Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе»




Скачать 15.98 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер15.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


Е.И. Погорелова


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины


«Психология риска и экстрима в бизнесе»


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301.65, специализация «Психология предпринимательства».

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры психологии от _________ 2010 года.


Составитель: к.псих.н. Погорелова Е.И.


Рецензенты: д.п.н., профессор Непомнящий А.В.

(Таганрогский государственный радиотехнический университет),

старший преподаватель Кузнецов М.Л.


СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Введение …………………………………………………………………….






Содержание теоретического курса






Темы семинарских занятий






Темы практических занятий






Требования к форме отчета по выполнению практических занятий






Темы курсовых работ






Контрольные задания для заочного и дополнительного образования






Контрольные вопросы по курсу






Литература к курсу






Рейтинговая система контроля знаний студентов









ВВЕДЕНИЕ


Учебный курс «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» является одним из направлений профессиональной психологии. Курс имеет прикладной характер и ее конечной целью является повышение эффективности и безопасности личности в сложных условиях существования. Формирование умений использовать вызовы настоящего времени для целей своего личностного развития и стабильности в группе, в организации, в обществе.

Цель курса - подготовка психологов, умеющих решать проблемы, связанные с деятельностью и поведением человека в критических ситуациях, а также проблем, возникающих в кризисные периоды развития субъекта.

Задачи курса:

  • дать целостное представление о процессах адаптации и дезадаптации личности к критическим условиям существования;

  • рассмотреть представление о процессах взаимодействия личности с критическими и опасными ситуациями, и ситуациями, характерными высокой степенью неопределенности;

  • дать представление о психических процессах и состояниях личности, возникающих во время взаимодействия ее с критическими ситуациями и психологических особенностей личности, влияющих на этот процесс;

  • рассмотреть психологические механизмы среды и условий, порождающих критические ситуации и состояния личности;

  • развить представление о психологических последствиях, возникающих у личности как результат процесса ее взаимодействиями с критическими ситуациями.

Курс построен на основе современных требований к уровню подготовки психологов. Программа дает возможность студенту получить целостное представление о структуре и характере психологических аспектов личности в критических ситуациях и в кризисный период развития личности. Систему научных психологических понятий, отражающих эту структуру, знания о ключевых проблемах и задачах, стоящих перед личностью в процессе взаимодействия с критическими ситуациями, а также основные методологические принципы и теоретические основы для их решения.

Особенность данного курса заключается в его междисциплинарном и интегративном характере. Концептуальные идеи курса полностью вписываются в формирующуюся парадигму современного высшего образования, основанную на принципах фундаментальности, целостности и междисциплинарности.

Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, самостоятельная работа студентов, отчеты по практической работе.

Форма итогового контроля: зачет.

1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА


Тема лекции 1. Общие представления об экстремальных ситуациях в бизнесе

Предмет курса и основные понятия. Экстремальные ситуации и переживания. Принцип психологического единства личности и окружающего ее мира.

Экстремальные ситуации: понятия и классификации. Отличительные особенности экстремальных ситуаций: по трудности, по степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Степень экстремальности ситуаций. Классификация основных групп экстремальных ситуаций. Экономические экстремальные ситуации. Тенденции развития экстремальности жизни и деятельности людей.

Экстремальные факторы окружающей среды и экстремальные состояния как сопряженные понятия.

Тема лекции 2. Взаимодействие с экстремальными ситуациями в бизнесе

Психологический стресс как несоответствие возможностей личности требованиям среды (Р. Лазарус). Когнитивная оценка при стрессе. Мотив самосохранения личности и его отличие от мотива самосохранения индивида. Угроза в процессе развития стресса (Ч. Спилбергер). Тревога, копинг и защитные механизмы.

Крайние варианты нормы психофизической адаптации к экстремальным ситуациям. Патология как форма приспособления организма к условиям существования. Выход за пределы адаптационных «лимитов», выработанный в процессе эволюции. Границы нормы и патологии. Защитные механизмы личности.


Тема лекции 3. Переживание как импрессивный компонент эмоционального проявления в экстремальных ситуациях

Переживание как процесс преодоления критических ситуаций. Типология критических ситуаций (Ф.Е. Василюк).

Амбивалентность чувственного переживания, когда один и тот же объект вызывает два противоположных чувства. Навязчивые (вынужденные) переживания, как переживания на травмирующую ситуацию. Переживания, воспринимаемые субъектом как незавершенные или прерванные. Травмирующее содержания как зафиксированный гештальт. Ядро переживаний.

Преодоление как субъективная компонента функционального поведения (А. Маслоу). Отличие «угрозы» от «опасности». Сближение понятий «угроза» и «препятствие посту» в концепции А. Маслоу.


Тема лекции 4. Основные стратегии поведения человека в экстремальных ситуациях.

Понятие «совладание с жизненными трудностями и экстремальными ситуациями. Процесс совладания и его этапы. Виды совладания. Ресурсы совладания: личностные, средовые, социальной поддержки.

Задачи совладания с экстремальными ситуациями: оценка и осмысление ситуации и ее последствий; противостояние стрессфакторам; необходимость поддержания отношений с социальным окружением; сохранение эмоционального баланса; сохранение и поддержание образа себя.

Стратегии и модели совладания с жизненными трудностями и экстремальными ситуациями. Методы диагностики. Неоднозначный характер последствий.


Тема лекции 5. Психологические реакции человека в экстремальных ситуациях

Феноменология экстремальных ситуаций. Основные характеристики поведения людей в экстремальных ситуациях. Динамика аффективных реакций и поведения человека в зоне чрезвычайных ситуаций.

Предельные эмоциональные переживания. Тревога как фактор, влияющий на процесс переживания критических ситуаций. Общие представления о тревоге. Переживание горя при потере любимого человека или значительного объекта.

Переживание боли как квинтэссенция самоубийцы. Переживание смерти. Зачарованность смертью. Комплекс вины за выживание и феномен виктимизации.


Тема лекции 6. Психологические последствия экстремальных ситуаций

Травматический стресс. Травма, основные ее характеристики. Диссоциация как форма защиты психики от потенциального ущерба травматического воздействия. Синдром отчуждения, дереализация и деперсонализация как формы отчуждения. Личностный смысл, переживаемый как определенный аспект «Я» и способствующий интеграции психики. Раздвоение личности как невозможность объективного самопознания и автокоммуникации, а также интеграции психики.

Диссоциативные феномены. Эмпирические исследования диссоциативных феноменов. Роль диссоциации в совладании с психической травмой. Смысловая фрагментация личности и травматический стресс.

ПТСР, основные понятия, признаки. Диагностика ПТСР. Психологический анализ ПТСР, тенденция вторжения и тенденция избегания. Психологические факторы ПТСР. Личностный смысл и его влияние на событие. Удвоение смыслов и травматический смысл как источник смыслового конфликта. Смыслоутратность.


Тема лекции 7. Экстремальные способности и экстремальная подготовленность человека

Экстремальные способности и подготовленность. Экстремальная значимость социально-психологических свойств личности. Экстремальная значимость базовых психологических свойств личности. Отношение к опасности как индивидуальная особенность. Общая экстремальная устойчивость личности.

Необходимость и основные виды экстремальной подготовленности человека.

Тема лекции 8. Горе и утрата как психологическая проблема при переживании критических ситуаций

Психотерапия при смерти и утрате близких. Симптоматология горя. Нормальная динамика горя и патологическое горе: понимание сущности психологических процессов при утрате. Пограничные признаки горя. Ход нормальных реакций горя.

Фазы переживания горя пострадавшим. Теория Э. Линдемана. Основные этапы психотерапии при утрате. Диагностика состояний. Особенности установления контакта.

Смерть и умирание. Стадии реакции пациента на известие об обнаружении у него неизлечимой болезни. Терминальная психотерапия, работа с умирающими. Психотерапия онкологических больных.


Тема лекции 9: Преодоление кризиса как процесс развития личности

Виды кризисов (социогенные, психогенные, возрастные, экзистенциальные). Концепция стадий жизненного цикла и кризиса идентификаций по Э. Эриксону. Теория экзистенциальных кризисов: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность (И. Ялом).

Клинические проявления возрастных и экзистенциальных кризисов, нормальное и патологическое течение. Суицидальные кризисные состояния.

Кризисная психотерапия: цели, задачи, общие принципы, индивидуальная и групповая терапия, телефон доверия, группа поддержки. Причины возникновения, особенности течения и помощи при духовных кризисах.

Представление о нормальном и патологическом течении кризисных состояний у детей и подростков. Возрастной изоморфизм психопатологических расстройств. Особенности кризисной помощи детям и подросткам.


2. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема семинарского занятия 1. Современные представления о личности в экстремальных ситуациях

  1. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и ситуациям.

  2. Современные представления об экстремальных ситуациях.

  3. Познавательная деятельность человека в экстремальных условиях и в условиях измененной информационной среды.

  4. Общение в экстремальных условиях.



Тема семинарского занятия 2. Психологический стресс

  1. Интеракционная модель стресса Р. Лазаруса - стресс как специфические отношения между человеком и окружающей средой, требования которой оцениваются человеком как угрожающие его благополучию.

  2. Модель Ч. Спилбергера: - угроза в процессе развития стресса. Тревога, копинг и защитные механизмы.

  3. Модели стресса С. Хобфолла. Ресурсная модель: - стресс как реакция на окружающую среду, в которой существует угроза потери ресурсов. Модель экологического соответствия и ее факторы: - ресурсное измерение; измерение напряжения; потребность; время; оценка; восприятие.


Тема семинарского занятия 3. Психологические теории тревоги и тревожности

  1. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги Ч. Спилберга;

  2. Функциональный подход к изучению состояния тревоги В.М. Астапова;

  3. Тревога, страх и ожидание в работе Ч. Рикрофта;

  4. Синтез теорий тревожности в работе Р.Мэйо.



Тема семинарского занятия 4. Методы и формы психологической работы с травматическим опытом

  1. Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства.

  2. Психотерапии ПТСР: интеграция опыта травмы; центрация на проработке травматического опыта; центрация на проработке вспоминаемых событий и эмоциональных переживаний в вербально образном плане; центрация на проработке воздействий на картинку травматических воспоминаний, задействуя нейрофизиологические системы; использование нейрохимической психотерапии.


Тема семинарского занятия 5: Экзистенциальные переживания в преодолении кризисных ситуаций

  1. Экзистенциальная изоляция.

  2. Смысл. Кризис бессмысленности. Две стадии синдрома бессмысленности.

  3. Решение и вина. Защитные механизмы, способствующие избеганию решения.

  4. Воля, ответственность и действие. Желание и действие. Отвращение как фрустрация желания.




  1. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема практического занятия 1. Оценка уровня развития адаптационных способностей личности


Цель занятия. Овладение методикой оценки личностного адаптационного потенциала

Оснащение. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»


Тема практического занятия 2: Диагностика и измерение психических состояний личности


Цель занятия. Овладение умением диагностировать и измерять психическое состояние человека.

Оснащение. Диагностический инструментарий для измерения состояний.


Тема практического занятия 3: Стратегии и модели преодолевающего поведения

Цель занятия: Оценка поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения.

Оснащение: Опросник SACS - «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций»


Тема практического занятия 4. Психологический дебрифинг
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconНоу впо иубип проект «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе» Кафедра «Психология» В. И. Пищик корпоративная культура (учебно-методический комплекс)
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета иубиП 29...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconПсихогенетика ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический комплекс включает
Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница