Литература при переводе на 2 курс




НазваниеЛитература при переводе на 2 курс
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер7.69 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

«ФИЛОЛОГИЯ»

ПРОФИЛИ «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»,

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»


ПРОГРАММА ПЕРЕВОДНОГО ИСПЫТАНИЯ

(КОМПЛЕКСНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ)

ПО ПРЕДМЕТАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ИСТОРИЯ» и

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»


При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология», «Старославянский язык»*, «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII века»*.

*Только при переводе на дневное отделение.

При переводе на 3 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология», «Современный русский язык: словообразование и морфология», «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка»*, «Древнерусская литература», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века. 1 треть, 2 треть»*

*Только при переводе на дневное отделение


Программы разделов


Современный русский язык: фонетика


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Язык с точки зрения его устройства, назначения, функционирования. Проблема соотношения словаря и правил при построении высказывания.
Язык и речь. Литературный язык. Кодифицированный литературный язык и разговорный язык ("разговорная речь"). Норма и вариативность.
Фонетика - предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний. Фонетика в модели речевой деятельности.

Звуковые средства языка: единицы, признаки, правила. Основные фонетические единицы сегментного и супрасегментного уровней. Транскрипция - назначение, основные принципы и виды.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ.
Общие принципы образования звуков. Виды инициации. Три отдела речевых органов и их роль в образовании базовых компонентов звуков.
Артикуляционная база. Основные особенности артикуляционной базы русского языка. Русский язык как язык консонантного типа.
Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных СРЛЯ.
Виды артикуляций кончика языка - апикальные, ламинальные, дорсальные, какуминальные, ретрофлексные. Круглощелевые и плоскощелевые, свистящие и щипящие согласные.
Основная и дополнительная артикуляция. Виды дополнительных артикуляций. Твердые и мягкие, палатализованные и веляризованные, палатальные и велярные согласные.
Артикуляционная классификация гласных. Открытые, закрытые, напряженные, ненапряженные; носовые и назализованные гласные. Связь между лабиализацией и рядом, подъемом гласного. Монофтонги, дифтонги и дифтонгоиды.
Устройство и функции гортани. Механизм образования голоса. Основные виды фонаций. Глухие, звонкие, полузвонкие, придыхательные согласные.
Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ.
Объективные физические характеристики и субъективные свойства звуков речи. Основные способы изучения артикуляции и акустических свойств речи.
Исходные положения акустической теории речеобразования. Источники звука, их комбинаторика. Частота основного тона. Явление резонанса. Гармоники и форманты.
Спектр звука. Звуки речи на спектрограмме - основные полезные признаки.
Формантная картина гласных, ее связь с артикуляцией.
Глухие, звонкие, сонорные согласные - артикуляция и акустическая картина.
Твердые и мягкие согласные - артикуляция и акустическая картина.
Способ артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука.
Место артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука.
Устройство слухового аппарата. Этапы восприятия речи человеком. Основные теории речевосприятия. Категориальность и нелинейность восприятия.

ФОНОЛОГИЯ
Фонема, ее основные функции. Критерии фонемной идентификации звуков в различных фонологических теориях.
Фонологические идеи И.А.Бодуэна де Куртене. Основные положения Ленинградской фонологической школы.
Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Понятие оппозиции. Фонологические (дифференциальные и интегральные) и фонетические признаки. Правила выделения фонем. Отношения контраста, дополнительной дистрибуции и свободного варьирования.
Нейтрализация. Фонологическая единица, представленная в позиции нейтрализации в концепциях ПЛК, МФШ, Р.И.Аванесова (1956 г.). Понятие маркированного и немаркированного членов оппозиции.
Московская фонологическая школа - основные положения и единицы. Типы чередований: фонетические и нефонетические, параллельные и перекрещивающиеся.
Сильные и слабые позиции согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости в СРЛЯ.
Варьирование согласных по месту и способу артикуляции в СРЛЯ. Чередования согласных с нулем звука.
Реализация гласных в безударных слогах.
Вопрос о составе фонем СРЛЯ. Спорные вопросы фонологических описаний СРЛЯ: фонемная принадлежность [ы], мягких заднеязычных и долгих мягких шипящих, фонологический статус позиции перед [е]
Фонологическая концепция Р.И.Аванесова (1956 г.), ее соотношение с теориями МФШ и ПЛК.
Содержание терминов фонема, основной вид, вариант, вариация, гиперфонема, оттенок фонемы, архифонема, сильная фонема, слабая фонема, фонемный ряд, аллофон в различных фонологических теориях.

Современные динамические модели в фонологии - их специфика и основные разновидности.

ПРОСОДИЯ
Слог - основные функции, фонетические и фонологические признаки слога. "Волновые" и "квантовые" языки.
Слог - шкала сонорности, универсальные принципы организации слога и слогоделения.
Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в СРЛЯ. Другие теории слогоделения в СРЛЯ.
Ударение - его фонетическая природа, структурные типы и функции.
Общие закономерности супрасегментной организации речи. Основные функции интонации. Сильные и слабые фразовые позиции.
Интонационные средства, их реализация и использование в русском языке. Комбинаторная модель описания интонации С.В.Кодзасова.
Интонационная система Е.А.Брызгуновой.

ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ.
Графика. Понятие графемы. Буква. Алфавит. Основные принципы русской графики.
Орфография. Основные принципы русской орфографии. "Нефонемные" написания в русской орфографии.
"Старшая" и "младшая" орфоэпические нормы произношения безударных гласных после мягких и после шипящих согласных. Фонемная интерпретация.
Динамика произношения согласных (ассимиляция по мягкости, произношение долгих мягких шипящих и некоторых грамматических форм) в орфоэпической норме.


Основная литература:

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984 (и др. издания).

Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем современного русского языка // Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2005.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 (статьи: Звуки речи, Знак языковой, Коммуникация, Модель в языкознании, Речь, Система языковая, Слог, Язык).

Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Литература при переводе на 2 курс iconИспользование it при переводе Выпускная работа по дисциплине «Основы информационных технологий» Магистранта гуманитарного факультета, кафедры теории и практики перевода
Программное обеспечение, используемое при переводе, его преимущества и недостатки 14
Литература при переводе на 2 курс iconКонтрольная работа. Пкп 5 курс
Прокомментируйте порядок слов в переводе предложений, начинающихся с оборота "There were "
Литература при переводе на 2 курс iconПрограмма элективного курса для профильного обучения на старшей ступени общего образования пояснительная записка Предлагаемый школьный курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков»
Предлагаемый школьный курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» относится к числу курсов,...
Литература при переводе на 2 курс iconЭлективный курс по литературе «Английская литература»
При разработке курса были учтены требования базовой программы к обучению английскому языку в школе с углубленным изучением английского...
Литература при переводе на 2 курс iconБадакина Елена Владимировна
Религиозное мировоззрение алтайцев основано на двух понятиях: «Алтай – Кудай», что в переводе означает «Бог Алтай» и «Пуп Алтай»,...
Литература при переводе на 2 курс iconСвязи с общественностью ( Реклама, 2 курс): Основная литература по курсу
Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. Спб., 2005
Литература при переводе на 2 курс iconСписок основных дисциплин и перечень вопросов для аттестации при восстановлении или переводе на специальность «География» в 2010 2011 учебном году

Литература при переводе на 2 курс iconПрограмма дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература (вторая половина XIX века) Цели и задачи дисциплины: Курс читается в составе дисциплины «Зарубежная литература»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература при переводе на 2 курс iconЛитература второй половины 19 века Литература конца 19 и начала 20 века Литература первой половины 20 века Литература второй половины 20 века Тест имеет следующую структуру: Раздел «Теория литературы»
Тест состоит из 30 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. Задания расположены по принципу возрастания трудности. При...
Литература при переводе на 2 курс iconЛитература Луговская С. А. Патогенез и диагностика анемий при хронических заболеваниях. Клин лаб диагностика 1997; 12: 19-22
Антигемоглобиновая активность бактерий при взаимодействии с эритроцитами и ее роль в патогенезе анемии при инфекции
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница