Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования




Скачать 23.33 Kb.
НазваниеУправление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер23.33 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Калачев Василий Юрьевич


УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону — 2009

Диссертация выполнена на кафедре «Экономика и менеджмент»

ГОУ ВПО «Донской государственный технический университет»


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Курганская Нина Ивановна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Толстик Надежда Владимировна

кандидат экономических наук

Масыч Марина Анатольевна


Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов


Защита состоится «24» марта 2009 г. в 11-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета по экономическим наукам ДМ 212.208.28 при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, ауд. 220.


С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан «20» февраля 2009 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, ГСП 17-А, пер. Некрасовский, 44, объединенный диссертационный совет по экономическим наукам ДМ 212.208.28, ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент С. В. Гриненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. По итогам 2007 года Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, однако, этот рост был в большей степени связан с такими факторами, как благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья, валютных рынках, стабильном росте мировой экономики. В 2008 году мировая экономика входит в кризисный период, который уже отразился на финансовой системе ведущих стран мира, а, следовательно, и на реальном секторе экономики. В этих условиях продолжение реализации программы роста, которую проводил Президент РФ В. В. Путин, невозможно без создания экономики знаний, экономики XXI века. Таким образом, главной задачей в таких условиях становится ориентация на инновационное развитие. К 2020 году должен произойти 4-кратный рост производительности труда. Одним из инструментов, позволяющим достичь обозначенную цель, является модернизация системы образования.

Современную ситуацию в системе профессионального образования нельзя назвать благоприятной: уменьшение количества абитуриентов, рост требований работодателей к структуре и содержанию подготовки специалиста, законодательно закрепленная возможность получения необходимого уровня профессионального образования по различным траекториям, - все это приводит к усилению конкуренции между образовательными учреждениями. В основе государственной политики поддержки профессионального образования лежит принцип вычленения «точек роста», образовательных учреждений, которые имеют возможность подготовить кадры на основе синтеза науки, методики и практики.

В подобных условиях особую роль для системы образования РФ, в целом, и ее элементов, в частности, приобретает такая категория, как конкурентоспособность. Существенные отличия сферы образования как социально-экономической системы от традиционных отраслей национальной экономики предопределяют требования к инструментам ее достижения. Одним из них является управление инновационной деятельностью.

Выбор сферы среднего профессионального образования для проведения исследования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, востребованностью национальной экономикой специалистов именно этого уровня. Во-вторых, тем, что проблемы конкурентоспособности и управления инновационной деятельностью гораздо менее разработаны для системы среднего профессионального образования, чем для системы высшего профессионального образования. В-третьих, тем, что организация и управление инновационной деятельностью на уровне среднего профессионального образования обладает рядом специфических особенностей, требующих осмысления и учета при разработке направлений повышения конкурентоспособности системы среднего профессионального образования.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной научной литературе анализ категории «конкурентоспособность» представлен в исследованиях таких авторов, как Белоусова В.Л., Богомолова И. П., Дзахмишева И.Ш., Кантор О.Г., Родионова Л.Н., Свирейко Н.Е., Хакимова Ю.Р., Хохлов Е. В.

Исследованиям таких экономических категорий, как «инновация» и «инновационная деятельность» занимались Балабанов И. Т., Кокурин Д. И., Кузнец С., Лапин Н. И., Лисина Е. Б., Менш Г., Морозов Ю. П., Фатхутдинов Р.А., Шумпетер Й., Яковец Ю. В. и др.

Вопросы управления инновационной деятельности в сфере профессионального образования освещаются в работах Боровской М. А., Бузника В. М., Викторовой А. Д., Долятовского В. А., Задорожной Е. К., Кременчуцкого А. Л., Кротова В. С., Кротова С. В., Латуха О.А., Масыч М. А., Самохина В. Ф., Титовой В.А., Устелемова С. В.

Среди работ, посвященных вопросам моделирования управления инновационной деятельностью, можно выделить труды Бандурина А. В., Васюхина О. В., Иванова В. А., Курышовой В. Г., Чистяковой Н. О. Проблемы моделирования управления инновационной деятельностью в сфере профессионального образования нашли свое отражение в трудах Баитова А. С., Бурова В. Г., Гринь А. М., Иванцивской Н. Г., Наумовой Н. А., Холодковой Л. А., Чернолеса В. П. и многих других исследователей.

Категории «конкурентное преимущество» и «конкурентная стратегия» нашли свое отражение в работах таких авторов, как Белякова Г.Я., Катыкало В. С., Коробейников О.П., Ламбен Ж., Портер М., Сумина Е.В., Трифилова А.А., Ягофарова Е. Ф.

Однако, в современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной конкурентоспособности и управлению инновационной деятельностью, недостаточно внимания уделено взаимосвязи данных категорий в социально-экономических системах, в целом, и системе профессионального образования, в частности. Отдельно следует отметить недостаточную проработанность указанной проблемы для системы среднего профессионального образования. Данные обстоятельства, в сочетании с актуальностью темы, определили цель, задачи и гипотезу диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа современных организационно-экономических условий функционирования системы среднего профессионального образования обосновать необходимость и выявить функционально-организационные аспекты управления инновационной деятельности и взаимосвязь с конкурентными позициями образовательного учреждения, разработать и апробировать модель управления инновационной деятельностью образовательного учреждения на основе выбранной конкурентной стратегии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать особенности реформирования профессионального образования РФ и охарактеризовать особенности функционирования системы среднего профессионального образования в России и Ростовской области;

  • на основе выявленных особенностей системы профессионального образования предложить подход к определению категории «управление конкурентоспособностью» для системы среднего профессионального образования на структурно-функциональном уровне;

  • используя результаты сравнительного анализа современного отечественного и зарубежного опыта исследований инноваций и инновационной деятельности, выявить специфичные формы их реализации в системе среднего профессионального образования;

  • на основе анализа научного и практического опыта управления инновационной деятельностью в сфере профессионального образования, в целом, и среднего профессионального образования, в частности, определить цели механизмы и критерии эффективности управления инновационной деятельностью в системе среднего профессионального образования;

  • определить взаимосвязь таких категорий, как «инновационная деятельность» и «конкурентная стратегия» для организации и обосновать специфику их взаимообусловленности для образовательного учреждения среднего профессионального образования;

  • на основе анализа специфических особенностей системы среднего профессионального образования разработать инструмент анализа внешней среды образовательного учреждения, совершенствующий процесс выбора конкурентной стратегии, предложить модель управления конкурентоспособностью системы среднего профессионального образования (СПО);

  • разработать модель управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования на основе выбранной им конкурентной стратегии и предложить инструменты, совершенствующие процесс принятия решения в процессе управления инновационной деятельностью в рамках реализуемой конкурентной стратегии.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс управления системой среднего профессионального образования как социально-экономической системой и образовательным учреждением как ее элементом. Предметом исследования выступают модели и механизмы управления инновационной деятельностью образовательного учреждения в системе среднего профессионального образования, с целью повышения их конкурентоспособности.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные инновациям, управлению инновационной деятельностью, конкурентоспособности, конкурентным стратегиям и преимуществам. При рассмотрении особенностей сферы образования, в контексте вышеизложенного, использовались исследования образовательной услуги, управления системой профессионального образования, концепции формирования конкурентных преимуществ. Учитывались законодательные и нормативные акты различных уровней, государственные образовательные стандарты.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе материалов федеральных и региональных органов статистики; данных, содержащихся в публикациях отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой тематике; официальных материалов Правительства РФ и отраслевых министерств; нормативно-правовых документов; собственных наблюдений и расчетов автора; интернет-ресурсов.

Инструментарно-методологический аппарат основан на применении общенаучных методов в рамках системного подхода. Были использованы методы научной абстракции, экономико-статистического и сравнительного анализа, проектирования и моделирования.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что, виды инновационной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении среднего профессионального образования, определяются на основе выбранной конкурентной стратегии; результатами управления инновационной деятельностью выступают наращивание инновационного потенциала образовательного учреждения, формирование и приумножение конкурентных преимуществ, что приводит к повышению конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, в целом.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

  1. Существующая система управления профессиональным образованием является недостаточно эффективной для построения инновационной экономики, что проявляется как в структуре выпуска специалистов различных уровней профессионального образования, так и в соотношении числа выпускников по специальностям подготовки и реальных потребностей рынка. В рамках принятой концепции модернизации образования системе среднего профессионального образования отводится роль подготовки кадров среднего звена для передовых отраслей национальной экономики, что актуализирует основные направления развития среднего профессионального образования, базирующиеся на управлении инновационной деятельностью образовательного учреждения.

  2. Анализ сущностно-содержательного понимания категории «управление конкурентоспособностью» в рамках выбранной темы исследования выявил взаимосвязь между ее системным и организационным уровнями. При этом системный уровень может быть определен как процесс воздействия на соответствующую систему профессионального образования с целью более эффективного удовлетворения потребностей основных субъектов внешней среды в определенных организационно-экономических условиях. Управление конкурентоспособностью образовательного учреждения это — процесс воздействия на образовательное учреждение, имеющий целью наиболее эффективное удовлетворение потребностей доминирующих субъектов внешней среды.

  3. Для формулирования целей осуществления инновационной деятельности образовательным учреждением среднего профессионального образования необходима классификация видов инновационной деятельности в соответствии с образовательной спецификой. Типологизация инновационной деятельности на основную и обслуживающую позволяет определить в качестве цели основной – создание инновации, а в качестве результата обслуживающей – формирование и наращивание инновационного потенциала.

  4. Основной задачей управления инновационной деятельностью на системном уровне выступает обеспечение условий для подготовки кадров заданной квалификации, в соответствии с текущим состоянием и перспективами развития национальной экономики. Решение данной задачи происходит с использованием нескольких механизмов: механизма финансирования инновационных образовательных программ; механизма оплаты труда; механизма формирования университетских комплексов и механизма реформирования профессионального образования. В качестве основного критерия эффективности управления инновационной деятельностью системы среднего профессионального образования может выступать соответствие структуры выпуска специалистов данного уровня профессионального образования текущим и перспективным потребностям национальной экономики. Основной задачей управления является формирование условий для достижения уровня конкурентоспособности, позволяющего образовательному учреждению удовлетворить потребности доминирующих субъектов внешней среды. Механизмами управления выступают: механизмы, обеспечивающие создание инновации, и механизмы, обеспечивающие формирование инновационного потенциала. Основным критерием эффективности управления инновационной деятельностью является формирование на основе созданных инноваций устойчивых конкурентных преимуществ.

  5. Выбор конкурентной стратегии, как вида деятельности организации по формированию и удержанию конкурентных преимуществ основывается на анализе факторов влияния сил внешней среды. В работе предложен инструмент анализа указанных факторов, применительно к системе профессионального образования. Доказана возможность применения в рамках деятельности системы среднего профессионального образования лишь двух конкурентных стратегий: «лидерство в издержках на широком рынке» и «лидерство в издержках в рыночной нише». Выбор конкурентной стратегии является определяющим фактором в управлении инновационной деятельностью. На основании этого положения допустимо построение модели управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования.

  6. Одним из основных элементов механизма управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования является система оценки инновационного потенциала. Использование предложенных инструментов, основанных на авторском подходе к анализу внешней среды образовательного учреждения, позволяет повысить эффективность принятия управленческого решения руководством образовательного учреждения о выборе видов основной и обслуживающей инновационной деятельности.

  7. Апробация модели управления инновационной деятельностью позволила обосновать зависимость между общим ростом конкурентоспособности и совершенствованием процесса управления инновационной деятельностью, что, в конечном итоге, проявляется в усилении позиций образовательного учреждения на рынке услуг, минимизации влияния негативных демографических факторов, повышении качественных показателей. Все это, в конечном итоге приводит к росту конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, в целом.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

По п. 1,3 специальности 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)

  1. Предложен авторский подход к определению сущностно-содержательного аспекта категории «управление конкурентоспособностью» в системе профессионального образования на системном и организационном уровнях; системный уровень категории может быть определен как процесс воздействия на соответствующую систему профессионального образования с целью более эффективного удовлетворения потребностей основных субъектов внешней среды в определенных организационно-экономических условиях, организационный уровень имеет следующее определение — процесс воздействия на образовательное учреждение, имеющий целью наиболее эффективное удовлетворение потребностей доминирующих субъектов внешней среды; представлена авторская трактовка категории «конкурентное преимущество» для системного и организационного уровня системы среднего профессионального образования; все это позволяет рассматривать конкурентную стратегию как основной инструмент управления перспективным развитием среднего профессионального образования, в целом, и образовательного учреждения, в частности.

  2. Разработан механизм повышения конкурентоспособность среднего профессионального образования на основе управления инновационной деятельностью; в рамках которого используется инструмент анализа сил внешней среды системы профессионального образования, позволяющий совершенствовать процесс определения необходимой конкурентной стратегии.

  3. Обоснована взаимосвязь между выбранной конкурентной стратегией и видами инновационной деятельности образовательного учреждения, предложена модель управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования, представлены инструменты, позволяющие повысить эффективность принятия управленческих решений в процессе выбора видов деятельности, которые будут являться инновационными для конкретного образовательного учреждения среднего профессионального образования.

  4. Обоснована применимость предложенной модели управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования на основе апробации в образовательном учреждении данного уровня; выявлены перспективность применения модели и ее универсальность для различных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

По п. 2 специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью

  1. Предложена классификация видов инновационной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования на основную и обслуживающую; целью первой является создание инновации; цель второй – формирование инновационного потенциала образовательного учреждения.

  2. Определены цели, механизмы и критерии эффективности управления инновационной деятельностью в системе среднего профессионального образования на системном и организационном уровне.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении взаимосвязи между процессом управления инновационной деятельностью и реализуемой конкурентной стратегией в системе среднего профессионального образования. Предложенная модель управления инновационной деятельностью и ее отдельные элементы могут быть адаптированы, при совершенствовании системы управления, к любому образовательному учреждению среднего профессионального образования, целью которого является повышение собственной конкурентоспособности, а, следовательно, и конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, в целом.

Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы в учебном процессе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования при разработке и преподавании дисциплин «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Экономика образования».

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования изложены в виде публикаций в ряде научных изданий «Экономический вестник РГУ», коллективной монографии ЮНЦ РАН «Предпосылки и механизм инновационного развития региональной экономики». Отдельные вопросы исследования докладывались на научно-практических конференциях: Всероссийское совещание-семинар «Качество образовательных услуг», г. Новгород, 2006 г.; Всероссийское совещание-семинар «Обеспечение преемственности уровней профессионального образования в региональной системе многоуровневой подготовки специалистов», г. Новгород, 2007 г.; IV научно-практической конференции «Формирование компетентностного подхода в подготовке специалистов на основе совершенствования образовательных технологий и развития социального партнерства», г. Азов, 2007 г.; 5-й региональной научно-практической конференции «Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса», Азов, 2008 г. По теме диссертационной работы опубликовано 8 печатных работ общим объемом 2,6 п.л. (личный вклад автора 2,6 п.л.), в том числе 2 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Пункт 1 научной новизны диссертационного исследования соответствует п. 1 - Разработка теоретических основ и методов теории управления и принятия решений в социальных и экономических системах, пункты 4, 5 научной новизны диссертационного исследования соответствуют п. 3 - Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах специальности 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах (экономические науки). Пункты 2 и 3 научной новизны диссертационного исследования соответствуют п. 2 – Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью. Паспортов специальностей ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, выводов и предложений, списка использованных источников, включающего 155 наименований и 3 приложений. В работе представлены 14 таблиц и 15 рисунков. Объем диссертации составляет 171 стр.

  1   2   3

Похожие:

Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconПроизводительность предприятия как фактор конкурентоспособности
В данной статье рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности российских предприятий в современных экономических условиях и...
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по направлению «Менеджмент качества образования учреждений среднего профессионального образования»
Цели обучения изучение слушателями современных тенденций образования в России и за рубежом в области повышения качества предоставляемых...
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconУправление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности
Работа выполнена на кафедре теории и истории педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»
Оу городского округа Анадырь государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения...
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconУправление открытым Социальным взаимодействием как фактор качества образования в системе среднего профессионального образования
Работа выполнена на кафедре социологии и философии права Читинского государственного университета
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconИсследование и оценка инновационной позиции промышленного предприятия как фактора его конкурентоспособности
Специальность 08. 00. 05 – «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)»
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Управление качеством дополнительного образования детей»
Составитель: Панарультына Н. М., заведующая отделом методического сопровождения учреждений культуры Чукотского ао государственного...
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Кадровый менеджмент в образовании как андрагогическая проблема в образовании взрослых»
Составитель: Коваленко М. Н., методист по общественным дисциплинам центра развития образования государственного образовательного...
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconПрограмм а LXVI научной конференции студентов вгспу
«Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущего специалиста»
Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования iconСтандартизация управления проектированием
Управление проектами применяется во всем мире как инструмент повышения прибыльности и конкурентоспособности, как коммерческими фирмами,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница