Программа повышения квалификации для учителей географии




Скачать 20.91 Kb.
НазваниеПрограмма повышения квалификации для учителей географии
Дата04.02.2016
Размер20.91 Kb.
ТипПрограмма
«УТВЕРЖДАЮ»

директор ИУМЦ _______________Л.А.Николаева

«___»____________200 г.


Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

центр повышения квалификации


«Организация исследовательской и проектной деятельности

при изучении географии

Дмитровского края»


Краткосрочная программа повышения квалификации для учителей географии


(Учебный план – 36 часов)


Составила методист О.В. Гущина


г. Дмитров. 2008 г.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе типовой программы дополнительного профессионального образования для специалистов общеобразовательных учреждений

(авт.- сост. Л.Ф. Греханкина)

с учетом специфики Дмитровского района


Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.

А. Дистервег

Данная программа «Исследовательская и проектная деятельность при изучении географии Дмитровского района» (36 ч.) является логическим продолжением предыдущего курса «Родной край»(36 ч.), основанного на программе Л.Ф. Греханкиной «Родное Подмосковье». Изучив курс «Родной край» у педагогов появилась потребность в углублении и совершенствовании знаний через новые формы и методы преподавания: проект и исследование. Программа практико-ориентированная, поэтому основное содержание состоит на 2/3 практических занятий.

Исследовательская деятельность – уникальная возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца. Однако переход от пассивной позиции в учении к активно-поисковой нелегок и долог.

Во-первых, несмотря на структурную близость учебно-познавательной и исследовательской деятельности приемам последней следует специально обучать юного исследователя, что не только требует отдельного учебного времени, но и специальной подготовки педагога.

Во-вторых, процессуальную основу исследования составляют методы научного познания, которые выступают атрибутами целесообразной деятельности, в противоположность неосмысленному, нецелесообразному поиску путем проб и ошибок. Следует отметить, что хотя методы научного познания и входят в содержание образования, специальное обучение им, как правило, не осуществляется. Однако приобщение юных исследователей к методам научного познания становится необходимой процедурой, причем не только с целью вооружения их инструментом осуществления поисковой деятельности, но для формирования у детей определенного отношения к ней. Важно, что школьники в ходе этого убеждаются в объективности, общезначимости, воспроизводимости, целесообразности, необходимости и эффективности метода научного познания как способа, гарантирующего достижение результатов поиска.

В-третьих, изменяется деятельность педагога. Она заключается в управлении процессом овладения способами получения знаний о природе и обществе, их закономерностях, об отношениях природы и человека, человека и общества; в управлении развитием умений практического использования полученных знаний и формированием элементов мировоззрения у учащихся. Учитель в научном исследовании учащегося выполняет функции помощника, координатора и вдохновителя юных исследователей в их поисковой деятельности. Реализация названных функций не только требует особой подготовки педагога, но и изменения его отношения к характеру взаимодействия учитель-ученик.

В -четвертых, определенные опасности таит в себе включение исследовательской и проектной деятельности в учебный план старших классов как обязательной. С одной стороны- это позволит старшеклассникам изучать предметный материал избирательно и осмысленно, используя не только экстенсивную стратегию механического запоминания. С другой стороны существует опасность формализации ученической исследовательской деятельности как трудной и мало привлекательной для большинства учащихся.


Курс «Организация исследовательской и проектной деятельности

при изучении географии Дмитровского края» решает следующие задачи:


  • обновление содержания и технологических подходов к организации

проектной и исследовательской деятельности школьников при изучении Дмитровского края

  • актуализацию профессионального развития и творческого потенциала педагогов.

Обучение по программе происходит в режиме, моделирующем реальную деятельность педагога. На занятиях используются активные формы и методы обучения.

Технологическая подготовка состоит в освоении технологий, позволяющих реализовать индивидуализацию обучения в современной школе. Один из современных путей реализации возможности индивидуального подхода лежит в области проектной и исследовательской деятельности школьников. Вместе с тем предполагается ознакомление с проектным и исследовательским подходом к обучению как способам включения ученика в активный процесс использования имеющихся знаний и освоения новых способов деятельности.

В настоящее время возрастает роль технических средств обучения, так как они в значительной степени способствуют оптимизации трудовой деятельности учителя и учащихся, являясь одним из действенных инструментов учебного процесса в различных предметах, в том числе и географии.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата.

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний – то есть самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.


Учебный план


№ п/п

Наименование

разделов и

дисциплин

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практические



Современные подходы к становлению у учащихся позиции исследователя и развитию специальных исследовательских умений.

2

2









Сущность проектной и исследовательской деятельности

4

4









Различные формы представления результатов проектов и исследований учащихся.

4

2

2






Портфолио как форма и процесс организации процесса учения

2

2









Организация исследовательской работы учащихся по географии во внеклассной работе и на экологической тропе, в ОУ Дмитровского района.

6

2

4






Новые подходы к организации и управлению проектной деятельностью при изучении географии родного края в ОУ Дмитровского района.

18

2

16







Всего:

36

14

22

зачет



Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы


«Исследовательская и проектная

деятельность

при изучении географии

Дмитровского края»


Цель: повышение квалификации школьных учителей через освоение

исследовательского подхода к организации обучения детей в общеобразовательной

школе при изучении географии родного края, умножающего развивающие

ресурсы учеников: субъектность, диалогичность, активность, рефлективность

ученика в учебном процессе, обеспечивающих развитие функциональной

грамотности школьников.


Категория слушателей: учителя географии общеобразовательных школ.


Срок обучения: 36 часов.


Форма обучения: очная с частичным отрывом от работы.


Режим занятий: 6 часов в день, 6 занятий.



№ п/п

Наименование разделов и дисциплин



Всего часов

В том числе



Формы контроля

лекции

Практические, лабораторные, занятия, семинары, ВТЗ

Круглые столы, деловые игры



Современные подходы к становлению у учащихся позиции исследователя и развитию специальных исследовательских умений.

2

2












Сущность проектной и исследовательской деятельности

4

4










2.1

Учебные исследования учащихся.
















2.2

Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка.
















2.3


Метод учебного проекта.

Типология проектов и исследований.
















2.4

Роли субъектов исследовательской и проектной деятельности.
















2.5

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.


















Различные формы представления результатов проектов и исследований учащихся.

4

2

2









Портфолио как форма и процесс организации процесса учения

2

2












Организация исследовательской работы учащихся по географии во внеклассной работе и на экологической тропе, в ОУ Дмитровского района.

6

2

4









Новые подходы к организации и управлению проектной деятельностью при изучении географии родного края в ОУ Дмитровского района.

18

2

14

2

зачет




Всего:

36

14

22








Данный курс предусматривает овладение слушателями следующих знаний и умений:

  • Теоретическими знаниями по методике организации исследовательской и проектной деятельности в рамках изучения географии родного края педагогами района;

  • Практическими навыками создания продукта проектной и исследовательской деятельности при изучении географии родного края.


Входной. контроль: тестирование.

1. Какие из перечисленных работ являются проектами, а какие — исследованиями? «Благотворительный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны», «Выпуск школьного журнала», «Демографический портрет школы», «Дизайн альпийской горки», «Зависимость успеваемости учащихся от техники чтения», «Изучение субпопуляции бродячих собак», «История страны в экспонатах школьного музея», «Картотека психологических портретов учеников школы», «Оформление школьных рекреаций», «Экологический мониторинг уровня радиационного фона», «Экспериментальная проверка наличия у собак цветового зрения».

2. На чем основано ваше мнение?


Контроль на выходе: зачет по теме: «Методика и организация проектной и исследовательской деятельности с учащимися в пространстве ОУ». Зачет проводится в форме представления проекта или исследования в рамках географии родного края.(уже готовый проект или формат будущего проекта)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Современные подходы к становлению у учащихся позиции исследователя и развитию

специальных исследовательских умений. Лекции -2 ч.

Тема2. Сущность дифференциации проектной и исследовательской деятельности. Мини-проект как модель организации проектной деятельности в обучении. Организация конкурсов. Критерии оценивания. Составление оценочных листов. Работа членов жюри. Субъективность оценивания результатов проектной деятельности. Доля участия автора и руководителя. Особенности роли руководителя проекта.

Типология проектов и исследований. Рефлексия как необходимый элемент работы над проектом и исследованием. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. Лекции -4 ч.

Тема 3. Различные формы представления результатов проектов и исследований

учащихся. Их сравнительная характеристика. Экспертиза реальных проектов и

исследований. Лекции- 2 ч., пр зан. – 2 ч. Всего -4 ч.

Тема 4. Портфолио как форма и процесс организации процесса учения. Накопление

образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности учащимися, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (учителя, родителей), предназначенных для последующего их анализа. Портфолио как способ сбора и систематизации материала, который помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и

«поднимает» их познавательные интересы до высот научных образцов. Лекции -2 ч.

Тема 5. Организация исследовательской работы учащихся по географии во внеклассной

работе и на экологической тропе, в ОУ Дмитровского района. Обобщение опыта

поисковой и исследовательской деятельности лучших педагогов района. Лекции -2 ч., пр. зан -. 4 ч.

Тема 6. Новые подходы к организации и управлению проектной деятельностью при изучении географии родного края в ОУ Дмитровского района. Обобщение опыта работы центра исследовательской деятельности «Перспективный проект» гимназия «Дмитров».

Лекции -2ч., пр.зан -14 ч., кр .стол -2ч.

Словарь


Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.






Похожие:

Программа повышения квалификации для учителей географии iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
Программа повышения квалификации для учителей географии iconПрограмма повышения квалификации учителей начальной школы разработана в рамках выполнения комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения,
Эор. Одной из задач проекта является организация и проведение широкомасштабного повышения квалификации учителей начальной школы по...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «педагогика высшей школы»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconЗадачи учебной деятельности подразделения: Обеспечение современного уровня повышения квалификации учителей информатики в условиях подготовки к введению единого государственного экзамена
Проектирование новых форм повышения квалификации через внедрение модульного обучения, построение индивидуальных маршрутов
Программа повышения квалификации для учителей географии iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconПрограмма повышения квалификации специалистов «Болезни мелких домашних животных»
...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»
Оу городского округа Анадырь государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения...
Программа повышения квалификации для учителей географии iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению
«Гуманитарные проблемы современности» и предназначен для повышения квалификации преподавателей высшей школы, читающих дисциплины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница