Урок 1 Шедевры родной литературы




Скачать 19.87 Kb.
НазваниеУрок 1 Шедевры родной литературы
Дата04.02.2016
Размер19.87 Kb.
ТипУрок
Урок 1

Шедевры родной литературы


Цель – знакомство с программой курса 9 класса

Есть книги настолько живые, что все боишься,

что, пока не читал, она уже изменилась,

как река – сменилась, пока жил – тоже жила,

как река – шла и ушла.

Никто дважды не вступалв ту же реку.

А вступл ли кто дважды в ту же книгу?

М.Цветаева


1 Знакомство со школьной программой курса

2 Основные разделы курса – законспектировать

- Древнерусская литература

- Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм

- Литература XIX века. Романтизм. Реализм

- Литература XX века

3 Тест

4 Работа со статьей учебника-хрестоматими «Слово к девятиклассникам»

5 План работы над литературным произведением

- История создания (время написания, как писатель работал над произведением, оценка современников)

- Направление, род, жанр

- Сюжет и композиция

- Тематика и проблематика

- Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

- Основные герои

- Художественное своеобразие (портрет, пейзаж, деталь, изобразительно-выразительные средства (тропы), язык художественного произведения, особенности стиля)

- Значение произведения (оценка литературоведов)

6 ДЗ Чтение «Слова о полку Игореве», ст. ДРЛ с. 4-8, вопр. 2,3 с.8 (устно)


Урок 2

«Первые семьсот лет древнерусской литературы». Логика развития и особенности. Богатство и разнообразие жанров


Цель – обзорная характеристика ДРЛ, повторение пройденного материала из данного раздела

ДРЛ – это особая, специфическая эстетическая система

Д.С.Лихачев

1 Рассказ-лекция учителя с элементами беседы

ДРЛ - это литература русского средневековья, охватывающая период с конца X по XVII в.

включительно.

- Как же возникла ДРЛ? Откуда черпала она свои творческие возможности? Каковы ее первые произведения? Известны ли нам имена авторов?

Появление русской литературы в конце X – начале XI вв. «дивлению подобно». Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании.

Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало ДРЛ, т.е. письменно оформленных сочинений, связано с принятием христианства на Руси в 988 г., церковным богослужением, торжественным проповедничеством, с чтением написанного вслух.

Особенности

ДРЛ – литература одной темы, одного сюжета.

Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни

Д.С.Лихачев

1 религиозность сознания, мироощущения, мировосприятия автора и читателя

2 историзм (исторические факты и личности)

3 анонимность

4 традиционность (в осмыслении тех или иных фактов автор действовал в соответствии с принятой традицией, постепенно складывались каноны жанров)

5 трафаретность, этикетность (следование канонам)

6 связь с фольклором

7 рукописный характер текстов

Переодизация по Водовозову Н.В.

1 Литература Древнерусского киевского государства (11-12 вв.)

2 Периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (13-15 вв.)

3 Литература единого централизованного государства (16-17 вв.)

Особый интерес представляют литература Киевской Руси, когда происходило распростанение рукописных источников и становление жаноровой системы, закладывались основы всех восточнославянских литератур и XVII век – когда старые литературные формы распадаются и возникает литература Нового времени.


2 Работа со статьей учебника «ДРЛ» с. 6-7 (переодизация и особенности каждого периода). Конспектирование.

- XI – первая треть XII в.

- XII - первая треть XIII в.

- вторая треть XIII - конец XIV в.

- конец XIV – XV вв.

- конец XV – XVI вв.

- XVII в.

Жанры ДРЛ (более 120 жанров)

- Что такое жанр?

Жанр – это исторически сложившиеся устойчивые разновидности художественного творчества

1 Оригинальная и переводная литература

2 Религиозные (жития, жанр торжественного красноречия) и светские (летописи)

3 Реальные (летописи, исторические повести и сказания, бытовые повести) и чудесные (житийные анры снов и видений, чудеса)


Церковные жанры

Исключительно богослужебные

Предназначенные для чтения или произнесения

Песнопения

(гимнография)

Молитво

словия

Проложные

жития

проповеди

беседы

поучения

слова

жития




Ораторская проза


агиография




агиография







Апокрифы – произведения, основанные на библейской истории, но не принятые церковью

Светские жанры

Сказания, притчи, дидактическая литература

Летописи

Повести (воинские, бытовые и др.)

Естественно-научная литература


- Произведения каких жанров были вами изучены?

– летопись – повествование об исторических событиях, описываемых по «летам» (Повесть временных лет, Ипатьевская летопись, Лаврентьевская летопись)

- житие – с гр. «жизнь», лат. «vita» - жизнеописание, биографии святых (агиография от «agios» и «grafo») – Житие А.Невского, Ф.Печерского, протопопа Аввакума

- поучение – беседа о духовных ценностях («Поучение» Вл.Мономаха)

- повесть – повествует о важных исторических событиях (Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Петре и Февронье)

- хождение – описание путешествия (Хождения за три моря» А.Никитина)

- слово – образец торжественного красноречия («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона)

- сказание (Сказание о Борисе и Глебе)

3 Викторина по произведениям ДРЛ

1 Год появления, полное название и автор «Повести временных лет»

1113 г., монах Киево-Печерского монастыря Нестор,Се повести времянных лет, откуда есть пошла руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть»

2 Почему братья Борис и Глеб были канонизированы?

Убиты Святополком Окаянным в борьбе за власть

3 В каком произведении рассказывается об А.Невском? Чем он славен?

«Житие А.Н», победа на Чудском озере над шведами

4 Какие прозведения рассказывают о борьбе с монголо-татарами?

«Сказание о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»

6 Самая известная повесть того времени о любви?

«Повесть о Петре и Февронии»

7 Назовите авторов произведений «Житие Сергия Радонежского» и «Преподобный Сергий Радонежский»

Монах Троице-Сергиева Монастыря Епифаний, Б.Зайцев

8 Что такое «Домосторой»?

Сборник семейных, хозяйственных и иных житейских наставлений отца сыну

4 Заключительное слово

Русская литература – осень древняя, она насчитывает 10 веков, т.е тысячелетие. Она древнее многих других литератур. Это литература высоконраственного, патриотического и эстетического характера. Прикоснувшись к ней, мы имеем дело с исторической и нравственной памятью народа.

В.Белов «Вне памяти, вне традиции нет истории и культуры, нет личности. Память формирует духовную крепость человека»

ДЗ. Выучить понравившийся отрывок, проанализировать произведение по плану (тезисные записи)


Урок 3

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения


Цель – анализ и выявление художестенных особенностей произведени

Золотое слово русской литературы

Д.С.Лихачев

Подлинность самой песни доказывается духом древности,

под которого невозможно подделаться

А. С.Пушкин

...прекрасный благоуханный цветок, достойный внимания, памяти, уважения

В.Г.Белинский

Схема анализа произведения

1 История создания и открытия

- Полное название – «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова»

- Создано не ранее 1185-87 гг. И не позднее начала XIII века, дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Обнаружено известным собирателем древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным. 1800 г . – рукопись переведена и опубликована, подлинник сгорел в 1812 г.

2 Тематика и проблематика

Тема – подлинные исторические события, положенные в основу сюжета

- Краткая историческая справка по походу

- Выборочное чтение материалов Ипатьевской летописи (Лаврентьевская летопись прямо осуждает действия князя) и теста «Слова», выразительное чтение отрывков наизусть

- Сопоставительный анализ повествований о походе князя Игоря. Заполнение таблицы


Ипатьевская летопись

Сюжетная основа «Слово о полку Игореве»

Современная историческая концепция

1 Вступление в поход Игоря

2 Солнечное затмение

3 Присоединение к войску буй-тур Всеволода

4 Первое удачное столкновение с половцами

5 Неудачи второго боя

6 Ранение и пленение Игоря

7 Набеги половцев на Русь

8 Побег Игоря

1Воспоминание о Бояне

2 Зачин

3 Поход Игоря

- Соединение с Всеволодом и его дружиной

- Вступление русских в половецкую землю

- Первая встреча с половцами

- Вторая встреча с половцами

А) грозные затмения природы

Б) героизм Всеволода

В) песнь о временах старого Владимира

Г) роковая битва

- Песнь о печали и беде на Русской земле

4 Песнь о великом Святославе

- Похвала великому князю Киевскому Святославу

- сон Святослава

- «золотое слово» Святослава

А) укор Игорю и Веволоду

Б) воззвание князьям о помощи

- Скорбь о гибели славы дедов

- Песнь о Всеславе

- Заключительная песнь

5 Возвращение Игоря

- Плач Ярославны

- Освобождение Игоря

А) побег из плена

Б) встреча с Донцом

В) неудачная погоня

6 Величание князей. Концовка

1 Победа над половцами объединенных войс под руководством князя Киевского Святослвава

2 Игорь становится руководителм нового похода в 1185 г. (сын Владимир (г.Путивль), брат Всеволод (курский князь), племянник Святослав Ольгович (г.Рыльск)

3 Солнечное затмение

4 Плохо подготовленный поход закончился сокрушительным поражением

5 Игорь взят в плен (11 дней)

6 Побег


Но содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору «Слова» осмыслить основные проблемы Руси

- осудить распри между русскими князьями, повлекшие за собой раздроблени и ослабление Руси, с этой точки зрения рассмотреть причины и последствия неудачного похода князя Игоря

- призвать Русь к единению

Ярославовы внуки и внуки Всеслава!

Уж склоните вы стяги свои

И мечи свои в ножны вложите.

Уже выпали вы из дедовской славы

И своими усобицами накликали

Несчастья – на землю Русскую,

И насилие нам – от землиПоловецкой

- автор рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своей страны, прославляет героизм ее народа

- ставит проблему воинской доблести и чести, любви и верности, судьбы и свободной воли

3 Идея и пафос

- Идейная основа – призыв к объединению

- патриотический и героический пафос


4 Жанр

- жанр торжественного красноречия с элементами воинской повести, героической и лирической песни и фольклорной образности. Т.е. сочетает в себе черты эпического и лирического

5Сюжет и композиция

- описание событий середуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические события сменяются широким эпическим повествованием (от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря)

- композиция нацелена на раскрытие основной идеи

А) Вступление – автор определяет свою задачу – рассказать о подлинных событиях

Б) Основная часть – 3 раздела

- сборы в поход Игоря, предзнаименования, первый удачный поход Игоря и сокрушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель и пленение дружинников и князя

- вещий сон о поражении Игоря, который видет киевский князь Святослав и его «золотое слово», содержащее мысли о необходимости объединения русских земель

- Плач Ярославны, удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Руской о погибших и плененных своих защитниках. Описание побега Игоря из плена

- Заключительная часть «Слова» - своеобразный эпилог, в котром рассказывается о возвращении князя, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается повествование радостным приветствием не только Игорюб, но и всем князьм и дружинникам, сражающимя за Русскую землю

6 Основные герои

- Мерилом оценки всех образов и событий «Слова» является Русская земля – подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр

- Образ природы величавой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающий за судьбу Родины

- образы князей и воинов

А) Образ князя Игоря. С ним связана не только сюжетная линия, но и основная авторская идея. Это идеальный образ лирического героя, для которого главное – воинская честь и рыцарское достоинство, автор воспевает его храбрость, мужество, с любовью и состраданием относится к нему. Но князь – человек своей эпохи, которому свойственны безрассудство и эгоизм, самолюбие и недальновидность, приведшие его, как и многих других князей, на грань междоусобных войн.

Б) Всеволод – образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы. В его внешности проявляются черты типичного былинного богатыря

В) Святослав – воплощает идеал мудрого, сильного и «грозного» правителя, главы русских князей

-Образ автора, о которм мы ничего не знаем один из важных в произведении. Среди возможных авторов назывались – киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович, сам князь Игорь. Кем бы ни был автор, главное – он патриот, страстно болеющий за судьбу своей Отчизны, это широко образованный человек своего времени, великолепно знающий родную историю и способный делать глуюокие обобщения на основе исторического опыта

- Особняком стоит образ Бояна – собирательный фольклорный образ певца-сказителя, «соловей старого времени», «вещий» внук Велеса

- Ярославна – образ идеальной русской женщины, это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему бежать из плена

7 Художественные особенности

- ритмически организованная проза

- Стилистические элементы

А) поэтический язык

- военная терминология (копье преломить)

- элементы ораторского красноречия (обращение – Братие и дружино!)

- риторические вопросы и восклицания (Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?

- многочисленные повторы – рефрены (О Русская земля! Уже ты за холмом»)

Б) связь с фольклорной традицией

- тесная связь человека и природы, обращение к природным образам – олицетворение и одушевление сил природы

- песенная и былинная символика (князь – солнце, Игорь – сокол)

- сказочные эпитеты (борзые кони, чистое поле, сизый орел)

- сравнения (битва – посев, кровавый свадебный пир)

8 Значение

- памятник мирового значения, более 700 работ посвящены исследованию «Слова», поэты XIX и XX вв. переводили его (Пушкин, Мей, Майков, Жуковский, Бальмонт, Заболоцкий). Опера Бородина «Князь Игорь», картины Васнецова

Подведение итогов. Беседа

- Чем повествование в «Слове» отличается от летописного?

(Летописное повествование более строгое)

- Какие композиционные части не связаны с сюжетом. Какова их роль в структуре произведения?

(«Золотое слово» Святослава, плач Ярославны)

- Какие образы наиболее запомнились, понравились, почему?

- Кто главный герой «Слова»?

(Русская земля)

- Как автор изображает природу?

(Природа – полноправный герой произведения, сопереживает героям и событиям, красочная образность, одушевленность, фольклорная основа)

- Какие части можно выделить в «Слове»?

(вступление, основная часть, заключительная)

- Почему автор показывает разные точки?

(событие показано глазами разных участников – дружинника, автора, князя... – подтверждают основную идею произведения – необходимость объединения)

- Что общего во всех отликах?

(Боль, сопереживание, радость)

- В чем идеал автора?

(сильная княжеская власть, сильная и богатая Родина)

ДЗ. Домашнее сочинение

1 «Слово...» - величайшая патриотическая поэма Древней Руси

2 Образ Русской земли в «Слово»

3 Каким я представляю автора «Слова»

4 Роль пейзажа в «Слово»

5 Какую обложку к книге «Слово» я бы нарисовал (с рисунком)

6 Чем интересно «Слово» современному читателю

7 Фольклорная основа «Слова»

Похожие:

Урок 1 Шедевры родной литературы iconУрок русской литературы и истории в 7Б классе
...
Урок 1 Шедевры родной литературы iconУрок 9-10. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века
Развивать умение сопоставлять работы разных зодчих и живописцев и оценивать их достоинство
Урок 1 Шедевры родной литературы iconУрок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе

Урок 1 Шедевры родной литературы iconМетодические рекомендации применения цор
Урок Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ
Урок 1 Шедевры родной литературы iconЛюбовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных...
Урок 1 Шедевры родной литературы iconПолемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?
Открытый урок в 10 классе в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы «Методика построения современного урока...
Урок 1 Шедевры родной литературы iconПояснительная записка «листая страницы истории»
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне...
Урок 1 Шедевры родной литературы iconУрок развития речи: «Рецензия как жанр сочинения»
Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение литературы
Урок 1 Шедевры родной литературы iconУрок литературы по теме: Творческие индивидуальности
Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как...
Урок 1 Шедевры родной литературы icon«Метод проектов как средство изучения стихотворений русских поэтов xixвека о родной природе»
Применение метода проектов на уроках литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница