Учебного курса* для вузов




Скачать 16.18 Kb.
НазваниеУчебного курса* для вузов
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.18 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




Программа учебного курса* для вузов

«История медиаобразования»


Авторы программы (в редакции 2008 года) –

д.п.н., профессор А.В.Федоров, к.п.н., доцент И.В.Челышева


* модернизирована при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.


Пояснительная записка

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

Однако дальнейшее продвижение по пути медиапедагогики будет малоэффективным без знания основных этапов исторического развития медиаобразования в России и за рубежом.

Вот почему актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами истории медиаобразования, что далее станет основой для обретения ими исторически обоснованного представления о медиапедагогике, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Объект учебного курса – процесс исторического развития медиаобразования..

Предмет учебного курса – основные этапы развития медиаобразования в России и за рубежом.

Цель учебного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ развития медиаобразования в мире с точки зрения его использования в процессе обучения студенческой аудитории.

Задачи учебного курса:

-изучение понятийного аппарата медиаобразования;

-характеристика основных этапов исторического развития медиаобразования в мире;

-анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиаобразования в различных странах;

-изучение творчества выдающихся отечественных и зарубежных медиапедагогов;

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса исторического развития медиаобразования; на содержательный и исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития медиаобразования.

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и аудиовизуальной), педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития медиапедагогики в разных странах, в различные периоды. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия» и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика» и др.);

-основные этапы исторического развития медиаобразования в России и за рубежом;

-главные черты этапов исторического развития медиаобразования в различные периоды и в разных социокультурных условиях, в конкретных странах;

-современную ситуацию в области развития медиаобразования;

-потенциальные возможности изучения истории медиаобразования.

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по истории медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической области.

Оценка итоговых знаний и умений студентов.

Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:

-«отлично»: высокий уровень знания истории развития медиаобразования;

-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знания истории развития медиаобразования;

-«удовлетворительно»: средний уровень знания истории развития медиаобразования;

-«неудовлетворительно»: низкий уровень знания истории развития медиаобразования.


Тематический план учебного курса «История медиаобразования»




Название темы:

Лекц. (час.)

Практ. (час.)




Введение: предмет, цели и задачи медиаобразования. Основные этапы развития медиаобразования в мире

1

-




Раздел I. История медиаобразования в России







1

Зарождение и становление медиаобразования (1900-1933)

1

-

2

Регресс медиапедагогической деятельности в эпоху тоталитарного идеологического контроля (1935-1955)

2

2

3

Либерализация педагогических концепций медиаобразования в период «оттепели» (1956-1968)

6

4

4

Эстетически ориентированное медиаобразование авторитарной эпохи (1969-1985)

6

4

5

Государственная поддержка медиаобразовательного движения в период «перестройки» (1986-1991)

4

4

6

Современное состояние медиаобразования в России

4

4




Раздел II. История медиаобразования в зарубежных странах







7

Медиаобразование во Франции

4

2

8

Медиаобразование в Великобритании

4

2

9

Медиаобразование в Германии

2

2

10

Медиаобразование в Канаде

6

4

11

Медиаобразование в Австралии

2

-

12

Медиаобразование в США

6

4

13

Современное состояние медиаобразования за рубежом

2

-




ИТОГО: 72 час.

40

32


Итоговая форма отчетности – экзамен.


Описание программы учебного курса «История медиаобразования»


Введение: предмет, цели и задачи медиаобразования. Основные этапы развития медиаобразования в мире

Современное общество и средства массовой коммуникации. Сравнение различных вариантов формулировок понятий «медиаобра­зование», «медиаграмотность», «медиапедагогика». Терминология медиаобразо­вания: медиа, медиакультура, медиаграмотность, аудиови­зуальное мышление, медиатекст, критическое мышление, язык медиа, и др. Предмет медиаобразования. Цели и содержание ме­диаобразования. Основные этапы развития медиаобразования в мире: становление медиаобразования (в первой половине ХХ в.); этап доминирования кинообразования и аудиовизуальной грамотности (в 60-х – 70-х гг. ХХ в.); этап медиаобразования на материале всех видов медиа (с 80-х гг. ХХ в.).


Раздел I. История медиаобразования в России


Тема № 1. Зарождение и становление медиаобразования (1900-1933)

1900-1919: первые кинематографические сеансы для детей. Появление первых работ о воспитательной и образовательной роли медиа (основной материал – кино, пресса, радио). Учебно-просветительский характер медиатекстов, предназначенных для школ.

1919-1933: становление отечественного образования. Активизация медиаобразовательной деятельности (кинолюбительские объединения, движение юнкоров и т.д.). Определение основных направлений медиаобразования. Создание ОДСК (Общества друзей советского кино). Первые попытки организации медиаобразовательных курсов для профессиональных педагогов. Идеологический контроль за процессом медиаобразования со стороны правящего режима.


Тема № 2. Регресс медиапедагогической деятельности в эпоху тоталитарного идеологического контроля (1934-1955)

Ликвидация ОДСКФ (1934). Ужесточение идеологического контроля по отношению к медиаобразованию (как и по отношению к образованию в целом). Перенос основного акцента на техническую сторону медиа – освоение навыков использования кино/радио/фотоаппаратуры. Резкое сокращение число кинокружков, любительских объединений. Усиление политизации медиатекстов (кинематограф, радио, пресса) для школьников, ориентация их на массовый характер пионерского движения, на конкретные учебные цели и формирование соответствующего государственному строю мировоззрения. Принижение значимости и роли медиакультуры в образовательном процессе. Строгая регламентация работы медиапедагогов.


Тема № 3. Либерализация педагогических концепций медиаобразования в период «оттепели» (1956-1968)

Относительная либерализация идеологического контроля в области образования. Активизация деятельности отечественных медиапедагогов (фото/радио/кинокружки и факультативы, самодеятельная, школьная пресса и т.д.). Развитие интегрированного и эстетически ориентированного медиаобразования. Появление медиаобразовательных очагов в Москве, Кургане, Воронеже, Твери и др. городах. Создание общественного Совета по кинообразованию (Москва).


Тема № 4. Эстетически ориентированное медиаобразование (1969-1985)

Развитие эстетически ориентированного медиаобразования, направленного в первую очередь на развитие художественного восприятия и вкуса учащихся по отношению к медиатекстам. Лидерство кинообразования, педагогическое использование его потенциальных возможностей в учебной и внеучебной деятельности школьников и студентов. Издание медиаобразовательной литературы, рост количества научных исследований в области медиаобразования. Сохранение идеологического контроля по отношению к медиаобразованию.


Тема № 5. Государственная поддержка медиаобразовательного движения в период «перестройки» (1986-1991)

Постепенное освобождение образования от политического и идеологического давления. Расширение контактов с зарубежными медиатекстами и медиапедагогами. Государственная финансовая поддержка движению медиаобразования. Распространение видео, появление компьютеров и игровых компьютерных приставок, начало использования этих средств в учебном процессе. Активизация медиаобразования на материале кино, прессы, телевидения. Учредительный съезд ОДК - Общества друзей кино (1988). Официальная регистрация Ассоциации деятелей кинообразования, Федераций киноклубов и кинолюбителей.


Тема № 6. Современное состояние медиаобразования в России

Повышение интереса школьников и молодежи к медиа в связи с распространением компьютерных технологий и Интернета. Слабая финансовая поддержка медиаобразования в связи с экономическим кризисом в стране (следствие – существенное сокращение числа факультативов, студий и кружков в сфере медиа и т.д.). Тенденция интеграции медиа (кинематограф, пресса, телевидение, Интернет и т.д.). Появление первых комплексных медиаобразовательных концепций в отечественной медиапедагогике. Выход в свет программных курсов по медиаобразованию. Возникновение Лиги Малой Прессы. Трансформация Ассоциации деятелей кинообразования в Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики. Проведение фестивалей детской и юношеской прессы, международных школ юнкоров, медиаобразовательных конференций, фестивалей. Развитие мультимедийного образования, телекоммуникационных сетей. Публикация медиаобразовательной литературы, учебных программ ведущими российскими медиапедагогами и исследователями. Медиаобразовательные функции медиакритики. Создание первых российских медиаобразовательных интернетных сайтов (2000).Официальная регистрация вузовской специализации «Медиаобразование» Министерством образования России (2002). Создание первого в России журнала «Медиаобразование» (2005).


Раздел II. История медиаобразования в зарубежных странах


Тема № 7. Медиаобразование во Франции

Основные этапы развития медиаобразования во Франции. С.Френе – основоположник французской системы медиаобразования на материале печати, прессы. Роль движения киноклубов в системе французского кинообразования. Медиаобразовательные ассоциации и движения во Франции. Роль CLEMI (Centre de liaison de l’enseignement et des moyens d’information) - медиаобразовательного центра, созданного при Министерстве образования Франции, в развитии медиаграмотности учащихся на материале прессы и Интернета. Ключевые французские медиаобразовательные сайты. Ведущие французские медиапедагоги и исследователи.


  1   2   3

Похожие:

Учебного курса* для вузов icon"Подготовка оригинал-макета учебного пособия для геофизических специальностей вузов "
Подготовка оригинал-макета учебного пособия для геофизических специальностей вузов "Геофизические исследования наклонно-направленных...
Учебного курса* для вузов iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Учебного курса* для вузов iconОбщая характеристика учебного курса
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания
Учебного курса* для вузов iconПахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр и доп....
Учебного курса* для вузов iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в оу по комплексному учебному курсу орксэ для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса
...
Учебного курса* для вузов iconУчебное пособие. 9-е изд. Допущено Научно-методическим советом Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению "Технические науки" (550000) isbn 978-5-8114-0123-9
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по техническим специальностям
Учебного курса* для вузов iconРабочая программа Учебного курса: история России
С 2001 года на территории Российской Федерации проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (егэ) — новой...
Учебного курса* для вузов iconПрограмма учебного курса для студентов, обучающихся по программе магистратуры Курс подготовлен в ходе научного семинара «История Российской империи преодолевая недостатки национальных и региональных нарративов»
Регионы Российской империи в современной исторической науке: Программа учебного курса для студентов, обучающихся по программе магистратуры...
Учебного курса* для вузов iconЛитература для студентов медицинских вузов
...
Учебного курса* для вузов iconЛюкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница