Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования




Скачать 43.85 Kb.
НазваниеГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер43.85 Kb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Федерации

Л.С.Гребнев

17.10.2002г.


Номер государственной регистрации

256 иск/сп


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА


Специальность 052600 Литературное творчество


Квалификации:

Литературный работник;

Литературный работник, переводчик художественной литературы


Вводится

с момента утверждения


Москва 2002



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

052600 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 181 от 24.01.2002.


1.2. Квалификации выпускников по специальности Литературное творчество: Литературный работник; Литературный работник, переводчик художественной литературы.

Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы по специальности 052600 Литературное творчество при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Деятельность Литературного работника направлена на создание художественных произведений словесности, на проведение литературно-критических, теоретико-литературных и историко-литературных исследований, на работу в области художественного перевода, познания феномена литературы и литературного процесса, особенностей и функционирования литературы в современном обществе. Литературный работник должен знать отечественную и иностранную литературу, ее историю и состояние в настоящий момент; отечественные и зарубежные исследования в данной области; знать историю и процессы современного развития родного языка; грамматику и стилистику русского языка; основы научного и литературного редактирования; действующее положение по защите авторских прав.

Литературный работник должен быть подготовлен к творческой и исследовательской деятельности в области литературы в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

Литературный работник может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях, в издательствах и редакциях газет и журналов, радио и телевидения, в пресс-службах организаций и учреждений; литературным агентом заведующим литературным отделом в театральных учреждениях.

Объектом профессиональной деятельности является: язык, словесное искусство, литература как феномен языка, культуры, отношения человека к миру, мир человека – внешний и внутренний, отношение человека к этому миру (в индивидуальном, социальном, природном, историческом, современном, прогностическом измерениях, в его данности и неданности).


Основные виды профессиональной деятельности:

  • художественно-творческая;

  • переводческая;

  • культурно-просветительская;

  • аналитическая;

  • научно-исследовательиская;

  • идеологическая;

  • педагогическая



1.4. Возможности продолжения образования выпускника

Литературный работник и Литературный работник, переводчик художественной литературы, освоившие основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052600 Литературное творчество, подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА


2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


2.3. При приеме на подготовку по специальности 052600 Литературное творчество высшее учебное заведение проводит дополнительные конкурсные вступительные испытания профессиональной направленности.


3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНым ОБРАЗОВАТЕЛЬНым ПРОГРАММам ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

052600 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3.1. Основные образовательные программы подготовки Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы, разрабатываются на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включают в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу производственной практики.


3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ подготовки Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы, к условиям их реализации и срокам их освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.


3.3. Основные образовательные программы подготовки Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы, состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.


3.4. Основные образовательные программы подготовки Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы должны предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную

аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – специальные дисциплины для получения соответствующих квалификаций;

цикл ДС – дисциплины специализации;

ФТД - факультативы.

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины – данным стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии и эстетики, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).

3.5. Содержание национально-регионального компонента основных образовательных программ подготовки Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными настоящим государственным образовательным стандартом.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНых ОБРАЗОВАТЕЛЬНых ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ

Литературного работника и Литературного работника, переводчика художественной литературы

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 052600 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2


3


ГСЭ Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины 1800 часов

ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1260 часов

ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 340 часов

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408 часов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.


ГСЭ.Ф.03 Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становлений русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, квалификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельности в условиях новой геополитической ситуации.


ГСЭ.Ф.04 Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


ГСЭ.Ф.05 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.


ГСЭ.Ф.06 Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.


ГСЭ.Ф.07 Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

Особенности федерального устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.08 Психология и педагогика

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.


П е д а г о г и к а: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.


ГСЭ.Ф.09 Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, фоновое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


ГСЭ.Ф.10 Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальные взаимодействия и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.


ГСЭ.Ф.11 Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальные и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Анимонополильное регулирование. Спрос на факторы производства. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Структурные сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) 270 часов

компонент

ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, 270 часов

устанавливаемые вузом


ОПД Общепрофессиональные дисциплины 5420 часов


ОПД.Ф.00 Федеральный компонент 4662 часов

ОПД.Ф.01 Введение в языкознание

Языкознание как наука; основные понятия и термины языкознания; методы лингвистического исследования; природа, сущность и функции языка (эстетическая функция); язык и культура; строй и употребление языка; язык и мышление; язык как знаковая система; проблемы происхождения языка; внешний и внутренний факторы развития языка; генеалогическая и типологическая классификация языков; типы языковых единиц; фонетика и фонология; лексикология; словообразование, морфология, синтаксис; основные методы изучения языка.


ОПД.Ф.02 Современный русский литературный язык

Понятие о современном русском литературном языке и его нормах; фонетика и фонология; орфоэпия; лексикология и лексикография; словообразование, морфология, синтаксис; графика; орфография и пунктуация; нормы и некодифицированная речь; основные языковые единицы разных уровней в системных и функциональных соотношениях; влияние орфографии на орфоэпию; основные тенденции в развитии русского языка на современном этапе.


ОПД.Ф.03 Практикум по орфографии и пунктуации 254 часа

Закрепление теоретических знаний на практике.

Орфография: правописание согласных; правописание Н и НН в разных частях речи; правописание безударных гласных; дефисное и слитное написание частей речи (существительных, прилагательных, наречий); правописание служебных частей речи.

Пунктуация: знаки препинания в простом предложении; знаки препинания в сложном предложении.


ОПД.Ф.04 Теоретическая стилистика 272 часа

Проблемы у п о т р е б л е н и я (функционирования) современного русского языка; основ­ные категории стилистики: соотносительность средств и способов языкового выражения; стиль, стилистическая окраска, стилевая норма; стилистические возможности (ресурсы) языковых единиц разных ярусов; текст как явление языкового употребления; признаки текста; содержание текста и его языковое выражение; факторы, влияющие на выбор и организацию языковых единиц в тексте; языковая композиция в тексте; образы автора и рассказчика и их языковое выражение; приемы субъективации авторского повествования; языковые построения с установкой на изображение «чужого слова»; межтекстовые связи («интертекстуальность»); структура текста; пути и приемы стилистического анализа текста; функциональные стили современного русского литературного языка; разновидности современного разговорного языка; язык художественной литературы, его специфика и его взаимодействие с функциональными стилями и разновидно­стями разговорного языка.


ОПД.Ф.05 Введение в литературоведение

Литература как часть культуры; теория литературы: основные закономерности развития литературного процесса, основные литературоведческие термины и понятия, основные литературоведческие школы и этапы развития теоретико-литературоведческой науки; филологическая интерпретация художественного текста (литературная герменевтика); историческая поэтика; специфика образности в искусстве слова; художественная речь; стихотворная и прозаическая формы речи; художественный текст; структура художественных литературных произведений разных жанров; стиль произведения; творческий метод и стиль писателя; стиль и поэтика в творчестве писателя.


ОПД.Ф.06 Устное народное творчество

Устное народное творчество как часть национальной духовной культуры; фольклористика как наука; специфика и жанровые особенности произведений устного народного творчества; фольклор и литература; филологическая славистика; славянские культуры; славянские литературы; крупнейшие ученые-слависты.

ОПД.Ф.07 История русской литературы 1220 часов

Древняя русская литература (X—XVII вв.): литературные памятники Киевской Руси; литера­ту­ра и фольклор; церковь и литература; литература и национально-освободительная борьба; обра­зование единого Российского государства и литература; поэтика древнерусской литерату­ры; героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси; литерату­ра XVIII века: литература в эпоху реформ Петра I; классицизм, формирование национального облика русской литературы; просветительство; литература и становление русского литера­турного языка; реформа стихосложения; сентиментализм; журналистика XVIII века; литература XIX века: возникновение и становление романтизма; литература и Отечественная война 1812 года; «золотой век» русской поэзии, А.С. Пушкин и поэты пушкинской плеяды; движение дека­бристов и литература; художественное своеобразие русского романтизма; «Натуральная школа» 1840-х гг.; литература в эпоху общественных реформ; социальная заостренность, нравственные искания литературы второй половины XIX века; расцвет реализма; поэтика реалистической литературы; литература и религиозно-философская мысль; литература и народничество; мировое значение русской классики XIX века; история русской литературы ХХ века: литера­тура конца XIX — начала ХХ века; ситуация «конца века» в русской культуре периода; «новое» и «старое» в общественном и художественном сознании; высокий реализм эпохи; религиозно-философская проблематика; оформление символизма как художественного направления; лите­ра­тура начала века и периода первой русской революции; темы, идеи, образы, жанры, стилевые тенденции; литература 1910-х гг.; символизм, футуризм, «новокрестьянские» поэты; мастера реализма; сатирическая литература; общие особенности русского художественного простран­ства; феномен «бульвар­ной» литературы; журналы, альманахи, литературные кружки и салоны, писатель и газета; литература и мировая война; русская литература и Октябрьская революция; литература периода революции и гражданской войны, литературное движение 1920-х гг., направления и группировки, идейно-политическая борьба, формально-стиле­вые искания; литература 1930-х гг., советский строй и литература, партия и литература; литература периода Великой Отечественной войны, послевоенная литература; литература конца 1950—1960-х гг.; литература 1970—1980-х гг.; тенденции литературного процесса в последнее десятилетие; общество и литература; литературные журналы; литературный быт; литература русского зару­бежья; периодизация, художественные миры, журналы и газеты, «география» русского зарубежья, судьбы писателей-эмигрантов; спецкурсы и спецсеминары, посвященные творчеству крупнейших художников века (Блок, Горький, Бунин, Есенин, Маяковский, Платонов, Булга­ков, Клюев, Леонов, Набоков, Г.Иванов и др.) и иной проблематике (русская история и литера­тура, реализм ХХ века, крестьянский космос в русской литературе, судьбы русского авангарда и пр.); теоретическая история литературы, комплексный подход к художественному произве­дению в единстве формы и содержания; русская литература в контексте мирового литератур­ного развития.


ОПД.Ф.08 История зарубежной литературы 1156 часов

История литературы в контексте гражданской истории и общей истории культуры; основ­ные этапы развития литературы, важнейшие литературные течения и школы; развитие жан­ро­вых систем и стилевая эволюция в различные исторические эпохи и в различных регио­нах мира; взаимодействие и взаимообогащение литератур, понятие мировой литературы; литература Древнего Востока; литература античности, Средних веков, эпохи Возрождения, XVII века, эпохи Просвещения, XIX века; новая и новейшая зарубежная литература; творческая история создания литературного произведения, варианты и редакции; язык и стиль зарубежных писателей, их оценка, худо­же­ственный метод и сюжетно-композиционный прием; писательское самосознание, отношение писателя к традиции и современной литературной ситуации; литературные манифесты, переписка писателей; русско-зарубежные литературные связи; сравнительных анализ образов русской и зарубежной литературы; образ писателя в художественных произведениях.


ОПД.Ф.09 История и теория литературной критики

Традиции и тенденции в развитии зарубежной литературной критики ХХ века: школы, направления, крупнейшие представители.

Традиции и тенденции в развитии отечественной литературной критики XIX—XX веков; история отечественной литературной критики XIX—XX веков;

Природа литературной критики: критика в отношениях к литературе, эстетике, герменевтике, аксиологии, литературоведению; адреса критики; виды ее; критика и литературные школы; текущий литературный процесс; общественная роль критики; методология, интерпретации и оценки: реальность, историзм, социологизм, историко-культурный, сравнительно-исторический, гносеологический, биографический, творческо-генетический, онтологический подходы как ключи к смыслу произведения; операционное проникновение в художественный текст: структурный, семиотический, стилистический анализы; жанровая система: принципы классификации, жанры; композиция литературно-критического произведения; интонация; образ повествователя; роль интуиции и художественного вкуса.

ОПД.Ф.10 Эстетика

Предмет и значение эстетики как философской дисциплины; история эстетической мысли; эстетическое сознание и эстетическая деятельность; категории эстетики; виды искусств, их содержание и форма; эстетика и искусствоведение; проблемы эстетического воспитания.


ОПД.Ф.11 Всеобщая история

Представления об истории человечества и ее основных этапах. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических и духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений.

Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций.

Характерные черты европейской и восточной цивилизаций.

Основные этапы мировой истории.

Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.)

Средние века: формирование национального государства; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в европейской цивилизации.

Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; XVIII век – век просвещения и гуманизма.

Новейшая история (XX век): роль двадцатого столетия и мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; социальная трансформация общества; столкновения интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Мировые и локальные войны; история холодной войны.


Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграции науки и образования.

Геополитические изменения в мире на рубеже XX-XXI вв.


ОПД.Ф.13 Общее языкознание

Углубленное изучение основных категорий языкознания; краткая история лингвистических учений; выдающиеся отечественные языковеды; современные направления в языкознании; языкознание и филология; язык как материал словесности.


ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) 350 часов

компонент


ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, 408 часов

устанавливаемые вузом


СД.00 Специальные дисциплины, необходимые для

получения квалификации 2830 часов

СД.Ф.00 Федеральный компонент 2408 часов


Дисциплины квалификации Литературный работник:

СД.Ф.01 Литературное мастерство 1200 часов

(проза, поэзия, драма, критика)

Освоение практики творческой литературной работы, выработка индивидуального стиля; индивидуальные консультации и семинарские занятия с анализом творческих работ студентов по профилю семинара; исполнение творческих работ на заданные темы и в заданном жанре, рецензирование (литературная рецензия, театральная рецензия, кинорецензия и т.д.); творческие аттестации.

СД.Ф.02 Теория стиха и прозы

Стихотворная речь; стих, ритм; системы стихосложения; стихотворные размеры; рифмы; отношения техники, инструментовки и художественного целого стихотворного произведения; композиция поэтического произведения.

История, термины и понятие «художественная проза»; теории прозы в противопоставленности поэзии; современные теории прозы; стилевые тенденции в современной русской прозе. Прозаическое произведение: целостность, структура, содержание, материал творчества, тема, проблема, идея, подтекст, автор, повествователь, герой; жанры и стили; деталь («подробность»), виды деталей; композиция: типы и приемы; стилистика: значение тропов, интонация, период, синтаксис, ритм, лексико-семантические факторы.


СД.Ф.03 Теория драмы

Происхождение драмы; категории театральности; конфликт; коллизии; типология конфликтов, смена конфликтов в истории драмы; драматическое действие как принцип сюжетосложения; элементы драматического действия; жанры: системы,история, характеристика; композиция; слово в драме.


СД.Ф.04 Семинары по современной русской литературе 408 часов

Живое ознакомление (при обязательном самостоятельном подходе) молодых литераторов с современным литературным процессом: как новейшим, так и в более широком контексте – 2-2,5 последних десятилетия; изучение творчества значительных писателей, отдельных знаменательных произведений (в том числе спорных), проблем литературной критики и литературоведения, дискуссионных проблем современной литературы.


СД.Ф.05 Старославянский язык 204 часа

Понятие о старославянском языке как литературном языке славян, роль старославянского языка в развитии славянской культуры и в формировании славянских литературных языков, в том числе древнерусского литературного языка

Письменность и графическая система, фонетический срой и грамматика.

Праславянские звуковые и грамматические явления, нашедшие отражение в славянских языках. Перевод и комментарий старославянских текстов.


СД.Ф.06 История и диалектология русского языка 340 часов

Историческая грамматика — история фонетического, морфологического и синтаксического строя русского языка; сравнительно-исторический метод в языкознании; исторический ком­мен­тарий фактов современного русского языка; история русского литературного языка («истори­ческая стилистика») — история употребления русского языка как системы разновидностей (типов, стилей), соотнесенных с разговорным языком; понятие о диалектном членении русского языка; лексические, фонетические, граммати­че­ские особенности народных говоров; взаимодействие диалектов и литературного языка.


СД.Ф.07 Введение в славянскую филологию

Культура славянских народов в ее словесно-текстовом выражении: памятники, мифология, литературные произведения; культурно-историческое прошлое и настоящее славянства.


СД.Ф.08 Риторика

Понятие «риторика»; история риторики и теории риторики; виды, жанры, стили ораторской речи; ораторская практика, приемы, риторические фигуры.


СД.Ф.09 Практическая стилистика и редактирование

Общие сведения о языковых стилях; оценка экспрессивно-эмоциональной ок­раски лексических и грамматических средств языка; книжные, разговорные и внелитературные (просторечные, диалектные и т.д.); элементы языка художественной литературы; языковая и стилистическая норма как совокупность наиболее «правильных» средств языка; связь проблемы стилистики и проблемы культуры речи; лексическая и грамматическая синонимия; стилистика текста; роль словарей в ра­боте писателя, критика, переводчика; основы редактирования художественных и других текстов; теория и практика редактирования; методика редакторского анали­за и подготовка изданий к печати; газетно-журнальная печать; книжное производ­ство; основы библиографии.

  1   2

Похожие:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки
Сос впо –собственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. N 686
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. №686
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 03. 2000
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. N 686
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от №
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница