Проект Приложение к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ № _______
Приложение 13 к стратегическому плану устойчивого развития города Новосибирска
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска до 2020 года» Паспорт комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска до 2020 года» Наименование Программы | Комплексная целевая программа «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска» | Основание для разработки Программы | Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575. Рекомендации экспертной сессии по подготовке кадров для инновационной экономики города, проведенной 05.07.2011 мэром города Новосибирска. Распоряжение мэрии города Новосибирска от 07.11.2011 № 1452-р «О создании рабочей группы по разработке комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска». Рекомендации совместного заседания президиума мэрии и Общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска от 14.12.2011. | Заказчик Программы | Мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска. | Разработчики проекта Программы
Разработчики проекта Программы | Группа экспертов в составе: Научный руководитель группы – Диканский Н.С., академик, д.ф.-м.н., профессор, зам. председателя СО РАН по инновационной деятельности и развитию научно-образовательного комплекса. Ответственный руководитель от мэрии – Знатков В.М., к.э.н., первый заместитель мэра города Новосибирска. Члены группы и участвующие в разработке эксперты: Аниканова Н.В., директор ООО «Центр образовательных проектов Сигма»; Гольцер С.В., канд. филол. наук, доцент, научн. руководитель ЦРО «Умка»; Гугучкин В.И., к.т.н., доцент, генеральный директор ЗАО «Экран – оптические системы»; Дубынин А.В., директор МБОО «Сибирский экологический центр» Казак А.П., генеральный директор ОАО «НПП Восток»; Кричевский А.И. – действ. член МАИБ, к.т.н., профессор НГУЭУ; Кузьмин М.Г., заслуженный машиностроитель РФ, к.т.н., генеральный директор ОАО «Сибэлектротерм»; Кулаев А.П. – к.э.н., начальник планово-экономического управления мэрии; Курчеев В.С. – действ. член МАИБ, д.ю.н., профессор, декан юридического факультета НГУ; Ляхов Н.З., академик, д.х.н, профессор, главный ученый секретарь СО РАН, депутат Совета депутатов города Новосибирска; Осьмук Л.А., действ. член МАИБ, докт. соц. наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ; Рогожникова И.И., зам. начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска; Пустовой Н.В., заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, д.т.н., профессор, председатель Совета ректоров НСО, ректор НГТУ; Руди В.А., действ. член МАИБ, к.э.н., председатель Совета директоров ОАО «Новосибирский Оловокомбинат»; Саратовкин В.Д., действ. член МАИБ, к.т.н., президент кадрового центра «Суперкадры»; Селезнев В.А., д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики НГТУ; Серьезнов А.Н., д.т.н., профессор, научн. руководитель ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина»; Скосырский В.А., советник мэра города Новосибирска; Старцев Г.А., заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, руководитель «Информационного центра по атомной энергии в г. Новосибирске»; Степанов С.А., руководитель Тьюторского центра «Свой путь»; Теребило Г.И., к.т.н., профессор, директор Института рекламы и связи с общественностью НГПУ; Толоконская Н.П., заслуженный врач РФ, академик РАЕН, д.м.н., профессор НГМУ, президент РОО «Институт человека»; Чепель Т.Л, действ. член МАИБ, канд, психолог. наук, профессор, директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»; Чистяков В.М., действ. член МАИБ, к.т.н., доцент, зам. начальника управления по организационному обеспечению деятельности мэра, председатель Новосибирского отделения МАИБ; Шихваргер Г.А., зам. директора МКОУДОД «Городской центр физической культуры и спорта «Виктория»; Штатнов Ю.Ю., начальник управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Яненко А.П., заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАН ВШ, д.т.н., профессор, президент НГАСУ, в 1988–2007 гг. ректор этого университета, 1989–1991 гг. – народный депутат Верховного Совета СССР. | Цель Программы | Подготовка кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города Новосибирска | Задачи Программы
Задачи Программы | 1. Выращивание креативных поколений молодежи, мотивированных на творчество в научно-технической сфере. 2. Формирование в городе воспитательной, научно-образовательной и производственной среды, стимулирующей проявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи на каждом этапе жизненного цикла роста человеческого потенциала новых поколений, начиная с самого раннего. 3. Улучшение профессиональной подготовки кадров для прорывных направлений науки и технологий. 4. Создание условий для капитализации человеческого потенциала Новосибирска в сфере наукоемкого производства в городе. | Сроки реализации Программы | 2012 – 2020 годы | Блоки основных мероприятий подпрограмм
Блоки основных мероприятий подпрограмм
Блоки основных мероприятий подпрограмм | 1. Воспитание креативности дошкольников 1.1. Расширение консультационной помощи семьям в воспитании креативности детей. Организация в районах города консультационных пунктов (школ родительства) по воспитанию в семьях креативности у детей раннего возраста. Издание методических пособий развитию креативности у детей от года до 7 лет. Организация тренингов для молодых семей по воспитанию креативности. Создание сети семейных центров игровой педагогики. 1.2. Улучшение условий для развития творческих способостей детей в дошкольных учреждениях (ДОУ) города. Анализ и оценка педагогической практики раннего развития детей в ДОУ города. Поддержка ДОУ города, внедряющих проектно-исследовательские методы воспитания дошкольников. Организация и стимулирование прихода в муниципальные ДОУ квалифицированных воспитателей. Обеспечение ДОУ современными методиками развития креативности дошкольников. 1.3. Повышение квалификации педагогов по воспитанию креативности у дошкольников. Создание городской сети развивающих практик в муниципальных и частных ДОУ. Повышение квалификации воспитателей, желающих работать инновационно. Организация мастер-классов педагогов-новаторов с освещением СМИ. Подготовка методистов по воспитанию креативных дошкольников. 2. Развитие креативности и интереса к исследовательской деятельности и техническому творчеству учеников средней школы 2.1. Развитие креативности младших школьников. Освоение ФГОС начального общего образования. Создание в начальных классах креативной среды, ориентирующей учащихся на формирование мотивации к саморазвитию, творчеству и сотрудничеству. Воспитание у детей вопросительности и стремлений размышлять над вопросами научной картины мира. Обучение умениям строить элементарные теоретические модели и ставить простые эксперименты. Разработка и внедрение в начальных классах внеурочных курсов по проектной деятельности. Введение позитивной сертификации младших школьников и формирование к окончанию начальной школы их динамического портфолио. 2.2. Создание образовательного комплекса «Школа Сколково в Новосибирске». Разработка рабочего проекта и программы развития го комплекса «Школа Сколково в Новосибирске». Подготовка технического задания, разработка проекта и строительство зданий Школы Сколково. Создание программ и продуктов лаборатории цифровой среды для сопровождения образовательной IT среды Школы Сколково. Создание практико-ориентированной программы для обучения родителей (Академия родителей). Создание программ подготовки инновационных педагогических кадров для работы и тиражирования модели инновационной школы. Разработка и реализация детско-взрослых инновационных проектов по тематике города Новосибирска. Организация распространения опыта сколковской школы в образовательных учреждениях города. 2.3. Развитие у школьников интереса к научно-техническому творчеству. Создание в городе политехнического музея. Расширение сети естественно-научных кружков, домов детско-молодежного творчества и клубов юных техников. Выпуск пилотных партий комбинированных столов для технического творчества (конструкции доцента НГТУ Смагина). Создание Интернет-портала научного и технического творчества, формирование системы сюжетов «Умелые руки» на сайтах в школьной интернет-сети мэрии. Создание местного телевизионного канала для юных техников. 2.4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназий, лицеев и школ города информационно-коммуникативных и космических образовательных технологий. Внедрение в учебный процесс образовательных учреждениий города Новосибирска программно-технического комплекса «Космос-М2». Активизация учебной деятельности школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение в учебный процесс разработанных М.А. Шахраманьяном мультимедийных учебно-методических комплексов. Включение в региональный компонент учебного плана средних школ Новосибирска изучение астрономии и астрофизики. Организация астрономических, астрофизических, метеорологических и других исследований на базе Новосибирского астрофизического центра. Организация включенности основного и дополнительного образования в Международные турниры Юных физиков, Юных математиков, Юных биологов, Юных химиков. 2.5. Введение в практику гимназий, лицеев и школ города индивидуальных образовательных маршрутов и планов с разработкой исследовательских и технических проектов. Расширение практики организации в городских образовательных учреждениях профильного обучения на основе индивидуального учебного плана. Формирование городского темника реальных исследовательских, проектно-конструкторских и технологических задач для старших классов. Разработка старшими школьниками практико-ориентированных проектов по актуальным проблемам городского хозяйства и отраслей экономики города. Организация городских олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов научно-инновационных проектов для старшеклассников. Участие старших школьников в Международном инновационном форуме «Интерра» с своими исследованиями, разработками и проектами. 3. Подготовка молодых высокопрофессиональных кадров для прорывных направлений инновационной экономики 3.1. Совершенствование систем набора в НГУ и научно-технические вузы Новосибирска качественного контингента абитуриентов. Увеличение численности учащихся Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) физико-математического и химико-биологического профиля НГУ. Интенсификация процессов обучения в Высшем колледже информатики (ВКИ) НГУ (создание интерната по типу СУНЦ). Формирование при кафедрах университетов города площадок по работе со школьниками по системе «Наставники», предусматривающую профессиональное ориенирование школьника, его подготовку к обучению в техническом университете и сопровождение в вузе до магистратуры, аспирантуры или конкретного производства. Организация на базе ведущих научно-технических вузов города вузовско-школьного центра решения исследовательских задач. 3.2. Обеспечение роста в основных вузах Новосибирска потенциала и эффективности научно-образовательной деятельности в прорывных направлениях инновационной экономики. Создание в НГУ технологического института и института информатики. Создание в НГУ и научно-технических вузах города преинкубаторов для младших курсов. Создание в НГУ с участием СО РАН академического факультета магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Привлечение для чтения инженерных курсов преподавателей из российских и зарубежных университетов и компаний. Создание межвузовской сетевой площадки инженерного образования в городе. Создание межвузовского центра студенческих исследований и разработок. 3.3. Создание механизмов интеграции системы высшего профессионального образования и инновационной экономики. Приглашение для руководства деканатами факультетов и кафедрами вузов действующих руководителей и ведущих специаистов инновационных предприятий. Создание на площадках предприятий рабочих групп от кафедр вузов и промышленных предпритий для совместной разработки и реализации профильных инновационных проектов для нужд производства. Поддержка создания высокотехнологичных компаний на базе разработок в прорывных направлениях НГУ и основных научно-технических вузов города. 3.4. Развитие материальной базы системы высшего профессионального образования города. Строительство и оснащение оборудованием институтов, учебных корпусов СУНЦ и ВКИ НГУ, общежитий. Строительство и оснащение учебно-лабораторных корпусов научно-технических вузов. Строительство в Новосибирске на левом берегу Оби у дамбы Октябрьского моста межвузовского кампуса. 4. Оптимизация использования человеческого потенциала города для прорывных научно-технических достижений и его капитализация в наукоемком производстве Новосибирска 4.1. Создание и развитие Сибирского центра образования, науки и высоких технологий. Проектирование и построение по модели «Тройная спираль» системы управления взаимодействием и сотрудничеством научно-образовательной сферы, промышленного производства (бизнеса) и власти. Формирование структуры инновационных кластеров прорывного характера. Организация маркетинговых исследований инновационной продукции и услуг в прорывных направлениях. Построение законодательной базы и организационно-финансовых механизмов прорывных разработок, прототипирования, подготовки производства и выпуска инновационных продуктов и услуг. Организация защиты интеллектуальной собственности Сибирского центра. 4.2. Подготовка кадров в процессе организации производства прорывных инновационных продуктов на крупных предприятиях Новосибирска. Отработка механизмов подготовки производства новой продукции совместно с разработчиками и инженерно-технологической командой предприятия. Коучинг формирования эффективной команды для запуска и организации инновационного производства на предприятии. 4.3. Дальнейшее развитие малого научно-технологического предпринимательства молодежи в Новосибирске. Совершенствование механизмов кадровой поддержки малых и средних инновационных предприятий. Использование коучинга для развития персонала малого научно-технического бизнеса. Продолжение практики формирования и поддержки малых предприятий на базе кафедр вузов и отделов научно-исследовательских институтов. Развитие инновационной инфраструктуры молодежного научно-технического предпринимательства (бизнес-инкубаторов, фаблабов, центров колективного пользования, инжиниринговых структур и др.). Использование коучинга для развития персонала молодежных малых предприятий научно-технического бизнеса 4.4. Организация деятельности профессиональных сообществ по научно-техническим направлениям. Формирование отраслевых и межотраслевых профессиональных сообществ с участием молодежи. Организация взаимодействия в профессиональных сообществах по решению проблем производства инноваций. | Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска; Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска. Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска. Департамент связи и информатизации мэрии города Новосибирска Департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска. Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска; Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска; Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Департамент финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска. Департамент информационной политики мэрии города Новосибирска. Департамент организационно-контрольной работы мэрии города Новосибирска. Администрации районов города Новосибирска Сибирское отделение Российской академии наук (по согласованию). Сибирские отделения Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук (по согласованию) Вузы города (по согласованию) Совет ректоров Новосибирска (по согласованию). Организации и предприятия города Новосибирска (по согласованию). Новосибирская городская торгово-промышленная палата (по согласованию). Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию). Новосибирские государственные университеты, академии (по согласованию). Муниципальные образовательные учреждения: гимназии, лицеи, средние школы, детские сады Образовательные учреждения дополнительного образования детей | Потребность в финансовых ресурсах | Потребный объём финансирования программы из бюджета города (в ценах 2012 года) составляет млн руб., в том числе по периодам: до 2015 года млн руб.; в период 2016 – 2020 млн. руб. Соответственно объем привлеченных средств ………..млн рублей, и по периодам: до 2015 года млн руб.; в период 2016 – 2020 млн. руб. | Ожидаемые результаты реализации Программы | Создание в городе центров генерации креативной молодежи, в т.ч.: - Сибирского центра науки, образования и высоких технологий; - Образовательного комплекса на Ключ-Камышенском плато в составе Детско-юношеского Астрофизического центра, Политехнического музея, Школы Сколково в Новосибирске; - Сети клубов юных техников, центров молодежного технического твор чества, естественно-научных кружков школьников; - сети образовательных организаций развивающнго обучения, включая организации дополнительного образования.. Формирование контингента потенциальных кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города. Мобилизация человеческого капитала для наукоемкого экономического развития города и региона. Создание социальных лифтов для новых поколений новосибирцев, в т.ч.: - развивающее обучение и воспитание дошкольников и младших школь ников, обеспечивающее им в будущем жизненные успехи; - освоение школьниками глубоких обширных знаний, умений и навыков, позволяющее им формировать свои компетентности в любой пред метной области; - обретение школьниками технологической компетентности – умений и навыков мастерить, моделировать, творчески решать разнообразные технические задачи, существенно повышающее их человеческий потенциал; - воспитание у школьников готовности к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению, уменьшающей вероятность ошибки в выборе места в жизни; - получение в НГУ, НГТУ и технических вузах востребованных работода телями фундаментальных общенаучных и профессиональных систем ных знаний, исследовательских, проектных и управленческих навыков; - получение магистрантами и аспирантами квалификации, обеспечиваю щей карьерный рост в области фундаментальной науки, прикладных ис следований, проектной инженерии и/или инновационном наукоемком производстве. Создание кадрового резерва мэрии города Новосибирска и правительства Новосибирской области. Повышение привлекательности инвестиционного климата в городе для отечественного и зарубежного бизнеса. | Контроль исполнения Программы | Контроль исполнения Программы осуществляют: мэрия города Новосибирска; Совет депутатов города Новосибирска; Совет ректоров вузов Новосибирской области; Президиум СО РАН, Совет по подготовке кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города Новосибирска |
|