Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология»




Скачать 17.95 Kb.
НазваниеПрограмма курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология»
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер17.95 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


Направление подготовки

030300 — ПСИХОЛОГИЯ


Профиль подготовки

_____________________


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)
Зав.кафедрой _________________________



Москва

2012 г.


Cоставитель: Шипкова Карина Маратовна кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Кафедра клинической психологии

Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология». «Психология здоровья»

Рецензент: доктор психологических наук, профессор Цветкова Л.С.

Программа включает : цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины, тематическое содержание курса , почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения, примерный перечень вопросов для контрольных работ и семинаров по курсу, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень электронных ресурсов по тематике курса.


1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Нейропсихологическая реабилитация» является формирование естественнонаучного мировоззрения с позиции нейропсихологии, как составной части психологии и современных нейронаук; формирование знания о специфике вклада различных отделов мозга в психическую деятельность человека; знакомство с закономерностями нарушения высших психических функций при поражении мозга, имеющих разную природу: опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, инсульты и др., знакомство с историей и современными представлениями, теориями восстановления нарушенных ВПФ и путями их компенсации, методологией и принципами нейропсихологической реабилитации. Получение знаний о научных основах восстановительного обучения, принципах и методах восстановления нарушенных высших психических функций (ВПФ), о конкретных методиках нейропсихологической реабилитации. Ознакомление со спектром применения нейропсихологических знаний в различных областях практической деятельности психолога.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Нейропсихологическая реабилитация» относится к циклу «Профессиональный цикл» вариативная часть Б.3.В.08. Следует за циклом дисциплин по общей психологии, «Нейрофизиологией», «Введением в клиническую психологию», «Основ психогигиены», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», «Специальная психология» «Нейропсихология детского возраста», «Психология девиантного и аддиктивного поведения», «Психология аномального ребенка», «Психология аномальной личности», предваряя цикл «Психология здорового образа жизни». Читается курс на одном семестре с «Психология телесности». Этот курс является одной из базовых дисциплин в естественнонаучном подходе к пониманию психики и поведения человека в состоянии болезни.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

  • реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах профессиональной деятельности (ПК-1);

  • отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, задачам, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

  • описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

  • выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

  • прогнозированию изменений и динамики обратного развития нарушений функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при органических повреждениях мозга (ПК-7);

  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать: естественнонаучный подход к пониманию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологической реабилитации, основные понятия нейропсихологической реабилитации, ее прикладные и теоретические задачи, методы и методики нейропсихологической реабилитации различных психических функций и личности пациента в целом.

Уметь: ориентироваться в теоретическом, концептуальном аппарате и основных направлениях нейропсихологической реабилитации, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе определенных систем мозга, разрабатывать пути нейропсихологической реабилитации функций пациента и применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач. Понимать специфику нейропсихологической реабилитации, ее место в реабилитации больных; знать пути восстановления ВПФ; понимать принципы восстановительного обучения; иметь знания о системной и уровневом подходе к анализу нарушений ВПФ и их восстановлению, о роли личности в формировании и преодолении дефекта; о технологиях и техниках восстановительного обучения; о методологии восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазией), интеллектуальной деятельности и когнитивных процессов.
Владеть:

  • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу взаимосвязи между нарушением ВПФ человека и работой мозга:

  • представлениями об основных путях восстановления ВПФ; методологией нейропсихологической реабилитации и пониманием ее конечных целей и главных задач;

  • пониманием принципов и целей нейропсихологической реабилитации;

  • знаниями по дифференцированию нейропсихологических симптомов нарушений ВПФ и определять адекватные методы преодоления дефекта;

  • знаниями о составлении программы восстановительного обучения;

  • навыками оценки степени нарушения ВПФ и динамики их восстановления; навыками проведения консультаций с родственниками больного.



4. Структура и содержание дисциплины «Нейропсихологическая реабилитация».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем 108 академических часов.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1 Общие вопросы учения о восстановлении высших психических функций.

Тема 1 Место и роль нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации в системе научных знаний

7

6,5







0.5

2

4










2

Тема 2 Концепции реабилитации

7

6,5







0.5

2

4










3

Тема3 Современные задачи восстановительного обучения

7

7

0.5




0.5

2

4










4

Раздел 2 История и современное состояние нейропсихологическойреабилитации

Тема 4 История развития взглядов на восстановление психических процессов

7

7

0.5




0.5

2

4










5

Тема 5 Современные представления о распаде и восстановлении функций

7

6

0.5




0.5

1

4










6

Тема 6 Значение отечественной нейропсихологии в развитии учения о восстановлении ВПФ

7

6

0.5




0.5

1

4










7

Раздел 3Пути восстановления ВПФ

Тема 7 Спонтанное восстановление функций

7

6

0.5




0.5

1

4










8

Тема 8 Направленное восстановление функций

7

6

0.5




0.5

1

4










9

Раздел 4 Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями

Тема 9 История развития проблемы реабилитации

7

6,5

0.5




1

1

4










10

Тема10

Нейропсихологическая реабилитация. Ее структура и принципы

7

6,5

0.5




1

1

4










11

Раздел 5

Тема11 Восстановительное обучение: методологические и теоретические основы

7

6,5

0.5




1

1

4










12

Тема 12

Научные основы и технологии восстановительного обучения

7

6,5

0.5




1

1

4










13

Тема 13 История развития методик и методов восстановительного обучения

7

6,5

0.5




1

1

4










14

Современный подход к восстановлению функций

Принципы восстановительного обучения

7

6,5

0.5




1

1

4










15

Тема 15

Техники восстановительного обучения

7

6

0.5




0.5

1

4










16

Тема 16

Общие методы восстановления когнитивной и речевой сферы

7

3,5

0.5










3










17

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология»
Ины, тематическое содержание курса, почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения,...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Психология влияния»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Психология социального поведения»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика» включает в себя: Цели и задачи освоения дисциплины. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма по курсу «Основы генетики» предназначена для направления «Психология». Курс «Основы генетики» знакомит студентов с основами генетического наследования признаков,
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Этнопсихология»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология» iconПрограмма научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 031900....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница