топоров, З. Фрейд, В.П. Шестаков, М. Элиаде. Исследования на тему оснований мифа в культуре проводили Е.И. Булычева, Е.В. Галанина, Ж.Ф. Коновалова, Д.П. Козолупенко, С.Б. Орлов, М.И. Пальчун, В.М. Пивоев, С.В. Рябцев, И.Ю. Филиппова и др. Развитие мифа в современной культуре анализировали философы и культурологи Л.Н. Воеводина, А.В. Гулыга, М. Маклуэн, В.М. Найдыш, В.П. Шестаков. Маргинальное состояние современной культуры в своих трудах исследовали Ф.И. Гиренок, В.В. Савчук.

Идеи сопряжения мифа и творчества затрагивались в работах А.В. Гулыги, М.С. Евзлина, А.Ф. Лосева. Роль творческой деятельности в развитии культуры освещалась в работах Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, B.C. Соловьева и др. Основания мифа в художественной практике рассматривали В.А. Бачинин, С.П. Батракова. Искусство как результат осмысления мифа, проявление мифологического сознания рассматривается Е.М. Мелетинским, А.М. Салагаевым, В.Н. Топоровым, К.Г. Юнгом. Философско-культурологический статус искусства неоархаики не подвергался глубокому анализу в силу новизны данного феномена.

Следующую группу источников представляют собой работы, посвященные исследованию философского аспекта искусства и его роли в культурогенезе.

Символическую основу культуры и творчества рассматривали в своих трудах А. Белый, Э. Кассирер, В.В. Кандинский, М.К. Мамардашвили, Ф.К. Сологуб, В.Н. Топоров. Понятие символа и его связь с мифом рассматривали в своих работах С.С. Аверинцев, И.В. Гете, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, К.А. Свасьян, А. Шмеман и др.

Философский аспект искусства как категории культуры в своих исследованиях рассматривали Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н. Гудмен, А.Ф. Лосев, С.Н. Труфанов, Ф.В.Й. Шеллинг. Философскую проблематику интерпретации художественного произведения рассматривали П. Рикер, Х. Зедльмайр, Х.Г. Гадамер, Э. Берк. Однако данные исследования не дают однозначного ответа на вопросы, связанные с трансформацией символа в современном художественном творчестве.

Третья группа источников, представленная философскими, культурологическими, искусствоведческими исследованиями, направлена на изучение специфики сибирской культуры и, в частности, современного сибирского искусства, специфике регионального прочтения архетипов и формирования образов в неоархаике.

Региональную специфику прочтения архетипов в своих работах освещали Ф.М. Буреева, Т.А. Кубанова, Л.Г. Лазарева, В.Е. Ларичев, П.В. Ломанов, Г.Ю. Мысливцева, А.В. Эдоков.

Силами целого ряда исследователей (особенно во второй половине ХХ в.): культурологов, археологов, историков, искусствоведов, краеведов (М.Б. Абсалямов, Н.И. Каплан, Б.А. Коников, М.Ф. Косарев, В.Д. Кубарев, В.Е. Ларичев, П.В. Ломанов, Е.П. Маточкин, В.И. Мартынов, П.Д. Муратов, А.П. Окладников, Е.В. Переводчикова, С.И. Руденко, И.И. Соктоева, А.Я. Шер, В.И. Эдоков, А.В. Эдоков и др.) были намечены или выявлены основные этапы развития сибирской культуры. Несмотря на обилие научной литературы по данному вопросу, в этом перечне отсутствует обобщающее исследование по генезису сибирской культуры в силу ее этнического и географического разнообразия.

Изучению семантики первобытных мифологических изображений посвящены работы сибирских исследователей З.А. Абрамовой, Л.Л. Барковой, Э.Р. Бикчуриной, М.П. Грязнова, А.В. Головнева, Л.А. Динцес, М.А. Завитухиной, С.И. Иванова, М.Ф. Косарева, В.Д. Кубарева, А.П. Окладникова, С.И. Руденко, А.М. Салагаева, В.Н. Топорова, Т.М. Ханиной, В.И. Эдокова, А.В. Эдокова и др. Большинство этих работ посвящены изучению и систематизации изображений. Трансляция мифа в первобытном искусстве Сибири в данных работах рассматривается преимущественно как фактор формирования символики отдельных изображений.

В новейших научных работах встречаются отдельные статьи о феномене неоархаики в современном искусстве, об отдельных представителях этого направления, о мифологических основаниях неоархаики, или косвенные упоминания об этом уникальном явлении в теоретических и конкретно-практических исследованиях сибирского искусства. Современное искусство Сибири рассматривалось в научных работах и публикациях Т.В. Бабиковой, Г.В. Голынец, Л.П. Елфимова, Т.А. Кубановой, Л.Г. Лазаревой, Л.Н. Лариной, Л.Н. Лихацкой, Т.М. Ломановой, Г.Ю. Мысливцевой, В.О. Назанского, В.В. Служивцева, Е.Ю. Худоноговой, В.Ф. Чиркова. Статьи о творчестве многих художников-неоархаиков – А. Суслова, А. Бобкина, Н. Жукова, Ю. Ширшкова, В. Кызласова, Е. Дорохова и др. – значительно расширяют представления о данном направлении в современном искусстве. Наибольший интерес представляют публикации, посвященные персоналиям Н. Третьякова, Н. Рыбакова, С. Дыкова.

В конце XX в. возрос интерес к проблематике культуры сибирского региона, о чем свидетельствует обширная исследовательская и выставочная практика во многих сибирских городах, особенно в Новокузнецке, Красноярске, Томске, Ханты-Мансийске, Новосибирске, Иркутске. Убедительными примерами являются тематические выставки: «Алтын-Чер Саяно-Алтая» (Новокузнецк, 2000-2001), международный выставочный проект «Внутренняя Азия» (Новосибирск, Бишкек, Ханты-Мансийск, 2000-2004), международный выставочный проект «След» (1999-2006), а также ретроспективная выставка «Сибирский миф», прошедшая в Омске в 2005 г. В рамках Омской искусствоведческой секции регулярно проводятся искусствоведческие чтения, посвященные развитию сибирского искусства, организовываются концептуальные выставки-конференции, теоретические семинары.

На сегодняшний день при всем значительном числе публикаций, посвященных неоархаике и бытованию мифа в современной региональной культуре Сибири, можно констатировать практически полное отсутствие обобщающих исследований.

Проблема исследования обусловлена неразработанностью обобщающих подходов к выяснению специфики взаимодействия этноархаических культур Сибири с современной региональной культурой посредством искусства неоархаики. Данная проблема конкретизируется в следующих вопросах. Каковы характеристики региональной культуры Сибири? В чем заключается роль мифологических символов в становлении художественной практики Сибири? Каковы принципы взаимодействия этно-архаического и современного в искусстве неоархаики и, каковы свойства неоархаического образа, получаемого в результате данного взаимодействия? В чем заключается специфика регионального прочтения архетипов в искусстве неоархаики?

Цель исследования – раскрыть механизм трансформации этно-мифологических представлений сибирского региона в искусстве неоархаики.


Задачи исследования:

  • проанализировать место неоархаики в современной сибирской региональной культуре, исходя из анализа роли искусства в становлении культуры в целом;

  • определить и  охарактеризовать процессы в региональной культуре, связанные с художественным освоением древнейших мифологических образов;

  • проследить эволюцию трансляции и интерпретации мифа и основных архетипов в изобразительном искусстве, выделить особенности регионального прочтения архетипов в художественной практике Сибири;

  • раскрыть причины актуализации архаического наследия Сибири и актуальность этой проблематики в региональном изобразительном искусстве;

  • определить различие между мифологическим и «неоархаическим» образом;

  • выявить факторы и механизмы формирования «неоархаического» образа.

Методологическая основа исследования:

  • при формулировании философского определения сущности искусства неоархаики использовались методы анализа и синтеза, диалектический и семиотический метод и метод типологизации;

  • выявление знаково-метафорической структуры неоархаики потребовало применения герменевтического метода;

  • особенности трансляции образов мифологического сознания в изобразительном искусстве, в частности, в неоархаике были выявлены с помощью сравнительного анализа;

  • междисциплинарный характер поставленной проблемы предполагали применение элементов систематизации, историко-типологического описания.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

  1. Актуализация архаического наследия Сибири и темы сибирской архаики в современной культуре региона обусловлена: тенденциями регионализации современной культуры, проявляющимися в противодействии глобализационным процессам и поисках региональной идентичности; обостренным чувством принадлежности к культуре Сибири и связанными с этим поисками истоков своей культуры; стремлением современного искусства к образно-символической структуре как методу организации произведения.

  2. Неоархаика – это способ освоения этно-мифологического наследия Сибири, использующий его символическую структуру (архетипы, архаические символы, элементы древней культовой практики народов Сибири) в изобразительной деятельности в качестве семантических и пластических средств.

  3. Проявлениями неоархаики в искусстве Сибири являются этноархаика, формирующаяся на основе этнических и архаических характеристик сибирской культуры, археоарт, акцентирующий внимание на историческом компоненте культуры, неомифологизм, последовательно воспроизводящий принципы неомифологического мышления, археоавангард, воспроизводящий только внешние признаки архаики.

  4. Онтологическую основу неоархаики составляют первобытные формы постижения мира, внутренние образы объективного жизненного процесса, нашедшие воплощение в сибирских мифах.

  5. К особенностям регионального прочтения архетипов относятся: использование системы архетипов и символов в аспекте региональной семантики, выявление «чудесной» компоненты в обыденных объектах, инкорпорация компонентов этно-архаического материала региона в систему современной культуры Сибири.

  6. Неоархаический образ формируется в результате трансформации первоначального мифологического образа в новую более или менее формализованную символическую конструкцию и/или метафору. Если мифологический образ отражает непосредственное восприятие бытия мифологическим сознанием, то неоархаический всегда является современной интерпретацией мифологического образа.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в следующем:

1) материалы диссертации позволяют объективно оценить место и значение неоархаики в структуре современной региональной культуры Сибири (ее влияние на процесс формирования регионального самосознания), роль мифа в формировании современной сибирской культуры, место неоархаики в культуре Сибири и взаимосвязь неоархаики и мифа.

2) полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении современной художественной практики Сибири как социокультурной категории.

3) результаты исследования могут быть применены для разработки учебных курсов, спецкурсов, семинаров по направлениям культурологии, философии, антропологии и искусствоведения.

Апробация работы. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 16 научных работ. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на круглых столах и международных, всероссийских и межвузовских научных конгрессах и конференциях, проходивших в Омске, Москве, Новосибирске и Екатеринбурге.

Структура и объем исследования определены целью исследования и отражают последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 224 наименования. Работа изложена на 167 страницах компьютерной верстки.

  1   2   3

Похожие:

Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconКультура современного урока
Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он, находясь в контексте современной ему культуры, приобретая черты...
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconПрограмма кружка дополнительного образования от Адамовского цртдю
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет...
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconЯвляется формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни
Вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной...
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconДополнительное образование детей в контексте современной ситуации в образовании
Клёнова Н. В., кандидат философских наук, заместитель заведующего отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца...
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 11 класс
Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconТематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Художественный мир Н. М. Карамзина
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconСетевой принцип деятельности организаций закрытого типа в контексте угроз национальной и региональной безопасности россии (на примере крымско-татарского национального движения)
Защита состоится «11» декабря 2008 г в 15-00 часов на заседании диссертационного совета д 502. 008. 02 по политическим наукам при...
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconСвадебный обряд в контексте этнической культуры народов северного кавказа
Работа выполнена на кафедре философии гоу впо «Чеченский государственный университет»
Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры iconПояснительная записка. Актуальность
Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница