Скачать 26.65 Kb.
|
10 класс «Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/ Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В. И я любил всем напряженьем душевных сил… «1831-го июня 11 дня» Пусть я кого-нибудь люблю: любовь не красит жизнь мою. «Стансы» С тех пор Я все любил – я все страдал... «Ночь» Ужели захочу я жить опять, Чтобы душой по-прежнему страдать И столько же любить? «Смерть» Цель урока: – познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтова – рассказать об адресатах любовной лирики поэта – помочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной лирики М.Ю.Лермонтова Методы и приемы: – интертекстуальный анализ текста – ассоциативный анализ поэтического текста – лингвистический анализ поэтического текста – проблемные вопросы – творческие задания Формы работы: – индивидуальные (опережающие задания) выступления обучающихся – чтение стихотворений наизусть – групповая работа – беседа с учащимися по проблемным вопросам – составление опорного конспекта Оформление урока: – рисунки поэта – портреты адресатов любовной лирики поэта – записи романсов на стихи М.Ю.Лермонтова – слайды Ход урока:
На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем. Задание: Кому посвящено это стихотворение? Какие слова, образы могут подтвердить Вашу мысль? Текст стихотворения: Вышел одинок он на дорогу, Вкруг него ночной туман густел, И души стремленья и тревогу Разъяснить себе он не успел. В увлеченья страсти утопая, В бурях он спокойствия искал; Но речам таинственным внимая, К ним из битв навстречу выбегал. С Севера на Юг влеком далекий, Злобой тайною, невежеством гоним, Он умолк, сражен судьбой жестокой… Скал толпа склонилася над ним. /Павел Александрович Висковатов/ Предполагаемый ответ:
* Вышел одинок он на дорогу… – Выхожу один я на дорогу… Вкруг него ночной туман густел… – Сквозь туман кремнистый путь блестит… «Выхожу один я на дорогу…»
* В бурях он спокойствия искал … – А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой… «Парус»
* С Севера на Юг влеком далекий… – Что ищет он в стране далекой… «Парус» С милого севера в сторону южную… «Тучи» * Злобой тайною, невежеством гоним… – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? «Тучи» * Он умолк, сражен судьбой жестокой… – И он убит – и взят могилою <…> Сраженный, как и он, безжалостной судьбой… «Смерть поэта» * Скал толпа склонилася над ним… – Уступы скал теснилися кругом… «Сон».
– Таким образом, в стихотворении Висковатова использованы основные образы, характерные для поэзии Лермонтова.
Осознание собственного одиночества стало причиной того, что «чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Оттого-то 15-16-летним мальчиком он метался от одного предмета любви к другому, надеясь найти понимание и сочувствие». Значительное место любовной темы в раннем творчестве, а так же то, что «…сложная и глубокая натура Лермонтова особенно раскрывается в стихотворениях, обращенных к женщинам» /Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.,1987 г. – с.146/, делают чрезвычайно интересными для изучения поэтические тексты, адресаты которых известны.
Знакомство Лермонтова с В.Лопухиной произошло еще в Москве в 1828 г., но вскоре она надолго уезжает в Тульскую губернию, в то время как Лермонтов продолжает обучение в Благородном пансионе при Московском университете. В самом начале ноября 1831 г. Лермонтов вновь встречается с В.Лопухиной. 4 декабря он был у нее на именинах. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. А.П.Шан-Гирей пишет о нем: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли он не сохранил его до самой смерти своей». Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Оставь напрасные заботы…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Она не гордой красотою…». Многие другие его стихотворения последующих лет также несут в себе следы его любви к Лопухиной, трагических размышлений о постигшей их обоих жизненной неудаче, это: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», посвящение к «Демону» 1831 г. и посвящение к поэме «Измаил-Бей». К ней же обращено посвящение к «Демону» 1838 г. Историю своих сложных отношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мэри»), – во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Веры. Известно, что Варя Лопухина ответила на чувства Лермонтова. Их любовь была взаимной. Между ними не было непреодолимых преград. Но позднее возникло непонимание: В.А.Лопухиной почудилось, что она ошиблась в М.Ю.Лермонтове. В 1835 г. до нее дошли слухи, что он женился на Сушковой. Она выходит замуж за Н.Ф.Бахметова, но вскоре раскаивается в этом, так как продолжала любить Лермонтова. Поправить, однако, уже ничего было нельзя. Она поет – и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит – и небеса играют В ее божественных глазах; Идет ли – все ее движенья, Иль молвит слово – все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты. Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем!
Летом 1831 г., после окончания 1-го курса Московского университета, Лермонтов гостил в семье Ивановых в селе Никольское-Тимонино на Клязьме, недалеко от Москвы. Здесь Лермонтов увлекся дочерью скончавшегося в 1816 г. московского литератора Ф.Ф.Иванова, друга Жуковского, Батенькова. Наташа Иванова отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее, ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней бурной страстью, посвящает ей стихи, которые и сегодня мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Таким образом, любовь эта оказалось безысходно мрачной… Любовь к Наталье Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831 – 1832 годов. Все, что Лермонтов переживал, так или иначе, входило в его сочинения. Ей посвящены следующие произведения: К* («Я не унижусь пред тобою…») К*** («Не ты, но судьба виновата») «Стансы» («Не могу на Родине томиться») «Романс к И., К***» («Всевышний произнес свой приговор») К* («Как луч зари, как розы Леля…») «Измученный тоскою и недугом…» К* («Прости, мы не встретимся боле…») Весь цикл посвященных Ивановой стихотворений – это история неразделенного чувства: Я не достоин, может быть, Твоей любви, не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я скажу, что ты Несправедливо поступила. Во зло употребила ты права, Приобретенные над мною, И, мне польстив любовию сперва, Ты изменила – бог с тобою! <…> Я знал: то не любовь – и перенес; Но отгадать не мог я тоже, Что все моих надежд, и мук, и слез Веселый лик тебе дороже!
Летом 1830 г. Лермонтов с бабушкой переезжает в Середниково. Тут уже среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше поэта, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна – с тонким, одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза ее в компании друзей так и звали – Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока. Это была Екатерина Сушкова. В 1830 году Лермонтов посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь» («… Один я в тишине ночной»), «Когда к тебе молвы рассказ…», «Передо мной лежит листок…», «Свершилось! полно ожидать…», «И так, прощай! впервые этот звук…», «Раскаянье», «Черные очи». В последнем он говорит: В ваших звездах, черны очи, Я нашел для сердца рай и ад. Осенью 1830 г. Сушкова покинула Москву, и Лермонтов увидел ее только в 1834 году в Петербурге перед отъездом к месту службы в Царское Село. Именно эта встреча послужит причиной разрыва Лермонтова с Варварой Лопухиной, и последующей женитьбой последней.
Урожденная Штерич, по словам Екатерины Сушковой «красавица и весьма образованная женщина…». Наблюдательный Александр Иванович Тургенев /русский общественный деятель, историк/, встретив М.А.Щербатову в Москве на одном из великосветских балов, записал в дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Поклонником М.А.Щербатовой был также сын французского посланника Эрнест Барант. На этой почве между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль, следствием которой стало заключение Лермонтова на гауптвахту и последняя ссылка на Кавказ в 1840 году. Ей посвящены стихотворения: «Не светские цепи…», «Отчего» – Белинский по поводу этого стихотворения: «Это вдох музыки, это мелодия грусти, это краткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою…».
– Молодцы! Зафиксируйте в тетради «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонотова».
– Задания раздаются по группам. 1 группа
2 группа
/1 часть, 1 – 8 строка/
3 группа
/2 часть, 9 – 12 строка/
4 группа
/3 часть, 13 – 16 строка/
– Через 7 – 10 минут выступают учащиеся от групп. По ходу составляется опорный конспект.
1 группа
* вспоминанье (воспоминанье)
* проникать (что?) душу (проникать (во что?) в душу)
* полны (полны)
* вспоминанье (вспоминание) красотою (красотой) движенье (движение) собою (собой) вдохновенье (вдохновение) Выбор суффикса и окончания зависят от рифмы стихотворения, поэтому возможно вариативное употребление. Вывод: в целом текст стихотворения абсолютно понятен современному читателю; впечатление простоты и прозрачности легкости текста усиливается помимо общеупотребительных грамматических форм еще и абсолютным лексическим соответствием. 2 группа - Первая часть стихотворения состоит из 12 строк, которые в свою очередь еще можно разделить на 2 части (8 строк + 4 строки). - Первая часть, воссоздающая образ лирической героини, строится на развитии антитезы * гордая красота – чудная простота, где «красота» – это красивая внешность, а «простота» – отсутствие вычурности, прикрас, то есть естественность. - Интересно представлен образ лирической героини, который раскрывается посредством указания на некий образ. Нет конкретного указания на субъект, так как используется местоимение «она» в разных падежах (она – 2, её – 2, ней). Это позволяет сказать о некоем обобщенном образе. - Раскрытие этого образа идет через отрицание общепринятого, устоявшегося эталона красоты (пятикратное употребление отрицательной частицы не). - Особенностью раскрытия образа лирической героини является то, что оно идет от общего к конкретному, то есть сначала «красота», а затем то, что входит в понимание этого слова: «стан», «грудь», «движенья», «улыбки», «речи», «черты». Вывод: таким образом, 1 часть 1-й композиционной части, хотя и через отрицание, рисует некий общепринятый эталон красоты, который подразумевает некую «святыню» и «богиню», что мало соотносится с образом реальной земной женщины. 3 группа - Вторая часть 1-й композиционной части выделяется самим автором противительным союзом «однако» в значении «но». То есть автор рисует собственный образец красоты, который для него более четко вырисовывается и явно противоположен общепринятому эталону. - Для автора ценны не внешность «богини» и «святыни», а внешность полная «жизни, вдохновенья», «чудной простоты». - Повествование отрицания, характерные для 1-й части, сменяется повествованием утверждения, что подтверждается анафорическим повтором словосочетания «так полны». Вывод: таким образом, 2 часть 1-й композиционной части выражает только собственную точку зрения повествователя. 4 группа Вторая композиционная часть схожа с 9 – 12 строкой в том, что в ней также выражена только точка зрения повествователя. Но это иная точка зрения – это передача эмоционального состояния повествователя. - Возникает своеобразный диалог между красавицей и повествователем «голос» - «душа», «сердце». - В этом диалоге, на наш взгляд, и раскрывается основная идея стихотворения: красота должна поражать не внешне, а проникать в душу, тогда сердце будет способно любить и страдать. - В последних строках стихотворения возникает характерный для творчества Лермонтова образ любви – страдания. Вывод: таким образом, данное стихотворение направлено против устоявшегося мнения света, против прежних кумиров – светских кокеток. Это стихотворение запечатлело образ «женщины – совершенства», который способен вызвать в душе бурю эмоций от любви до страдания.
Письменная работа рассчитана на 3 -4 мин.
Выводы:
Любить навеки – невозможно, На время – не стоит труда…
Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам…
Домашнее задание:
Список литературы
Текст стихотворения Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее – не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает. Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. М.Ю.Лермонтов |
![]() | «Лирика «сильнейших страстей» иглубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем | ![]() | Задачи урока: Дидактические: Обучать элементам лингвистического анализа стихотворения; Обратить внимание учащихся на стилистические особенности стихотворения Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации М. Ю. Лермонтова с видами Кавказа, репродукция картины М. А. Врубеля «Демон (сидящий)»,... |
![]() | «Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» Цель: – проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М. Ю. Лермонтова | ![]() | «Творчество М. Ю. Лермонтова, на примере стихотворения «Парус» Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, уделив особое внимание характеристике 30-40 годов 19... |
![]() | Тест по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова» 9 класс Лирика М. Ю. Лермонтова составляет важнейшую часть его литературного наследия. Соотнесите указанные произведения и темы | ![]() | «Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» Тема урока – «Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» |
![]() | В. Г. Белинский: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями гармонирует с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова») | ![]() | Книга стихов 1912 года Ахматова Анна Стихотворения в сборник вошли стихотворения из разных «книг» В сборник вошли стихотворения из книг: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Нечет», «Бег времени»... |
![]() | Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ![]() | Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» Ая – вспомнить сведения о жизни М. Ю. Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М. Ю. Лермонтова... |