Скачать 20.91 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» директор ИУМЦ _______________Л.А.Николаева «___»____________200 г. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации «Организация исследовательской и проектной деятельности при изучении географии Дмитровского края» Краткосрочная программа повышения квалификации для учителей географии (Учебный план – 36 часов) Составила методист О.В. Гущина г. Дмитров. 2008 г. Пояснительная записка. Программа составлена на основе типовой программы дополнительного профессионального образования для специалистов общеобразовательных учреждений (авт.- сост. Л.Ф. Греханкина) с учетом специфики Дмитровского района Не в количестве знаний заключается образование, в полном понимании и искусном применении того, что знаешь. А. Дистервег Данная программа «Исследовательская и проектная деятельность при изучении географии Дмитровского района» (36 ч.) является логическим продолжением предыдущего курса «Родной край»(36 ч.), основанного на программе Л.Ф. Греханкиной «Родное Подмосковье». Изучив курс «Родной край» у педагогов появилась потребность в углублении и совершенствовании знаний через новые формы и методы преподавания: проект и исследование. Программа практико-ориентированная, поэтому основное содержание состоит на 2/3 практических занятий. Исследовательская деятельность – уникальная возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца. Однако переход от пассивной позиции в учении к активно-поисковой нелегок и долог. Во-первых, несмотря на структурную близость учебно-познавательной и исследовательской деятельности приемам последней следует специально обучать юного исследователя, что не только требует отдельного учебного времени, но и специальной подготовки педагога. Во-вторых, процессуальную основу исследования составляют методы научного познания, которые выступают атрибутами целесообразной деятельности, в противоположность неосмысленному, нецелесообразному поиску путем проб и ошибок. Следует отметить, что хотя методы научного познания и входят в содержание образования, специальное обучение им, как правило, не осуществляется. Однако приобщение юных исследователей к методам научного познания становится необходимой процедурой, причем не только с целью вооружения их инструментом осуществления поисковой деятельности, но для формирования у детей определенного отношения к ней. Важно, что школьники в ходе этого убеждаются в объективности, общезначимости, воспроизводимости, целесообразности, необходимости и эффективности метода научного познания как способа, гарантирующего достижение результатов поиска. В-третьих, изменяется деятельность педагога. Она заключается в управлении процессом овладения способами получения знаний о природе и обществе, их закономерностях, об отношениях природы и человека, человека и общества; в управлении развитием умений практического использования полученных знаний и формированием элементов мировоззрения у учащихся. Учитель в научном исследовании учащегося выполняет функции помощника, координатора и вдохновителя юных исследователей в их поисковой деятельности. Реализация названных функций не только требует особой подготовки педагога, но и изменения его отношения к характеру взаимодействия учитель-ученик. В -четвертых, определенные опасности таит в себе включение исследовательской и проектной деятельности в учебный план старших классов как обязательной. С одной стороны- это позволит старшеклассникам изучать предметный материал избирательно и осмысленно, используя не только экстенсивную стратегию механического запоминания. С другой стороны существует опасность формализации ученической исследовательской деятельности как трудной и мало привлекательной для большинства учащихся. Курс «Организация исследовательской и проектной деятельности при изучении географии Дмитровского края» решает следующие задачи:
проектной и исследовательской деятельности школьников при изучении Дмитровского края
Обучение по программе происходит в режиме, моделирующем реальную деятельность педагога. На занятиях используются активные формы и методы обучения. Технологическая подготовка состоит в освоении технологий, позволяющих реализовать индивидуализацию обучения в современной школе. Один из современных путей реализации возможности индивидуального подхода лежит в области проектной и исследовательской деятельности школьников. Вместе с тем предполагается ознакомление с проектным и исследовательским подходом к обучению как способам включения ученика в активный процесс использования имеющихся знаний и освоения новых способов деятельности. В настоящее время возрастает роль технических средств обучения, так как они в значительной степени способствуют оптимизации трудовой деятельности учителя и учащихся, являясь одним из действенных инструментов учебного процесса в различных предметах, в том числе и географии. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний – то есть самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Учебный план
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Исследовательская и проектная деятельность при изучении географии Дмитровского края» Цель: повышение квалификации школьных учителей через освоение исследовательского подхода к организации обучения детей в общеобразовательной школе при изучении географии родного края, умножающего развивающие ресурсы учеников: субъектность, диалогичность, активность, рефлективность ученика в учебном процессе, обеспечивающих развитие функциональной грамотности школьников. Категория слушателей: учителя географии общеобразовательных школ. Срок обучения: 36 часов. Форма обучения: очная с частичным отрывом от работы. Режим занятий: 6 часов в день, 6 занятий.
Данный курс предусматривает овладение слушателями следующих знаний и умений:
Входной. контроль: тестирование. 1. Какие из перечисленных работ являются проектами, а какие — исследованиями? «Благотворительный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны», «Выпуск школьного журнала», «Демографический портрет школы», «Дизайн альпийской горки», «Зависимость успеваемости учащихся от техники чтения», «Изучение субпопуляции бродячих собак», «История страны в экспонатах школьного музея», «Картотека психологических портретов учеников школы», «Оформление школьных рекреаций», «Экологический мониторинг уровня радиационного фона», «Экспериментальная проверка наличия у собак цветового зрения». 2. На чем основано ваше мнение? Контроль на выходе: зачет по теме: «Методика и организация проектной и исследовательской деятельности с учащимися в пространстве ОУ». Зачет проводится в форме представления проекта или исследования в рамках географии родного края.(уже готовый проект или формат будущего проекта) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Современные подходы к становлению у учащихся позиции исследователя и развитию специальных исследовательских умений. Лекции -2 ч. Тема2. Сущность дифференциации проектной и исследовательской деятельности. Мини-проект как модель организации проектной деятельности в обучении. Организация конкурсов. Критерии оценивания. Составление оценочных листов. Работа членов жюри. Субъективность оценивания результатов проектной деятельности. Доля участия автора и руководителя. Особенности роли руководителя проекта. Типология проектов и исследований. Рефлексия как необходимый элемент работы над проектом и исследованием. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. Лекции -4 ч. Тема 3. Различные формы представления результатов проектов и исследований учащихся. Их сравнительная характеристика. Экспертиза реальных проектов и исследований. Лекции- 2 ч., пр зан. – 2 ч. Всего -4 ч. Тема 4. Портфолио как форма и процесс организации процесса учения. Накопление образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности учащимися, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (учителя, родителей), предназначенных для последующего их анализа. Портфолио как способ сбора и систематизации материала, который помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и «поднимает» их познавательные интересы до высот научных образцов. Лекции -2 ч. Тема 5. Организация исследовательской работы учащихся по географии во внеклассной работе и на экологической тропе, в ОУ Дмитровского района. Обобщение опыта поисковой и исследовательской деятельности лучших педагогов района. Лекции -2 ч., пр. зан -. 4 ч. Тема 6. Новые подходы к организации и управлению проектной деятельностью при изучении географии родного края в ОУ Дмитровского района. Обобщение опыта работы центра исследовательской деятельности «Перспективный проект» гимназия «Дмитров». Лекции -2ч., пр.зан -14 ч., кр .стол -2ч. СловарьИсследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. |
![]() | Образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы | ![]() | Программа повышения квалификации учителей начальной школы разработана в рамках выполнения комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, Эор. Одной из задач проекта является организация и проведение широкомасштабного повышения квалификации учителей начальной школы по... |
![]() | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «педагогика высшей школы» Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения... | ![]() | Задачи учебной деятельности подразделения: Обеспечение современного уровня повышения квалификации учителей информатики в условиях подготовки к введению единого государственного экзамена Проектирование новых форм повышения квалификации через внедрение модульного обучения, построение индивидуальных маршрутов |
![]() | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий» Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения... | ![]() | Программа повышения квалификации специалистов «Болезни мелких домашних животных» ... |
![]() | Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ![]() | Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... |
![]() | Рабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения» Оу городского округа Анадырь государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения... | ![]() | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Гуманитарные проблемы современности» и предназначен для повышения квалификации преподавателей высшей школы, читающих дисциплины... |