Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция»




Скачать 36.76 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Дата04.02.2016
Размер36.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента




Программа дисциплины


Современные технологии управления персоналом


для направления 030900.68 «Юриспруденция»

подготовки магистра


Автор: к.соц.н., доцент А.В.Ребров


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция «Менеджмент» управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

Н.Б.Филинов В.И.Кабалина


«_______»_________________20 г. « » 20 г.


Утверждено УС факультета

Права

Ученый секретарь

 

«_______»_________________20 г.


Москва

Тематический план учебной дисциплины







п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа





Лекции

Сем. и практ.занятия




1.

Функция УП




2

0




2.

Система УП и служба персонала




4

2




3.

Стратегия и политика УП




4

2




4.

Формирование кадрового состава и адаптация




4

4




5.

Организация труда




4

2




6.

Обучение и развитие




4

2




7.

Оценка персонала




2

4




8.

Мотивация, стимулирование и оплата труда




4

4




9.

Социальные вопросы




2

2




10.

Оценка эффективности службы персонала




2

2




Итого







32

24





В результате изучения курса студент должен:

  1. Знать основные модели и исследования в области управления персоналом.

  2. Уметь анализировать и оценивать состояние системы управления персоналом конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей, выявлять проблемы в системе УП и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию.

  3. Уметь работать в малой группе, организовывать взаимодействие с членами группы, распределять обязанности, анализировать и совершенствовать механизмы групповой работы.


Базовые учебники


Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание. Спб.: Питер, 2004.

Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.


Учебно-методические рекомендации


Семинарские занятия проходят в режиме презентации и обсуждения результатов групповой работы в форме кейс-стади. Студенты делятся на группы по 4-6 человек.

Работа в режиме кейс-стади предполагает самостоятельный выбор группой организации, анализ деятельности которой будет проводится. Для этого могут быть использованы публикации в специализированных журналах, бизнес-изданиях, материалы Интернета, а также реальная практика, если есть возможность получить и обнародовать необходимую для анализа информацию.

На каждом занятии обсуждается соответствующий аспект (тема) курса на примере выбранной студентами организации. По результатам презентаций и обсуждений группа готовит аналитический отчет (с учетом замечаний и предложений по доработке), который является формой промежуточного контроля.


Формы контроля:


Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности студентов в ходе групповой и индивидуальной работы.

Промежуточный контроль осуществляется на основе выполнения письменной работы. Требования к письменной работе (домашнему заданию) и механизм расчета оценки за нее приведены в соответствующем разделе программы

Итоговый контроль: письменный зачет в форме теста.


Итоговая оценка формируется исходя по результатам работы на аудиторных занятиях, выполнения письменной работы (домашнего задания) и устного зачета по 10-ти балльной системе следующим образом:

ОИ = 0,6 х ОПР + 0,3 х ОУЗ + 0,1 х ОС, где

ОИ – итоговая оценка,

ОПР – оценка студента за письменную работу,

ОУЗ – оценка за устный зачет,

ОС – оценка за работу на семинарских занятиях.


Содержание программы

Тема 1. Функция управления персоналом


Формирование научных подходов к управлению персоналом. Теории управления персоналом: классические теории (Ф. Тейлор, Ф. Гильбрет, Г. Эмерсон, А. Файоль), теории человеческих отношений (Э. Мэйо, Р. Лайкерт), теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук). Современные теории управления персоналом: теория человеческого капитала (Г. Беккер, Я. Минсер, Т. Шульц), теории стратегического управления человеческими ресурсами (С. Фомбрун, М. Бир, П. Боксалл и др.). Основные концепции управления персоналом (классификация проф. Л.И. Евенко).


Литература

  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – глава 1

  2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 1.

  3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала (опыт государственного, местного и корпоративного управления в США, Японии и Западной Европе). В 3-х тт. – М.: МНИИПУ, 2001, 2002.

  4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 2

  5. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Стратегия развития персонала: Материалы конференции. – Н. Новгород, 1996.

  6. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: «Дело Лтд», 1993.

  7. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – Казань, 1994.

  8. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

  9. Human Resource Management in Europe: Text and Cases. /Vickerstaff S. – London: Chapman and Hall, 1992.

  10. Monks, K. “Models of personnel management: a means of understanding the diversity of personnel practices?”, Human Resource Management Journal, 3 (2), 1992.



Тема 2. Система управления персоналом и служба персонала


Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы»: основные признаки. Классификация персонала по категориям работников. Основные цели и задачи управления персоналом современной организации. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления персоналом организации: уровни управления, кем представлены, основные функции. Виды кадровых служб. Схема функциональных взаимосвязей службы управления персоналом с другими структурными подразделениями организации. Определение численности сотрудников службы управления персоналом.

Литература

1. Герчиков В.И. Функции и структура службы управления персоналом. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

2. Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

4. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. – М.: ГУ-ВШЭ, 1997.

5. Хант Д.У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. – М.: Олимп-бизнес, 1999.

6. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть I

7. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001.

8. Purcell, J. “The structure and function of personnel management”, in eds. P. Marginson et al, Beyond the Workplace, Blackwell, Oxford, 1988.


Тема 3. Стратегия и политика управления персоналом

Понятия «стратегия управления персоналом» и «политика управления персоналом (кадровая политика)». Основные этапы разработки стратеги управления персоналом организации. Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления персоналом организации. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом: варианты взаимосвязи. Варианты классификации стратегий управления персоналом. Характеристика основных типов стратегий, используемых организациями на российском рынке и присущих им элементов политики управления персоналом (классификация проф. И.Б. Гуркова). Варианты стратегий управления персоналом в зависимости от концепции управления организацией (предпринимательская концепция, концепция контроллинга, концепция реинжиниринга). Миссия организации и особенности политики управления персоналом (исследование В.И. Герчикова). Кто разрабатывает, и где формулируются стратегия и политика управления персоналом организации?


Литература

  1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 2.

  2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – часть II

  3. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

  4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 19

  5. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993.

  6. Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001.

  7. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. – М.: ГУ-ВШЭ, 1997.

  8. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М., 1998.

  9. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава IV

  10. Marchington M. ahd Wilkinson A. Core Personnel and Development, Institute of Personnel and Developmant, London, 1996.

  11. Schuler R.S. Strategic human resource management: linking people with the strategic needs of the business, Organizational Dynamics, 1992, 21 (1).

  12. Wright P.M. and McMahan G.C. Theoretical perspectives for SHRM, Journal of Management, 1992, 18 (2).



Тема 4. Формирование кадрового состава и адаптация.

Организация набора персонала (создание резерва кандидатов). Процесс отбора персонала: основные этапы. Заочное знакомство с кандидатом. Оформление анкетных данных. Анализ рекомендаций и послужного списка. Отборочное собеседование (оценочное интервью): основные типы и варианты проведения. Этапы и техника проведения собеседования. Типичные ошибки при проведении собеседования. Освидетельствование профессиональной пригодности кандидата (испытания). Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов. Психологическое тестирование: преимущества и недостатки. Основные группы тестов, используемых в процессе отбора. Метод «Assessment-Center». Медицинский контроль. Анализ результатов испытаний. Принятие решения о найме.

Понятие «адаптация персонала». Основные направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Психологические типы организаций (организационные патологии). Этапы процесса адаптации. Традиционные методы адаптации персонала. Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. Особенности адаптации различных категорий персонала. «Симптомы» психологической дезадаптации работника.


Литература

  1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 3.

  2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – часть VII

  3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – главы 5, 6

  4. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала. – СПб.: Нева, 2003.

  5. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

  6. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. – М.: ГАУ, 1996.

  7. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – глава 2

  8. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

  9. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

  10. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. /Сост. Н.А. Литвинцева – М.: Издательство журнала «Управление персоналом», 1997.

  11. Тарасов В.К. Персонал – технология: отбор и подготовка менеджеров. – Л. Машиностроение, 1989.

  12. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть III

  13. Черкасова В. Система адаптации нового работника. //Кадровик, 2002, № 8.


Тема 5. Организация труда.

Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации. Различные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Вудворт. Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астонской группы. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры.

Положения о подразделениях и должностные инструкции. Метод описания трудовой функции А.И.Пригожина. Статус хозяйственно-экономической самостоятельности подразделений. Повышение эффективности взаимодействия между подразделениями. Прогрессивные формы организации труда.

Литература

  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – глава 23.

  2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 4.

  3. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. – Спб.: Питер, 2007. – 384с.

  4. Дафт, Р. Л. Теория и практика организации. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – Глава 2, с. 43-57, Глава 5, с. 143-187, Глава 6, с. 190-219, Глава 7, 221-253.

  5. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры — СПб: Питер, 2001. — 320 с.

  6. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 – Часть II, с. 147-185.

  7. Chandler A.C. Strategy and Structure. – Camb.(Mass.): MIT Press, 1962

  8. Donaldson L. Strategy and structural adjustment to regain fit and performance: in defence of contingency theory. Journal of Management Studies. 24 (1), 1987: 1–24.

  9. Miller D. “Strategy, Structure, and Environment: Context Influence upon Some Bivariate Associations” – Journal of Management Studies, 16 (October) 1979, 294-316.



Тема 6. Обучение и развитие


Понятие «развитие персонала»: традиционная и современная трактовки. От обучения персонала к созданию системы корпоративного университета. Концепция обучающейся организации (Learning Organization). Основные направления программы развития персонала современной организации. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Анализ потребности в обучении. Определение затрат на обучение. Оценка эффективности инвестиций в образование. Разработка планов и программ обучения. Основные формы и методы обучения персонала. Методы обучения на рабочем месте и методы обучения вне рабочего места: преимущества и недостатки. Нетрадиционные методы обучения. Оценка результатов обучения. Основные методы оценки эффективности программ обучения.

Управление карьерой как одно из ведущих направлений программы развития персонала организации. Программа управления карьерой персонала и ее основные направления. Разработка индивидуальных планов развития и особенности подготовки резервистов. Основания для исключения из состава кадрового резерва. Программа набора молодых специалистов (Graduate Recruitment Program). Проблемы в работе с кадровым резервом.


Литература

  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – часть IX.

  2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 5.

  3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – часть II

  4. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.

  5. Маусов Н.К. и др. Управление карьерой персонала в условиях производства. - М., 1993.

  6. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – главы 9, 11

  7. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

  8. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М., 2000.

  9. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело, 1995.

  10. Сенге П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М., 1999.

  11. Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

  12. Травин В.В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. – М., 1995.

  13. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: Нева, 2003.

  14. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть IV



Тема 7. Оценка персонала.

Ф. Тейлор о задачах оценки персонала. Понятия «оценка персонала» и «аттестация персонала»: основные различия. Основные цели и виды оценки персонала. Виды аттестации персонала. Участники процесса аттестации и их функции. Этапы процесса проведения аттестации персонала: основные мероприятия. Определение перечня качеств и критериев оценки аттестуемых работников. Оценка трудовой деятельности работника: кто проводит. Основные методы оценки персонала (графические и рейтинговые шкалы, альтернативное ранжирование, попарное сравнение, принудительное распределение, метод критического случая, оценивающее исполнение обязанностей собеседование). Особенности оценки различных категорий персонала. Деятельность аттестационной комиссии. Принятие решения по результатам аттестации. Проблемы оценки (аттестации) персонала: организационные, психологические.


Литература

  1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 5.

  2. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 10

  3. Иванцевич Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993.

  4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

  5. Малиновский П. Методы оценки персонала. //Кадровик, 2002, № 6.

  6. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – глава 11

  7. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

  8. Травин В.В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. – М., 1995.

  9. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть III

  10. Щекин Г.В. Аттестация и резерв кадров. – Киев, 1992.


Тема 8. Мотивация, стимулирование и оплата труда.

Понятия «мотивация труда» и «стимулирование». Мотив, основные виды мотивов к труду. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Типы мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации проф. В.И. Герчикова). Стимулирование труда. Основные виды и формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала. Оплата труда. Структура компенсационного пакета организации. Постоянная часть денежного вознаграждения работника. Определение уровня базового должностного оклада. Основные методы оценки труда: ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда. Система тарифных разрядов и тарифная сетка. Надбавки и доплаты. Переменная часть денежного вознаграждения работника. Премирование, виды премий. Система депремирования. Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения. Социальные трансферты (социальный пакет): гарантированные государством и предоставляемые организацией. Метод «кафетерия».


Литература

  1. Гейц И.В. Льготы, гарантии и компенсации для работающих. Учебно-методическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.

  2. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

  3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – часть III

  4. Жуков А.Л. Регулирование и организация оплаты труда. – М.: «МИК», 2002.

  5. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: ИП РАН, 1998.

  6. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  7. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – главы 6, 7

  8. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: Системный подход. - Новосибирск: Наука, 1990.

  9. Ребров А.В. Факторы формирования мотивации российских работников / Социологические исследования, 2011. № 3. C. 38—49

  10. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава III

  11. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть VI


Тема 9. Социальные вопросы.

Условия и охрана труда: степень ответственности организации за условия труда.

Социальные трансферты (социальный пакет): гарантированные государством и предоставляемые организацией. Назначения и результат предоставления соц.пакета. Методы распределения, метод «кафетерия».

Организация коммуникаций. Способы коммуникации. Модель вовлеченности персонала. Методическое обеспечение работы с кадрами.


Литература

  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – часть XI-XII.

  2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 8.

  3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997.

  4. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: Системный подход. - Новосибирск: Наука, 1990.

  5. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава III


Тема 10. Оценка эффективности службы персонала.

Цели оценки. Проблемы оценки. Методы оценки: оценка по затратам, функциональный метод, оценка компетенций сотрудников службы, метод заинтересованных сторон, бенчмаркинг, оценка по KPI, метод стратегического партнера, комплексная оценка. Сравнительный анализ методов оценки, область и условия их применения.


Литература

  1. Абрамов К.Ю. Оценка результата работы службы управления персоналом. // Государственное управление. Электронный вестник ФГУ, 2006, октябрь, № 8

  2. Беккер Б., Хьюзлид М., Ульрих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. – СПб.: Вильямс, 2007

  3. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – глава 9.

  4. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002

  5. Татулов Б.Э. Проблемы оценки эффективности управления персоналом // Корпоративный менеджмент, 2005

  6. Bowen, D. and Ostroff, C. (2004), “Understanding HRM-firm performance linkages: the role of the “strength” of the HRM system”, Academy of Management Review, Vol. 29, pp. 203-21

  7. Collins, Dale R. Human resource assessment - The link to mission. Public Personnel Management; Spring 1997; 26, 1; ABI/INFORM Global p. 1

  8. Fitz-Enz, J. How to Measure Human Resources Management, McGraw-Hill, New York, NY 1984

  9. Lawler E.E., Jamrong J., Boudreau J. Shining Light on the HR Profession. HR Magazine, 2011. Vol. 56, lss.2; pg.38, 3pgs

  10. Parmenter D. Research and Markets: Key Performance Indicators (KPI): Developing, Implementing, and Using Winning KPIs, 2nd Edition, 1994, p. 68



Требования к письменной зачетной работе
по курсу «Современные модели управления персоналом»



Работа выполняется на примере конкретной организации (компании, фирмы). Организация выбирается слушателями курса самостоятельно – профиль ее деятельности, форма собственности и численность работников не ограничиваются. Работа выполняется коллективно в рабочих группах по 4-5 человек.


В письменной работе необходимо:

  1. Дать краткую характеристику выбранной организации:

    • Профиль основной деятельности;

    • Отечественная / совместная / зарубежная;

    • Форма собственности;

    • Краткая история (год основания, основные изменения видов деятельности и организационной формы);

    • Организационная структура;

    • Численность работников – в целом и по основным структурным подразделениям.

  1. Описать, как в данной организации осуществляется управление персоналом по всем блокам, входящим в состав данной функции:

    • Организация УП – кто занимается этой функцией, есть ли специальное функциональное подразделение;

    • Основные принципы и цели управления персоналом;

    • Формирование кадрового состава;

    • Организация труда;

    • Обучение и развитие персонала;

    • Оплата и стимулирование труда;

    • Условия и охрана труда, социально-бытовая сфера;

    • Система коммуникаций.

  1. Выделить проблемные моменты и предложить пути совершенствования работы по управлению персоналом данной организации. Это может делаться как по ходу описания существующего положения дел, так и в составе отдельного раздела зачетной работы.


Требования:

    • Требования к содержанию: при анализе ситуации и разработке рекомендаций должны быть использованы специальные инструменты и модели, изученные в курсе. Иными словами, текст не должен быть написан на обывательском уровне осмысления ситуации. Рекомендации должны быть приведены не в назывном порядке (сделать то-то и то-то), а вместе с механизмом реализации (как это можно сделать). Все рекомендации должны носить обоснованный характер, т.е. логически вытекать из поставленных в работе задач и проделанного анализа ситуации.

    • Рекомендуемый объем – 15-25 стр. текста, выполненного на компьютере.

    • При оценке учитывается как содержание, так и оформление работы. Особое внимание обращается на знание русского языка и культуру изложения.


Вместе с работой сдается список членов рабочей группы, работавших над отчетом, с коэффициентами трудового участия (КТУ) для каждого члена группы. КТУ отражает вклад участника в общий результат работы группы. КТУ измеряется в пределах от 0,00 до 1,00 и округляется до одного или двух знаков после запятой. Равные КТУ для всех членов группы не принимаются.

Индивидуальная оценка за письменную работу рассчитывается по следующей формуле:

, где

ИОi – индивидуальная оценка i-того члена рабочей группы,

ОО – общая оценка за подготовленный группой отчет,

N – количество членов рабочей группы (5-7 человек),

КТУi – коэффициент трудового участия i-того члена рабочей группы.


Протокол устного зачета


Зачет состоит из двух частей:

  1. На оценку «удовлетворительно»: 4 вопроса на знание базовых классификаций, моделей и определений курса. Вопросы не предполагают развернутого ответа. Ответ дается без подготовки и развернутых комментариев.

  2. На оценку «хорошо» и «отлично»: 2 коротких творческих задания на способность применить изученные в курсе модели для решения практической задачи.


Общая длительность испытания – не более 15 минут на одного студента.


Вопросы на знание базовых классификаций, моделей и определений:


  1. Структура функций управления персоналом.

  2. Субъекты системы управления персоналом.

  3. Четыре роли УП по Д.Ульриху.

  4. Механизмы влияния практик УП на экономические показатели работы компании согласно М.Хьюзлиду.

  5. Определение стратегии и политики УП, место стратегии УП в классической стратегической пирамиде.

  6. Компоненты корпоративной стратегии / миссии по В.И.Герчикову.

  7. Основные этапы жизненного цикла организации и их влияние на систему УП организации.

  8. Этапы планирования персонала.

  9. Методы анализа потребности в персонале.

  10. Составляющие стратегического плана по персоналу.

  11. Три подхода к созданию политики УП Ричардсона и Томпсона.

  12. Способы удовлетворения потребности в кадрах.

  13. Источники пополнения потребности в кадрах. Их преимущества и недостатки.

  14. Основные подходы к подбору персонала.

  15. Виды требований к кандидату при подборе персонала.

  16. Методы отбора персонала.

  17. Виды интервью.

  18. Виды тестов.

  19. Как провести адаптацию нового сотрудника.

  20. Формирование кадрового состава при различных доминирующих компонентах миссии компании.

  21. Организация труда при различных доминирующих компонентах миссии компании.

  22. Параметры измерения организационной структуры.

  23. Структура положения о подразделении.

  24. Особенности описания трудовой функции по А.И.Пригожину.

  25. Прогрессивные формы организации труда.

  26. Обучение и развитие персонала при различных доминирующих компонентах миссии компании.

  27. Виды обучения.

  28. Виды квалификаций.

  29. Методы и техники обучения.

  30. Виды (группы методов) оценки персонала.

  31. Методы оценки персонала.

  32. Проблемы в оценке персонала.

  33. Структура компенсационного пакета работника. Виды оплаты труда.

  34. Источники информации об особенностях оплаты труда.

  35. Структура заработной платы. Составляющие каждой части.

  36. Методы разработки постоянной части заработной платы.

  37. Виды неденежного стимулирования.

  38. Формы неденежного стимулирования.

  39. Типологическая модель В.И.Герчикова: базовая модель и 5 типов мотивации.

  40. Стимулирование работников с разными типами мотивации.

  41. Мотивация и стимулирование при различных доминирующих компонентах миссии компании.

  42. Назначение социального пакета работника.

  43. Принципы распределения социального пакета.

  44. Социальный пакет при различных доминирующих компонентах миссии компании.

  45. Особенности коммуникации с работниками при различных доминирующих компонентах миссии компании.

  46. Способы организации коммуникации с работниками.


Примеры творческого задания:

На основном производстве повысилась текучесть кадров. Как системно подойти к решению этой проблемы?


Клиенты жалуются на низкое качество работы операторов call-центра. Как повысить качество их работы.


К.соц.н., доцент А.В.Ребров



Похожие:

Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 030900. 62 Юриспруденция подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Корпоративное право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины политология направление подготовки 030900 юриспуденция
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» всех форм обучения
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины криминалистическая экспертиза образовательная программа направления 030900 юриспруденция цикл Б. 3 «Профессиональный»
«Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология образовательная программа направления 030900. 62 Юриспруденция цикл «Профессиональный цикл»
Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» icon«московский психолого-социальный университет» юридический факультет утверждаю
Программа выполнена на кафедре административного и финансового права и предназначена для подготовки студентов направления 030900...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» ивключает в себя: цели освоения дисциплины;...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» ивключает в себя: цели освоения дисциплины;...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» ивключает в себя: цели освоения дисциплины;...
Программа дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» ивключает в себя: цели освоения дисциплины;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница