Скачать 27.72 Kb.
|
Типовые программы кандидатских экзаменов по специальностиям: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, программа кандидатского экзамена по общему курсу педагогики (13.00.01) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Педагогика как гуманитарная наука Место педагогики в системе наук о человеке и этапы ее развития. Общекультурное значение педагогики. Объект и предмет педагогики, ее основные категории (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь. Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование). Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Проблема связи философии и педагогики в современных условиях. Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества. Основные понятия: педагогика, воспитание, образование, педагогический процесс, предмет педагогики, система педагогических наук, методологические подходы, межпредметные связи педагогики. Тема 2. Методология и методы научно-педагогического исследования Сущность научного исследования. Общее понятие о науке. закономерности развития науки. Критерии научности знания. Структура и классификация научного знания. Формы организации научного знания. Принципы научного познания. Специфика педагогики как науки Общее понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Методологические подходы в современной педагогике: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, аксиологический, акмеологический. Этносоциально-ролевой подход в казахской этнопедагогике. Уровни научно-педагогического исследования. Методика проведения конкретного педагогического исследования. Методологические характеристики педагогического исследования. Выбор и обоснование проблемы, объекта и предмета исследования. Цель, гипотеза и задачи исследования. Ведущая идея исследования. Основные этапы исследования. Методологические принципы педагогических исследований Методологическая основа исследования. Эмпирические методы исследования: метод наблюдения, опросные методы: беседа, нтервью, беседа, изучение школьной документации, метод экспертных оценок. Теоретические методы исследования: метод теоретического анализа, индуктивные и дедуктивные методы. Математические и статические методы в педагогическом исследовании. Педагогический эксперимент. Сущность педагогического эксперимента. Виды педагогического эксперимента. Методика организации и проведения педагогического эксперимента. Критерии оценки результатов эксперимента. Статистические методы обработки результатов исследования. Основные понятия: методология науки, методы научно-педагогического исследования, методика педагогического исследования. Тема 3. Развитие, формирование и воспитания личности Понятие о личности. Взаимосвязь категорий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Характеристика понятий "развитие", "воспитание", "формирование" личности. Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности (наследственность, среда и воспитание). Проблема социализации личности в педагогике. Деятельность субъекта как фактор развития и формирования личности. Движущие силы и основные закономерности развития и формирования личности с позиций современной педагогической науки. Личность, как цель воспитания. Личность - субъект собственного развития и процесса воспитания. Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность: развитие, воспитание, формирование, факторы развития и формирования личности; движущие силы, закономерности формирования личности; субъект, объект. Тема 4. Целостный педагогический процесс как педагогическая система Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты. Педагогическая ситуация - элементарная "клеточка" педагогического процесса. Единство и взаимосвязь функций целостного педагогического процесса - развивающей, обучающей, воспитывающей. Движущие силы педагогического процесса. Воспитательные механизмы педагогического процесса. Ведущие виды деятельности (труд, общение, познание, игра), их специфика педагогическом процессе. Комплексное применение видов деятельности в педагогическом процессе. Руководство педагогическим процессом. Проблемы диагностики состояния и прогнозирования педагогического процесса. Педагогический процесс развивающаяся система. Его роль в формировании личности. Основные закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика Основные понятия: педагогический процесс; педагогический процесс как развивающаяся система; система "педагоги - учащиеся"; субъект-объектные отношения; движущие силы, закономерности и принципы педагогического процесса. Тема 5. Система образования в Республике Казахстан. Перспективы ее развития Общие понятия системы образования. Основные тенденции социально-экономического развития суверенного Казахстана. Закон Республики Казахстан об образовании. Задачи системы образования. Государственная программа «Образование». Государственная программа развития образования в Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Система непрерывного образования. Типы учебно-воспитательных учреждений, их взаимосвязь. Новые типы школ, перспективы их развития. Особенности организации педагогического процесса в различных типах школ. Концепция этнокультурного образования. Система высшего и послевузовского образования РК и пути ее развития. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура. Основные понятия: система образования, перспективное образование, типы учебно-воспитательных учреждений. Тема 6. Воспитание в целостном педагогическом процессе Взаимосвязь цели, задач и содержания воспитания. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры. Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: умственная культура, готовность к труду, политехническая культура личности, нравственная воспитанность, экологическая, эстетическая, физическая культура. Мировоззрение как система взглядов личности на мир, людей, самое себя, обуславливающая активную позицию ее в освоении и развитии культуры. Виды воспитания. Модели и стили воспитания. Поликультурное воспитание. Концепция гуманистического воспитания. Воспитательные системы Основные понятия: цели, задач и содержания воспитания, виды воспитания, стили воспитания, поликултурное воспитание, воспитательная система. Тема 7. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе Средства, формы, методы как двигательный механизм педагогического процесса. Общие приятия о средствах, формах, методах и приемах, их взаимосвязь в целостном педагогическом процессе. Специфика их использования в учебное и во внеучебное время. Характеристика методов педагогического процесса. Различные подходы к их классификации. Взаимосвязь методов обучения и воспитания как отражение единства всех функций педагогического процесса. Специфические особенности методов формирования личности во внеучебное время. Методы формирования сознания личности: разъяснения, беседа, внушение, убеждение, пример. Методы формирования положительного опыта и культуры поведения: приучение, поручение, упражнение, создание воспитательных ситуаций. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание, их виды.Педагогические условия их применения. Методы контроля и самоконтроля. Взаимосвязь средств, форм, методов как условие эффективности организации воспитательной деятельности. Основные понятия: двигательный механизм педагогического процесса, средства, формы, методы, методические приемы; взаимосвязь методов обучения и воспитания. Тема 8. Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе Детский коллектив в системе "педагоги - учащиеся". Воспитательные механизмы в функционировании педагогического процесса: взаимодействие педагогов и учащихся в различных видах коллективной деятельности. Работа учителя по организации коллективной познавательной деятельности в процессе обучения. Педагогическое руководство коллективной деятельностью учащихся разного возраста во внеклассной работе. Овладение детьми способами учебной и внеучебной деятельности. Характер заданий и общественных поручений, связанных с различными формами жизнедеятельности учащихся. Индивидуальные, групповые, коллективные задания (поручения). Роль общения как средства и условия совместной деятельности учителя и учащихся. Сущность педагогического общения и его функции. Типы и стили общения. Конфликтные ситуации общения, условия их разрешения. Культура педагогического общения. Методика психолог-педагогической диагностики. состояния детского коллектива в педагогическом процессе. Основные понятия: взаимодействие, детский коллектив, коллективная деятельность, поручения-задания, общение, культура педагогического общения. Тема 9. Обучение в структуре целостного педагогического процесса Дидактика как теория обучения и образования. Методологическое обоснования дидактики. Дидактические теории и концепции. Образование как система и процесс. Обучение - составная часть целостного педагогического процесса. Воспитательные возможности обучения, функции, цели и задачи обучения Сущность процесса обучения. Особенности познавательной деятельности учащихся. Психологические основы обучения. Психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Функций целостного педагогического процесса. Структура, основные этапы (звенья) процесса обучения Закономерности и принципы обучения. Основные понятия: дидактика, процесс обучения, функции обучения, компоненты процесса обучения, закономерности, принципы обучения. Тема 10. Содержание образования в современной школе Научно-педагогические основы определения содержания образования. Общие понятия об образовании и его содержании; проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли, основные вехи построения содержания образования в период становления и развития советской школы; общечеловеческая культура, социальный опыт как основа определения состава образования. Характеристика компонентов содержания образования: основы знаний о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; овладение способами творческой деятельности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к приобретаемым знаниям. Проблемы межпредметных связей в содержании образования. Основные направления обновления содержания образования в современной школе. Пути совершенствования стандартов образования. Характеристика документов, определяющих содержание образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Проблемы образования в зарубежной школе. Основные понятия: образование, содержание образования, культура, межпредметные связи, учебные планы, учебные программы, реальные учебные возможности учащихся. Тема 11. Формы организации обучения. Современный урок Учебно-познавательная деятельность учащихся и формы ее организации в целостном педагогическом процессе. Понятие о формах организации обучения как способах взаимодействия учителя и учащихся. Соотношение между формами организации обучения и методами. Краткий исторический экскурс о становлении и развитии организационных форм обучения. Развитие классно-урочной системы обучения в истории школы. Формы организации учебной работы в современной школе: урок, экскурсии, практикумы и семинары, домашняя учебная работа учащихся, зачеты, консультации, экзамены, факультативные занятия. Теория современного урока. Типология и структура уроков. Соотношение психологической и дидактической структур урока. Гибкость и подвижность структуры уроков в зависимости от целей, задач, содержания, психологических основ познавательной деятельности учащихся. Фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Подготовка учителя к урокам. Анализ (самоанализ) урока как компонента педагогического процесса. Анализ урока как основной формы учебной деятельности школьников. Типы анализов урока (полный, дидактический, психологический, воспитательный и др.). Сравнительная характеристика структуры анализа урока (Ю. Конаржевский, М. Махмутов, В. Симонов, Ю. Бабанский и др.). Обоснование необходимости построения схемы анализа урока на основе структурных компонентов педпроцесса как объекта деятельности учителя. Анализ и самоанализ урока - метод получения новых знаний о качестве объекта управления. Характеристика форм организации обучения в зарубежной школе. Основные понятия: формы обучения, урочные и внеурочные формы, фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации обучения. Коллективная направленность форм обучения, урок. Тема 12. Характеристика методов обучения Место методов обучения в целостном педагогическом процессе. Общее понятие о методах обучения. Метод и методические приемы. Методы и средства обучения. Назначение и функции методов обучения. Психологический строй методов обучения. Характерные особенности методов обучения: воспитательное, образовательное, развивающее значения, двусторонний характер, связь с задачами формирования личности, логика применения отдельного метода, основание для отбора комплекса методов обучения на уроке. Многообразие методов обучения. Различные подходы к классификации в современной дидактике. Характеристика различных методов обучения: изложение, беседа, работа с учебником, наблюдение, упражнение, лабораторная и практическая работа. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Средства искусства и игровые приемы, их использование в процессе обучения. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения. Проблема выбора методов и средств в обучении. Методы обучения в зарубежной школе. Основные понятия: метод обучения, методические приемы, средства обучения, классификация методов обучения. Тема 13. Контроль в процессе обучения Функции контроля в процессе обучения результатов учебно-воспитательной работы: стимулирующие, развивающие, образовательные, обучающие, контролирующие, воспитывающие. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций учета. Критерии эффективности достижений личности. Успеваемость как характеристика учебной работы и ее показатели. Теоретические основы контроля и учета результативности учебной работы. Виды контроля и учет результатов обучения. Принципы, лежащие в основе проверки и оценки результатов обучения. Система методов контроля и оценки результатов учебной работы: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), проверка письменных работ (домашние письменные работы, самостоятельные, классные, контрольные работы), зачеты, экзамены, повседневное наблюдение. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в условиях дифференцированного обучения. Оценка знаний учащихся. Требования к ее организации. Обязательные результаты обучения. Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся. Участие школьников в оценочном процессе (взаимооценка, самооценка, оценочное суждение). Основные понятия: педагогический процесс, диагностика, прогнозирование, успеваемость как характеристика (переменная) педагогического процесса, контроль, учет, оценка, методы, отметка, критерии оценки. Тема 14. Педагогические технологии Сущность педагогической технологии. Классификация педагогических технологии. Характеристика различных подходов к процессу обучения: проблемное обучение; программированное обучение; развивающее обучения; модульное обучение; Технология конструирования педагогического процесса, технология осуществления педагогического процесса, технология педагогического общения, личностно-ориентированные технологии обучения, информационные технологии обучения, компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования. Идеи и технологии обучения в опыте педагогов-новаторов. Сочетание традиционных и современных подходов к совершенствованию процесса обучения. Основные понятия: познавательная деятельность, активизация, алгоритмизация, компьютеризация, дифференциация, проблемное обучение, программированное обучение, профильное обучение. Тема 15. Управление педагогическими системами Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Педагогический процесс школы как объект управления администрации. Деятельность учительского и ученического коллективов как предмет управления. Особенности управленческих отношений в системе "педагоги - учащиеся" и подсистемах "учитель-предметник - ученик", "классный руководитель - коллектив класса" и др. Функции руководителей школы. Функции коллегиальных органов управления педагогическим процессом школы (педсовет, методсовет). Методический совет как орган руководства научно-методической работой учителей. Планирование и подготовка заседаний. Роль предметных объединений (кафедр) в подготовке, проведении и выполнении методсоветов. Методсовет и самообразование учителей. Основные понятия: управление, руководство педагогическим процессом, принципы управления, функции управления, педсовет, методсовет, предметное объединение. Тема 16. Диагностика учебно-воспитательного процесса школы (класса) как основа управления шкалой. Внутришкольный контроль Информация о состоянии учебно-воспитательного процесса на разных этапах его функционирования - основа диагностики. Виды информации о состоянии педпроцесса: исходная, тактическая, оперативная. Основные характеристики (переменные) педпроцесса и их показатели. Методика получения, систематизации, анализа информации о состоянии педпроцесса, выработки научно-педагогических рекомендаций. Критерии отбора информации для изучения состояния и управления педпроцессом, формы и методы внутришкольного контроля. Критерии оценки деятельности педагогического коллектива школы - основа для аттестации педагогов. Критерии и показатели деятельности педколлективов. Характеристики (переменные) педагогического процесса как основа для формулирования критериев деятельности педагогического коллектива школы. Основные понятия: педагогический процесс, внутришкольный контроль, диагностика, информация, характеристики (переменные) педагогического процесса, методы диагностики. Тема 17. История педагогики и образования Становление и развитие школы, теория и практика воспитания, системы образования в каждой конкретной общественно-экономической формации, исторические закономерности их развития. Педагогические воззрения идей просветителей и педагогов разных времен и народов, их влияние на культурное и социально-экономическое развитие общества. Педагогическое наследие великих педагогов и мыслителей прошлого. Современная школа и развитие образования за рубежом. Развитие педагогики и образования в Казахстане на различных исторических этапах. Тема 18. Этнопедагогика Место этнопедагогики в системе педагогических наук. Структурно-компонентный состав этнопедагогики. Особенности формирования национального характера, самосознания. Специфика этнического воспитания. Воспитание субъекта этноса как целостной биосоциальной системы. Формирование этнического самосознания, духовности и мировоззрения как основа национального менталитета. Воспитание детей и молодежи средствами народной педагогики в системе непрерывного образования. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
![]() | Программа кандидатских экзаменов по иностранному языку Программа кандидатских экзаменов по иностранному языку. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 10 с | ![]() | Программа-минимум кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине «Основы информационных технологий» «Исследователь»; для лиц, зачисленных на обучение на I ступени послевузовского образования в форме соискательства для сдачи кандидатских... |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ханты-мансийского автномного округа югры Письмом Министерства образования и науки РФ от 6 июня 2005 г. №Ас-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории... | ![]() | В кандидатских диссертациях, защищенных по линии Российской академии государственной службы при Президенте РФ Некоторые ссылки (из более чем 3000) на труды Е. Е. Румянцевой (Жоголевой) в кандидатских и докторских диссертациях – более 20 экономических... |
![]() | О проведении внутришкольных пробных экзаменов До 18 апреля педагогам – предметникам предоставить анализ результатов пробных экзаменов Григорьевой Елене Михайловне | ![]() | Типовые ошибки при работе «Континент ап» Данный документ предназначен для самостоятельного решения пользователем проблем, возникающих при работе программы «Континент ап» |
![]() | Программа устных экзаменов перечень молитв для вступительных экзаменов Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, “Царю Небесный”, “Святый Боже”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”, “Приидите поклонимся” | ![]() | Модели, алгоритмы и программы, развивающие технологию 3D-моделирования нефтегазовых месторождений Защита состоится «24» марта 2010 г в 15. 00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций д 212. 269.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. Типовые промышленные технологии Для специальностей 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. Типовые промышленные технологии Для специальностей 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) |