Правительство ульяновской области распоряжение




Скачать 54.84 Kb.
НазваниеПравительство ульяновской области распоряжение
Дата04.02.2016
Размер54.84 Kb.
ТипДокументы


ПРОЕКТ


ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ


Основные направления деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года


В целях определения направлений деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года:

1. Утвердить основные направления деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года (прилагается).

2.  Исполнительным органам государственной власти Ульяновской области ежегодно в срок до 30 июня текущего года проводить мониторинг результативности выполнения целевых показателей, содержащихся в основных направлениях деятельности Правительства Ульяновской области, по результатам которого готовить и направлять аналитическую записку Губернатору Ульяновской области.

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области в срок до 01 августа 2013 года разработать и утвердить программы, содержащие основные направления деятельности администраций муниципальных образований Ульяновской области и представить Губернатору Ульяновской области.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дейкун Т.А.


Губернатор – Председатель

Правительства области С.И.Морозов






УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением Правительства

Ульяновской области



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

деятельности Правительства Ульяновской области


Основные направления деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года определяются исходя из утверждённой долгосрочной Стратегии развития региона до 2020 года (далее – Стратегия), которая опирается на реализацию ряда программ, в том числе: Программу развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года, Стратегию привлечения инвестиций в Ульяновскую область на 2008–2012 годы, Концепцию семейной политики Ульяновской области на период до 2025 года», программу «Стимулирование экономической активности в Ульяновской области на 2012–2017 годы», концепцию стратегии развития отрасли здравоохранения Ульяновской области на 2008–2012 годы, региональную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2013–2020 годы, областные целевые программы «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области» на 2011–2014 годы, «Модернизация здравоохранения Ульяновской области» на 2011–2013 годы, «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011–2015 годы, «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области в 2011–2015 годах», «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009–2015 годах», «Ульяновск - авиационная столица» на 2012–2015 годы, «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области» на 2011–2015 годы, «Доступная среда» на 2011 – 2013 годы, «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» 2011–2015 годы, «Развитие туризма в Ульяновской области (2011–2015 годы)» и другие отраслевые программы и стратегии.

Стратегия является программой действий, в которой чётко определено, какие шаги будут предприняты в 2013–2015 годах, какие цели будут достигнуты в 2016–2018 годах, и далее – до 2020 года.

Для выстраивания наших приоритетов в соответствии с областным бюджетом, предусматривающим средства на их реализацию, в декабре 2012 года утверждено распоряжение «О стратегическом планировании в Ульяновской области», согласно которому в текущем году будут:

- актуализирована действующая долгосрочная Стратегия до 2020 года, что вызвано происходящими изменениями не только в регионе, но и в России, в мире;

- разработана уже вторая среднесрочная программа развития Ульяновской области на 2013–2015 годы «Построение креативного региона» взамен закончившей свое действие Концепция социально-экономического развития Ульяновской области на 2008–2012 годы.

В период реализации среднесрочной Программы был пережит мировой финансовый кризис 2008–2009 года и период восстановления экономики от его последствий. Несмотря на это, вследствие принятых Правительством Ульяновской области антикризисных мер, по итогам 2010 года были полностью восстановлены основные макроэкономические показатели развития региона.

Сейчас подводятся окончательные итоги прошедшей пятилетки, но объективно то, что 90% принятых обязательств выполнены.

В результате проведения политики кластеризации промышленного комплекса Ульяновская область является одним из регионов, на территории которых развиваются сразу 2 высокотехнологичных кластера: авиационный и ядерно-инновационный. Быстрыми темпами растут автомобильный кластер, дальнейшее развитие которого тесно связывается с созданием индустриальных парков на площадках Ульяновского автомобильного завода и Димитровградского автоагрегатного завода и кластер строительных материалов, в рамках которого в области уже построено порядка десятка новых высокотехнологичных предприятий, создано около тысячи новых рабочих мест.

В результате были не только выполнены целевые макроэкономические ориентиры развития, но и в некоторых сферах экономики они превысили намеченные. Так, по предварительным оценкам, планируемый индекс физического объёма валового регионального продукта (далее – ВРП) (104 %) в 2012 году по факту будет несколько выше – 104,5%. Объём ВРП превысит 240 млрд. рублей.

Перевыполнен целевой показатель роста промпроизводства (104%). В 2013 году поставлена ещё более амбициозная задача – 105%. Предварительный прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации менее оптимистичен (103,7%), при том, что годовой рост промпроизводства в целом по Российской Федерации в 2012 году составил всего 102,6%. С учётом проводимой политики, направленной на модернизацию производства, привлечение инвестиций и внедрение инновационных технологий, рост промпроизводства до 2018 года должен достичь 5-9%.

Индекс оборота розничной торговли в 2012 году составил 108,9%, превысив плановый уровень более чем на 2%. В целом, тренд развития торговли в Ульяновской области можно охарактеризовать как ежегодное поступательное движение вверх.

Уровень зарегистрированной безработицы в Ульяновской области сложился наименьшим за последние 20 лет. Если в 2004 году уровень зарегистрированной безработицы составлял 3,5%, то сейчас – 0,65%. На протяжении последних двух лет Ульяновская область стабильно входила в тройку лидеров, занимая 2 место в Приволжском федеральном округе (далее – ПФО). Сложившийся уровень регистрируемой безработицы в области значительно ниже среднероссийского значения (1,4%) и окружного (1,1%). Ульяновская область, наряду с Калужской, Липецкой, Нижегородской и Тюменской областями, разделила высокое 5 место в Российской Федерации по низкому уровню регистрируемой безработицы.

В последние годы ежегодно создаётся порядка 20 тысяч рабочих мест. В 2012 году план создания рабочих мест перевыполнен на 8% (создано свыше 21,5 тысяч рабочих мест), а за 2 года – превысил 45 тысяч мест.

Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2013 года составила 5,6 млн. рублей, что является одной из минимальных сумм в ПФО.

Объём инвестиций в основной капитал по итогам 2012 года достиг беспрецедентно высокой отметки около 72,9 млрд. рублей (целевое значение – 66 млрд. рублей), рост к прошлому году - 117,3%. Только за 2 года объём привлечённых инвестиций составил почти 135 млрд. рублей, в реальном исчислении – рост около 1,4 раза. Цель на 2013 год – свыше 80 млрд. рублей.

Индекс потребительских цен (к декабрю) по итогам 2012 года в Ульяновской области составил 106,5%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации (106,6%). Инфляционный рост в области сложился ниже целевого параметра в 106,7%. В половине субъектов Российской Федерации уровень инфляции сложился выше, чем в Ульяновской области.

В регионе формируются новые кластерные центры развития: кластер креативных индустрий, включая проект по строительству в Ульяновске «Музея СССР», кластер информационных технологий, в котором уже действуют многочисленные и разнообразные средства массовой информации, включая 195 печатных изданий и 74 электронных средств массовой информации. Активно идёт формирование портовой особой экономической зоны, в которой на сегодня существует 5 резидентов и такое же количество кандидатов в резиденты, промышленных зон: «Заволжье», «Карлинская», «Новоульяновск» и «Димитровград».

Рост реальной заработной платы по отношению к 2010 году составил 109,3% против планового - 104,4%.

В то же время кризисный и посткризисный периоды не позволили решить в полном объёме ряд задач, направленных на развитие экономики и в новых направлениях необходимо учесть все недоработки предшествующего периода.

Достигнутые за последние 10 лет результаты позиционируют Ульяновскую область как ускоренно развивающийся регион, составляющий серьёзную конкуренцию другим территориям не только в рамках ПФО. Тренд социально-экономического развития Ульяновской области сменил своё направление и на протяжении нескольких лет констатируется превышение темпов роста по основным макропараметрам Ульяновской области над средними темпами Российской Федерации. Такие явления являются прямым свидетельством того, что Ульяновская область перестала быть депрессивным регионом и стремительно уходит от этого прошлого. В связи с этим перед Правительством Ульяновской области встали задачи нового порядка.


I. Вызовы и условия социально–экономического развития Ульяновской области


Вызовы, с которыми столкнулся регион в последние 5 лет, и которые будут действовать в будущем, можно классифицировать следующим образом:


1. Вступление в ВТО


В настоящее время Ульяновская область, как и другие регионы России, разрабатывает и принимает активные решения по адаптации экономики региона к условиям Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Есть серьезные ожидания, что после вступления в ВТО в сельском хозяйстве Ульяновской области в наиболее трудном положении окажутся отрасли птицеводства и свиноводства. Это объясняется тем, что будут снижены пошлины на птицу и свинину, что, кроме всего прочего, негативно отразится на окупаемости инвестиционных проектов, преимущественно в свиноводстве. Несмотря на то, что будут сохранены квоты, будут обнулены пошлины на птицу и на свинину. Серьёзная конкуренция ожидает производителей Ульяновской области и по качеству выпускаемой продукции, особенно по молочной и молокосодержащей.

В сфере промышленного производства считается, что крупнейшие системообразующие предприятия не пострадают, так как они занимают свою нишу на рынке и в любом случае продукция будет востребована.

Наиболее подвержена риску ухудшения ситуации сфера текстильной промышленности. Менеджмент этих предприятий уже сегодня должен начать принимать первоочередные меры по адаптации к условиям ВТО.

На международный рынок смогут выйти, в первую очередь, те предприятия, которые будут производить высококачественную продукцию, способную успешно конкурировать по цене и качеству с зарубежными аналогами.

В целях снижения рисков в отдельных отраслях агропромышленного комплекса и обеспечения высокой конкурентоспособности отечественной продукции необходимо реализовать мероприятия, содержащиеся в Плане первоочередных мероприятий по подготовке и адаптации экономики Ульяновской области к условиям членства Российской Федерации в ВТО. В частности, выделение субсидий на уплату процентов по кредитам, используемым на приобретение сельскохозяйственной техники, животных, кормов, сырья, материалов для строительства животноводческих комплексов; субсидий на возмещение затрат, связанных со страхованием урожая; а также реализация компенсационных мер в связи с ростом цен на дизельное топливо во время весенне-полевых работ.


2. Существенное изменение количественной и качественной федеральной поддержки соседних регионов


Основные конкуренты Ульяновской области (республика Татарстан, Самарская, Нижегородская области, республика Мордовия) в ближайшие годы получат небывалые финансовые вложения федеральных средств в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Ульяновской области необходимо максимально использовать данную ситуацию, чтобы не допустить резкого отставания в плане социально–экономического развития от соседних регионов. В связи с этим необходимо максимально эффективно выполнить мероприятия утверждённого плана по подготовке региона к чемпионату мира по футболу.


3. Реформа избирательной и политической системы


В ближайшее время предстоит провести выборы в Законодательное Собрание Ульяновской области, Губернатора Ульяновской области, выборы Президента Российской Федерации (2018 год), в Государственную Думу (2016 год). Усиливаются требования общества к политической системе, к открытости власти. Российская многопартийность на сегодняшний день находится на начальных стадиях становления. Введение смешанной пропорционально–мажоритарной избирательной системы, призванной стимулировать развитие многопартийности, так и не привело к формированию массовых политических организаций. В результате остаётся несформированной правовая база развития многопартийности, что ведёт к существенным деформациям политического процесса в стране.

В этой связи ключевыми задачами должны быть: выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606;

обеспечение открытости деятельности Правительства региона;

максимальное обеспечение финансирования целевых программ, как основного средства реализации «предвыборных обещаний».


4. Неопределённость и несовершенство федеральной политики в отношении ключевых отраслей экономики, определяющих развитие региона (авиастроение, автомобилестроение, оборонный комплекс)


На сегодняшний день промышленность Ульяновской области более чем на 50 % зависит от авиа- и автомобилестроения. Отдельно взятому региону, в частности, Ульяновской области, невозможно самостоятельно вывести отрасли авиа- и автомобилестроения, а также оборонного комплекса на эффективное и устойчивое развитие. Многое зависит от федеральной политики и государственного заказа, определяющих перспективы развития предприятий, их условия хозяйствования. К примеру, выполнение планов Ульяновского авиационно–промышленного комплекса по строительству самолётов только в одном 2014 году увеличит почти на четверть весь объём промышленного производства региона. Сохранение объёмов производства в автомобилестроении, восстановление оборонного заказа в требуемых объёмах и развитие авиации способны в кратчайшие сроки (2-3 года) увеличить промышленное производство региона более чем в 1,5 раза. Сбой в этих планах способен наоборот резко обрушить экономическую ситуацию. Ключевыми задачами в данном направлении должны быть: отстаивание интересов Ульяновской области на федеральном уровне, максимальное привлечение государственного заказа на местные предприятия и выстраивание деловых взаимовыгодных отношений с руководством федеральных холдингов и государственных корпораций.

Достигнутое высокое положение Ульяновской области удерживать с годами труднее. Наши соседи не «топчутся» на месте и также развиваются, но Ульяновская область давно и серьёзно потеснила более половины субъектов ПФО в качестве и темпах социально–экономического развития и стабильно и уверенно следует за лидерами. В связи с этим, фактор неопределённости федерального отношения к ряду отраслей становится ключевым вызовом.


Угрозы:


  1. нерешённость острой проблемы - низкий уровень зарплаты (11 место в ПФО). Низкая зарплата по экономике региона порождает целый комплекс слабых позиций в доходах и расходах на душу населения, обороте общественного питания, объёме платных услуг, рождаемости и так далее. И здесь усматривается основной «тормоз» в дальнейшем повышении рейтинга Ульяновской области в ПФО. Те меры, которые предпринимались последние 2 года, когда была поставлена амбициозная задача ускорения и достижения среднеокружного уровня номинальной зарплаты, не оказали желаемого эффекта. Процент скрытой зарплаты остаётся высоким, что также подтверждает самый высокий в ПФО темп роста полученной прибыли.

Особенно остро в регионе проблема низкого уровня доходов наблюдается в отраслях строительства и торговли: по уровню среднемесячной начисленной заработной платы в строительстве регион по итогам 2012 года занимал 11 место в ПФО, в отрасли торговли – 12 место, и ситуация продолжает ухудшаться.

Вследствие этого необходима реализация мер по экономическому стимулированию работников, а также выявлению рычагов скрытой заработной платы на предприятиях региона;


  1. технологическая отсталость в ряде сфер деятельности. Задача модернизации очень сложная и, по сути, это сценарий качественного технологического рывка, который возможен только при развитии человеческого капитала и резкого роста производительности труда. Ульяновская область не является сырьевым регионом и ежегодный рост экономики в любом случае базируется на таких «китах», как промышленность, строительство и торговля. Данные отрасли активно инвестируются, что даёт толчок к повышению производительности труда, внедрению новых технологий и открытию новых производств. Ситуация, однако, осложняется тем, что степень износа основных фондов в обрабатывающих производствах, составляющих 80% от всей промышленности, достаточно высока – порядка 45%. Тем не менее, за последние 5 лет данный показатель снизился на 3%, что является прямым отражением инвестиционной активности региона.

В будущем ставку необходимо сделать на технологический рост. Ряд сырьевых регионов Российской Федерации, к примеру, Тюменская область, имеют недостижимые для Ульяновской области объёмы инвестиций и промышленного производства (в части добычи полезных ископаемых), размер доходов населения и, наконец, размер валового регионального продукта. Однако речь идёт именно об объёмах, формирующихся в большей степени благодаря нефте-газовому сектору. В будущем различия в социально-экономическом положении субъектов одной страны не должны быть слишком разительными и зависеть от богатства недр. В связи с корректировкой федеральной политики по отношению к регионам, Ульяновская область может получить некий «реванш»;


3) высокая степень дифференциации муниципальных образований Ульяновской области. В регионе среди 24 муниципальных образований наблюдаются резкие отличия в уровне и темпах социально–экономического развития. К примеру, глубина отставания между Ульяновским и Старокулаткинским районами измеряется разами. Имеются диспропорции развития экономики в соседних муниципальных образованиях. Например, Новоспасский и Радищевский районы по объёмам оборота организаций по всем видам экономической деятельности разнятся в 30 раз, по привлечённым инвестициям – в 18 раз. На территории области сформировался целый «куст» проблемных районов – Павловский, Николаевский, Радищевский и Старокулаткинский. На протяжении ряда последних лет данные муниципальные образования Ульяновской области занимают последние места в рейтинге социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области. В связи с этим, должны быть выполнены задачи по обеспечению сбалансированности развития муниципальных образований Ульяновской области и преодолению их дифференциации;


4) сохраняющиеся демографические проблемы в регионе. До 2016 года не просматривается положительного демографического сальдо. Несмотря на то, что из года в год констатируется снижение смертности населения, естественная убыль населения в настоящее время, по-прежнему, имеет отрицательную динамику, хотя она уже значительно меньше: 2005 год – минус 8,3 промилле, 2012 год – минус 2,9 промилле. Наблюдается ухудшение миграционной ситуации. За последние 5 лет показатель миграционной убыли возрос практически в 4 раза. Возрастает нагрузка на трудоспособное население региона.

Для решения данных проблем необходима поэтапная и системная реализация всех мероприятий концепции миграционной и демографической политики региона;


  1. кадровый «голод». Начиная с профессорско-преподавательского состава и заканчивая рабочими специальностями, в Ульяновской области наблюдается «кадровый голод». Многие инвестиционные проекты реализуются неэффективно в связи с отсутствием должных специалистов. Это касается строительства, промышленности, высокотехнологичных производств. На уровне страны ярким примером может служить ситуация, сложившаяся в Калуге. Регион, ставший символом регионального успеха по открытию новых производств, столкнулся с проблемой нехватки трудовых ресурсов современного уровня. Ульяновской области следует учитывать этот опыт. В рамках решения данной проблемы необходимо реализовать в краткие сроки мероприятия образовательных программ, направленных на профильное обучение (переобучение) специалистов.



II. Целевые ориентиры


Несомненно, для подавляющего большинства жителей Ульяновской области на первом месте стоят проблемы качественных дорог, жилищно-коммунальная политика и проблемы в социальной сфере. Данные проблемы крайне актуальны, они должны решаться благодаря утверждённым планам и программам.

В то же время, совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности региональной экономики на основе интенсивного роста производительности труда. Требуется формирование стабильных высококонкурентных внутренних рынков, повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики региона, использование факторов роста, не задействованных ранее в полной мере, дальнейшее усиление инновационной составляющей экономического развития.

На этой основе Правительству Ульяновской области предстоит, с учётом указанных ограничений и вызовов, обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни жителей, решение демографических, социальных и экологических задач, надёжное обеспечение продовольственной безопасности.

К 2018 году в Ульяновской области объём ВРП в реальном исчислении должен вырасти не менее чем в 1,5 раза (к 2012 году).

В этих условиях для повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также в целях сохранения уже достигнутого уровня потребления, необходимо выполнение следующих ориентиров на 2013-2018 годы:

  1. устойчивое и динамичное повышение качества жизни населения Ульяновской области, измеренное через рост номинальных доходов и заработной платы;

  2. рост реальной заработной платы населения Ульяновской области к 2018 году не менее чем в 1,6 раза;

  3. сокращение уровня безработицы, рассчитываемой по методологии Международной организации труда (далее – МОТ), до уровня 4,5-5% от экономически активного населения;

  4. доведение уровня бедности до среднероссийского значения;

  5. сохранение высоких позиций (не ниже 5 места) Ульяновской области в рейтинге субъектов ПФО;

  6. достижение к 2016 году номинального уровня заработной платы, соответствующего 7-й позиции в ПФО, а к 2018 году – выход на среднеокружной уровень;

  7. к 2016 году негативный тренд убыли населения необходимо приостановить;

  8. обеспеченность и доступность комфортным жильём, развитие малоэтажного строительства, снижение процентных ставок по ипотечному кредитованию;

  9. сохранение благоприятного инвестиционного климата и доли инвестиций в ВРП не менее 25%;

  10. поддержание региональных темпов роста экономики и социальной сферы на уровне выше среднероссийских;

  11. вхождение в 20-ку регионов Российской Федерации по производству зерна (не менее 1 млн.тонн в среднегодовом исчислении за 3 года);

  12. сохранение высоких позиций Ульяновской области в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (в первой 20-ке Российской Федерации);

  13. внедрение системы стратегического планирования: разработка Стратегии в каждом муниципальном образовании Ульяновской области;

  14. обеспечение сбалансированности развития муниципальных образований Ульяновской области.

В рамках модернизации бюджетного процесса, а также обеспечения широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов в условиях внедрения программно–целевых методов управления, необходимо обеспечить ежегодные общественные слушания бюджета Ульяновской области. Обеспечение открытости бюджета предназначено для общественного контроля за расходом бюджета и качеством государственных закупок. Выполнение этой задачи должно включать в себя реализацию механизма по представлению бюджетов всех уровней и отчётов об их исполнении в компактной и понятной для неподготовленного пользователя форме. Эти материалы должны содержать объяснение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики, обоснование государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

Для обеспечения эффективности нормативно-правовых актов Правительства Ульяновской области следует реализовать следующие мероприятия:

- ежегодная оценка хода реализации и эффективности государственных программ Российской Федерации и Ульяновской области. Методика оценки эффективности основана на оценке результативности государственной программы с учётом объёма ресурсов, направленных на её реализацию, а также реализовавшихся мероприятий и полученных социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Ульяновской области. В качестве основных критериев будут применяться критерии экономической, социальной и бюджетной эффективности. По результатам оценки будут готовиться предложения о сокращении или перераспределении бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы между её участниками, а также о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий, или государственной программы, в целом, начиная с очередного финансового года;

- публичное рассмотрение проектов государственных программ и отчётов об их реализации. С этой целью все проекты государственных программ Ульяновской области необходимо будет размещать на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области для публичного обсуждения. Для обсуждения проектов будут привлекаться органы местного самоуправления Ульяновской области, хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность, некоммерческие организации, объединяющие такие хозяйствующие субъекты, общественные объединения (ассоциации, союзы), образовательные учреждения, профсоюзные организации, научно-исследовательские и другие организации;

- распространение и совершенствование практики оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), внедрение её на муниципальный уровень с целью обеспечения нового качества принятия регулирующих решений на государственном уровне и повышения качества нормативных правовых актов, разрабатываемых на уровне муниципальных образований региона: выявление положений, вводящих избыточные административные издержки для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; положений, способствующих возникновению необоснованных расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; рисков возникновения необоснованных расходов областного бюджета Ульяновской области;

- совершенствование механизма проведения ОРВ с целью получения оценки вводимого регулирования от наибольшего числа адресатов: вовлечение в процесс принятия управленческих решений максимального количества участников, расширение механизма публичных консультаций.


III. Приоритетные задачи Ульяновской области


  1. Рост доходов населения Ульяновской области


Средняя зарплата в Ульяновской области в 2012 году составила 17183 руб. Целевой ориентир темпа роста заработной платы выполнен на 115%. Несмотря на достижение окружного темпа роста заработной платы в течение всего 2012 года номинальный уровень заработной платы в декабре 2012 года снизился до 11 позиции в ПФО. В результате, одна из первостепенных задач по выходу на среднеокружной уровень усложнится.

В 2013 году темп роста заработной платы следует установить не менее 115%, в номинальном выражении среднемесячная зарплата должна установиться на уровне 20 тыс. рублей. Придерживаясь заданных параметров роста, к 2016 году уровень заработной платы в регионе должен превысить 30 тыс.рублей. Двигаясь такими темпами, к 2018 году номинальный уровень зарплаты в Ульяновской области должен выйти на среднеокружной уровень.

В результате роста денежных доходов населения уровень бедности в области будет снижаться. За предыдущие 5 лет удалось снизить уровень бедности более, чем на 12 %, поэтому задача к 2018 году – снизить бедность до показателя - не более 13% от общей численности населения.


2. Создание и модернизация новых рабочих мест.

Снижение общего уровня безработицы


В регионе ведётся активная работа по привлечению инвесторов, открытию новых производств и, соответственно, создаются новые рабочие места. Если в 2008–2009 гг. в области ежегодно создавалось около 10 тыс. рабочих мест, то в 2010–2012 – более 20 тысяч. В прогнозе до 2020 года задаётся плавное снижение количества новых рабочих мест, учитывая ежегодное насыщение рынка рабочими кадрами. Более того, наблюдается постепенный уход от низкооплачиваемой рабочей силы в сторону высокопроизводительных рабочих мест, поэтому замедление логично.

Здесь свои подзадачи:

1) не менее половины вновь создаваемых рабочих мест в области должны входить в категорию высокооплачиваемых;

2) решение проблемы деквалификации специалистов.

В результате будет решена не менее важная задача - сокращение уровня безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ до уровня 4,5-5% от экономически активного населения, что будет соответствовать общероссийскому тренду.


  1. Сохранение благоприятного инвестиционного, делового климата и инвестиционной привлекательности


Основным условием повышения производительности труда является повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики, базирующейся на совершенствовании институциональной среды, улучшении предпринимательского климата, обеспечении макроэкономической стабильности и снижении инфляции, повышении доступности кредитных ресурсов. В соответствии с Программой «Стимулирование экономической активности в Ульяновской области на 2012–2017 годы» объём инвестиций должен достичь около 25 % валового внутреннего продукта до 2014 года и 20 % валового внутреннего продукта до 2018 года.

К приоритетным задачам Правительства Ульяновской области в части проведения активной промышленной политики, направленной на рост промышленного потенциала региона, следует отнести:

развитие производства высокотехнологичной ресурсно-сберегающей продукции через модернизацию и перевооружение производств и технологических циклов;

повышение инновационной активности предприятий промышленного комплекса;

сохранение и развитие кадрового и производственного потенциала социально и экономически значимых организаций промышленности, в том числе организаций, применяющих труд инвалидов, недопущение сокращения рабочих мест;

развитие механизма частно–государственного партнёрства как инструмента стимулирования инвестиционной и инновационной активности организаций промышленности на основе обновления основных производственных фондов, выпуска инновационной импортозамещающей и экспортоориентированной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью в приоритетных производствах, создания новых рабочих мест для специалистов высокой квалификации. 

В результате реализации мероприятий, направленных на рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, представляющих социальные услуги, устранение причин, препятствующих развитию в регионе предпринимательства, и на совершенствование законодательной базы Ульяновской области, регулирующей деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства, необходимо достигнуть запланированные значения целевых макроэкономических показателей по увеличению среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях – субъектах малого и среднего предпринимательства и увеличению доли налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.


4. Совершенствование промышленной политики Ульяновской области


Выбранный пять лет назад путь по кластеризации промышленности даёт свои результаты. Особенно это ощущается в промышленном комплексе, в котором активно формируются авиационный, автомобильный и ядерноинновационный кластеры. На основе их интенсивного развития планируется достичь к 2015 году уровня валового регионального продукта в 333 млрд. рублей.

В 2012 году произошёл ряд ключевых событий в авиационном кластере:

- с сентября 2012 года авиационный кластер «Ульяновск Авиа» стал официальным членом Европейского партнёрства аэрокосмических кластеров, став сороковым по счёту членом этого престижного мирового сообщества, первым и единственным представителем в нём России;

- в этом же году был заключен самый крупный контракт на покупку Министерством обороны Российской Федерации 39 самолётов ИЛ-76МД-90А, что должно обеспечить устойчивую загрузку «Авиастара» до 2018 года. Уже в 2013 году ульяновским авиастроительным заводом ЗАО «Авиастар-СП» планируется запустить в производство три серийных самолёта Ил-76МД-90А, а в планах подписание еще одного договора между Россией и Украиной.

До 2018 года ульяновский кластер необходимо загрузить заказами. Всё это потребует технических преобразований и подготовленных кадров. Уделяя кадровому вопросу большое внимание, руководству авиастроительного кластера необходимо продолжить создание полноценного центра подготовки кадров на базе Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.

Очередным шагом на пути к реализации проекта «Ульяновск - авиационная столица России» стал Второй Международный авиатранспортный форум, прошедший в Ульяновске в августе 2012 года и первый молодёжный авиафорум «Я – Авиатор!».

К 2018 году «Авиастар-СП» планирует выйти на уровень производства 22 изделий Ту-204 в год и довести годовой выпуск изделий Ил-476 до 7. Кроме того, на предприятии продолжится техническое перевооружение. Будет реализована жилищная программа, в рамках которой предусматривается строительство и сдача 5000 квартир для работников предприятия в срок до 2020 года.

Активно развивается ядерно-инновационный кластер. В апреле 2012 года была утверждена программа развития ядерно-инновационного кластера города Димитровграда, которая по итогам проведения конкурсного отбора Министерством экономического развития Российской Федерации вошла в первую группу победителей – пилотных программ, претендующих на получение государственной поддержки через предоставление субсидий федерального бюджета Российской Федерации на развитие инфраструктуры кластера.

На сегодняшний день полностью сформирован состав участников ядерно-инновационного кластера, в который вошли 12 крупных якорных компаний (научные, производственные, образовательные), обеспечивающие формирование и развитие базовых специализаций кластера, компании малого и среднего бизнеса.

Развитие кластера идет по пяти направлениям:

I направление - ядерная наука - реализуется проект строительства многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах и планирует в 2019 году создание 295 новых рабочих мест;

II направление - инновационная медицина - реализуется проект Федерального медико-биологического агентства России - строительство Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (далее – центр) и планирует уже к концу 2014 года создание 1415 новых рабочих мест. В течение прошлого года были возведены будущие корпуса Центра;

по III направлению - инновационные кадры - в Димитровграде создан филиал Московского инженерно-физического института, основные кафедры которого будут целенаправленно готовить специалистов для кадрового обеспечения проектов кластера. Оценивая важность данного направления, начата работа по профориентации старшеклассников школ города для обеспечения кадрами новых проектов;

IV направление - географическое расширение «целевой аудитории» кластера и выход на международный рынок - создание Международного исследовательского центра и современного Центра технологических компетенций в новых материалах. В апреле 2012 года в ходе визита в ОАО «ГНЦ НИИАР» сотрудники Департамента энергетики и руководители национальных лабораторий США подтвердили интерес к данному проекту и выразили надежду, что между российской и американской сторонами будут достигнуты договорённости, которые позволят американским исследователям присоединиться к работе Международного исследовательского центра;

V направление - проекты, направленные на инфраструктурное развитие кластера и территории - в рамках реализации этого направления подписано Соглашение о сотрудничестве между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Ульяновской области, согласно которому, начиная с 2013 года планируется поступление дополнительных средств в бюджет города Димитровграда, используемых на модернизацию стадиона Строитель, реконструкцию зданий детсадов, создание библиотечного интеллектуального центра, развитие рекреационных зон, строительство водовода.

Таким образом, каждое направление ядерно-инновационного кластера интенсивно развивается.

Автомобилестроительный кластер – самый долголетний в истории области и самый большой по числу его участников. Машиностроение по - прежнему основа российской промышленности, и успешное его развитие очень важно для области. Первое и ведущее место в автомобилестроении занимает автозавод, а с этим крупным заводом бурно развивающейся сейчас российской автомобильной промышленности в областной кластер входит более сотни предприятий, в том числе такие базовые предприятия, как Ульяновский моторный завод и «Димитровградский автоагрегатный завод», которые продолжают уверенно наращивать объёмы продаж и активно реализуют инвестиционные проекты.

В целях привлечения новых технологий ведутся работы по созданию совместных предприятий с иностранными производителями. Созданное предприятие получит возможность номинации на поставку на конвейеры альянса АВТОВАЗ–РЕНО–НИССАН и загрузку производства вплоть до 2020 года.

Хорошие результаты приносит Портовая особая экономическая зона, которая на сегодня имеет пять резидентов и такое же количество кандидатов в резиденты.

На промышленной зоне «Заволжье» к 2014 году предполагается создать более 4 200 новых рабочих мест. Кроме уже действующих резидентов, в настоящее время на её территории строится завод компании «ТАКАТА» (производство автокомпонентов), ведётся проектирование завода немецкой станкостроительной компании «Гильдемайстер», завода по производству лакокрасочной продукции компании «Хемпель», нанотехнологического центра, российско-германского предприятия «Филко-Волга» (производство строительных модульных элементов зданий с использованием нанотехнологий), производства авиакомпонентов компании «Халтек», подписано соглашение о строительстве завода по производству высококачественного стекла с нанопокрытием в рамках совместного проекта ОАО «РОСНАНО», компании NSG. Формируется такая же промзона «Новоульяновск» и планируются к созданию «Карлинская», и «Димитровград».




5. Развитие социальной сферы и рынка социальных услуг


В условиях инновационной экономики растёт спрос на высококвалифицированные кадры, при этом важным требованием является способность и готовность к обучению, в том числе самостоятельному, на протяжении всей жизни. При этом перед системой образования стоит серьёзная проблема – возрастающий разрыв содержания образования от требований современного рынка труда. Необходимо обеспечить переориентацию образования с академической подготовки на возможность практического применения получаемых знаний и освоение техники самостоятельного получения необходимых знаний в течение всей жизни.

Для повышения престижа профессии педагога необходимо:

- организовать площадки для профессиональных стажировок обучающихся в образовательных учреждениях;

- организовать маркетинговые службы в учреждениях профессионального образования;

- подготовить и реализовать предложения по социальной поддержке выпускников учреждений профессионального образования, закреплению их на рабочем месте.

В рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования необходимо:

повышение качества общего образования на основе совершенствования системы оплаты труда работников общего образования, в том числе внедрения механизма «эффективного контракта»;

развитие региональной системы оценки  качества образования;

развитие сети образовательных учреждений;

повышение внимания к гуманитарным предметам, возвращение в школы уроков краеведения;

развитие общественного участия в управлении образованием, в том числе привлечение молодёжи к личному участию в решении доступных их силам проблем;

укрепление авторитета педагогов, устранение проявлений коррупции в сфере образования;

создание бесплатных объединений молодёжи по месту обучения и жительства, понятных технологий социальных лифтов, восстановление института наставничества для перспективной молодёжи.

В целях повышения качества среднего профессионального образования необходимо направить силы:

на достижение баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования;

на создание и реализацию эффективных механизмов управления качеством начального и среднего профессионального образования;

на обеспечение доступности и эффективности предоставляемых образовательных услуг в системе начального и среднего профессионального образования;

на формирование кадрового потенциала системы начального и среднего профессионального образования.

В целях улучшения демографической ситуации необходимо решить задачи по сокращению уровня смертности населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний и повышению уровня рождаемости.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении должен достичь в 2018 году 72,5 года.

Потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребёнка.

Должны быть обеспечены необходимые условия для творческого и спортивного развития детей. К 2018 году необходимо достичь полного удовлетворения потребности в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием по итогам 2018 года должен возрасти до 75 %.

В медицинской отрасли предстоит осуществить оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, выстраивание уровневой системы оказания медицинской помощи, внедрение стандартов оказания медицинской помощи, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала и улучшения технической оснащенности медицинских учреждений.


6. Повышение здоровья населения, развитие физической культуры и спорта

За последние 5 лет в регионе устойчиво прослеживается положительная тенденция к увеличению числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Фактическое количество занимающихся физкультурой и спортом по итогам 2012 года составляет 20,1% от общего числа населения Ульяновской области (аналогичный показатель по России составляет 20,6%). В настоящее время в Ульяновской области ведётся интенсивное строительство спортивных объектов, что позволит в дальнейшем ожидать устойчивый рост числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом. К 2018 году планируется увеличение данного показателя до 28% от общего числа населения Ульяновской области. Учитывая традиции в развитии видов спорта, достижения на всероссийских и международных соревнованиях, тренерский потенциал, Министерством спорта Российской Федерации и Олимпийским Комитетом России в Ульяновской области были определены 9 видов спорта в качестве опорных: тхэквондо, художественная гимнастика, греко - римская борьба, плавание, бокс, лёгкая и тяжёлая атлетика, гребля на байдарках и каноэ, биатлон. С января 2012 года по этим видам на базе областного государственного казённого физкультурно-спортивного учреждения «Центр спортивной подготовки» открыты группы олимпийской подготовки.

До 2018 года в каждом муниципальном образовании Ульяновской области необходимо построить физкультурно-оздоровительные комплексы в целях обеспечения возможности занятия спортом каждого жителя региона, в области должен быть «воспитан» олимпийский чемпион и сформированы 2 команды Высшей лиги по приоритетным для Российской Федерации игровым видам спорта. В итоге, необходимо создать условия для систематических активных занятий физической культурой и спортом, а также для повышения конкурентоспособности регионального спорта на российской и международной спортивной арене.


7. Обеспечение доступным и комфортным жильем

и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

Предстоит решить жилищную проблему большинства российских граждан, в значительной степени улучшить комфортность проживания в городах и сельской местности.

Необходимо проводить мероприятия по увеличению предложения на рынке жилья. Нас сегодняшний день прогнозируется увеличение среднегодового совокупного дохода семьи в связи с мерами социальной поддержки, принимаемыми на региональном уровне.

По итогам 2012 года показатель доступности жилья составил 4,5 года. Это значит, что среднестатистическая семья из 3-х человек сможет приобрести квартиру площадью 54 кв.м лишь через 4,5 года. К 2014 году данный показатель составит 4,4 года, при отсутствии иных затрат. Таким образом, показатель доступности жилья крайне низкий.

Для подавляющего большинства семей доступность качественного жилья будет обеспечена преимущественно за счёт строительства жилья экономического класса и малоэтажного строительства. Это позволит обеспечить жильём значительную долю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, решить вопрос с обеспечением жильём ветеранов войны, жителей аварийного жилья и «погорельцев». В результате востребованности в регионе относительно недорогого жилья, резко увеличится объём рынка жилья, что принесёт в бюджет Ульяновской области дополнительные финансовые поступления.

Кроме строительства жилья экономического класса, необходимо рассмотреть возможности строительства арендного жилья. Отсутствие доходных домов препятствует трудовой миграции и в конечном итоге – укреплению территорий. Сегмент доходных домов будет сформирован за счёт жилья для предоставления его гражданам по договору социального найма и арендного жилья маневренного жилого фонда.

Поскольку в ближайшее время в регионе планируется создать не менее 20 тысяч новых рабочих мест, необходимо обеспечить комфортным жильём тех специалистов, которые их займут. В их числе могут оказаться переселенцы, начинающие специалисты, высококвалифицированные специалисты из других регионов.

В условиях роста просроченной задолженности граждан по платежам за предоставленные банками кредиты на покупку жилья особого внимания заслуживает вопрос формирования муниципального специализированного жилищного фонда (маневренного фонда), в том числе для переселения граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, обременённые ипотекой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Такой маневренный фонд уже создан в некоторых регионах России. Следует рассмотреть возможность его создания в Ульяновской области с применением опыта решения этого вопроса в Республике Башкортостан.

В результате проведения данных мер необходимо обеспечить одну из самых низких по сравнению с другими субъектами ПФО стоимость 1 кв. метра жилья на первичном и вторичном рынке в Ульяновской области.

Также необходимо грамотно выстроить систему работы с управляющими компаниями в целях повышения качества предоставляемых услуг и совершенствования системы взаимоотношения управляющих компаний с населением региона.


8. Развитие сельских территорий и снижение дифференциации развития районов


Высокая дифференциация муниципальных районов по уровню социально-экономического развития, а, следовательно, и проблемы роста муниципальной экономики не могут быть эффективно решены без реализации региональной программы развития сельских территорий. Разрыв в уровне развития сельских территорий между лидирующим районом и аутсайдером должен сократиться к 2018 году в 2 раза, не допуская при этом снижения достигнутых высот и в максимальной степени наращивая свой потенциал.

Вследствие этого одной из основных задач на предстоящую перспективу является обеспечение сбалансированного развития городских округов и муниципальных районов области, в том числе за счёт разработки системы территориального планирования развития муниципалитетов. С этой целью, а также для распределения дотаций и стимулирования эффективной конкуренции муниципальных образований Ульяновской области за инвестиционные проекты, а, следовательно, за новые рабочие места, и увеличение муниципального налогового потенциала в Ульяновской области, начиная с 2013 года будут отобраны пять муниципальных образований, имеющих наилучшие результаты социально-экономического развития по итогам года. Данная практика будет носить регулярную основу, благодаря чему к 2018 году планируется существенно снизить степень дифференциации районов области.


9. Развитие информационных технологий


В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления необходима реализация следующих положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на территории Ульяновской области:

- уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году необходимо довести до значения не менее 90 %;

- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году должна составлять не менее 90 %;

- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна быть не менее 70 %.

К 2018 году также планируется обеспечить во всех муниципальных образованиях Ульяновской области доступ к широкополосному Интернету, доступность цифрового телевидения, полное покрытие сотовой связи в регионе, а также работающая система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.


10. Восстановление Ульяновской области как культурного центра России


В советские годы Ульяновск по праву считался третьей туристической столицей СССР, однако, с изменением политического режима, объём туристического потока снизился в десятки раз.

Учитывая, что вся необходимая транспортно-логистическая и гостиничная инфраструктура, музейные и научные традиции сохранены с советских времён, одна из основных задач, стоящих в настоящий момент перед Ульяновской областью - это создание современного комплексного высококачественного регионального турпродукта путём модернизации и реконструкции имеющегося туристического комплекса, а также развития существующего туристического потенциала области.

Одним из перспективных проектов на сегодняшний день представляется создание культурно - туристского кластера «Музей СССР» и возрождение Парка дружбы народов в Ульяновске путём реконструкции и модернизации уникальных памятников советского периода, находящихся в центральной части города Ульяновска. Данный проект призван повысить престиж России на международном уровне, способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, выработать единую оценку советской эпохи и её интеграции в многовековую историю великой России.

Планируется формирование Координационного совета по реализации проекта «Музей СССР», проведения картирования для сбора  первоначальных данных, обсуждение идеологической доктрины в рамках заседания «Изборгского клуба», составление реестров советских артефактов, находящихся в фондах музеев  Ульяновска, разработка визуализированной концепции «Музея СССР», проведение проектного семинара в городе Москва с привлечением ведущих федеральных экспертов, создание визуальной градостроительной концепции туристического кластеры  — и это только на подготовительном этапе. В дальнейшем проект будет представлен на международных и федеральных туристических выставках. К 2017 году к 100-летию Октябрьской Революции проект необходимо полностью  реализовать. 

На сегодняшний день регион борется за право принять на своей территории одну или несколько команд-участниц Чемпионата мира по футболу в 2018 году и таким образом стать полноправным участником программ подготовки Российской Федерации к Первенству мира. В рамках подготовки чемпионата необходимо подготовить условия для приёма двух команд-участниц, быть готовыми к приёму потока порядка 200 тысяч туристов, подготовить Ульяновскую область в качестве одного из пресс-центров чемпионата и провести чемпионат мира среди болельщиков. Необходимо организовать проведение пробного турнира в 2014 году.

При условии адресного обновления наиболее рентабельных и перспективных объектов туристской и гостиничной инфраструктуры, поддержания благоприятных условий на рынке туристских услуг и развития принципиально новых инновационных направлений, а также финансировании областной программы развития туризма, регион будет наращивать туристический потенциал и к 2018 году по данному направлению сможет конкурировать с признанными на культурной арене мировыми столицами.

________________________


Похожие:

Правительство ульяновской области распоряжение iconПостановление от 21 марта 2011 г. N 115-п о порядке разработки и реализации областных целевых программ на территории ульяновской области (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 27. 06. 2011 n 286-П)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ульяновской области постановляет
Правительство ульяновской области распоряжение iconЗаключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»*
Т 18. 12. 2007 №29/478, рассмотрело проект Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании...
Правительство ульяновской области распоряжение iconУльяновской области
...
Правительство ульяновской области распоряжение iconО внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 19. 01. 2011 №11-П
Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 19. 01. 2011 №11-п «о программе поддержки занятости населения Ульяновской...
Правительство ульяновской области распоряжение iconОтчёт об основной деятельности департамента государственного регулирования Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной
Реализация государственной политики в области развития на территории Ульяновской области электронного правительства
Правительство ульяновской области распоряжение iconПредседателя Правительства Ульяновской области Т. В. Девяткиной за 2012 год в Общественной Палате Ульяновской области

Правительство ульяновской области распоряжение iconЗал заседаний Правительства, 4 этаж
Коллегии при Министерстве информационных технологий Ульяновской области по развитию информационного общества на территории Ульяновской...
Правительство ульяновской области распоряжение iconОб утверждении областной целевой программы
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению Правительство Ульяновской области постановляет
Правительство ульяновской области распоряжение iconСписок участников совещания на тему «Реализация совместных проектов с Компанией «эр-телеком» Дата проведения
Опенышева Светлана Владимировна – заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр информационных технологий...
Правительство ульяновской области распоряжение iconДокла д сергея Ивановича Морозова, Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период
В течение 2011 года экономика Ульяновской области развивалась весьма динамичными темпами, сопоставимыми со средними по России. Рост...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница