Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 28.21 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер28.21 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации


федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента


Программа дисциплины


Проблемы антимонопольного регулирования

для направления 080500.68 «Менеджмент», магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»

Автор: Редькина А.Ю.



Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ НИУ ВШЭ

Председатель __________________________

«_______» ______________________200__ г.


Одобрена на заседании базовой кафедры государственного и муниципального управления

Зав. кафедрой Е.Л.Зуева / / «_______» ___________________200__ г.











Пермь, 2010


I. Пояснительная записка


1. Автор программы:

Программа этого курса разработана ст. преподавателем кафедры экономической теории НИУ ВШЭ - Пермь Редькиной А.Ю. на основе программы «Политика поддержки конкуренции» д.э.н., профессора кафедры экономического анализа организаций и рынков Авдашевой С.Б. НИУ ВШЭ – Москва.


2. Требования к студентам:

Целевой аудиторией являются студенты магистратуры ГМУ II курса по направлению 080500.68 «Менеджмент», магистерская программа «Государственное и муниципальное управление». Для успешного освоения материала курса студенты должны предварительно прослушать следующие курсы:

• Микроэкономика (промежуточный уровень);

• Институциональная экономика (начальный уровень);

• Теория отраслевых рынков (начальный уровень);

• Статистика (начальный уровень);

• Эконометрика (начальный уровень);

• Теория игр (начальный уровень – возможно, в рамках курса микроэкономики);

• Основы права (начальный уровень).

Предполагается также, что студенты владеют английским языком на уровне, позволяющем им

свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях.


3. Аннотация:

Курс «Политика поддержки конкуренции» принадлежит к числу учебных курсов, позволяющих студентам применять экономические знания в конкретной области экономической политики. Конкурентная политика приобретает все большее значение в России, во-первых, благодаря изменению структуры рынка в ходе экономического роста, во-вторых, благодаря проводимой (хотя не всегда последовательно и успешно) политике реформ в отраслях естественных монополий. О высоком значении конкурентной политики и неудовлетворенности институтами антимонопольного регулирования свидетельствует разработка и принятие в июне 2006 года нового закона «О защите конкуренции». Не менее активно развиваются нормативные основы реформы регулирования и дерегулирования в российских отраслях естественных монополий. В течение последних пяти лет приняты новые законы, регламентирующие отношения между участниками дерегулируемых рынков телекоммуникаций, электроэнергетики и частично – железнодорожного транспорта. Объектом острых дискуссий служат концепции развития конкуренции в газовой отрасли. Опираясь преимущественно на методы микроэкономического анализа и экономического анализа права, курс использует элементы смежных дисциплин: теорию контрактов, методы эконометрического и статистического анализа.


4. Учебные задачи курса:

Цель курса – дать студентам развернутое представление о целях, формах и методах политики поддержки конкуренции (включая антимонопольное регулирование и политику в дерегулируемых отраслях естественных монополий), а также развить навыки работы с данными для целей антимонопольного регулирования и конкурентной политики.

В результате изучения курса студент должен:

  • Знать и решать задачи экономического анализа для целей конкурентной политики, а также институционального анализа конкурентного законодательства (включая антимонопольное законодательство и отраслевое законодательство в дерегулируемых отраслях естественных монополий);

  • Уметь делать анализ специфики антимонопольного регулирования и дерегулирования в отраслях естественных монополий в России, основных направлений и результатов развития;

  • Иметь представление об основных формах и методах политики поддержки;

  • Обладать навыками работы о создании целостных представлений о структуре конкурентной политики, о ключевых доктринах конкурентной политики, о сравнительных преимуществах и

издержках методов поддержки конкуренции в различных правовых системах и разных отраслях;

конкуренции, включая антимонопольное регулирование и дерегулирование в отраслях

естественных монополий;


5. Форма контроля:

  • Текущий контроль – эссе (20% итоговой оценки), коллоквиум (20% итоговой оценки), работа на практических занятиях (качество работы на семинарских занятиях – 20% итоговой оценки)

  • Итоговый контроль – экзамен (в письменной форме – 40% итоговой оценки)

  • Итоговая оценка складывается согласно Положению «О рейтинге» НИУ ВШЭ – Пермь.


II. Содержание программы


Раздел I. Концептуальные основы конкурентной политики и ее составных частей, а также методов осуществления.


Тема 1. Конкурентная политика: основные компоненты и концептуальные основы

Потери общества от монополии: аллокативный и распределительный эффект. Х-неэффективность монополий. Монополия, эффект создания и перераспределения ренты. Статическая и динамическая эффективность. Эмпирический анализ неэффективности монополии: методы и результаты. Рыночная власть в микроэкономике и антимонопольном анализе. Естественные монополии. Проблема соотношения аллокативной и распределительной эффективности. Регулирование тарифов естественных монополий. Регулирование доходности и инвестиций. Неэффективность регулирования. «Неблагоприятный отбор» [adverse selection] и «моральный риск» [moral hazard]. Стимулирующие контракты в отраслях естественных монополий: ограничения использования. Реформа регулирования и развития конкуренции на рынках естественных монополий. Развитие теоретической основы антимонопольного регулирования и дерегулирования в отраслях естественных монополий. Гарвардская школа в теории отраслевых рынков. Чикагская школа в теории отраслевых рынков. Концепция соревновательных рынков [contestable markets] и ее влияние на конкурентную политику. Теория игр и ее применение в экономическом анализе антимонопольной политики. Новая теория отраслевых рынков: эндогенная структура рынков. Вклад институциональной экономики и экономического анализа права. Проблемы оценки эффективности антимонопольной политики. Подходы к оценке эффективности антимонопольной политики. Проблемы организации бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельности российского антимонопольного органа.


Тема 2. Институты конкурентной политики

Антимонопольное законодательство и регулирование: сравнительный анализ принципов законодательства в США, Европейском Союзе и России. Определение легальной и нелегальной практики. Принципы per se и rule of reason. Проблема ошибок первого и второго рода. Влияние законодательства на поведение участников рынка. Санкции за осуществление нелегальной практики. Величина санкций. Система применения санкций. Определение границ рынка для целей антимонопольного регулирования. Продуктовые и географические рынки. Тест «гипотетического монополиста» (тест SSNIP) и проблемы его применения. Применение теста SSNIP к рынку монополии: «целлофановая проблема» [cellophane fallacy]. Вторичные рынки [aftermarkets]. Показатели прямой и перекрестной ценовой эластичности: использование для идентификации границ рынков. Использование эконометрических методов для идентификации границы рынков. Показатели корреляции цен. Коинтеграция. Тест Грэнжера. Критика использования ценовых тестов для идентификации границ рынков (по статье: Werden, Froeb 1993). Влияние эластичности спроса и предложения на показатели корреляции. Определение границ участника рынка для целей антимонопольного регулирования. Конструкция «группы лиц». Определение «группы лиц» в российском законодательстве (закон «О защите конкуренции»). Оценка монопольной власти. Традиционный подход: роль рыночной доли. Барьеры входа. Измерение барьеров входа на рынок. Показатели входа и барьеры входа: опасность неверной интерпретации. Эконометрическая оценка рыночной власти: оценка эластичности остаточного спроса. Использование логит-моделей для оценки эластичности остаточного спроса. Развитие антимонопольного законодательства в России. «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991). «Закон о защите конкуренции на рынках финансовых услуг» (1999). Закон «О защите конкуренции» (2006). Российское и европейское антимонопольное законодательство: сравнительный анализ.


Раздел II. Антимонопольная политика


Тема 3. Экономическая теория поддержания и нарушения картельных соглашений.

Явный и скрытый [tacit] сговор. Факторы, воздействующие на стимулы к сговору. Барьеры входа. Роль инноваций. Частота взаимодействия между компаниями (периодичность пересмотра цен). Число участников рынка. Равномерность распределения рыночных долей. Симметричность участников рынка. Структурные связи между участниками рынка. Эластичность спроса. Рыночная власть покупателей. Взаимодействие на многих рынках. Наблюдаемость ценовой политики. Эмпирический анализ стимулов к картельным соглашениям в США (по материалам статьи: Fraas, Greer 1977). Нормы в отношении картелей в законодательстве США, Европейского Союза и России, примеры и проблемы их применения. Система санкций за участие в картельных соглашениях. Система освобождения свидетелей от ответственности. Соглашения и согласованные действия в антимонопольном законодательстве России. Доктрина «коллективного доминирования» в международной практике и законе «О защите конкуренции» (2006).


Тема 4. Сходство и различие в определении доминирующего положения фирмы в законодательствах США, Европы и России.

Подход к доминированию с точки зрения структуры рынка. Определение доли рынка, которая характеризует доминирующее положение фирмы. «Доминирующее положение фирмы на рынке» в законе «О конкуренции» (ст. 4) и законе «О защите конкуренции» (ст. 5). Одностороннее и коллективное доминирование. Практика монопольно высоких и монопольно низких цен. Проблема хищничества в экономическом анализе и правовой практике. Критерии доказательства хищнического ценообразования. Правило разумности в отношении доминирующих фирм: анализ

экономических основ и последствий доминирования. Вертикальные ограничения и их влияние на конкуренцию: теория и практика. Противоречивое влияние вертикальных ограничивающих контрактов на благосостояние. «Чикагский» и «пост- чикагский» подход к оценке вертикальных ограничивающих контрактов. «Правило разумности» при анализе вертикальных ограничений: опыт США. Экономический анализ дела против компании Microsoft (1998). Европейская интеграция и подход к оценке вертикальных ограничений. Определение нелегальной практики доминирующей компании в российском законе «О конкуренции» (ст. 5) и «О защите конкуренции» (ст. 6-7, 10, 12): экономический анализ изменения антимонопольного законодательства. Доминирование в отраслях естественных монополий: доктрина ключевых мощностей.


Тема 5. Антимонопольный контроль слияний

Противоречивое влияние слияний на благосостояние. Анализ антиконкурентных эффектов

горизонтальных, вертикальных и конгломератных слияний. Влияние горизонтальных слияний на конкуренцию: односторонние эффекты и эффекты координации. Моделирование воздействия слияний на благосостояние (по статье: Salant et al. 1983). Методика анализа односторонних эффектов: рыночная доля и мощности, барьеры входа, спрос, рыночная власть покупателя, соображения «умирающей компании». Эффекты координации: факторы, повышающие стимулы к сговору. Защита слияния по соображениям эффективности: критерии и порядок признания. Процедуры антимонопольного контроля слияний в США, Европейском Союзе и России. Практика слияний в России и влияние слияний на конкуренцию. Изменение подхода к антимонопольному анализу слияний в российском антимонопольном законодательстве: закон «О конкуренции» (ст. 17, 18) и закон «О защите конкуренции» (гл. 7). Объект предварительного контроля. Значение критериев предварительного контроля. Перераспределение акций и активов внутри холдингов. Дополнительные условия разрешения на сделки слияния: структурные и поведенческие. Трактовка выигрышей от слияния.


Раздел III. Конкурентная политика на дерегулируемых рынках естественной монополии.


Тема 6. Предотвращение недобросовестной конкуренции

Регламентация недобросовестной конкуренции в странах Западной Европы, в США и России.

Практика конкуренции, ее нормы и традиции в понимании юристов и экономистов ХIХ в. Нанесение вреда потребителю, продавцу, любому хозяйствующему субъекту – основа трактовки недобросовестной конкуренции в ХХ в. Недобросовестная конкуренция как нарушение прав собственности. Анализ понятий недобросовестной конкуренции и монополизации рынков: совпадения и различия. Пример законодательств Германии, Франции и США. Разделение и совмещение задач борьбы с монополизмом и недобросовестной конкуренцией в этих законодательствах. Трактовка недобросовестной конкуренции в законе «О конкуренции» (ст. 2, 4, 10) и «О защите конкуренции (ст. 3, 4, 9). Борьба с недобросовестной конкуренцией и защита прав потребителей. Трактовка права потребителя и источники возможного нарушения этих прав вследствие недобросовестной конкуренции. Безопасность, здоровье, охрана собственности, в том числе интеллектуальной, в трактовке законодательства по защите прав потребителей и антимонопольного законодательства. Формы недобросовестной конкуренции и их экономический анализ. Определение ущерба (вреда) хозяйствующему субъекту. Нанесение ущерба потребителю. Приобретение преимуществ в результате недобросовестной конкуренции. Защита деловой репутации юридических лиц и наличие конкурентных отношений. Распространение ложных сведений, определение ущерба, нанесенного дискредитацией. Введение в заблуждение относительно характера, способа изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара. Регулирование конкуренции с целью обеспечить безопасность, здоровье потребителя. Положение о сертификации продукции и закон «О рекламе»; их соотношение с трактовкой недобросовестной конкуренции. Определение выгод от введения в заблуждение относительно товара. Некорректное сравнение товаров и присвоение чужой репутации. Дискредитация через некорректное сравнение. Определение вреда, нанесенного хозяйствующему субъекту, и незаконных преимуществ, приобретенных из-за некорректного сравнения. Незаконное использование интеллектуальной собственности как форма недобросовестной конкуренции. Обычаи делового оборота, практика хозяйственной деятельности России – их отношение к незаконному использованию интеллектуальной собственности. Закон об авторском праве и недобросовестная конкуренция. Получение выгод от незаконного использования интеллектуальной собственности. Закон «О рекламе» и трактовка незаконного использования интеллектуальной собственности. Кампания борьбы с «пиратством» в России. «Пиратство» на рынках стран Западной Европы и США. Получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну. Понятие конфиденциальности информации. Закон «Об информации», трактовка видов информации. Определение ущерба от использования конфиденциальной информации. Обязательства владельца информации по охране ее от разглашения. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. Проблема охраны товарных знаков на современных рынках. Международное право и закон «О товарных знаках» об охране товарного знака и определении случаев его нарушения.


Тема 7. Государственное регулирование и соблюдение принципов конкуренции

Влияние государства на конкуренцию. Административные решения и ограничение конкуренции. Система государственных закупок. Система государственной помощи. Практика административных решений, ограничивающих конкуренцию, и их влияние на экономическое развитие. Нормы о запрете ограничений конкуренции со стороны органов власти в законе «О конкуренции» (ст. 7, 8) и «О защите конкуренции» (гл. 3) и проблемы их применения. Требования ограничения конкуренции в системе государственных закупок. Основные препятствия конкуренции: сговор и коррупция. Международная практика применения норм, нацеленных на предотвращение сговора и коррупции в конкурсных торгах. Требования закона «О защите конкуренции» (ст. 15) и закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-94 от 21 июля 2005 г.). Государственная помощь, ее влияние на конкуренцию. Регламентация предоставления государственной помощи в ЕС и в России (в соответствии с законом «О защите конкуренции» (гл. 5): сравнительный анализ.


Тема 8. Экономические проблемы дерегулирования и развития конкуренции на рынках

естественных монополий

Неэффективность регулирования естественных монополий. Мировая практика и модели развития конкуренции и дерегулирования в отраслях естественных монополий. Экономические проблемы дерегулирования. Масштабы и методы тарифного регулирования. Стимулирующее регулирование. Ограничение применения стимулирующего регулирования. Модель Армстронга силы стимулов в ценовом регулировании. Ценовая дискриминация при наличии и отсутствии конкурентов на рынках регулируемой компании (проблема перекрестного субсидирования). Практика ценового регулирования в российских отраслях естественных монополий. Разделение потенциально конкурентных и естественно-монопольных сегментов. Выбор модели вертикального разделения. Горизонтальное разделение. Российская практика реформ в отраслях естественных монополий. Создание холдинга «Связьинвест» и концепция реформирования РАО «ЕЭС России» в контексте мировой практики. Регулирование тарифных и нетарифных условий использования естественно-монопольного компонента. Цена доступа к ключевым мощностям. Правило «эффективного составного ценообразования» (Баумоля-Виллига) и его влияние на эффективность входа и конкуренцию. Определение цены доступа в законе «О связи» (2003): экономический анализ. Размещение ограниченных ресурсов: аукционы против административных процедур. Принципы проведения аукционов на использование ограниченных ресурсов. Выбор модели аукциона: «английский» аукцион против «голландского». Стимулы «слабых» претендентов принимать участие в аукционе (по статье: Hendricks, Porter 1988). Возможности ограничения конкуренции: параллельное поведение, хищнические цены. Практика размещения радиочастотного спектра в России: проблема спецификации прав собственности.

Финансирование «универсальных услуг». Влияние выбора модели финансирования на конкуренцию. Конкурсы за право осуществлять универсальные услуги. Режим финансирования универсальной услуги в соответствии с законом «О связи» (2003). Организация государственного регулирования в отраслях естественных монополий. Полномочия «традиционного» регулирующего органа, специализированного регулирующего органа, антимонопольного органа. Сравнение полномочий органов регулирования в российских отраслях естественных монополий.


Тема 9. Теоретические основы и мировой опыт развития конкурентных отношений в

коммунальном хозяйстве

Конкуренция на рынке и конкуренция за рынок. Теория торгов за франшизу (Демсец) и ее критика (Телсер, Познер, Голдберг, Уильямсон). Модели торгов за франшизу с одним и несколькими критериями отбора. Теоретические проблемы развития конкуренции: фундаментальная трансформация, пересмотр долгосрочных контрактов и двухсторонний шантаж. Формы делегированного управления инфраструктурными мощностями в коммунальном хозяйстве (формы контрактов, заключаемых в коммунальном хозяйстве с частными предприятиями). Виды и этапы конкурсов. Примеры конкурсов и контрактов: Буэнос-Айрес, Армения. Практические проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий: риски, коррупция, небольшое количество участников. Пример Каракаса. Российский опыт развития конкуренции на рынке коммунального хозяйства и федеральная политика. Ключевые участники рынков (РКС, КЭС, ЕВП, Росводоканал, Новогор, РАО ЕЭС). Практика получения контрактов: с конкурсами (Москва, Березники) и без конкурсов. Понятие выращивания конкуренции. Барьеры на пути развития конкуренции: особенности муниципальных унитарных предприятий,

институциональные, политические и коммерческие риски. Федеральная политика. Снижение регуляторных рисков. Особенности Закона «О концессионных соглашениях»: понятие концессионного соглашения, порядок проведения конкурсов. Необходимость ограничения оборота коммунальной инфраструктуры.


Тема 10. Развитие конкуренции на российском рынке связи в контексте мирового опыта

Эволюция структуры телекоммуникационных рынков России. Создание холдинга «Связьинвест»: влияние на эффективность связи и конкуренцию. Нормативные основы развития конкуренции в российской отрасли телекоммуникаций: закон «О связи» (2003 г.). Масштабы тарифного регулирования в отрасли связи. Направления реформы тарифного регулирования. Условия присоединения сетей. Особый статус оператора, «занимающего существенное положение». Дискреционное определение условий присоединения. Режим разрешения конфликтов по поводу условий присоединения. Распределение бремени судебных издержек. Барьеры входа на рынок: лицензирование и сертификация оборудования. Сокращение числа лицензируемых видов деятельности в отрасли телекоммуникаций: 2000–2006 гг. Сертификация оборудования: обязательная и добровольная. Влияние сертификации на конкуренцию. Распределение радиочастотного спектра. Недостаточность спецификации прав собственности на радиочастоты. Перспективы конкурсного размещения. Проблемы конверсии радиочастотного спектра и их влияние на конкуренцию в отрасли. Предоставление и финансирование универсальной услуги. Опыт «обременения лицензий». Фонд универсального обслуживания и оператор универсального обслуживания.


Тема 11. Развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок: российская практика в контексте мирового опыта

Модели развития конкуренции в отрасли железнодорожного транспорта. Модель параллельной конкуренции (США, Канада). Модель конкуренции «за источник» (страны Латинской Америки). Модель конкуренции с вертикальным разделением: полным и неполным. Эволюция подхода Европейского Союза к выбору модели реформы: от Директивы 1991 г. к Директиве 2001 г. Модель полного вертикального разделения инфраструктуры и подвижного состава: неудачный опыт Великобритании. Роль и место железнодорожного транспорта в общей системе перевозок в России. Особенности грузоперевозок по железным дорогам в России, рентабельность грузоперевозок по железным дорогам. Пассажирские перевозки. Рентабельность пассажирского транспорта и ее проблемы. Внутреннее перекрестное субсидирование как проблема регулирования железнодорожного транспорта. Определение места и границ государственного регулирования на железнодорожном транспорте. Состояние конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Разделение сетевой инфраструктуры и фирм, обслуживающих перевозки. Проблема определения сетевой инфраструктуры, ее содержания и принципов функционирования. Регулирование доступа кс сетевой инфраструктуре. Развитие конкуренции между фирмами-операторами. Определение транспортных тарифов и окупаемость транспортных услуг. Разделение грузового и пассажирского оборота на транспорте. Развитие обслуживания пассажиров, повышение скорости и комфортабельности пассажирского транспорта и определение оптимальной продолжительности переезда. Проблема диспетчерской службы, безопасности и регулярности перевозок. Ответственность за ремонт путей и конкуренция (тендер) за обслуживание путей и подвижного состава. Роль РЖД, управления дорогами в организации тендеров и конкурентного рынка услуг. Проблема финансирования железнодорожного транспорта. Организация акционерных обществ и привлечение средств на открытом рынке. Размещение акций дочерних компаний РЖД и его перспективы.


III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


  1. Литература:

Базовый учебник:

1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. 2007. T. 11. № 2.


Основная литература:

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Калмычкова Е.Н. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий / Под ред. С.Б. Авдашевой. М.: Новый учебник, 2004. С. 41–58.

  2. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) //Вопросы экономики. 2005. № 5.

  3. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред. С.Б. Авдашевой, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко. М.:ТЕИС, 2005.

  4. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой // Экономический журнал РГГУ. 2001. № 2.


Дополнительная литература:

  1. Areeda P., Turner D. Predatory pricing and related practices under Section 2 of the Sherman Act //Harvard Law Review. 1975. Vol. 88. P. 687–724.

  2. Gilbert R.G., Katz M.L. An economist’s guide to U.S. v. Microsoft // Journal of Economic Perspectives. 2001. Vol. 15. No. 2. P. 25–44.

  3. Klein B. The Microsoft case: what can a dominant firm do to defend its market position // Journal of Economic Perspectives. 2001. Vol. 15. No. 2. P. 45–62.

  4. Motta M. Competition Policy. Theory and Evidence. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Ch. 7. P. 411–532.

  5. Познер Р. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, 2004. Гл. 10.

  6. Уильямсон О. Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков / Под ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 2003.


2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Приложение 1. Вопросы для самоконтроля.

Приложение 2. Темы эссе.

Приложение 3. Темы для коллоквиума.

Приложение 4. Темы семинарских занятий.

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю.

Рекомендуется разработка практических ситуаций (кейсов) и задач для обсуждения на семинарских занятиях.


4. Методические указания студентам.

При подготовке к итоговому контролю необходимо обратить внимание на практические примеры, рассматриваемые в ходе семинарских занятий.


5. Рекомендации по использованию информационных ресурсов:

Для подготовки к аудиторным занятиям, а также при самостоятельной работе, рекомендуется использовать ресурсы Internet.


Автор программы Редькина А.Ю.


IV. Тематический расчет часов по дисциплине

«Проблемы антимонопольного регулирования»
  1   2   3

Похожие:

Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПроект Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница