Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы




Скачать 18.45 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18.45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

по подготовке выпускников основной школы

к участию государственной (итоговой) аттестации




Бычкунова Е.Б., методист кафедры

Философии и методологии науки

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»


Саратов 2010

Содержание





Стр.

Введение

3 - 5

Анализ итоговой государственной итоговой аттестации по географии 2009 года Саратовской области

Особенности структуры экзаменационной работы по географии в 2011 года (проект)

5 – 12

Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 – х классах в независимой форме по предмету «География»

13 - 32

Приложения

33 - 50

Список литературы, рекомендованный для подготовки и проведения ГИА в 9 – м классе

51



Введение

Данные методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой) аттестации.

Методические рекомендации составлены с учетом организации учебного курса «География» на основе результатов итоговой аттестации выпускников девятых классов Саратовской области за 2009-2010 учебный год. Дается анализ типичных ошибок выпускников базового, повышенного и высокого уровней сложности. Предлагаются различные варианты организации предэкзаменационного повторения. В приложения включены задания и памятки для обучающихся.

Итоговая аттестация в 9-х классах, нацеленная на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации никоим образом не имеется ввиду механическое натаскивание. Поскольку только хорошие знания курса географии во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена.

Назначение экзаменационной работы по географии за курс основной школы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах - улучшение качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение

Задачи проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме:

- создание условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе;

- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

- выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

- определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений:

- формирование географической компетенции выпускников IX классов

Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.


Анализ итогов государственной итоговой аттестации по географии 2010 года Саратовской области

Экзамен по географии в рамках государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в 2010 г. сдавали 5874 девятиклассников, из 38 районов области и города Саратова, что составило 30%.

Успеваемость обучающихся в 2010 году составила 93%, это на 5% ниже, чем в 2009 году. Качество знаний в 2010 году составило 53%, это на 13% ниже, чем в 2009 году.

Качество знаний – 66%

Количество «5» – 399 (6,8%)

Количество «4» – 2.683 (45,7%)

Количество «3» – 2.366 (40,2%)

Количество «2» – 426 (7,3 %)

Средний балл – 3,6.

Доля обучающихся, набравших балл выше среднего – 52,4%.

Доля обучающихся, набравших балл ниже среднего – 47,5.

Доля обучающихся, набравших максимальный балл – 0,07%.

Понижение успеваемости и качества знаний в первую очередь связано с тем, что в 2010 году географию сдавали обучающиеся, которые в основном обучались на оценку «3» (удовлетворительно) и не собирались оканчивать полную среднюю школу. В отличие от 2009 года, когда часть девятиклассников выбирали социально – экономический профиль, при этом многие из них обучались на оценку «4» (четыре) и «5» (пять).

В территориальном разрезе лучшие результаты по среднему баллу в образовательных учреждениях Духовницкого – 4,0; Турковского – 4,0; Хвалынского – 3,8; Питерского – 3,8; Базарно – Карабулакского - 3,8; Ртищевского – 3,8; Балтайского – 3,8 районов области.

Минимальное значение среднего балла – в образовательных учреждениях следующих районов: Марксовского – 3,1; Аркадакского – 3,2; Озинского – 3,1; Калининского – 3,3; Балаковского – 3,3 районов.

Проверка знаний проводилась по основным содержательным блокам:

1. источники географической информации;

2. природа Земли и человек;

3. материки, океаны, народы и страны

4. природопользование и геоэкология;

5. география России.

В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. В проверяемые задания включены умения работать с картами атласа, причем не просто считывать информацию, а самостоятельно выбирать необходимые карты, находить в них требующуюся информацию. Содержание заданий проверяли географические знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Экзаменационная работа состояла из 30 заданий разных типов. Задания проверяли знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в жизненном, практическом контексте.

Таблица 1. Распределение заданий по разделам курса основного общего образования по географии

Разделы обязательного минимума содержания основных образовательных программ

Процент максимального первичного балла за задания по данному разделу от максимального первичного балла за всю работу (=33)

1.Источники географической информации

18%

2.Природа Земли и человек

21%

3.Материки, океаны, народы и страны

6%

4.Природопользование и геоэкология

6%

5.География России

49%



Работа включала 19 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов; 8 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв); и 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Работа содержала 16 заданий базового уровня сложности, 11 заданий – повышенного уровня и 3 – высокого.

Выполнение задания, в зависимости от типа и трудности, оценивалось разным количеством баллов. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развёрнутым ответом (15, 21 и 24) в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составлял 33.

Для того чтобы получить отметку «3», учащемуся было необходимо набрать 11 баллов, то есть 75% заданий базового уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня могло быть компенсировано за счет выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Отметка «4» выставлялась, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и половину заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «5» выставлялась, если выпускник набрал не менее 26 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и все задания повышенного уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня могло компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Максимально за выполнение всех заданий работы можно было набрать 33 балла. Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы по географии является то, что в ней не выделяются отдельные части в соответствии с типами заданий. Задания разных типов имеют общую нумерацию. Все задания выполнялись с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистических таблиц или текста. Особенностью ГИА по географии явилось то, что при выполнении всех заданий экзаменационной работы разрешалось пользоваться линейками, калькуляторами, школьными географическими атласами для VII,VIII и IX классов. В 2010 году увеличилось время на выполнение экзаменационной работы по географии до 2 часов (120 минут).

В целом можно констатировать достаточно высокий уровень подготовки экзаменуемых, но в то же время нельзя не обратить внимание на неполное достижение частью выпускников отдельных требований образовательных стандартов.


Типичные ошибки

При анализе итогов экзамена было обращено внимание на результаты выполнения работы всеми группами выпускников, принимавших участие в аттестации, и на отличия в степени географической подготовки экзаменуемых, получивших на экзамене разные отметки. Из требований блока «Знать/ понимать» на экзамене проверялось знание географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли, различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России, природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Для проверки знания и понимания географических особенностей природы, населения, экономики мира и России использовались задания двух видов – на проверку непосредственно знания фактов и на понимание взаимосвязей и закономерностей природных, социальных и экономических явлений и процессов, и особенностей их проявления на конкретных территориях.

Анализ результатов экзамена показал, что у значительной части обучающихся географические компетентности сформированы недостаточно.

7,3 обучающихся (426) не смогли получить удовлетворительную отметку, не смотря на то, что для этого надо было набрать 11 баллов базового уровня.

Полное усвоение требований стандарта к уровню подготовки показали 53% обучающихся, получивших на экзамене «4» и «5». Выпускники, получившие отметку «3», составляют значительную группу (40,2%). Они владеют базовыми умениями работы с источниками географической информации (картографическим, статистическим), знают и понимают основные географические термины и понятия. Однако применять имеющиеся знания и умения для решения задач даже в незначительно измененных ситуациях они не могут.

Одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений работать с различными источниками географической информации, прежде всего – с географическими картами. Обучающиеся не имеют навыков работы с топографической картой, что привело к затруднениям в выполнении задания № 20 (определении направлений на картах и по плану местности). Это говорит об удовлетворительном уровне сформированности умений (выполнение заданий данного типа составило 35%). Умение определять направление на картах и плане местности сформировано лучше. Его показали до 50% выпускников. Экзаменуемые не знают промежуточные стороны горизонта. С заданием №22 (построение профиля) не справилось до 50%. Это значит, что экзаменуемые не представляют, как выглядит местность, изображенная горизонталями. Несформированность у обучающихся умений работы с топографическими планами и картами может быть объяснена сокращением времени, отводимого базисным учебным планом на изучение географии в 6 классе. До 15% не могли выбрать нужную карту для определения границ в задании № 2. Сложным для обучающихся оказалось задание №18, связанное с применением знаний в новой ситуации.

Для большинства обучающихся в экзамене сложным оказалось задание

№ 30 (блок: материки, океаны, народы, страны). Задания №№ 5,6,23,24 показали, что обучающиеся не всегда уверенно могут самостоятельно выбрать необходимую карту и получить с её помощью нужную информацию.

Недостатком подготовки части выпускников является непонимание некоторых географических терминов и понятий: экологические процессы (задание №13), циклон, антициклон (задание №№ 11 – 12).

В курсе географии России имеются пробелы в знаниях о природных заповедниках (задание №6), о природных заповедниках (задание №17). До 50% обучающихся не умеют анализировать синоптическую карту (задание №11), прогнозировать погоду (задание №12). Это можно объяснить тем, что не во всех учебниках географии России имеется эта карта, не отработаны навыки работы с ней. Необходимо использовать синоптические карты, помещенные в СМИ. В задании №8, где требовалось определить среднюю плотность населения района по данным о численности его населения и площади территории, справилось около 50% выпускников. Не умеют сравнивать значение естественного показателя прироста населения регионов, имея данные показателей смертности (до 10%).

Анализ работ показал, что значительная часть обучающихся не научилась соединять знания и умения из различных курсов школьной географии. Это относится к заданиям №№15, 21, 24, где нужно было давать развернутый ответ (процент выполнения от 10 – 35). Часто у обучающихся отсутствуют развёрнутые ответы или ответы написаны далёким от географии языком.

Причины низкого качества выполненных работ можно объяснить недостаточностью внимания при отработке понятий, работе с картами, сокращению часов географии в 6 классе, введением новых типов практических работ в 8 классе (синоптическая карта).

В целом знания и понимание проверяемых в КИМ фактов и закономерностей можно считать сформированным у всех выпускников, получивших удовлетворительные, хорошие и отличные отметки за выполнение экзаменационной работы.

Выводы: В целом географическую подготовку выпускников 9 классов, прошедших аттестацию, можно считать удовлетворительной. Большинство выпускников знают основные географические факты, понимают географические закономерности и имеют пространственное представление о географии природных и экономических явлений, умеют выбрать источник географической информации для решения конкретной задачи и найти в нём нужную информацию, представленную в явном виде, умеют читать карту.

Около половины выпускников понимают суть некоторых географических показателей, умеют найти данные для их определения и определить их; более 75% выпускников могут делать простейший прогноз по карте погоды, умеют определять различие в поясном времени территорий, выявлять эмперические зависимости на основе анализа данных, интерпретировать информацию, представленную в разном виде. Около 40% аттестуемых могут объяснить географические явления, установить причинно – следственные связи.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы
В настоящее время в ряде регионов государственная (итого­вая) аттестации выпускников IX классов по некоторым предме­там проводится...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В
Олько на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей....
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке письменных работ для слушателей 2 факультета заочной формы обучения Москва 2011
...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
К, сст), другие пособия, а также методическое пособие для учителей (2-е издание в 2004 г.). Учителя географии накопили уже большой...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении Казань, 2010
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и учителей-предметников, испытывающих затруднения при написании...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconГоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
Подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница