ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
У Т В Е Р Ж Д А Ю : Декан факультета ЭМФ _________М. В. Копанев января 2008 г. |
ПРОГРАММА
по проведению производственной практики для специальности 151001.65 «Технология машиностроения» Курс 4, семестр 8, продолжительность 4 недели Кафедра «Технология ремонта транспортных средств и материаловедения»
Рассмотрено: на заседании кафедры 20 января 2008 г.
2008
Рабочая программа составлена на основании следующих документов: Положение о практике студентов высших учебных заведений МПС РФ, утвержденное приказом министерства путей сообщения Российской Федерации от 21.02.2001, №Е-233у Примерная программа по практике для высших учебных заведений по специальности 151000 «Технология машиностроения». Составил: д.т.н., профессор С.К.Каргапольцев к.т.н., доц. С.Ю.Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа составлена на основе примерной, включает в себя программу производственной практики. Время проведения и продолжительность практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса института. Целью производственной практики, является приобретение необходимых практических навыков и умений, закрепление знаний по профилирующим дисциплинам, необходимым для последующей инженерной деятельности по специальности. В результате прохождения производственной практики студент должен овладеть одной — двумя рабочими профессиями и опытом руководства рабочим коллективом. Студент направляется на практику согласно договору, заключенному институтом с предприятиями. Распределение студентов по предприятиям оформляется приказом по институту. До выезда на практику студент должен получить на кафедре путевку, студенческую книжку производственного обучения, пройти инструктаж о порядке прохождения практики и медкомиссию. Специальная эксплутационная производственная практика проводится в вагонных депо в соответствии с профилем будущей специальности и, как правило, по месту распределения студентов на работу. В период практики студент выполняет индивидуальное задание, которое должно способствовать углубленному изучению отдельных вопросов организации и управления производством. Оно может включать в себя элементы научного исследования. Тематика индивидуального задания должна иметь практическую значимость, как для предприятия, так и для вуза. Студент, в соответствии с требованиями программы практики и индивидуальным заданием, подбирает и систематизирует необходимые материалы, используя их в отчете о выполнении практики. Отчет должен содержать приложения в виде эскизов, таблиц, графиков, чертежей, перечня изученной литературы, включая технические документы предприятия. Студенческая книжка производственного обучения вместе с отзывом руководителя от производства и оценкой работы студента за весь период практики, а также технический отчет, должны быть заверены на производстве и представлены в вуз перед сдачей зачета по практике. 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЛУТАЦИОНПАЯ ПРАКТИКА 1.1. Цель и задачи Цель эксплутационной практики закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами за время обучения в институте, изучение технической эксплуатации и текущего содержания вагонного парка, изучение организации и технологии ремонта вагонов в депо, освоение основ менеджмента и маркетинга в условиях вагоноремонтного предприятия, подготовка к глубокому изучению специальных дисциплин, подготовка к выполнению дипломного проекта. Основными задачами практики являются: ознакомление с вагонным депо, его структурой, техническим оснащением, экономическими показателями, особенностями менеджмента и маркетинга в условиях депо; изучение мероприятий по повышению качества ремонта и текущего содержания вагонов, правил техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной техники и экологии; ознакомление со стециальностями слесаря по ремонту подвижного состава, дефектоскописта, осмотрщика-ремонтника, осмотрщика-автоматчика, осмотрщика вагонов, бригадира, мастера, инженера-технолога; приобретение навыков, необходимых для творческой работы инженера по созданию новой техники, совершенствованию технологии и организации производства, ведению научных исследований; выполнение индивидуального задания. 1.2. Организация проведения практики Практика проводится с предоставлением оплачиваемых рабочих мест. В период практики студенты без отрыва от работы должны: ознакомиться с правилами внутреннего распорядка и режимом работы предприятия, изучить характер предстоящей работы, изучить мероприятия по охране труда и технике безопасности, изучить должностные инструкции, При наличии мест необходимо организовать прохождение эксплутационной практики студентами на должностях бригадиров, мастеров, техников, инженеров. Студент проходит практику в качестве дублера под руководством соответствующего инженерно-технического работника данного предприятия. 1.3. Рабочие места и обязанности студентов Эксплутационная практика студентов производится в вагонных депо ВСЖД. Перед началом практики студент проходят медицинскую комиссию. Студенты могут работать в качестве слесарей по ремонту подвижного состава, осмотрщиков-ремонтников, осмотрщиков вагонов, бригадиров, мастеров, инженеров-технологов и проч. в ремонтных цехах (участках) депо.
Без проверки администрацией предприятия знания студентами правил охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка они не могут быть допущены к работе на рабочем месте. Не допускается использовать студентов на должностях, не предусмотренных программой практики. В свободное от практической работы время студенты изучают вопросы в соответствии с требованиями пунктов 1.1…1.2, посещают организованные на производстве лекции, семинары, собирают материал для отчета по практике и занимаются его оформлением. В период практики студенты обязаны строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в депо и в общежитии. 1.4. Содержание производственной практики Содержание производственной практики определяется требованиями к подготовке студентов обучающихся по специальности 151001.65. Независимо от места работы в порядке ознакомления с предприятием и его основными производственными участками, студент должен изучить и отразить в отчете: организационную структуру депо (участка), систему технического содержания вагонов, виды и сроки их ремонта в соответствии с действующими нормативами; организацию поступления вагонов в депо для ремонта; комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов, и их технико-экономическую эффективность; мероприятия по экономии материалов, электроэнергии, топлива; использование энерго- и материалосберегающих технологий; технико-экономические показатели работы депо; систему трудовых отношений в коллективе; АСУП, АСУТП, применение новых информационных технологий в управлении вагонным хозяйством. В процессе работы или ознакомления с конкретным производственным участком депо студент должен изучить: конструкции ремонтируемых объектов, износы, повреждения и причины их возникновения; руководства по деповскому ремонту, инструкции и технические указания; организацию и технологические процессы разборки, дефектации, ремонта и сборки объекта на позициях; технический контроль качества выполняемых работ и сборки; организационно-технические мероприятия по повышению эксплутационной надежности вагонов в процессе ремонта; комплексную механизацию и автоматизацию разборочных, ремонтных и сборочных работ; специальное технологическое и подъемно-транспортное оборудование; приспособления и инструменты, применяемые при ремонте; основные технико-экономические показатели работы цеха; себестоимость ремонта вагона (узла) и пути ее снижения; организационно-технические мероприятия по охране труда и технике безопасности, промышленной санитарии и противопожарной технике, экологии, эстетике. В процессе работы студент должен изучить: организационную структуру и управление ПТО (ППВ, ППС и проч.); конструкции вагонов, их оборудование, систему энергоснабжения; систему технического обслуживания вагонов в эксплуатации, технологические процессы осмотра вагонов и их оборудования, организацию работы осмотрщиков вагонов; методы контроля технического состояния букс и автоматических тормозов в эксплуатации; виды и порядок испытаний тормозов в составах и поездах; устройство и работу автотормозной станции для централизованного испытания тормозов; неисправности, встречающиеся при техническом обслуживании вагонов; требования правил технической эксплуатации, предъявляемые к вагонам при постановке их в поезда; методы, организацию и технологические процессы безотцепочного и отцепочного ремонта вагонов и применяемое оборудование; организацию, оснащение и технологические процессы подготовки вагонов к перевозкам; неисправности, обнаруживаемые при осмотрах и подготовке вагонов к перевозкам, причины их возникновения и способы устранения; браковочные размеры и допуски; средства измерения и их применение при техническом обслуживании вагонов; комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов подготовки вагонов к перевозкам, текущего отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов, а также транспортировки запчастей и материалов на ПТО; передовые методы работы на ПТО направленные на повышение безопасности движения поездов и обеспечение следования вагонов до места назначения без ремонта, проблематику сетевых ПТО, вопросы технической диагностики подвижного состава в движении; организацию руководства ПТО, взаимосвязь в работе ПТО и станции, график исполненной работы; технико-экономические показатели работы ПТО. За время работы в вагонном депо и на ПТО студенты должны изучить; неисправности букс с подшипниками качения, способы их выявления и устранения; неисправности автосцепного устройства; сварочные, станочные и слесарные работы при ремонте автосцепки; применяемые приспособления и инструменты; неисправности, технологию ремонта и правила проверки действия авторегуляторов и авторежимов тормозной системы вагонов; технологические процессы и оборудование малярного отделения депо. Значительное внимание студенты должны уделять изучению практических вопросов обеспечения безопасности движения. В связи с этим студент при прохождении практики обязан ознакомиться: с устройствами типа УЗОТ для зарядки и опробования тормозов вагонов в поездах с автоматической регистрацией параметров на ПТО и сортировочных станциях; устройствами для испытания воздухораспределителей типа УКВР с регистрацией результатов испытаний в автоконтрольных пунктах вагонных депо; передовой технологией ремонта роликового буксового узла вагонов; новыми мероприятиями по совершенствованию производимых работ при технологическом обслуживании вагонов на ПТО и в вагонных депо; оборудованием для восстановления и обработки после наплавки узлов пятник-подпятник грузовых вагонов, надрессорных балок и боковых рам тележек в вагонных депо; модернизированными тележками грузовых вагонов эксплутационного парка, с новыми конструкциями и материалами в узлах трения, новыми типами ходовых частей вагонов на прилегающем полигоне эксплуатации; модернизированными грузовыми вагонами эксплутационного парка для перевозки опасных грузов, имеющими эластомерные аппараты, защитные экраны, дуги безопасности и ограничители автосцепок; конструкцией нового поколения цистерн с принципиально новыми узлами крепления котла к раме, пониженным центром тяжести; работой и конструкцией систем и средств технической диагностики вагонов в движении, имеющих централизованное управление; современными средствами неразрушающего контроля при ремонте и техническом обслуживании грузовых вагонов: колесных пар и их элементов, буксовых узлов, тележек и их узлов, автосцепных устройств, котлов цистерн и др.; В пассажирском хозяйстве дополнительно: с приборами и устройствами для контроля диаметра шейки оси, внутреннего диаметра кольца подшипника, размеров цилиндрических роликов, диаметра колес; станциями диагностирования качества ремонта электрического оборудования; конструкцией гидравлических гасителей колебаний, обеспечивающих скорость движения вагонов до 200 км/ч и стендами для их испытания; новыми вагонами с высоковольтным статическим преобразователем. 1.5. Индивидуальные задания Индивидуальное задание по производственной практике заключается: в осуществлении комплексного критического анализа производственного процесса в депо (цехе) по месту прохождения практики; в определении узких мест производственного процесса; в разработке организационных, технологических, технических предложений по их устранению и по усовершенствованию производственного процесса в целом. 1.6. Охрана труда и техника безопасности Изучение требований и правил охраны труда и техники безопасности, а также их безусловное соблюдение в условиях производства, особенно при работе на ПТО (путях станции) при осмотре и ремонте вагонов, их узлов и оборудования является важнейшим условием успешной подготовки и прохождения эксплутационной практики. Особое внимание должно быть уделено обеспечению безопасных условий труда и четкой организации работы на основе утвержденного технологического процесса работы ПТО и ТБ. Только после глубокого изучения мероприятий по охране труда и технике безопасности, методов работы в соответствующей должности, ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка депо, успешной сдачи экзамена (зачета) студенты могут быть допущены к работе. 1.7. Подведение итогов практики К зачету студент представляет: календарный план практики; отзыв о работе; отчет о практике; дневник, заверенный на предприятии. Прием зачета по практике организуется в институте руководителем практики от института с выставлением дифференцированной оценки, при этом учитывается не только качество ответов студентов, но и вся его производственная деятельность в период практики, а также содержание и оформление отчета. Дифференцированная оценка практики является важным показателем профессиональной зрелости практиканта. После сдачи зачета аттестационная книжка и отчет представляются в институт на соответствующую кафедру. При невыполнении программы практики, получении отрицательного отзыва о работе или неудовлетворительной оценки на зачете студент направляется на практику повторно, в каникулярное время. 1.8 Примерный план отчета Отчет составляет каждый студент в виде записки объемом в среднем 20-30 страниц рукописного текста написанного в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104-68 и ГОСТ 2.105-79 на одной стороне бумаги формата А4 (210 х 297) в плотной обложке. Титульный лист выполняется по образцу (приложение 2). Библиографический список должен быть составлен в соответствии с ГОСТ 7.1-84. Размеры полей на листах записки: левого 25 мм, правого 10 мм, верхнего и нижнего не менее 20 мм внутри рамки (приложение 6) с нанесением штампа для последующих листов пояснительной записки.
Приложение 1 КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
работ, выполненных студентом ____________ курса
(ф.и.о.) ____________________________ в период прохождения
____________________________ практики в__________ уч. году (учебной, производственной и т.п.)
Срок практики с ____________ по ___________ 200 _г.
Дата | Краткий перечень работ | Часы работы | Место работы (цех, отдел и др.)
|
| | | |
Руководитель практики от производства
Приложение 2
Федеральное агенство железнодорожного транспорта Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения
Кафедра "Технология ремонта транспортных средств и материаловедения"
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Тема: ___________________
Выполнил: студент гр. …………. ____________________________ (Ф.И.О.)
Принял: ____________________________ (Ф.И.О. подпись, дата) |
Иркутск 200_
Библиографический список
Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту. ЦВ-587, 1999. Вагоны пассажирские цельнометаллические. Руководство по деповскому ремонту ЦВ/4255. Выпуск ЦНИИТЭИ, серия «Вагоны и вагонное хозяйство: обзорная информация» (периодическое издание). Инструкция по осмотру, освидетельствованию и формированию вагонных колесных пар ЦВ/3429. Техническое указание по испытанию на растяжение и дефектоскопирование вагонных деталей ЦВ-ЦТВР/73. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками З-ЦВРК. Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов ЦВ -201 –98. 8. Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-99, 1999. |