Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ




Скачать 36.33 Kb.
НазваниеПодготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ
Дата04.02.2016
Размер36.33 Kb.
ТипДокументы
Подготовка учащихся 11 класса

к государственному итоговому экзамену

по русскому языку в форме ЕГЭ.

(Автор Долгова Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназии «Дмитров» (из опыта работы).


Нужен или не нужен ЕГЭ? – вопрос, который звучит в последние годы так же актуально и судьбоносно, как вечный шекспировский – «быть или не быть». Девчонки в рождественскую ночь гадают не на суженого-ряженого, а на «отменят – не отменят», их родители клянут на чем свет стоит это непонятное для некоторых, но пугающее слово, в научных кругах каждый год что-то добавляют или меняют в содержании заданий, оформлении бланков, времени проведения, в Верховном суде РФ эта тема является предметом разбирательства. И только мы, многотысячная армия российских педагогов, особенно те, чьи учащиеся сдают обязательный ЕГЭ, молча засучиваем рукава задолго до начала официальных сроков и упорно начинаем кропотливую работу по подготовке к государственному экзамену.

Подготовка к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ у меня начинается с окончания 9 класса, а именно после сдачи экзамена по русскому языку ГИА и получения их результатов. Анализируем оценки, вспоминаем сложные задания, которые вызвали затруднения в выполнении или оцененные нулем баллов. Мое участие в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в качестве эксперта также дает богатый материал для анализа характерных ошибок, особенно в части С.

Работа с заданиями части С начинается уже с лета: вместе со списком художественных произведений для прочтения летом дается задание в читательском дневнике записывать не только впечатления от прочитанного, но и пытаться сформулировать увиденные проблемы произведения. Это понадобится нам для составления "банка" иллюстраций из художественных произведений.

Подготовку к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ по окончании 11 класса плотно и в системе начинаем с 10 класса по частям А и В в нескольких направлениях:

- реализация государственной программы по русскому языку в 10 - 11 классах на уроках русского языка. На уроках русского языка работаем по учебному пособию авторов Гольцовой Н.Г. Шамшина И.В., Мищериной М.А., который дополняет, систематизирует, обобщает и углубляет теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и дает возможность повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ;

- самостоятельное выполнение учащимися различных демоверсий на интернет-сайтах, адреса которых были даны в начале учебного года;

- основная и непосредственная подготовка проводится на дополнительных занятиях по составленной программе "Подготовка к экзамену по русскому языку", на которых знакомимся с видами заданий ЕГЭ и выполняем практические работы. В 10 классе и первое полугодие в 11 классе пользуемся пособием для подготовки к ЕГЭ автора Цыбулько И.П.: практические задания, где представлены тестовые задания по всем разделам русского языка, начиная с фонетики и заканчивая стилем и культурой речи. Организую подготовку следующим образом: вначале даю теоретический материал по определенному разделу ( в пособии этот материал не предоставлен), затем по цепочке или по группам выполняем задания с обязательным комментированием работы. Следующий этап работы - самостоятельное решение тестов, при необходимости помощь оказывает учитель или ученик-консультант, выполненное проверяем, исправляем ошибки, объясняем. Заключительный этап - контрольное решение тестов по вариантам на оценку ( выполнять разные формы работы и контроля позволяет пособие, в котором 50 - 60 заданий).

Во втором полугодии в 11 классе работаем непосредственно с типовыми вариантами экзаменационных заданий 30 вариантов в пособии под ред. Цыбулько И.П.;

- выполнение контрольных мониторингов по заданию администрации школы и управления образования;

- участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Вторая часть подготовки к экзамену - работа над сочинением части С по тем же направлениям. Для этого использую учебно-методическое пособие Н.А. Сениной и А. Г. Нарушевича "Сочинение на ЕГЭ. Русский язык". Курс подготовки к сочинению также рассчитан на два года работы по следующим темам:

10 класс

1. Проблема текста. Содержание темы: типы проблем; способы выявления проблемы; формулирование проблемы; типовые ошибки при формулировании проблемы, пути их избежания.

2. Комментарий к проблеме. Содержание темы: виды комментария; типовые конструкции для комментирования проблемы; типичные ошибки при комментировании проблемы.

3. Авторская позиция. Содержание темы: что такое авторская позиция и как она проявляется в тексте; средства выражения позиции автора; как выражается авторская позиция в художественном тексте; автор и рассказчик; типовые конструкции для выражения авторской позиции; типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

11 класс

1. Аргументация собственной позиции. Содержание темы: схема построения текста-рассуждения; виды аргументов; структура аргумента; типичные ошибки аргументации.

2. Композиция сочинения. Содержание темы: требование к построению сочинения, основные средства связи между предложениями в тексте; виды и формы вступления; виды заключения.

3. Речевое оформление сочинения. Содержание темы: типы ошибок; грамматические ошибки; речевые ошибки; логические ошибки; фактические ошибки.

После изучения каждой теоретической темы знакомлю ребят с критериями оценивания каждого вида задания, затем материал закрепляется практическими заданиями, которые выполняются учащимися коллективно, с комментариями, самостоятельно.

Безусловно, сочинения, вернее фрагменты, учащиеся пишут и на уроках русского языка и литературы: сочинения - миниатюры на выявление проблемы, формулировка собственной позиции по отношению к ней; сочинения-рассуждения с обязательным соблюдением требований к построению текста-рассуждения. Так, по литературе темами сочинений, например, были следующие: "Был ли другой выбор у Катерины? ( по пьесе А.Н. Островского "Гроза") в 10 классе, в 11 классе: "Что лучше: истина или сострадание?" ( по пьесе М. Горького "На дне"), «Влияют ли обстоятельства на выбор, или человек сам строит свою судьбу?» (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» и другие.

Конечно, один вопрос – подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов, сделать все, от нас зависящее, а другой – сама система организации и проведения этих экзаменов. Можно много времени и энергии потерять, перечисляя недостатки данной формы: отсутствие человеческого фактора, сомнительность объективности проверки знаний только по одному выполненному варианту, исключение развития способности к доказательству, когда страдают логические и мыслительные навыки, грамотное письмо и т. д. Таким рассуждениями мы можем что-то изменить? Нет! Повторяю, только потратим время, эмоциональные силы, еще больше загоним себя в угол.

Не лучше все это направить осознание необходимости предлагаемых государством форм итоговой аттестации, на качественную подготовку к ней. А главное, на создание позитивного настроя на предстоящий заключительный и очень ответственный этап школьного обучения: выбор дальнейшего жизненного пути. А благополучие этого выбора создает, и в том числе, форма ЕГЭ, в которой заложена главная идея: результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вуз, поэтому выпускник школы и будущий студент сдает экзамены только один раз. Эти результаты он может направить в приемные комиссии нескольких вузов, если не совсем определился с выбором. Удобно и то, что не нужно никуда ехать, а результаты можно переслать по почте в тот город, в котором бы хотелось учиться. И это неоспоримые плюсы!


Задания, направленные на подготовку учащихся к написанию

сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)

  1. Для работы над формулировкой проблемы.

З А Д А Н И Е 1.


Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте проблемы, над которыми размышляет автор исходного текста.

1. Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь позволяет понять, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к собственной семье господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самыми близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим сверстникам. (Проблема равнодушия)

2. Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной: детальное описание родного дома, речки, деревенских жителей позволило передать непреходящую боль человека, принявшего опрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркивает писатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся в подобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатление замкнутого круга, из которого невозможно вырваться, как невозможно забыть истоки, все то, что когда-то наполняло жизнь смыслом и радостью.

(Проблема ностальгии, любовь к Родине)

3. Писатель с иронией рассказывает о том, что эта пагубная привычка стала почти что речевой нормой. Она, утверждает автор, проникла во все слои общества, «отравила» язык многих. Публицист обращает особое внимание на то, как много могло бы сделать для искоренения этого явления телевидение, но оно идет на поводу у той части зрителей, которая подобные «трехэтажные речи» воспринимает как само собой разумеющееся. С ругой стороны, отмечает он, было бы гораздо легче справиться с этим «языковым недугом», если бы каждый поставил себе диагноз и занялся «самолечением». (Проблема сквернословия)

З А Д А Н И Е 2.

Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами.

( Д. Гранин)

1. Что такое гармония?

2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3. Каковы границы познания окружающего мира?

4.Каковы перспективы технического прогресса?

(Тема № 2)

З А Д А Н И Е 3

Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.

(В. Солоухин)

1. Какова роль детства в жизни человека?

2. Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?

3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4. Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?

(Тема № 4)

З А Д А Н И Е 4

Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она «затягивает».

( Д. Лихачев)

  1. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.

  2. Как научиться хорошей речи?

  3. Употребление жаргонных слов.

  4. Проблема богатства и бедности речи человека.

  5. Как проявляется интеллигентность в речи человека?

(Тема №3)

З А Д А Н И Е 5

Сформулируйте проблему текста.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий – человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлиться. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чем они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю – я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда – то бессмертную формулу - пугливые «невежды». Невежды подозрительны, им кажется , что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А черт его знает, чего он там на скрипке играет?..

(Ю. Лотман)

ЗАДАНИЕ 6

Сформулируйте проблему.

У каждого из нас имеется возможность изменить жизнь к лучшему. Для этого совсем не обязательно самому терпеть какие-то материальные или моральные лишения. Помогая другим, заботясь о них, мы дарим себе радость. При этом делать добро совсем не сложно.

Вот, например, родители. Им очень дорого наше внимание. А теплые, благодарные слова мы говорим им так редко, что и вспомнить сложно, когда это было в последний раз… Не пора ли, наконец, прорваться сквозь паутину занятости, мелких обид и просто порадовать их даже какой-то мелочью? Знаете, как много отдали бы за такую возможность те, кто уже потерял ее? Нужно оставить все обиды сомнения в мешке для мусора и сделать все возможное, чтобы жизнь наших родителей стала светлее, чтобы согрелась атмосфера наших отношений.

Помимо самых-самых близких людей по крови, у нас могут быть люди родные по взглядам, духу, по чувствам. Наша жизнь переплетена с жизнями других людей. Многие ожидают, что кто-то извне должен помочь. Когда этого не происходит, в людях накапливаются раздражения и обиды. Нужно постараться своей заботой не допускать появление этих чувств в окружающих. Тот, кто способен приносить что-то доброе в чужие жизни, всегда счастливее того, кто ждет блага от других. К теплу такого человека невольно тянутся все, и сами потом становятся отзывчивее, добрее.

Думаю, вы и сами желаете помогать близким, друзьям. Однако иногда наша помощь запаздывает или обращается в пустышку. Чтобы этого не произошло, заботьтесь о них ненавязчиво, разделяйте их интересы. Не надо указывать кому-то, как жить. Вместо этого лучше присмотреться и попробовать определить то, что позволит тому или иному вашему близкому или знакомому, почувствовать, насколько жизнь прекрасна.

Заботиться о людях просто. Главное – действительно этого захотеть!

II. Для работы над комментарием к с формулированной теме

ЗАДАНИЕ 1.

Из списка литературоведческих терминов выберете те, которые понадобятся при написании комментария. Объясните их роль.

Тема, проблема, цитирование, несобственно-прямая речь, строфа, ритм, язык, сюжет, композиция, анапест, рифма, тип речи, мотив, подтекст, повторы, ирония, умолчание, художественная деталь.


ЗАДАНИЕ 2.

Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте проблемы, над которыми размышляет автор исходного текста.

1. Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь позволяет понять, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к собственной семье господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самыми близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим сверстникам. (Проблема равнодушия)

2. Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной: детальное описание родного дома, речки, деревенских жителей позволило передать непреходящую боль человека, принявшего опрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркивает писатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся в подобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатление замкнутого круга, из которого невозможно вырваться, как невозможно забыть истоки, все то, что когда-то наполняло жизнь смыслом и радостью. (Проблема ностальгии, любовь к Родине)

3. Писатель с иронией рассказывает о том, что эта пагубная привычка стала почти что речевой нормой. Она, утверждает автор, проникла во все слои общества, «отравила» язык многих. Публицист обращает особое внимание на то, как много могло бы сделать для искоренения этого явления телевидение, но оно идет на поводу у той части зрителей, которая подобные «трехэтажные речи» воспринимает как само собой разумеющееся. С ругой стороны, отмечает он, было бы гораздо легче справиться с этим «языковым недугом», если бы каждый поставил себе диагноз и занялся «самолечением». (Проблема сквернословия)

З А Д А Н И Е 3 (для читающих учащихся)

Прочитайте следующее высказывание.

Рей Бредбери так говорил о своем творчестве: «Жюль Верн – мой отец. Г. Уэллс – мой многомудрый дядюшка. Эдгар Алан По – мой кузен, у него перепончатые крылья, как у летучей мыши, он жил у нас на чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои друзья и братья… После этого уже совершенно очевидно, что Мэри Уолстонкрафт Шелли, которая написала «Франкенштейна», моя мать».

Какой прием использован в этом высказывании? Как он помогает понять своеобразие художественного мира писателя? Напишите комментарий к проблеме.

З А Д А Н И Е 4

Сформулируйте тезис текста. Докажите, что с такими «родственниками» Р. Брэдбери мог стать только писателем-фантастом.

З А Д А Н И Е 5

  1. Какие аспекты проблемы не названы?

  2. Каких аспектов нет в тексте:

    1. родителям очень дорого наше внимание;

    2. забота о близких требует моральных или материальных затрат;

    3. нельзя откладывать на будущее возможность заботиться об окружающих;

    4. делать добро сложно, но необходимо;

    5. забота о людях поможет им погасить в них раздражение и обиду;

    6. тот, кто ждет благо от других, счастлив;

    7. теплота доброго человека делает окружающих отзывчивее, добрее;

    8. внимательное отношение к окружающим – способ понять, в какой помощи они нуждаются;

    9. не всякий имеет возможность заботиться о близких.

  3. Напишите комментарий к сформулированной проблеме текста.


II. Для работы над аргументацией собственного мнения по проблеме.

З А Д А Н И Е 1

Прочитайте текст. Укажите:

  1. тезис данного рассуждения;

  2. аргументы;

  3. вывод.

Напишите рассуждение с опровергающей аргументацией.

Мысли о будущем человечества

(1) Многие писатели-фантасты утверждают, что в будущем на земле воцарится гармония, деньги отменят, уйдет в прошлое преступность. (2) Все будут жить счастливо, причем вечно, т.к. изобретут эликсир молодости. (3) Щас! (4) Размечтались. (5) Лично я, анализируя ту дыру, в которую мы все время катимся, могу с уверенностью сказать, что человечество вымрет в ближайшие 500 – 600 лет.

(6) Судите сами: запасов нефти хватит максимум на 100 лет, т.е. после этого знаменательного события людям просто придется отказаться от бензина, керосина и дешевой резины, пластмассы недорогой энергии, т.к. запасы газа тоже истощатся к тому времени (нельзя забывать об атомной энергии, но, как вы понимаете, если атомные электростанции будут существовать в том виде, в котором они существуют сегодня, то от них тоже не будет много проку). (7) Вслед за этим последует отказ человечества от новых научных разработок, идей освоения космоса и пр. (8) От этого же упадет уровень жизни. (9) Резко увеличатся в цене медикаменты, бытовая химия и компьютеры.

(10) Далее нельзя забывать всемирном потеплении, которое самым непосредственным образом скажется на уровне жизни людей. (11) Энергии не будет хватать, чтобы согреть лютой зимой и остудить жарким летом тела бедных землян. (12) Поэтому смертность от природных аномалий будут все выше и выше. (13) Я уже не говорю об испорченных урожаях вследствие этих же аномалий.

(14) И, как говорится, все войны и бунты совершаются на голодный желудок. (15) Т.к. государство нечем будет кормить своих граждан (нет энергии и нет урожаев), то начнутся бунты сначала против собственных властей (гражданской войны), а потом народы начнут воевать между собой. (16) Это может случиться, например, по такому сценарию: голодные жители Америки устроят гражданскую войну между собой, вследствие чего будет свергнуто их правительство, управлять страной начнут зачинщики беспорядков, которым станет мало власти и им захочется большего. (17) Например, захватить страны Европы. (18) Чтобы уберечь себя от захватчиков, Россия применит против Америки ядерное оружие, а бунтарям все равно терять будет нечего, и они начнут отвечать. (19) Развяжется ядерная война. (20) Вследствие этих войн человечество уничтожит само себя. (21) И снова матушка Земля останется девственно чистой от всего живого.

(22) Вот такие у меня представления о надвигающемся будущем. (23) Но можете не волноваться. (24) Нам это не грозит. (25) А вот нашим внукам…

З А Д А Н И Е 2

Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод постановки слов поэтому, значит, следовательно.

  1. Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется. (Джон Ньюмен)

а) не нужно бояться жизни и смерти;

б) нужно стремиться жить полноценно каждое мгновение;

в) жизнь скоротечна, человек многого не успевает сделать.

  1. В жизни возможно только две трагедии: первая – получить то, о чем мечтаешь, вторая – не получить. (Оскар Уайльд)

а) пресыщенность жизнью неудовлетворенность ею одинаково трагичны;

б) счастье – это отсутствие мечты;

в) не получить от жизни ожидаемое гораздо трагичнее, чем получить ее.

  1. Будь смиренным, ибо ты сделан из грязи. Будь великим, ибо ты сделан из

звезд. (Сербская пословица)

а) не гордись собой, а стремись самосовершенствоваться;

б) в человеке в равных долях есть и высокое, и низкое;

в) человек – царь природы, самое великое ее творение.

З А Д А Н И Е 3

Определите, какой из вариантов не является аргументом к тезису.

  1. Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой. (М. Твен)

а) доброе отношение к себе человек чувствует сердцем;

б) нужно быть милосердным;

в) силе добра ничего не может противостоять.

  1. Нет ничего более изобретательного, чем природа. (Цицерон)

а) очень сложно представить себе все многообразие жизни на планете Земля;

б) человек – самое лучшее творение природы;

в) пути эволюции неисповедимы.

  1. Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более

они отодвигаются. (Буало)

а) решенные научные вопросы рождают десятки новых;

б) наука не имеет границ как метод мышления и познания;

в) нередко результаты, получаемые при изучении чего-либо, оказываются полезными для решения совершенно других вопросов.

З А Д А Н И Е 4

Продолжите афоризм, добавив сначала слово потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.

  1. Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь. (Л.Н. Толстой)

а) потому что… б) поэтому…

2. Несчастные те люди, которым все ясно. (Л. Пастер)

а) потому что… б) поэтому…

3. Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать. (В. Л. Гинзбург)

а) потому что… б) поэтому…

З А Д А Н И Е 5

Постройте связный текст из приведенных ниже предложений с помощью союзов хотя, если, то, а, и, так как, потому что, поэтому и вводных слов значит, следовательно и других, выявляющих логические связи. Построенный текст поможет вам вспомнить произведения и тех героев, кому принадлежат эти высказывания.

Вариант 1.

  1. Революцию делают злые люди.

  2. революция – это хорошее дело хороших людей.

  3. Хорошие дела делает хороший человек.

  4. Хорошие люди не убивают.


а) 3, но 1, однако 4, следовательно 2;

б) 3, 2, но 4, значит 1;

в) 4, поэтому 1, однако 2, словом, 3

Вариант 2.

  1. Я вмешиваюсь в ваши дела.

  2. Я бываю при дворе.

  3. Мне удастся вам помочь.

  4. Изъясните мне, в чем состоит ваша просьба.

  5. – Извините меня, - сказала она голосом более ласковым.



а) 2, поэтому 5, но 1, однако 4, словом 3;

б) 5, потому что 1, и 2, следовательно 3, так что 4;

в) 5, если 1, но 2,4, и, может быть 3.

З А Д А Н И Е 6

Подберите примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов.

  1. Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдать.

  2. Истинная красота человека заключается в его душе и поступках.

  3. Вмешательство человека в жизнь природы может обернуться трагедией.

  4. Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

  5. Смысл человеческой жизни в познании истины.

  6. Герой идет на смерть не ради почестей и посмертной славы, а ради того, чтобы жили другие люди.

  7. Старшее и младшее поколения должны стремиться к взаимопониманию.

  8. Истинный патриотизм заключается не в словах, а в поступках.

  9. Умение видеть и ценить красоту природы – важнейшее качество духовно развитой личности.

  10. Массовая культура оказывает разрушающее воздействие на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека.

План – конспект урока по теме «Морфология и культура речи» в 10 классе. Тема урока: «Н и НН в суффиксах различных частей речи».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, связанных с определением отличительных признаков разных частей речи и глагольных форм, а также написанием Н и НН в их суффиксах; совершенствовать навыки аналитического разбора, развивать культуру монологической речи, подготовить учащихся к сдаче государственного экзамена по русскому языку.

Задачи:

  1. образовательная: учащиеся должны знать особенности образования и грамматические признаки разных частей речи и глагольных форм, а также условия написания Н и НН в суффиксах;

  2. развивающая: учащиеся должны уметь применять знания для разграничения частей речи глагольных форм, уметь обнаруживать данную орфограмму и применять в правописании суффиксов с Н и НН; развивать логическое и аналитическое мышление, творческую активность, монологическую речь учащихся.

  3. воспитательная: посредством тексов упражнений воспитывать уважение к книге, интерес к чтению, раскрывать красоту и образность речи при использовании средств языковой выразительности.

Тип урока: обобщение и систематизация, углубление знаний и умений учащихся.

Оборудование: учебник русского языка для 10-11 классов автора Н.Г. Гольцовой, раздаточный материал, презентация учебного материала, технические средства: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Создание проблемной ситуации по теме урока, мотивация учащихся:

1. Слово учителя. Прочитайте и запишите тему урока. Как вы думаете, в чем заключается сложность темы по сравнению с домашним заданием? (Д/з к данному уроку: повторить правила написания Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных, выполнить упр. 216) О правописании суффиксов каких частей речи мы будем говорить сегодня? Какая проблема стоит перед нами и какие задачи нужно решить? Да, действительно, чтобы правильно написать одну или две н в суффиксе перечисленных частей речи и глагольных форм, необходимо, в первую очередь, уметь разграничивать отыменные и отглагольные прилагательные и причастия, краткие прилагательные и краткие причастия, наречия, поскольку их написание подчиняется разным правилам.

Таким образом, на уроке нам следует еще раз определить признаки каждой из названных частей речи, закрепить правила написания Н и НН в их суффиксах. Материал сложный и объемный, но нам помогут интерактивные средства информационных технологий для демонстрации учебного материала в таблицах.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Демонстрация слайда №1 «Одна и две буквы Н в суффиксах отыменных прилагательных».

НН

Н

1) на стыке морфем: старинный, машинный, овчинный

1) в первообразных прилагательных: румяный, багряный, юный

2) в суффиксах -онн-, -енн-

2) в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-

3) в словах-исключениях: стеклянный, деревянный, оловянный

3) в слове-исключении: ветреный

4) в кратких прилагательных, если в полной форме прилагательного, от которого образована краткая форма, две н

4) в кратких прилагательных, если в полной форме прилагательного, от которого образована краткая форма, одна н



  1. Задание: прокомментировать правила, подтвердить примерами из упр. 216. На какие условия в правиле не прозвучали примеры? Приведите свои примеры. Каков способ образования отыменных прилагательных?


IV. Работа по теме урока. Углубление изученного материала.

1. Создание проблемной ситуации. Слово учителя. При проверке домашнего упражнения не все слова с пропущенными Н и НН были названы. Почему? Верно, это не отыменные прилагательные.

2. Работа с теоретическим материалом. Аналитический разбор.

Выпишите слова с пропусками букв, давайте определим, к какой части речи или форме относится каждое слово:

захлорирова…ый – какой?, обозначает признак предмета, образовано от глагола хлорировать, это отглагольное прилагательное;

построе…ый – какой?, обозначает признак предмета по его действию, это причастие;

лише…а – какова?, обозначает действие, может быть заменено глаголом лишили, можно добавить зависимое слово в творительном падеже: лишена (чем?) законом. Значит, это краткое причастие;

привяза…ость – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет; образовано от привязанный – причастие совершенного вида.

  1. Применение правил правописания Н и НН в суффиксах различных

частей речи. Демонстрация слайда №2 «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных», слайда №3 « Н и НН в суффиксах причастий», слайда №4 «Н и НН в суффиксах существительных и наречий на -о, -е, образованных от слов с Н и НН». Комментирование условий написания одной и двух н. Запись в рабочих тетрадях.

  1. Завершение работы по применению правил.

Задание: используя информацию слайдов, действуя по алгоритму, вставьте пропущенные буквы в слова из упражнения 216.

  1. Закрепление материала.



  1. Самостоятельная работа (по вариантам) на карточках с последующей самопроверкой (задание взято из сборника заданий типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ под редакцией И.П. Цыбулько)

Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

1 вариант

а) Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдале(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел древний русский город.

1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

б) По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

1) 1, 2 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 4

2 вариант

а) Моще(1)ая мрамором гостиная виллы «Керилос» украше(2)а золоче(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.

1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4

б) Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

3 вариант

а) Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3

б) Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

1) 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 5 4) 1, 3, 4

(Ответы проецируются на экран после самопроверки, анализируются допущенные ошибки)

  1. Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению. Работа с упражнением учебника 271.

Задание: прочитайте выразительно текст М. Осоргина. О чем размышляет писатель? Прокомментируйте позицию автора. Напоминаю: не переходите на пересказ текста. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Как можно озаглавить? Какие средства использует автор для создания выразительности? Выпишите слова с Н и НН, графически объясните выбор.

  1. Домашнее задание:

1) закрепить правила, приготовиться к

объяснительному диктанту;

2) выполнить задания теста № 9 – 12 из сборника;

3) написать сочинение - миниатюру о книге, используя вопросы к тексту упражнения 271.


Долгова Л.В.

Похожие:

Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconУчебное пособие для подготовки к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по специальности 030501. 65, 030900. 62 «юриспруденция»
Для подготовки к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по специальности 030501. 65, 030900. 62 «юриспруденция» для...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconСпецификация контрольной работы по русскому языку для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений
Поэтому при выборе ответов на вопросы каждый может не только выявить степень готовности к итоговой аттестации в форме егэ, но и определить...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconРабочая программа по подготовке учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку
С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену по биологии
Егэ по биологии с 2009 года. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconАнализ комплексной проверочной работы по русскому языку учащихся 10-ых классов
Цель проверки: определить уровень образовательных достижений учащихся по русскому языку на базовом уровне
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconПрограмма элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов «Подготовка к егэ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии»
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconПрограмма по русскому языку для абитуриентов москва
Вступительный экзамен по русскому языку проводится в форме письменного тестирования. Экзаменационный тест включает в себя задания...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с программой Министерства Образования РФ для общеобразовательных...
Подготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ iconСправочник для подготовки к егэ по русскому языку
В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница