Динамические процессы в языке молодежного журнала




Скачать 17.05 Kb.
НазваниеДинамические процессы в языке молодежного журнала
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17.05 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


МАТЮШЕНКО Екатерина Евгеньевна


ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

В ЯЗЫКЕ МОЛОДЕЖНОГО ЖУРНАЛА


10.02.19 – теория языка

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук


Волгоград – 2013


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».


Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор
Крюкова Ирина Васильевна.

Официальные оппоненты: Олянич Андрей Владимирович, доктор
филологических наук, профессор (Вол-
гоградский государственный аграрный
университет, заведующий кафедрой ино-
странных языков);

Тульнова Маргарита Афанасьевна, кан-
дидат филологических наук, доцент (Вол-
гоградский государственный социаль­но-
педагогический университет, доцент ка-
федры английской филологии).

Ведущая организация – Московский государственный универси-
тет имени М.В. Ломоносова.


Защита состоится 24 мая 2013 г. в 12.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.01 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волго­град, пр. им. В.И. Ленина, 27.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.


Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www.vspu.ru 19 апреля 2013 г.


Автореферат разослан 19 апреля 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Н.Н. Остринская


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная работа, выполненная в рамках медиалингвистики, социолингвистики и функциональной стилистики, направлена на изучение динамики употребления языковых средств в современных молодежных журналах.

Объект исследования медиатексты крупнотиражных российских молодежных журналов конца XX – начала XXI в. Непосредственным предметом анализа являются особенности динамических процессов в языке молодежного журнала с 1999-го по 2012 г.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, значимостью изучения языковой изменчивости и вариативности в социолингви­стически значимые периоды, характеризующиеся демократизацией и либерализацией общества; во-вторых, недостаточной изученностью языка молодежного журнала, отражающего общеязыковые тенденции расшатывания границ языковой нормы и активизации единиц периферии общенационального языка.

В основу работы положена следующая гипотеза: молодежный журнал отражает языковую динамику, которая проявляется в стилистических трансформациях, выходе лексики ограниченных сфер упо­требления за их пределы, тенденциях развития способов словообразования.

Цель работы – исследование динамики языковых процессов в медиатекстах молодежных журналов с 1999-го по 2012 г.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) дать характеристику молодежным печатным изданиям с позиции журналистики, рассмотреть типологию молодежных журналов;

2) установить хронологические срезы, актуальные для исследования языковой динамики в текстах молодежных журналов;

3) определить специфику молодежного журнала как гипертекста и креолизованного текста, выявить динамику использования паралингвистических средств;

4) обозначить тенденции стилистических трансформаций в медиа­текстах молодежного журнала, отражающие динамику употребления элементов разговорной речи и средств интернет-коммуникации;

5) выявить количественные и качественные изменения в употреблении некодифицированной лексики, зафиксированной в современной журнальной периодике для молодых людей.

Основным материалом анализируемых языковых процессов явились российские молодежные журналы массового распространения с 1999-го по 2012 г.: «Молоток», «Ровесник», «Bravo», «Cool Girl»/ «Лиза Girl», «Yes!», «OOPS!». За единицу анализа принимался текстовый фрагмент, включающий иностилевые языковые единицы, а также лексические единицы, находящиеся за пределами литературного языка. По результатам выборки составлена картотека, включающая более 4500 контекстов, в которых зафиксировано более 12000 анализируемых единиц. Для иллюстрации некоторых теоретических положений и сравнительных параллелей в качестве вспомогательного материала привлекались более ранние издания журнала «Ровесник», а также данные таких интернет-ресурсов, как TheHollywood­Gossip, AskMen.com, FadedYouthBlog, сайт американского журнала Life&Style, некоторые материалы из которых были переведены журналистами отечественных молодежных изданий.

В исследовании использовались следующие методы: общенаучный описательный метод, представленный приемами классификации, интерпретации и обобщения; лингвистические методы компонентного и контекстуального анализа, а также метод первичной статистиче­ской обработки материала. Анализ динамических процессов в языке молодежных журналов, созданных в разные годы, потребовал применения в некоторых случаях сопоставительного метода.

Степень разработанности проблемы. Интенсивное изучение языка СМИ ведется несколько десятилетий. Различные стороны этого объекта освещены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Особую актуальность в последние годы приобретает комплексный анализ языка СМИ на стыке и пересечении двух и более направлений современного языкознания. Теоретико-методологической базой данной работы послужили несколько групп взаимодополняющих исследований, в которых:

· анализируются язык и стиль средств массовой коммуникации: Е.И. Беглова, Т.Г. Добросклонская, М.Р. Желтухина, Н.И. Клушина, В.Г. Костомаров, Л.Г. Лисицкая, Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская, Т.И. Су­рикова, Ю.С. Рынкович, Г.Я. Солганик, Дж. Данн и др.;

· рассматриваются проблемы семиотики и лингвистики текста: Е.Е. Анисимова, Л.М. Большиянова, М.М. Бахтин, В.М. Березин, М.Б. Во­рошилова, О.В. Дедова, А.В. Олянич, Ю.А. Сорокин, Ф.М. Тарасов, М.М. Субботин и др.;

· исследуется социолингвистическая проблема соотношения форм существования языка: В.Д. Бондалетов, М.А. Грачев, В.С. Елистратова, М.А. Кронгауз, Л.П. Крысин, Н.Б. Мечковская, Т.Г. Никитина, В.В. Химик, I.L. Allen, N. Coupland, D. Crystal, F. Danes, E.Mattiello, J. Milroy и др.;

· разрабатываются новые направления функциональной стилистики и стилистики текста: Н.С. Валгина, Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев, Л.Г. Кайда, Л.П. Крысин, О.А. Лаптева, О.Б. Си­ротинина, Г.Я. Солганик, Т.Г. Трошева, P. Kerswill и др.

Для более точного описания молодежного журнала как типа периодики были привлечены работы по журналистике: Д.С. Авраамов, М.Е. Аникина, Е.В. Ахмадулин, Р.П. Овсепян, А.А. Грабельников, О.Д. Минаева, Я.Н. Засурский, И.И. Засурский, М.В. Шкондин, М.И. Шостак, E.Noval и др.

Научная новизна настоящего исследования заключается в комплексном анализе языка молодежного журнала в динамическом аспекте. Рассмотрено становление молодежного журнала как типа периодики, и обозначены его характерные типологические черты. Исследованы особенности молодежного журнала как гипертекста и креолизованного текста. По данным двух синхронных срезов выявлены стилистические трансформации и динамика употребления лексиче­ских единиц периферии общенационального языка за последние 14 лет.

Теоретическая ценность исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в изучение некоторых проблем медиалингвистики, социолингвистики и функциональной стилистики. Представленные в работе данные о языковых изменениях в медиатекстах молодежного журнала, во-первых, способствуют системному освещению проблемы стирания границ между живой разговорной речью, интернет-коммуникацией и языком СМИ, что в конечном счете вносит вклад в исследование проблемы взаимодействия языковых средств периферийной сферы и литературной формы любого современного языка; во-вторых, демонстрирует особенности влияния на рассмотренные динамические процессы языковой моды и языковой политики.

Практическое значение исследования определяется тем, что основные его положения могут быть использованы в преподавании  вузовских курсов языкознания и стилистики, а также в спецкурсах по социолингвистике и медиалингвистике. На основе полученных данных могут быть разработаны научно-практические рекомендации авторам молодежной прессы. Составленная картотека некодифицированных языковых средств, используемых в современных молодежных журналах, представляет определенный интерес для лексикографиче­ской практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Молодежные журналы представляют собой специализированные, иллюстрированные периодические универсально тематические и монотематические печатные издания, предназначенные для подрост­ков (14–17 лет) или молодых людей (18–24 лет), выполняющие общие для всех СМИ коммуникативную, познавательную и ценностно-ориен­тирующую функции, а также особую – социализаторскую функ­цию. В способе подачи информации и манере изложения в молодежном журнале наблюдаются паралингвистическая и лингвистическая вариативность, динамика языковых процессов, для выявления которой были установлены хронологические срезы: 1999–2003 гг. и 2008–2012 гг.

2. Экспансия разговорной речи в медиатекстах молодежного журнала представлена на всех языковых уровнях: фонетическом (письменная фиксация редукции гласных и упрощение группы согласных, выпадение части слов и словосочетаний, намеренное увеличение гласных и согласных), лексическом (функционирование просторечных и инвективных единиц), морфологическом (использование разговорных словообразовательных способов и разговорных частиц) и синтаксическом (употребление простых и оборванных предложений, а также парцеллированных конструкций). Частотность использования элементов разговорной речи неоднородна по двум синхронным срезам: передача особенностей произношения на письме характерна для первого синхронного среза, а использование просторечных и инвективных единиц – для второго среза.

3. Отмечается влияние интернет-общения на язык медиатекстов для молодых людей. К наиболее активным единицам, заимствованным из интернет-общения, относятся эмотиконы (полисемиотиче­ские знаки, заменяющие вербальное выражение эмоций автора), ОРФО-арт (намеренное искажение орфографического облика лексических единиц) и компьютерные жаргонизмы. Выявленная динамика их употребления неоднородна: ОРФО-арт и компьютерные жаргонизмы становятся менее частотными по сравнению с эмотиконами.

4. К некодифицированным словам и выражениям, зафиксированным в молодежном журнале, относятся уже существующие (жаргонизмы) и потенциальные единицы (окказионализмы). Жаргонизмы выполняют номинативную (при отсутствии однословного эквивалента в языке), парольную (для обозначения принадлежности к своему кругу) и эмоционально-экспрессивную функции. Окказиональные слова, условно разделяемые на слова, созданные без нарушения структуры (потенциальные слова), и слова, образованные с нарушением структуры (окказионализмы), выполняют номинативную, фатическую и эмоционально-экспрессивную функции. За последние 14 лет в молодежных журналах произошло уменьшение количественных показателей употребления жаргонизмов и окказионализмов, а также изменение соотношения функций.

5. Варваризмы, зафиксированные в медиатекстах молодежного журнала, неоднородны по структуре и способу включения в текст: единицы с сохранением графики оригинала, иногда сопровожда­ющиеся русскоязычным эквивалентом; единицы в русской графике, иногда грамматически адаптированные. Наиболее частотны варваризмы английского происхождения, что объясняется возрастающей ролью английского языка в мире. Варваризмы выполняют номинативную, эмоционально-экспрессивную и фатическую функции. Варваризацию языка молодежного журнала подтверждает активное использование варваризмов, среднее количество которых возросло в 2–3 раза во втором синхронном срезе.

В представленных положениях обозначены общие тенденции изменений в языке молодежного журнала за последние 14 лет, которые обусловлены влиянием на данные медиатексты языковой политики, языковой моды и процессов глобализации лексики. Менее значительные изменения, произошедшие за рассматриваемый период, обусловлены возрастной группой, на которую рассчитано издание, а также редакционной политикой анализируемых журналов.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на аспирантском семинаре при кафедре языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), внутривузовских конференциях ВГСПУ (2005–2010 гг.), региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2006–2008 гг.); а также на всероссийских конференциях молодых исследователей «Филология и журналистика в начале XXI века» в г. Саратове (2007, 2008, 2009, 2011 гг.), на IV Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного знания» в г. Пятигорске (2011), на XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012» в г. Москве (2012), на Международной научной конференции молодых ученых «Язык и репрезентация культурных кодов» в г. Самаре (2012). Содержание работы отражено в 13 публикациях общим объемом 3,93 п.л., из них 3 – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка источников иллюстративного материала и приложения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава «Молодежный журнал как объект междисциплинарного исследования», состоящая из двух параграфов, посвящена рассмотрению молодежного журнала с позиции журналистики и лингвистики. Анализируются основные характеристики молодежного журнала как типа СМИ с учетом его целевой аудитории, отражаемой им сферы действительности и функционального назначения. Выявляются черты молодежного журнала как гипертекста и динамика использования паралингвистических средств.

В параграфе 1.1. «Молодежный журнал в системе современных российских СМИ» рассматриваются анализируемые издания с позиции журналистики. В отличие от газет, журналы, в том числе молодежные, характеризуются вневременной информацией, расширенным объемом материалов, наличием авторских комментариев.

К началу 1990-х была сформирована система молодежной прессы, в которой выделялись общественно-политические, литературно-художественные, научно-популярные, научно-художественные, производственные и другие журналы. Однако в постсоветской России вследствие глубоких социально-политических преобразований молодежные издания претерпели качественные изменения. Современные журналы для молодых людей охарактеризованы в настоящей работе, исходя из следующих параметров: характер аудитории, разнообразие тематики и функциональная специфика.

К целевой аудитории молодежных журналов можно с известной долей условности отнести людей в возрасте 14–24 лет: нижняя граница обозначает период перехода подростка в старшие классы школы, начало профессионального образования, а верхняя – окончание высшего учебного заведения, начало профессиональной деятельности. С учетом неоднородности аудитории мы выделяем две группы молодежных журналов: подростковые, возраст читателей которых варьируется от 14 до 17 лет, и собственно молодежные издания, целевую аудиторию которых составляют молодые люди 18–24 лет. К журналам первой группы относятся «Молоток», «Bravo», «Cool Girl» (позже – «Лиза Girl»), вторую группу изданий составляют «Ровесник», «OOPS!», «Yes!». Четкое и правильное представление о целевой аудитории позволяет определиться с нужным содержанием и стилистиче­ской тональностью материала, что определяет формат того или иного издания.

С точки зрения представленной в молодежных журналах информации можно выделить монотематические издания, материалы которых посвящены определенным областям знаний, и универсально тематические издания, в которых журналисты рассказывают о различных сферах деятельности молодых людей. Монотематическая молодежная пресса представлена изданиями о компьютерах («Хакер», «Игромания»), учебе в высших учебных заведениях («Политехник», «Студенческий город»), о музыке («Fuzz», «Все звезды»). К универсально тематическим относятся анализируемые в данной работе журналы «Cool», «Cool girl», «Молоток», «Yes!»; тематика статей в них разнообразна: новости в области музыки, киноиндустрии, интервью со знаменитыми людьми, представителями различных субкультур, статьи о межличностных отношениях.

Подростковые и собственно молодежные журналы различаются
  1   2   3

Похожие:

Динамические процессы в языке молодежного журнала iconО проведении Молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга 2013»
Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, руководитель Организационного...
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconНациональная библиотека республики карелия отдел медицинской литературы
Для заказа информации о содержании интересующего Вас журнала укажите название, год, номер журнала
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconСтатья из журнала «The Harmonist», издаваемого
Но, появившись на английском языке, этот журнал нисколько не утратил своей цели и возвышенной духовной сути. Слово «harmonist» прекрасно...
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconО проведении «Шестого межрегионального молодежного фестиваля кулинарного искусства»
Настоящее Положение регламентирует порядок проведения «Шестого межрегионального молодежного фестиваля кулинарного искусства». Целями...
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconО проведении окружного межмуниципального молодежного фестиваля национальных культур «Храни свои корни»
Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения окружного межмуниципального молодежного фестиваля национальных культур...
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconРоссийской Федерации Национальный исследовательский иркутский государственный технический университет факультет послевузовского обучения
Рабочие процессы, теоретический цикл и действительные процессы автомобильных двигателей
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconРуководство для заявителей бюджетная линия: bgue-b2011-19. 040100-C1-devco идентификационный номер
Представительством Европейского Союза в России для облегчения понимания правил конкурса для потенциальных российских участников....
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconМассообменные процессы
Скобло А. И., Молоканов Ю. К., Владимиров А. И., Щелкунов В. А. Процессы и аппараты нефтегазопереработки и нефтехимии: Учебник для...
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconПлан-конспект урока
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации Информация и информационные процессы в неживой природе...
Динамические процессы в языке молодежного журнала iconС произвольными неоднородностями
Каркасный анализ предметной области: стационарные динамические задачи теории упругости для изотропных сред
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница