Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната




НазваниеАбилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


Самарина Эльвира Владимировна


АБИЛИТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ

С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА


19.00.10- Коррекционная психология


АВТОРЕФЕРАТ


Диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва-2010


Диссертация выполнена на кафедре специальной психологии

Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель - кандидат психологических наук,

зав. кафедрой специальной психологии МГППУ Басилова Татьяна Александровна

Официальные оппоненты - доктор медицинских наук, профессор кафедры

психологической реабилитации МГППУ

Иовчук Нина Михайловна,


кандидат психологических наук,

зав. кафедрой специальной психологии

и коррекционной педагогики МИОО

Бгажнокова Ирина Магомедовна.

Ведущая организация - Московский государственный гуманитарный

университет имени М.А. Шолохова

Защита состоится «10» июня 2010 года в 12 часов

на заседании диссертационного совета Д-850.013.01

при Московском городском психолого-педагогическом университете

по адресу: Москва, ул. Сретенка, дом 29, ауд.414

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Текст автореферата размещен на сайте www.mgppu.ru

Автореферат разослан « 7 » мая 2010 г.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития является наименее разработанным направлением специальной психологии и педагогики. До недавнего времени такие дети считались «не подлежащими обучению» даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, и, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и достойного социального опыта. Переход к активной политике включения детей с выраженными формами интеллектуальных нарушений в доступную им образовательную среду делает актуальной проблему исследования процесса социализации и абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной школы-интерната. Становится важным раскрытие сущности, характеристик, структуры процесса социально-трудовой абилитации, принципов ее осуществления в условиях специальных коррекционных учреждений.

В работах М.В. Агрба, И.М. Бгажноковой, А.А. Ватажиной, Н.П. Вайзмана, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, Д.Н. Исаева, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, Б.И. Пинского, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других отмечается, что основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является организация поведения и доступная трудовая деятельность. Работы, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, конкретизируют пути формирования социально-бытовых и трудовых умений и навыков (Г.В. Васенков, А.А. Ватажина, Н.Ф. Дементьева, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.М. Коган, М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, В.Г. Петрова, М.М. Сидорова, Г.В. Цикото, А.М. Шербакова, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), сенсомоторного (Р.Д. Бабенкова, Л.В. Баряева, Н.П. Вайзман, А.И. Горелик, Б.И. Пинский, А.М. Царев, Г.В. Цикото и др.) и речевого развития (В.И. Липакова, Н.Б. Лурье, Л.И. Осокина, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), а также развития предметно-практической и игровой деятельности (Л.Б. Баряева, С.Д. Забрамная, А.П. Зарин, Т.Н. Исаева и др.), социально-педагогического обеспечения их социализации (Е.Т. Логинова, В.В. Скрипниченко, А.М. Царев). Большинство авторов также указывают на наличие множественных дополнительных нарушений зрения, слуха, моторной и эмоциональной сферы, системных речевых нарушений у многих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Нехватка комплексных клинико-психолого-педагогических исследований, соответствующего диагностического инструментария и программ психологического сопровождения детей с выраженными формами умственной отсталости в условиях школы-интерната, учитывающих множественный характер нарушений данной категории детей, сказывается на эффективности коррекционно-развивающего процесса и, в конечном итоге, их социально-трудовой абилитации.

Исследования в области психологического сопровождения обучения и воспитания умственно отсталых детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях школы-интерната практически не встречаются, что и определяет новизну нашего исследования.

Практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность проблемы абилитации учащихся с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната средствами социально-трудового воспитания определили цель диссертационного исследования.

Цель исследования – выявление факторов, влияющих на успешность социально-трудовой абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной школы-интерната.

В качестве объекта исследования выступает социально-трудовая абилитация учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Предметом исследования являются детерминанты успешности социально-трудовой абилитации тяжело умственно отсталых воспитанников специальной школы.

Исходя из цели исследования, были определены его задачи:

  1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению и воспитанию детей и взрослых с выраженными формами умственной отсталости, отраженные в трудах отечественных и зарубежных авторов.

  2. Выделить социально-психологические факторы, наиболее благоприятно влияющие на абилитацию подростков с тяжелой умственной отсталостью.

  3. Провести анализ медицинских и психолого-педагогических данных воспитанников специальной школы-интерната для тяжело умственно отсталых детей, касающихся их клинических диагнозов, этиологии и наличия дополнительных нарушений в группах воспитанников с различным уровнем по успешности абилитации.

  4. Определить и адаптировать диагностические методики, позволяющие оценить особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых воспитанников специальной школы.

  5. Описать модель социально-трудовой абилитации умственно-отсталых воспитанников с множественными нарушениями разных клинических групп в условиях школы-интерната на основе индивидуальных характеристик и оценить эффективность ее функционирования.

  6. Изучить особенности динамики развития и социализации умственно отсталых детей разных клинических групп в процессе социально-трудовой адаптации во время обучения и воспитания в школе-интернате.

Гипотезы исследования:

  1. Главными психолого-педагогическими факторами, определяющими успешность абилитации умственно отсталых подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната, является их мотивационная готовность и операционная способность к труду.

  2. Современный контингент школы-интерната для детей с врожденным и приобретенным тяжелым отставанием в умственном развитии характеризуется наличием дополнительных нарушений, существенно затрудняющих их социально-трудовую абилитацию.

  3. Успешность абилитации умственно отсталых детей и подростков зависит не только от степени выраженности их интеллектуального дефекта, но и от особенностей их эмоционально-личностной сферы.

Теоретико-методологическая основа исследования. При подготовке и проведении данного исследования мы опирались на концептуальное положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский); использовались общие принципы диагностики и коррекции детей с недостатками развития (И.М. Бгажнокова, Н.Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, И.Ю. Левченко, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн).

Важными для организации нашего исследования явились труды, раскрывающие клинико-психолого-педагогические особенности умственной отсталости (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Г.Е. Сухарева, Л.М. Шипицына).

Большое значение в разработке теоретических основ нашего исследования имел анализ отечественного и зарубежного опыта абилитации детей со сложными нарушениями развития (А.В. Апраушев, Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, Е.Л. Гончарова, А.А. Катаева, Р.А. Мареева, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, И.А. Соколянский, В.Н. Чулков, Ю.А. Якимова, А.В. Ярмоленко).

Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической и медицинской литературы, анализа личных дел и результатов деятельности воспитанников, метод эксперимента, лонгитюдное наблюдение, метод экспертных оценок для определения уровня активности (по В.А. Галкину), методика «Социограмма» (форма РАС - 1 по Х.С. Гюнцбургу), специально разработанная авторская методика «Трудовой прогноз». При анализе и обобщении экспериментальных результатов использовались методы статистической обработки данных с использованием программного пакета SPSS.

Эмпирическая база исследования

Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы-интерната «Вера» Рязани (VIII вида). В исследовании приняли участие 125 воспитанников с тяжелой умственной отсталостью, врожденной и приобретенной деменцией в возрасте от 7 до 22 лет (75 мальчиков и 50 девочек).

Этапы исследования

На первом этапе (1997 - 2006 г.г.) проводилось изучение состава воспитанников школы-интерната и описывались его результаты; измерялся уровень активности, изучались особенности социализации и развития трудовой деятельности детей с тяжёлыми и множественными нарушениями на момент начала и конца их обучения в школе; выделялись наиболее значимые факторы успешности абилитации воспитанников; выделялись группы воспитанников с различной успешностью социализации.

На втором этапе (2007-2009) обобщались полученные данные, описывались модели психолого-педагогического сопровождения воспитанников школы-интерната с интеллектуальной недостаточностью, формулировались выводы диссертационного исследования.

Достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивалась методологической и методической обоснованностью исходных положений, использованием совокупности методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; определялась глубиной анализа и объемом привлеченного и полученного материала; подтверждалась применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных факторов и закономерностей, широкой апробацией результатов исследования, внедрением их в практику.

Научная новизна исследования заключается:

- в концептуальном осмыслении методических подходов к исследованиям, посвященным абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью;

- в разработке типологии уровней социально-трудовой успешности для детей с тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях школы-интерната;

- в опытно-экспериментальном изучении современного состава воспитанников специальной школы-интерната (VIII вида);

- в разработке алгоритма прогнозирования успешности социально-трудовой деятельности умственно отсталых детей и подростков, в зависимости от их интеллектуальных и эмоционально-поведенческих особенностей;

- в экспериментальном изучении результативности предложенной модели социально-трудовой адаптации воспитанников в условиях школы-интерната;

- в обосновании психологических детерминант формирования социально адаптированного поведения и трудовой адаптации воспитанников школы-интерната для тяжело умственно отсталых детей.

Теоретическое значение исследования заключается в дополнении и уточнении научных представлений о сложной взаимосвязи внешних и внутренних психологических факторов, влияющих на успешность абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью и сложными комбинированными нарушениями. Полученные данные углубляют понимание феномена социально-трудовой абилитации тяжело умственно отсталых воспитанников школы-интерната как условия их успешной интеграции в общество. В разработанной методике прогнозирования успешности трудовой деятельности конкретизированы компоненты содержательного уровня работоспособности.

Практическая значимость исследования состоит:

- в выработке рекомендаций по использованию критериев успешности в формировании и отслеживании результативности социально-трудовой адаптации, в обучении и воспитании тяжело умственно отсталых детей с множественными нарушениями в развитии в условиях школы-интерната;

- в разработке рекомендаций по комплексной оценке нарушений в развитии воспитанников с умственной отсталостью и сложным дефектом;

- в разработке и внедрении в практику новых форм учетно-отчетной документации: схем для диагностики уровня активности воспитанников, учета особенностей их учебной и трудовой деятельности, карты наблюдения за индивидуальным развитием воспитанников школы-интерната для детей с разной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности и осложненности психического развития;

- во внедрении в практику школы-интерната для тяжело умственно отсталых детей системы клинико-психолого-педагогической диагностики для прогноза социально-трудовой абилитации воспитанников;

- в апробации и внедрении в практику модели социально-трудовой абилитации с использованием бисероплетения и сельскохозяйственной деятельности (огородничества) для учащихся школы-интерната.

Положения, выносимые на защиту

  1. Современный контингент воспитанников школы-интерната для тяжело умственно отсталых детей, кроме интеллектуальной недостаточности, имеет много сопутствующих нарушений в развитии, которые разнообразны по этиологии, интенсивности проявления и отрицательному влиянию на успешность развития.

  2. Система индивидуального и группового психологического сопровождения воспитанников, имеющих умеренные, тяжелые и глубокие нарушения интеллектуального развития, должна опираться на оценку их исходного уровня активности, который является универсальным критерием психического развития детей с множественными нарушениями.

  3. Предложенная система клинико-психолого-педагогической диагностики позволяет исследовать и прогнозировать качество трудовой и социальной абилитации воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

  4. Факторами, в наибольшей степени влияющими на абилитацию детей с тяжелой умственной отсталостью, являются мотивационная готовность к трудовой деятельности и владение навыками повседневной жизни.

Апробация работы и внедрение результатов.

Представленные в работе результаты нашли свое отражение в 13 научных публикациях, докладах и выступлениях на научных конференциях, в том числе: на III Всероссийском съезде психологов, 2003 г. (Санкт-Петербург); на Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение психолого-реабилитационной работы с детьми и молодежью», 2006 г. (Хабаровск); на международной научной конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», посвященной 30-летию факультета педагогики и психологии, 2007 г. (Рязань); на IV международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «И.П. Павлов: диалог с XXI веком», 2009 г. (Рязань) и других. Результаты докладывались и обсуждались на расширенных заседаниях кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина, заседаниях Ученого Совета факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина при обучении студентов специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия» по дисциплине: «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии». Материалы исследования использованы для составления программ спецкурсов: «Психолого-педагогические технологии социально-трудовой реабилитации детей с тяжелой умственной отсталостью», «Педагогические системы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями», «Специальная психология»; в работе студенческого научного общества при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина. Материалы исследования легли в основу разработки тематики курсов повышения квалификации для психолого-педагогических кадров специальных (коррекционных) школ Рязанской области в Рязанском институте развития образования. Разработанный методический материал по диагностике и коррекции нарушенных психических функций был апробирован и внедрен в практику работы специальной (коррекционной 8 вида) школы-интерната «Вера» г. Рязани; в практику детско-подросткового отделения Рязанской областной клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Баженова; в практику работы с тяжело умственно отсталыми детьми в ЦДКиР «Ясенево» ЮЗАО г. Москвы.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 18 рисунками. Основной текст диссертации изложен на 196 страницах. Список литературы содержит 367 наименований, в том числе 33 на иностранных языках.

  1   2   3   4

Похожие:

Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconСведения о выпускниках школы-интерната 2008-2010 годов
Специальный коррекционный класс для обучающихся с умственной отсталостью 9 б 5 человек
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconМетодические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconМатериалы по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconЛакизо Ирина Леонидовна г. Новосибирск
Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната icon«Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
Раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных...
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconПриказ 10. 08. 2012 №145 о режиме работы школы-интерната Для четкой организации труда учителей, воспитателей и воспитанников, приказываю установить следующий режим работы школы-интерната
Моряковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными...
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconПедагогический проект Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1
Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната...
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconКамышинская средняя общеобразовательная школа
Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья....
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconМбоши «Аскизский лицей-интернат», село Аскиз Аскизского района Республики Хакасия
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната iconМетодические особенности организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
Научно-методические основы организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница