Тема 1: История политической мысли




Скачать 26.58 Kb.
НазваниеТема 1: История политической мысли
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер26.58 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6




Политология для заочников

http://lekcii.in.ua/


Тема 1: История политической мысли.


  1. Политические мыслители древности и античности.

  2. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.

  3. Развитие политической мысли в Новое время.


Дополнительная литература:

1. Политология / под ред. М.А. Василика. М., 1999, 2006.

2. Политология / под ред. Б.И. Кретова. М., 2002.

3. Политология: хрестоматия /сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 1999.


  1. Политические мыслители древности и античности.


Истоки политической мысли можно найти уже в древнейших государствах. Китайский философ Конфуций оставил много рассуждений о том, каким должен быть правитель: «Учитель сказал: - Правя уделом, способным выставить тысячу боевых повозок, надо быть тщательным в делах, правдивым, любить людей и побуждать народ к труду в соответствии со сменой сезонов».


В период античности был очень велик интерес к политике, поскольку население Древней Греции и Рима активно в ней участвовало. Политические мыслители разрабатывали идеи идеального государства, классифицировали типы политического устройства.

Среди древнегреческих философов наиболее известны Платон и Аристотель.

Платон (427-347 гг. до н.э.). Работа «Государство» (диалог). Идеальное государство у него – это государство, основанное на аристократии мудрейших. Для этой аристократии важны 4 добродетели: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость.

Все население идеального государства он разделял на 3 слоя:

  1. Мудрецы – должны управлять государством.

  2. Воины (стражники)

  3. Простой народ, производитель материальных благ.

Каждый должен выполнять именно свою работу, при этом лучше всего, если человек занимается этой работой с детства. Поэтому в своей работе Платон запрещал людям переходить из слоя в слой, дети должны заниматься тем, что делали их родители.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Работа «Политика». Исследовал виды правления, разделял их, вслед за Платоном, на правильные и неправильные. Правильные (монархия, аристократия, полития) – ориентированы на общественное благо. Неправильные (тирания, олигархия, демократия (охлократия)) – ориентированы на личное благо правителя и близких к нему кругов.

Аристотель и его ученики собрали 158 греческих и варварских конституций и проклассифицировали их.

В качестве идеального государства А. предлагал политию – правление аристократии, но совместно с народом.

И Платон, и Аристотель критиковали демократию, считая ее властью толпы.

Древнеримский мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н.э.). «О законах». В политике многое должно определяться законом. Гарантом исполнения законов выступает принцепс (затем – император). Наилучшее правление должно соединять в себе царскую, аристократическую и народную власть.


Многие слова в политике и политологии имеют греческое и римское происхождение: politika – государственные и общественные дела; polic - государство; politeia – госустройство. Олигархия, монархия, аристократия, тирания, демократия, конституция и т.п.


2. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.


В средневековье большое значение играла христианская религия. В центр философской политической системы был поставлен не человек, а Бог.

Аврелий Августин (354-430 гг.). «О граде божьем». Разделял церковную и государственную власть. Церковь есть часть града божьего на земле и заведует духовной сферой. Государство – порождение человека, а значит – область греха. Но оно же существует для сохранения общественного порядка, следовательно, помогает достигнуть жизни в раю.

Фома Аквинский (1227-1274 гг.). Считал наилучшей формой правления монархию, т.к. монарх способен обеспечить единство и стабильность в государстве. Государство должно не только охранять порядок, но и контролировать торговлю, препятствовать развитию ростовщичества, защищать справедливые цены и плату за труд. Т.е. государство – гарант того, что человек будет действовать справедливо, не наживаться на других людях.

Отстаивал принцип подчинения светской власти церкви.

В эпоху Возрождения роль церкви и христианского мировоззрения падает. Развивается гуманистическая философия, ставящая в центр интересы человека.

В трудах итальянского мыслителя Николло Макиавелли (1469-1527 гг.) проявляется стремление сделать политическую мысль более прагматичной, реалистичной. В его работе «Государь» указывается – как именно должен управлять правитель. На первое место ставятся интересы государства. Христианской моралью в определенных ситуациях можно пренебречь, главное – максимальная эффективность, направленная на сохранение государства. («Цель оправдывает средства»). Можно убивать, предавать. Прототип сильного государя – Чезаре Борджиа.


3. Развитие политической мысли в Новое время.


В период Нового времени (17-19 вв.) политическая жизнь снова становится предметом широкого обсуждения. Большое количество философов в разных странах обсуждали политические проблемы. В 19 веке возникла и сама наука – политология.

В Англии в 17 в. сформировались 2 доктрины:

1. Доктрина естественных прав человека – каждый человек, вне зависимости от своего происхождения, обладает одинаковыми правами: свобода совести, право частной собственности, право сопротивления угнетению.

2. Доктрина общественного договора – правитель получает власть не от Бога, а от народа. Народ, обладая всей полнотой власти, передает часть своих полномочий правителю, как бы заключая с ним «общественный договор». Если правитель правит плохо, то этот договор можно расторгнуть.

Эти же доктрины развивались в 18 в. французскими и американскими политическими мыслителями и деятелями.

Английские политические философы – Томас Гоббс, Джон Локк, Эдмунд Берк.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Работа «Левиафан». Считал, что человек в естественном состоянии жесток, стремиться к удовлетворению личных потребностей («человек человеку волк»). Из этого стремления вытекает борьба за выживание («война всех против всех»). Следовательно, необходимо ограничить человека жесткой властью, правителем – Левиафаном. Ограничив естественные стремления людей, он вызовет стабильность.

Джон Локк (1632-1704 гг.). Полемизирует с Гоббсом. Считал, что в естественном состоянии каждый человек держится отдельно от другого, все равны и войны друг с другом не происходит. Следовательно, возможно существование парламента, народной власти. Передача власти парламенту предотвращает тиранию.

Эдмунд Берк (1729-1797 гг.). Один из основоположников консерватизма. Работа «Размышления о революции во Франции». Критика революции и любых резких изменений. Критика французских теорий Просвещения.

Революция, на его взгляд, - безумие. Сравнивает государство с деревом, которое революция рубит на корню.

Для консерваторов важен инстинктивный опыт поколений. Для просветителей – культ разума.

Философы-просветители разрабатывали свои идеи в 18 в. во Франции. Здесь важно – культ свободы, личности, разумности, правитель (монарх, государство, парламент) должен заботиться о населении.

Шарль Монтескье (1689-1755 гг.). «О духе законов». Разрабатывал:

а) теория зависимости типа госустройства от его географического месторасположения. Климат, ландшафт, количество и качество потребляемой пищи – все влияет на государственное устройство. Маленькие страны, страны Севера с медлительным темпераментом – могут жить в республиканском, парламентском государстве. Большие страны, страны Южные – темпераментные, должны жить с сильной властью, монархией.

б) теория разделения властей: исполнительная, законодательная, судебная. Они – независимы друг от друга, что предотвращает деспотию и контролирует коррупцию. В 1770-х гг. этот принцип утвержден в конституции США.

в) теория мирного сосуществования государств. Рассылал письма монархам с предложением заключать мирные договоры, поскольку война – это глупость и варварство.

Считал наилучшей формой правления республику, но во Франции должна быть монархия.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). «Об общественном договоре». Считал, что человек ожесточается из-за социального влияния, начинает гнаться за собственностью, выгодой. Поэтому надо переустановить все законы, сделать их благими.

Выдвигал идею прямого народного самоуправления, разрабатывал теорию эгалитаризма. Все основные вопросы должны решаться на собраниях граждан. В государстве не должно быть ни очень богатых, ни очень бедных, если такие появляются, то государство должно перераспределить богатства от богатых в пользу бедным.

Немецкие политические философы.

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Жили в 19 веке. Совместно написали «Манифест Коммунистической партии». Работа К. Маркса «Капитал» (в 3-х томах, 1867-1894 гг.). Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Они считали основой всего (базисом) – экономику. Все что происходит – результат экономического развития. Политика напрямую зависит от экономики и является (наряду с культурой, социальной жизнью и т.п.) - надстройкой над ней.

Общество в процессе своего развития проходит несколько общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм. Развитие общества происходит в результате борьбы противостоящих классов: рабов – рабовладельцев, феодалов – крестьян, капиталистов - рабочих. В результате этой борьбы происходят революции, которые обеспечивают развитие общества, переход от более низкой формации на более высокую. В результате общество должно достигнуть сначала стадии социализма, где достигается уровень высокой обеспеченности каждого человека (т.е. нет бедных), а затем – коммунизма, где все обеспечиваются согласно потребностям, все равны, нет государства, как средства контроля и эксплуатации.


Тема 2. Развитие политической мысли в России.

Политология как наука.


  1. Российские революционные политические мыслители XIX – нач. ХХ вв.

  2. Политическая философия А.И. Солженицына.

  3. Политология как наука.


Дополнительная литература:

1. Бакунин М.А.; Кропоткин П.А. // Политология: хрестоматия /сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 1999. С. 209-215.

2. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? (где ??????)

3. Солженицын А.И. Размышления над февральской революцией // Российская газета. 27 февр. 2007 г.

4. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. – Минск, 1998.

5. Хантингтон С. Третья волна демократии // Теория и практика демократии. Избранные тексты. М., 2006.


1. Российские революционные политические мыслители

XIX – нач. ХХ вв.


В российской политической мысли большое значение приобрела революционная идея.

Теория анархизма разрабатывалась М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.). Работы «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Считал, что для русского народа (крестьян) характерно общинное самоуправление, что соответствует анархическому идеалу. Интеллигенция («умственный пролетариат») должна разъяснить народу его невежество и призвать к народной революции. Целью этой революции будет свержение не только царской династии, но и власти государства, как орудия эксплуатации. Взамен этого должна быть создана федерация общин, построенная на самоуправлении.

В своей работе «Федерализм, социализм и антитеологизм» Бакунин пишет: «Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности». Патриотизм означает, что государственные интересы ставятся выше не только личных интересов, но и морали, справедливости. Государственные чиновники, дипломаты, военные совершают клятвопреступления, обманы, жестокости, руководствуясь государственными интересами. Государства необходимо уничтожать, или «если хотите» это можно назвать преобразованием и коренным переустройством их на началах свободы, доброй воли. В такую организацию люди, организации, территории входили бы добровольно и пользовались бы полной свободой.

Государства должны преобразовываться в «свободную федерацию индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество».

Бакунин критиковал К.Маркса, за то, что тот решается оставить государство как институт, преобразуя его из буржуазного в народное. По Бакунину в этом случае эксплуатация все равно останется.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.). Работы: «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «Анархия, ее философия, ее идеал».

Основатель теории анархо-коммунизма. Старался доказать научность и гуманность анархической теории. Необходимо покончить с частной собственностью, провести обобществление имущества, создать федерацию коммун на основах равноправия. В отличие от чистого коммунизма анархо-коммунизм отрицает сохранение государства.

В природе нет власти, есть только естественные силы, законы и на этих принципах должно образовываться анархическое общество.

Кропоткин критиковал пришедших в 1917 г. к власти большевиков, поскольку те, выдвигая в качестве своего идеала коммунизм – усилили государственную власть и проводили систематический террор. В 1920 г. Кропоткин отмечал, что «Россия стала Советской республикой лишь по имени». Основная идея Советов – свободное народное самоуправление – была, по его мнению, не осуществлена, изгнана из общественной жизни.

Еще один революционный мыслитель – В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Работы: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция» (1917).

Разрабатывает идею социальной революции, которая разрушит буржуазное демократическое общество и приведет к власти народ. В отличие от анархистов Ленин пользовался идеями К. Маркса, но видоизменял их. Как и Маркс, Ленин считал, что социалистическая революция должна опереться на рабочих, как на наиболее организованный класс трудящихся. Но, в отличие от Маркса и течения меньшевиков, он считал, что рабочий класс не может самостоятельно выработать революционное сознание, и поэтому ему нужна революционная партия как сила, способная внести в пролетарскую массу марксистскую идеологию, возглавить рабочих (работа «Что делать?»).

При этом в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин отмечал, что капиталисты, создав многочисленные империи и начав мировую войну сами создали предпосылки для социалистической революции. Он выдвинул тезис превращения мировой войны в войну гражданскую, свержения воюющим народом власти капиталистов.

Другая идея Ленина – диктатура пролетариата. Он считал, что в ходе социальной революции власть должна взять рабочая партия, как авангард пролетариата. Цель этой диктатуры: слом буржуазного государственного аппарата и демократии, замена чиновников, военных представителями рабочего класса, трудящимися. По примеру Парижской коммуны, государственные чиновники должны сменяться в зависимости от воли трудящихся, постоянная армия должна быть заменена всеобщим вооружением народа. В дальнейшем на месте буржуазного государства строится Республика Советов: выборность всех органов власти сверху донизу, их подотчетность и подконтрольность, сменяемость депутатов. Советы издают, и сами же выполняют законы (работа «Государство и революция»).


В дальнейшем, однако, государство, диктатура будут отмирать, поскольку при социализме функции управления государством сильно упростятся, и люди будут выполнять функции производительных и управленческих работников по очереди.


2. Политическая философия А.И. Солженицына.


Солженицын – критик советской системы, системы коммунизма. Среди его основных работ – эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо», где осмысляются коммунизм, революции 1905 и 1917 гг. Интересна статья «Размышления над февральской революцией» (1980-1983 гг.), где отмечается полная потеря национального сознания после революции, духовный крах русской нации. С. очень негативно относится в Февральской революции, называет ее «стадной» и «духовно омерзительной». Причину ее он видит, прежде всего, в противостоянии имперской власти и общества. Но представители общества, оказавшись в Феврале 1917 г. у власти, не смогли ничего сделать, были нестойки, глупы. «Архипелаг ГУЛАГ» подчеркивает репрессивность советской системы, ее бесчеловечность.

В политическом смысле важна работа С. «Как нам обустроить Россию?», изданная в 1990 г. в момент распада СССР.

Коммунизм – по С. – глубоко порочная система. Необходимо раскаяние за советское прошлое, за репрессии и советскую политику.

Многонациональная Советская империя являлась нежизнеспособным политическим образованием, поскольку национальные окраины во многом жили за счет центра, коренной России, а это вредно. Только такие территории как Белоруссия, Украина должны остаться в Российском Союзе, т.к. очень близки русским. Их отношения должны строиться на взаимопомощи. Распад СССР неизбежен, но он должен происходить рационально, с учетом интересов и России, и всех групп населения, живущих в республиках СССР.

Российский Союз, который образовался бы после распада СССР нуждался бы, прежде всего, в хозяйственном оздоровлении. Для этого необходимо:

- отказаться финансировать коммунистические режимы, войны в разных странах;

- прекратить наращивать вооружения;

- прекратить снабжать Восточную Европу льготным сырьем;

- пресечь безоглядные капиталовложения в промышленность – деньги надо вкладывать эффективно;

- конфисковать имущество КПСС;

- сократить бюрократию.

В дальнейшем должна быть выполнена обширная программа, касающаяся земли, развития провинции. Провинции С. уделяет особенное внимание. Здесь должно развиваться местное самоуправление, инициатива в области экономики, культуры, образования, семьи. Государство должно прекратить финансировать спорт, театры, кино, художественные выставки, т.к. они должны самоокупаться. А вот библиотеки, музеи нуждаются в прямом государственном финансировании.

Большое значение С. придает восстановлению авторитета церкви, т.к. религия несет в себе духовное оздоровление. В школьных программах не должно быть целенаправленного атеизма.

Особое значение уделяется опыту политического развития России в прошлом. Солженицын понимает, что Россия, как и любая страна, находится под сильным влиянием западных политических идей, в т.ч. идеи демократии. Но эти идеи надо перенимать критически, сообразуясь с опытом исторического развития России.

Следует понимать, что даже в странах Западной Европы демократии – разные, население по разному участвует в осуществлении власти. Многие элементы демократии несовершенны. Так «всеобщие» и «равные» выборы превращают население в простую совокупность людей, голос умного человека равен голосу глупого. Люди различаются между собой по возрасту, полу, жизненному опыту, уму – общество является живым организмом и это надо учитывать при принятии государственных решений. «Тайное» голосование обеспечивает не только защиту человека, но и воспитывает безответственность, потакает чувству страха. Зачастую люди в крупных государствах вообще не знают за кого голосуют.

Человек, по мнению С., должен хорошо знать своего избранника. И здесь хороший опыт дает т.н. «демократия малых пространств» (напр. в Швейцарии), когда граждане города, района, сельского центра собираются и открыто обсуждают все основные вопросы. В этом случае население хорошо знает своих мэров, губернаторов, депутатов, представителей сельской власти, т.к. они находятся тут же и обсуждают все проблемы с населением.

В России хороший опыт местного самоуправления дают дореволюционные земства. Существовавший в СССР Совет Национальностей также, по С., необходимо сохранить. Необходимо прислушиваться и к голосу интеллектуального меньшинства, т.е. людей умных, опытных, которые всегда немногочисленны. Для этого надо создать в парламенте особую, третью, палату, через которую эти люди имели бы возможность участвовать в реальной политической жизни.

Наконец, С. считает, что в государстве может быть любой политический строй, в т.ч. и не демократия. Главное, чтобы соблюдался основной принцип – уважение к человеческой личности. На Западе это обеспечивается парламентским строем и всеобщим избирательным правом. В России могут быть свои пути.

В своей работе С. рассматривает политический опыт таких стран как Япония, Германия, Исландия, Израиль, США, Швейцария, Древняя Греция, исторический опыт Франции и Англии. Он активно цитирует «Библию», русских и зарубежных философов и политических деятелей.


3. Политология как наука.


Оформление политологии происходит в сер. 19 в. в США. Первая кафедра политической науки была открыта в Колумбийском университете в 1857 г. В США была создана и первая ассоциация политологов: Американская ассоциация политических наук (1903 г.).

Европейская политология начала формироваться несколько позже. До II мировой войны английские, шведские, немецкие авторы разрабатывали теории, связанные с политическим, имперским влиянием своих стран на другие страны. После войны созданы английская и французская ассоциации политологов.

В СССР политология практически не развивалась, т.к. считалась буржуазной наукой. Однако ее элементы изучались в курсах политэкономии, научного коммунизма. С 1962 г. существовала советская ассоциация политических наук, сейчас это Российская ассоциация политологов. Курс политологии начал читаться в вузах только с 1989 г.

Американская политология в ХХ веке. Интересуют проблемы:

- теория политики: государство, его изменения, что такое политика вообще;

- изучение политической культуры в разных странах, приятие демократии в разных странах;

- политические конфликты;

- глобализация, глобальные проблемы современности, отношения Восток-Запад;

- РR-технологии. Изучение общественного мнения, избирательных демократических систем.

Известные политологи:

Дэвид Истон, Габриэль Альмонд – последователи Т. Парсонса, создатели теории политической системы.

Збигнев Бжезинский, Самюэль Хантингтон. Работы Хантингтона – «Столкновение цивилизаций», «Третья волна демократии». Первая – о противостоянии разных цивилизаций, обострении противостояния западной и мусульманской цивилизации; вторая – о волнах демократии в 19-20 вв., появление и исчезновение демократических государств, популярность демократии в 1980-е – 1990-е гг.

Немецкая политология ХХ века.

До II мировой войны политическая мысль здесь разрабатывалась в русле теорий нацизма: завоевание жизненного пространства для немцев, создание единого немецкого государства. Особенно популярна наука – геополитика.

После войны – упор на философские проблемы, изучение диктаторских режимов.

Интересуют проблемы:

- философия политики – какая она есть, и какая должна быть;

- психология политики, психология масс;

- теория конфликтов;

- теория элит, анализ тоталитарных систем.

Часто их интересует проблема несвободы, отчужденности личности в современном обществе.

Известные политологи:

Теодор Адорно – редактор труда «Авторитарная личность» (франкфуртская школа)

Ханна Арендт – изучение роли элит в обществе, тоталитаризма. Концлагерь как идеальная модель тоталитаризма, абсолютное растворение личности. Работа «Истоки тоталитаризма».

Ральф Дарендорф – конфликтолог, классификатор конфликтов.

Эрих Фромм – психоаналитик, занимался изучением психологии политиков, психологией государства, несвободой человека. Работы «Бегство от свободы», «Человек для себя». Разрабатывает в этих работах проблемы гуманизма, психологии авторитарности, разрушительные тенденции в человеке, психология нацизма и человека в демократическом обществе.

Карл Поппер – работал в Англии. Работа «Открытое общество и его враги» - разработка принципов демократии.

В России в ХХ веке политическая мысль развивалась неравномерно. В СССР – теория марксизма, борьба классов, противостояния буржуазному обществу. Оригинальная мысль слабо развита, определенные социалистические концепции – у Ленина, Сталина. Из альтернативных политических философов – А. Солженицын.

Сейчас – проблемы построения демократии, роли традиции в жизни российского общества, проблема авторитарной диктатуры, геополитика, проблема Восток-Запад, PR-технологии.

Среди известных современных политологов – Глеб Павловский, Станислав Белковский, Сергей Караганов.

В результате развития политологии сформировались ее основные цели и задачи. Предметом политологии является политика, мир политического во всех проявлениях. Это изучение государства, негосударственных образований участвующих в общественной деятельности, идеологий, международных отношений. Существуют раздел философии политики, т.е. какой она должна быть в идеале, размышление над прошлым и настоящим политики. Раздел истории политической мысли.

Функции политологии (для чего она необходима):

- осмысляет современную политику;

- приобщает личность к политике – в условиях демократии это важный элемент социализации человека, превращение его в общественную личность;

- регулирует жизнь общества, разрабатывает идеи его развития;

- прогнозирует развитие политики в будущем.


Определение: Политика – это деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Тема 1: История политической мысли iconПрограмма для поступления в магистратуру по направлению «Политология»
Фома Аквинский. Политические учения Нового времени; Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли. Основные направления политической...
Тема 1: История политической мысли iconПрограмма курса «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» для студентов III курса факультета политологии (отделение сравнительной
Программа дисциплины «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» разработана в соответствии с требованиями...
Тема 1: История политической мысли iconТема: История политических учений
Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории по­литической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо)
Тема 1: История политической мысли icon1. Политико-правовая мысль Древнего мира Истоки политической и правовой мысли. Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего Китая
Теоретический материал дисциплины «История политических и правовых учений» может быть использован при изучении таких дисциплин учебного...
Тема 1: История политической мысли iconАнализ практики политической элиты: возможности когнитивного подхода
Специальность 23. 00. 01 – Теория политики, история и методология политической науки
Тема 1: История политической мысли iconПрограмма спецкурса история экономической мысли в россии (XX век)
Программа спецкурса «История экономической мысли в России (ХХ век)». Для студентов-магистров II курса факультета гуманитарных и социальных...
Тема 1: История политической мысли iconД. С. Юровских Научный Е. В. Юровских Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск История философской и экономической мысли
«К критике чистого разума». Пространство и время – фундаментальные понятия, о философском смысле которых люди задумывались всегда....
Тема 1: История политической мысли iconКурс Специальность “История. Английский язык”. Тема индия в период британского завоевания XVIII сер. XIX вв
Зарождение идеологии национально-освободительного движения XIX – начало ХХ в.: Очерки по истории общественной мысли народов Востока....
Тема 1: История политической мысли iconДжуринский А. Н. История педагогики. /Учебное пособие
Васильева З. Н., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Спб., 2001 394с
Тема 1: История политической мысли iconПрограмма дисциплины История американской общественной мысли. History of the American Social Thought Вузовского компонента цикла сдм направление 032300“Регионоведение” Магистерская программа «Североамериканские исследования»
Изучить развитие различных направлений общественной мысли Соединенных Штатов Америки начиная от колониального периода американской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница