Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки»




Скачать 18.62 Kb.
НазваниеРабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки»
Дата04.02.2016
Размер18.62 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского края



«СОГЛАСОВАНО»

«СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДАЮ»

МО учителей начальных классов МБОУ «ЗСОШ №1»


Заместитель директора по УВР МБОУ «ЗСОШ №1»

Директор

МБОУ «ЗСОШ №1»


________________________


_______________________


______________________

Протокол № ______ от




Приказ № _______ от

«___» ____________ 2012 г.

«___» ____________ 2012 г.

«___» ____________ 2012 г.












Рабочая программа

Факультатива

по литературе Алтайского края

«Алтайские жарки»

для начальной ступени

базовый уровень

4 –а класс


Составитель : Сивер А.И.

учитель начальных классов ,

высшая квалификационная категория


с. Завьялово

2012


Факультатив по литературе Алтайского края

«Алтайские жарки »

4 класс

Пояснительная записка

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений

Программа факультативного курса "Алтайские жарки" адаптирована для детей 10лет. Расширяя читательский кругозор учащихся через знакомство с творчеством своих земляков о родном крае , факультативный курс готовит детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укрепляет в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.


Цель данного факультативного курса:

привлечь внимание школьников к творчеству авторов, пишущих о родном крае

Основными задачами для курса являются:

  • Формировать у детей интерес к чтению путём знакомства с произведениями своих земляков

  • Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

  • Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

Программа рассчитана на формирование умения работать с произведением

Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);

Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);

"раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;

Чтение произведения по ролям;

Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);

Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.

Ведущим методом является чтение -, чтение вслух, рассказывание, беседа.

Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.

Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.

Тексты разнообразны по содержанию.

Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время, воспитывают любовь к родному краю.

Программа состоит из разделов:

  1. Устное народное творчество. -3ч

  2. Осенние зарисовки 3ч

  3. Мир классики 3ч

  4. Совесть, лучший друг 3ч

  5. Музыка зимы 3ч

  6. Детская литература 20 века 2ч

  7. Детям о детях 2ч

  8. О братьях наших меньших 4ч

  9. Дыхание весны 2ч

  10. Память о войне 2ч

  11. Однажды летом 3ч

  12. Алтай-сказка наяву 4ч

.

Приобщаясь к художественной литературе алтайских писателей и поэтов, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.

Данная программа ориентированна на детей 4 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.


Поурочное тематическое планирование

34ч


Название раздела

Кол-во

часов

Содержание

Цели

Дата



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


1


2


3

Алтайская мудрость.

Слово об Алтае (Б.Я. Бедюров).

Легенда о могущественном хане Алтае его дочери

красавице Катуни и возлюбленном богатыре Бие (С. Филатов)

.

КУМАНДИНЦЫ. (Е.И. Тукмачёва.)

Легенда о кумандинцах.

Кумандинские загадки.

Кумандинские пословицы.


Кумандинские сказки.

Круглая лепёшка. Алтайская сказка.


Фольклор – устное народное творчество


Знать Алтайские загадки, пословицы, сказки

Легенда – жанр фольклора Особенности алтайской легенды, главная мысль







ОСЕННИЕ ЗАРИСОВКИ


4


5


6

М. Мокшим. Первое сентября

Я. Рубцов. Осень

Г. Колесникова. «Ну, вот и листва опадает...

Г. Колесникова. «Моя златотканая осень...»


A. Лещёв. Отблеск лета

И. Селюненков. Осенний вечер

Я. Черкасов. «Голые осины по-над бором...

Я. Черкасов.

«Осеньотшумит...»


B. Зеленое. «Нежданная осень - за лето расплата
И. Мухачёв. Осень

В. Новичихина. «В сентябре расцветают цветы


Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу


Связь литературы с музыкой и живописью




МИР КЛАССИКИ


7


8


9

В. Шукшин. Высказывания об Алию

В. Шукшин. Рыжий. Отрывок из рассказа


В. Шукишн. Далёкие зимние вечера


И. Кудинов. Тепло огня. Отрывок из повести "Прошу взлёт»

Р. Рождественский. «Человеку надо мало...»

В. Свинцов. Встреча. Рассказ


Понимание содержания литературного произведения

Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения




СОВЕСТЬ, ЛУЧШИЙ ДРУГ


10


11


12

М Мокшин. Душа

М. Мокшин. Потерял я кошелёк


Т. Аишарина. Волшебная музыка Брамса. Сказка


В. Башунов. «Обирают огород - ...»

Р. Рождественский. Жизнь

И. Пантюхов. Воробьи


Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью Понимание содержания литературного произведения Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения




МУЗЫКА ЗИМЫ



13


14


15

Г. Гребенщиков. Причуды русской зимы. Из романа «Былина о Микуле Буяновиче»

О. Свирина. Музыка зимы

С. Терентьев. Печь


С. Трошева. Этой сказке нет конца

В. Тимофеева. Звоны

Т. Колесникова. В новогоднюю ночь

П. Маштаков. Снежинк

М. Мокишн. Новогодняя ёлка


Д. Сабынина. Зимняя зарисовка

М. Длуговской. Зима

В. Коржов. Снегопад




Уметь определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы


Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста





ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА



16


17

М. Юдалевич. Волшебное слово

М. Юдалевич. Шубы-барнаулки


Э. Каценштейн. Классы

Э. Каценштейн. Письмо космонавту Г.Титову


Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять события, отвечать на вопросы




ДЕТЯ

Детям о детях

18


19

В. Коржов. Детская молитва

В. Сидоров. Няма


В. Нечунаев. Девочка Дина

Л. Козлова. Живой телефон

Л. Козлова. Гнездо на экране


Образы детей-
героев в произведениях

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,






О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ


20


21


22


23

B. Свинцов. Мама Вася

М. Мокшин. Лисята


Л. Мерзликин. «Воробей залетел через форточку...»

C. Чепров. Птица

О. Заева. Гость


О. Заева. Добрый и сильный

В. Нечунаев. На болоте

И. Деревянченко. Жук


Л. Толъцова. Дереза

В. Новичихина. Милосердие

Рассказ о своих впечатлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них






ДЫХАНИЕ ВЕСНЫ



24


25

. Мерзликин. Весна

Л. Толъцова. Женский день

Т. Свиридонов. Кюнгельди

В. Башунов. Огоньки

B. Петрова. Март


Т. Володин. «Весёлое солнце смеётся...»

Е. Бессмертных. «Разбужен средь ночи дыханьем весны...»

C. Терентьев. Черёмуха цветёт

Т. Швец-Некрасова. Весна


Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства


Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы




Память о войне


26


27

M. Мокшин Девятое мая

Н. Балакирева .День победы.

М. Длуговсной Ветеран


В. Свинцов Счастье. Из цикла рассказов «Хозяин ушел на войну»

Г. Рябчвнко . Серебряная ложка (Отрывок из повести «Мериканец»


Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Знать произведения о Родине

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении






ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ


28


29


30

B. Сидоров. Однажды летом. Рассказ


Н. Дворцов. Загадка. Из рассказов о природе

C. Чепров. Бал цветов

Л. Батурин. «Ни ветерка, а волны бьются..




В. Петрова. Облака

A. Соболев. Это Родина... Из повести «Ночная радуга»


Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста






АЛТАЙ - СКАЗКА НАЯВУ...


31


32


33


34

Высказывание об Алтае - академик В.А. Обручев

Высказывание об Алтае - Николай Рерих

Высказывание об Алтае - Герман Титов

B. Шишков. Прошу у Алтая чуда

Г. Горышин. Плот


Л. Кокышев. Детям Алтая

Я. Мухачёв. Самоцветы

В. Тимофеева. Алтын-Кёль

Л. Белоусова. Хорошо в родном краю


О. Заева. Шукшину

A. Лещёв. Бронзовому Шукшину

B. Нурдаева. У памятника Шукшину на Пикете

Обобщение по курсу.



Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения


Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения


Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста







В результате изучения факультативного курса «Алтайские жарки » учащиеся должны :

знать:


- фамилии авторов, пишущих о родном крае и их произведения

Называть, приводить примеры:

  • Алтайских сказок, загадок, пословиц, легенд

  • стихов и рассказов из круга детского чтения о родном крае

Устанавливать связи, объяснять:

  • определять тему;

  • развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение ее с заглавием;

  • устанавливать связи внутри событий.
    Кратко характеризовать, описывать:

  • основную мысль художественного произведения;

  • героев произведения (их поступки и характеры);

  • свое отношение к прочитанному произведению.



Литература:

Для учащихся :

Т.А Ашмарина , Н. В. Пичугина «Алтайские жарки», хрестоматия по литературе Алтайского края , Бийск, Изд Дом «Бия», 2008Г, 144с

Мерзликин Л. С. Стихи для детей . Барнаул. Алтайское книжное изд, 2003


Для учителя:

Т.А Ашмарина , Н. В. Пичугина «Алтайские жарки», хрестоматия по литературе Алтайского края , Бийск, Изд Дом «Бия», 2008Г, 144с


Бедюров Б.Я Слово об Алтае . История, фольклор, культура-Горно-Алтайск, 1990

Стихи поэтов Алтая «Золотое сердце», №1 1978

Мерзликин Л. С. Стихи для детей . Барнаул. Алтайское книжное изд, 2003

Сидоров В.С Однажды летом . Рассказ журнал «Алтай» 1977 №4

Шукшин В.М. Рассказы . Барнаул Алтайское книжное изд. 1989-589с

Юдалевич М. И. С улыбкой . Стихи. Барнаул. Алтайское книжное изд. 1969

Похожие:

Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconПрограмма модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы
О порядке реализации мероприятий и расходования средств Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconЗаместитель Губернатора Алтайского края, Председатель Совета по этнокультурному развитию Алтайского края Б. В. Ларин
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни» (далее – Фестиваль) проводится в целях
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconПочтовый адрес
Алтайского края. В соответствие с планом проведения торжественных мероприятий, посвященных названным событиям, Администрация Алтайского...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconМуниципальное образование город Рубцовск Алтайского края Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2013 2025 годы город Рубцовск
I. Концепция социально–экономического развития муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на период до 2025 года
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconРубцовского района алтайского края решение 27. 12. 2012 №27 с. Новоалександровка о внесении дополнений в
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, ст. 22 Устава муниципального образования Новоалександровский сельсовет...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconАлтайского края постановлени е
«О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconРабочая программа по математике разработана на основе авторской программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана Граф, 2009) в соответствии с требованиями Федерального
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconРабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconРабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа Факультатива по литературе Алтайского края «Алтайские жарки» iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница