Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание




НазваниеКонкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание
Дата04.02.2016
Размер10.1 Kb.
ТипКонкурс
Конкурсное мероприятие «Методический семинар»


Задание: презентация участником конкурса своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами- учителями различных предметов


В данной работе описан опыт организации работы над проблемой в группе как средства активизации познавательной активности. Опыт педагога сформировался как в результате личной деятельности, так и в процессе взаимодействия с коллегами( работа в школьном научном обществе, проведение общешкольных мероприятий).

Анализ образовательной практики, методической литературы показывает, что развитие познавательной активности только через такие формы как предметно-практическая деятельность, игра, общение, художественная деятельность является не вполне эффективным. В это же время групповая форма работы как способ активизации деятельности учащихся, является на мой взгляд, тем универсальным средством , которое способно, объединив все вышеперечисленные формы, стать основой для устойчивой внутренней мотивации.

В психолого-педагогической литературе представлены основы организации групповых и коллективных форм деятельности, выделены способы формирования познавательного интереса:

- формирование познавательного интереса исследовала Г.И.Щукина, выделяя групповую работу как деятельность для активизации учения;

- групповую работу как основной прием выделяли Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов

- исследования Л.В.Блинова и С.В.Щербакова, педагогический эксперимент С.А. Григорьева, А.М.Раевского по коллективной познавательной деятельности направлены на анализ таких составляющих как: критерии комплектования групп, критерии к подбору заданий, средства активизации и оптимизации взаимодействия учителя и ученика, способы улучшения психологического климата.

Еще в процессе опытно- экспериментальной работы(2002-2003гг) по данной теме мной было выдвинуто предположение о том, что при определенном алгоритме действий(модель организации, методические принципы, разработка тематического планирования с выделением обобщающих уроков, создание «копилки» заданий для групп), групповая работа активизирует познавательный интерес к предмету, повышает уровень коммуникативной культуры, способствует освоению коллективных форм деятельности. Опыт работы показал, что обязательными составляющими групповой деятельности являются:

- предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

- обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;

- работа по выполнению учебного задания;

- наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

- взаимная проверка и контроль над выполнением задания в группе;

- сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправления,

дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;

- индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Под групповой работой я понимаю такую форму учебной деятельности, при которой:

- цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;

-организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между ее участниками;

- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;

- контроль, корректировка, оценка деятельности осуществляются учащимися под руководством педагога.

Проанализирую педагогический опыт ( под которым буду понимать совокупность полученных в практике навыков и приемов воспитания и обучения) организации коллективной деятельности, который формировался при тесном сотрудничестве с коллегами, педагогами моей школы и школ района.

Впервые осенью 2008года в нашей школе прошла научная конференция школьников, посвященная году семьи «Семья как социальный институт, перспективы развития».Подготовительный этап конференции включал следующее. Под своим руководством я объединила учителей математики и информатики, географии, истории, биологии. После небольшого обсуждения педагоги вышли в классы(9-11 кл) с такой инициативой: в один из школьных дней в расписание уроков будет внесено изменение. На 4-6 уроке мы расходимся на работу(4-5 урок) в выбранные учеником «лаборатории», где будет идти обсуждение и подготовка проекта, творческого отчета и т.п той темы, которая заинтересовала конкретного ученика. Педагоги- руководители «лабораторий» сделали на стенде информации анонсы- презентаций своих тем и учащимся старшей школы было предложено выбрать ту тему, которая их заинтересовала. Таким образом, ученики 9-11 классов разделились на группы и определенное время работали ( 2недели)

вместе со своим руководителем по определенной теме. Вот некоторые из них: «Брачный контракт: за и против»(правовая лаборатория),

« Репродуктивное здоровье семьи» (биологическая лаборатория), «Семейный бюджет: как сделать его сбалансированным?»(информационно-математическая лаборатория), «Я расскажу о семье…»(подготовка фильма обществоведческой лабораторией) и т.п.

По сути, данный проект- это пример интегрированного урока с большим объемом предварительной подготовки. Ведущая идея моей деятельности- способствовать такой организации работы внутри группы, которая позволила бы реализовать творческий и интеллектуальный потенциал ребенка через общение внутри группы, а затем и через межгрупповое взаимодействие). Большинство ребят , это можно говорить уверенно, очень активно включились в работу еще на стадии предварительного этапа. Видно, что учащимся были интересны и темы, и возможность проявить себя, и сама «необычность» ситуации: несколько уроков ученики работают в новом составе, отличающимся от состава класса.

Как организатор, я искренне радовалась тому, что руководители секций, и сами ребята продумали практический выход своего проекта: серия классных часов в начальной школе, выступления на школьной апрельской конференции, демонстрация фильма. Опыт данного проекта вдохновил педагогов на интересные задумки во время проведения предметных недель. Считаю, что успешность данного мероприятия была обусловлена еще и тем, что в школе есть хорошая техническая поддержка: классы с мультимедийным оборудованием, видеокамера, компьютерный класс- все это способствовало созданию ярких красочных выступлений, представлению материала, который легко читать, анализировать.

Когда через год мы- педагоги вновь вышли к ребятам с предложением повторить данный проект, мы озвучили лишь общую тему – пусть данный проект будет посвящен году молодежи. Заявили научные лаборатории и их руководителей, а вот темы ребята и их кураторы уже заявили сами. Получилось не менее интересно. « Легко ли быть молодым?»- обществоведческая лаборатория подготовила фильм с участием молодежи поселка. Прослеживалась связь с культовым фильмом конца 80-х гг. актуализировались проблемы современной молодежи. «Социологический портрет молодежи п.Шимск»- такую тему для работы избрали в географической лаборатории. Появилась литературная группа, где работали над темой «Герои прошлого и современности» и ряд других интересных проектов. Режим работы в день конференции такой: 3 урока ребята учатся по обычному расписанию, затем все собираются в компьютерном классе для установочной сессии, где оглашаются цели и задачи данного проекта, затем ребята расходятся на 30 минут для работы в своих лабораториях, уточнения всех положений, выполнения практических заданий. На 6 уроке- вновь сбор в кабинете информатики, где «лаборатории» представляют свои проекты, задают вопросы друг другу, планируют возможное продолжение работы, руководители секций награждают самых активных.

Чем проект интересен ребятам? По анализу анкет учащихся данная форма понравилась по многим причинам:

- есть возможность работать по интересам (в заинтересовавшуюся группу ребята записываются по желанию; в группе оказываются и девятиклассник, и ученик 11 класса)

- в течение двух недель во время подготовительного этапа, внутри лабораторий поощряется всякая полезная инициатива, выслушиваются все предложения, побеждают самые оригинальные;

- элемент состязательности все равно присутствует и поэтому большая часть ребят старается сделать свой проект самым ярким и запоминающимся.

Продуманная работа педагога особенно ярко видна на предварительном этапе, когда надо не загубить инициативу и найти самое рациональное решение. Во время работы самой конференции педагоги выступают с краткой речью, где говорят о вкладе своих учеников в разработку темы.

Фотоотчет о конференции публикуется в школьной газете. В 2009году нашими гостями на данном мероприятии были не только педагоги, но и главный специалист по работе с молодежью, заведующая архивным отделом Администрации района.

В качестве показателей эффективности подхода к решению проблемы активизации познавательной деятельности через организацию групповой работы, могут быть названы следующие характеристики:

- повышение уровня познавательной активности( увеличилось количество ребят, занимающихся и в школьном научном обществе, участвующих в тематических мероприятиях); кол-во сдающих экзамены по выбору

- овладение коллективными формами деятельности;

- навыки работы с дополнительной литературой;

- владение способами грамотного доказательного рассуждения( уч-ся 10 классов хорошо продемонстрировали это умение и на «Дебатах», и во время школьной игры «выборы);

- реализация воспитательной функции урока(внеклассного мероприятия), заключающейся в развитии личностного самовыражения, самоутверждения, а также в закладывании основ коммуникативной культуры, формированию опыта решения конфликтных ситуаций.


- степень обученности учащихся(слайд)

- участие в олимпиадах


С моими материалами можно познакомиться на сайте школы

Похожие:

Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание icon«Дискуссия и семинар как активные формы учебной деятельности» Глоссарий Семинар
Семинар предполагает обязательную подготовку учащихся. Различают семинар – дискуссию, семинар-конференцию, семинар – экскурсию, семинар...
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconЗаседание Учебно-методического совета по журналистике в рамках работы умс по журналистике 8 февраля 2013 г на факультете журналистики мгу состоится методический семинар «Базовый курс по журналистике: содержание,
Мгу состоится методический семинар «Базовый курс по журналистике: содержание, образовательные методики и технологии, аттестация студентов»....
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «корпоративное право»
Семинар № понятие и значение корпоративного права в современных условиях развития рыночных отношений 36
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconФгоу впо «Пермская гсха» Центр повышения квалификации переподготовки кадров учебно-методический семинар
«По подготовке к сдаче квалификационного экзамена на получение аттестата кадастрового инженера»
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconИндивидуальное задание по дисциплине
Задание №2*. В треугольнике abc, где А(-2;а), В(2;a+b), С(6;с) проведена медиана bd. На оси ординат найти точку, находящуюся на расстоянии...
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconВнеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников
Мероприятие сопровождается электронной презентацией, позволяющей ввести учеников в мир поэзии Ахматовой. Данная работа призвана воспитывать...
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconВнеклассное мероприятие по истории в 7 классе на тему: "Счастливый случай"
Цель игры: данное мероприятие по предмету ставит своей целью углубление знаний, полученных учащимися на уроках. Это помогает сделать...
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconПлан работы мбоу дпос «Методический центр» на ноябрь 2012 года
Семинар для членов районной проблемной творческой группы «Введение фгос ооо» Разработка программ внеурочной деятельности
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconРешение а Будем искать приближение в виде
Необходимо перерешать данное задание, преподаватель забраковал это задание указав что «Вы неправильно просчитали параметр е (обобщенную...
Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание iconГосударственное задание на оказание государственных услуг в 2011 году Наименование областного государственного учреждения, оказывающего
Тамбовское областное государственное учреждение культуры «Научно-методический центр народного творчества и досуга»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница