Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции»




Скачать 15.84 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции»
Дата04.02.2016
Размер15.84 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)





В.А. Сальников


2005 года





.Л. Ахтулов

З аведующий кафедрой «Управление качеством сертификация»

2005 года

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

в аспирантуру по специальности

05.02.23 - «Стандартизация и управление качеством продукции» для уровня подготовки - научный работник 05.00.00 - Технические науки по научному направлению 05.02.00 - Машиностроение и машиноведение

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры "Управление качеством и сер­тификация" протокол № 1 от 31 августа 2005 года.

Омск - 2005

Введение

Настоящая программа базируется на следующих дисциплинах: Метрология, стандартизация и сертификация, теория измерений, основы менеджмента и маркетинга, основы теории надежности, методы защиты информации в компь­ютерных системах, статистические методы в управлении, управление процес­сами, системы качества, управление качеством, Т(^)М, качество в проектирова­нии, информационные технологии, технология и организация производства продукции и услуг.

1. Основы метрологии, стандартизации и сертификации

Основные понятия и определения в области стандартизации. Принципы и задачи стандартизации. Роль стандартизации в управлении результативностью, в реализации достижений науки и техники и в ускорении научно-технического прогресса.

Методические основы стандартизации. Принципы построения параметри­ческих рядов, оптимизация параметрических рядов стандартизируемых объек­тов. Агрегатирование, взаимозаменяемость и унификация.

Объекты стандартизации и нормативные документы по стандартизации. Требования к содержанию основополагающих общетехнических стандартов на продукцию и на услуги.

Оптимизация параметров объектов1 стандартизации. Типовая блок-схема оптимизации, ее анализ. Математическая модель функционирования объекта. Совокупность методов, используемых при оптимизации параметров объектов стандартизации. Критерии оптимизации. Многокритериальная и многоцелевая оптимизация. Энтропийный подход при многокритериальной оптимизации сложных систем. Принципиальная схема теоретической оптимизации зависи­мости эффекта и затрат от оптимизируемых параметров.

Международная стандартизация. Структура и принцип работы ИСО, МЭК, ГАТ.

Теоретические основы метрологии. Закономерности формирования измере­ний, погрешности измерений. Содержание метрологического обеспечения. Го­сударственная система обеспечения единства измерений.

2. Основы менеджмента качества

Основные понятия, современные концепции и определения в области ме­неджмента качества. Потребности. Продукция. Потребитель и его потребности. Конкурентоспособность продукции. Менеджмент качества. Контроль качества. Обеспечение качества. Улучшение качества. Факторы и средства эффективного менеджмента качества.

Показатели качества продукции и их классификация. Методы оценки уров­ня качества. Оптимизация качества продукции. Технико-экономические показа-

тели качества продукции. Показатели охраны окружающей среды энерго- и ма­териалоемкости.

Надежность в машиностроении. Определение надежности. Анализ кривых надежности (отказов). Экспоненциальная функция плотности вероятности и по­стоянная интенсивность отказов. Надежность изделия по надежности ее эле­ментов. Конструктивно-технологические и другие методы повышения надеж­ности.

Формирование качества на этапах петли качества продукции. Основные факторы, влияющие на качество. Контроль качества. Организация контроля ка­чества. Виды контроля качества, используемые для выявления дефектов в про­цессе изготовления продукции.

Методологические основы менеджмента качества. Системный подход в ме­неджменте качества. Отечественный опыт создания систем управления качест­вом. Факторы эффективности и форма интеграции управления качеством. Ха­рактеристика методов менеджмента качества согласно международным стан­дартам ИСО серии 9000 версии 2000. Международные организации по стандар­тизации и качеству продукции. Совершенствование стандартов ИСО серии 9000.

Область действия, сфера применения и структура МС ИСО серии 9000 вер­сии 2000. Выбор модели систем качества. Принципы системы качества по МС ИСО серии 9000 версии 2000.

Роль маркетинга в обеспечении качества, его цели и задачи. Методы иссле­дования рынка в системе маркетинга. Обработка информации о требованиях потребителей. Формирование требований по качеству.

Организационная структура систем качества. Обязанности и полномочия в системе качества. Ресурсы и персонал. Роль высших руководителей. Роль чело­веческого фактора в системе качества.

Документация системы качества. Политика в области качества. Руководство по качеству, программа качества, рабочие процедуры и их документирование. Внутренняя проверка (аудит первой стороны) системы качества. Анализ и оценка системы качества со стороны руководства. Самооценка.

Экономическая оценка системы качества. Две модели расчета затрат на обеспечение качества. Эффективность систем качества.

Обеспечение стабильности производственных и технологических процес­сов. Специальные процессы. Корректирующие и предупреждающие действия.

Идентификация и прослеживаемость продукции. Регистрация данных о ка­честве. Использование современных информационных технологий в системах качества. Системы менеджмента качества с использованием информационных технологий, их построение и работа. Виды информационного менеджмента. Организация источников информации, средств передачи данных и их обработ­ки.

Методы и средства обеспечения защиты информации в компьютерных сис­темах. Основные методы нарушения конфиденциальности, целостности и дос­тупности информации. Стандарты по оценке защищенных систем.

Средства и методы управления качеством. Статистические методы в управ­лении качеством. Источники статистической информации, обработка статисти­ческих наблюдений; абсолютные и относительные величины, средние величи­ны, ряды динамики, статистика качества продукции. Теории выборок и выбо­рочного контроля, статистическое регулирование производства.

Использование "инструментов" качества: семь типовых методов и семь но­вых средств. Метод анализа отказов и степени их влияния на характеристики качества (РМЕА-анализ), метод построения функции качества (СХРЭ- анализ).

Анализ и расчет стоимости качества. Две модели расчета расходов, связан­ных с обеспечением качества. Использование стоимостных оценок для управ­ления качеством. Модели оценки риска и анализ потерь.

Управление процессами в системах качества. Модель процесса. Проектиро­вание процессов, управление входными данными и ресурсами; изучение, про­верки, подтверждения соответствия; управление документацией, конструктор­скими изменениями; менеджмент конфигурации, управление поставками, опре­деление и документирование требований по поставкам; управление каналами осуществления поставок.

Использование методов статистического контроля и управление процесса­ми и продукцией; контроль и тарирование инспекционного оборудования, ин­струментальной базы. Национальная и международная системы подтверждения качества продукции и их связь с сертификацией систем управления качеством. Новые директивные материалы в подходе к безопасности и знак качества СЕ.

Менеджмент всеобщего качества (ТС)М). Понятие о всеобщем качестве в рамках всей компании. Менеджмент всеобщего качества, его критерии и фило­софия непрерывного улучшения качества. Интеграция задач обеспечения каче­ства работы всех работников на всех уровнях и во всех подразделениях с зада­чами бизнеса компании и интересами общества. Модель менеджмента всеобще­го качества. Ядро модели ТС>М -"процесс" и "цепочки качества". "Твердые" компоненты модели: система качества, инструменты качества, коллективная работа (команды или кружки качества). "Мягкие " компоненты модели: обяза­тельства руководства в области качества, производственная культура и взаимо­отношения в коллективе организации, распространение информации.

Управление изменениями/реализации ТС)М: целей, задач, технологии, про­изводственной и социальной культуры, информационной политики Перерас­пределение полномочий между руководителями и исполнителями. Ответствен­ность высших руководителей при реализации методов ТС^М. Методы снижения уровня сопротивления вводимым изменениям: обучение, передача информации, поддержка, стимулирование, принуждение.

Модель "Вштезз ЕхсеНепсе"(превосходного бизнеса) как основа для оцен­ки и самооценки качества деятельности организации, измерение и определение тенденций улучшения результатов деятельности в бизнесе. Состав модели, опи­сание и оценка критерия. Модель превосходного бизнеса как, основа для введе­ния национальных премий в области качества в различных странах.

3. Основы сертификации

Основные понятия и определения. Цели и принципы сертификации. Систе­ма сертификации и ее участники. Система сертификации ГОСТ Р, принципы построения и структура. Системы сертификации однородной продукции.

Техническое регулирование, обязательная и добровольная сертификация. Характеристика показателей безопасности и экологичности продукции. Выбор схемы сертификации. Правила по проведению работ по сертификации продук­ции, производств и систем качества.

Организация и проведение работ по сертификации систем качества. Основ­ные этапы и процедуры. Характеристики объектов проверки и оценки при сер­тификации систем качества. Организация процесса проведения сертификации на предприятии. Регистр сертифицированных систем качества. Нормативная база Регистра, Условия выдачи и аннулирования сертификата на систему каче­ства. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов.

Основные требования к органу по сертификации систем качества, продук­ции и производств. Основные положения Российской системы аккредитации (РОСА) сертифицирующих органов в системе сертификации ГОСТ Р. Процеду­ры предоставления и аннулирования аттестата аккредитации.

Международная практика сертификации и аккредитации. Интеграция дея­тельности по сертификации.

Техническое регулирование и сертификация услуг, особенности. Матери­альные и нематериальные услуги. Набор операций. Системы операции услуг. Проверка результата услуги. Аттестация процесса предоставления услуги. Ат­тестация мастерства исполнителя. Сертификация системы качества обслужива­ния. Сертификация предприятия сферы услуг. Операции для сертификации ма­териальных и нематериальных услуг. Содержание нормативных документов, используемых при обязательной сертификации.

Основная литература

  1. Управление качеством: Учеб. Т.1, 2. М: МИЭМ, 1999-2000.

  2. Антология русского качества / Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. М.:
    РИА Стандарты и качество, 2000.

  3. Принципы, структура, управление. Качество / Б.В. Бойцов, Ю.В Крянев и
    др. М.: МИЭМ, 1999.

  4. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев
    и др. М.: Изд-во стандартов, 1997.

  5. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учеб. пособие. М.: Логос,
    2000.

  6. Балашов Е.П., Долженков В.А. Статистический контроль и регулирование
    качества массовой продукции. М.: Машиностроение, 1984.

  7. Дунаев Б.Б. Точность измерений при контроле качеством. Киев: Техника,
    1981.

  8. Микеладзе В.Г., Дубов Б.С, Рашин А.Ф. Разработка требований к аккре­
    дитации аэродинамических испытательных центров // Стандарты и качество.
    1996, №4.

  9. Мхитарян В.С. Статистические методы управления качеством продукции.
    М.: Финансы и статистика, 1982.

10.Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд-во стандар­тов, 1990.

1 ЬГлухов В.В., Круглов М.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Станкин», 1995.


Вопросы вступительного экзамена.


Основные понятия и определения в области стандартизации. Принципы и задачи стандартизации.

  1. Операции для сертификации ма­териальных и нематериальных услуг. Содержание нормативных документов, используемых при обязательной сертификации.

  2. Методические основы стандартизации. Принципы построения параметри­ческих рядов, оптимизация параметрических рядов стандартизируемых объек­тов.

  3. Критерии оптимизации. Многокритериальная и многоцелевая оптимизация.

  4. Управление процессами в системах качества. Модель процесса. Проектиро­вание процессов, управление входными данными и ресурсами; изучение, про­верки, подтверждения соответствия;

  5. Теоретические основы метрологии. Закономерности формирования измере­ний, погрешности измерений. Содержание метрологического обеспечения. Го­сударственная система обеспечения единства измерений.

  6. Международная стандартизация. Структура и принцип работы ИСО, МЭК, ГАТ.

  7. Менеджмент всеобщего качества (ТС)М). Понятие о всеобщем качестве в рамках всей компании.

  8. Основные понятия, современные концепции и определения в области ме­неджмента качества. Потребности. Продукция. Потребитель и его потребности.

  9. Конкурентоспособность продукции. Менеджмент качества. Контроль качества. Обеспечение качества. Улучшение качества. Факторы и средства эффективного менеджмента качества.

  10. Формирование качества на этапах петли качества продукции. Основные факторы, влияющие на качество. Контроль качества. Организация контроля ка­чества.

  11. Область действия, сфера применения и структура МС ИСО серии 9000 вер­сии 2000. Выбор модели систем качества. Принципы системы качества по МС ИСО серии 9000 версии 2000.

  12. Показатели качества продукции и их классификация

  13. Управление изменениями/реализации ТС)М: целей, задач, технологии, про­изводственной и социальной культуры, информационной политики Перерас­пределение полномочий между руководителями и исполнителями.

  14. Модель "Вштезз ЕхсеНепсе"(превосходного бизнеса) как основа для оцен­ки и самооценки качества деятельности организации, измерение и определение тенденций улучшения результатов деятельности в бизнесе

  15. Методы и средства обеспечения защиты информации в компьютерных сис­темах. Основные методы нарушения конфиденциальности, целостности и дос­тупности информации. Стандарты по оценке защищенных систем.

  16. Основные понятия и определения. Цели и принципы сертификации. Систе­ма сертификации и ее участники.

  17. Техническое регулирование, обязательная и добровольная сертификация. Характеристика показателей безопасности и экологичности продукции

  18. Организация и проведение работ по сертификации систем качества. Основ­ные этапы и процедуры. Характеристики объектов проверки и оценки при сер­тификации систем качества

  19. Основные требования к органу по сертификации систем качества, продук­ции и производств. Основные положения Российской системы аккредитации (РОСА) сертифицирующих органов в системе сертификации ГОСТ Р. Процеду­ры предоставления и аннулирования аттестата аккредитации.

  20. Международная практика сертификации и аккредитации. Интеграция дея­тельности по сертификации.

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 080005
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 080005 Экономика и управление народным хозяйством. – М.: Импэ им....
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру крсу по специальности 08. 00. 05 – «Экономика и управление народным хозяйством» составлена...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М073200- стандартизация и сертификация Шымкент, 2011 г. Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин «Стандартизация»
Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин «Стандартизация», «Сертификация» специальности...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством»
В соответствии с гос впо №277 тех/дс от 27. 03. 2000 657000 «Управление качеством» для специальности 220501 «Управление качеством»...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconСтратегическое управление качеством: теория и методология
Экономика и управление народным хозяйство (стандартизация и управление качеством продукции)
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма кандидатского экзамена по истории и философии науки по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;
«Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру специальности 08. 00. 13 Математические и инструментальные методы экономики раздел «Теория игр»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру специальности 08. 00. 13 Математические и инструментальные методы экономики
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М075000 Метрология Шымкент, 2011 г. Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин «Метрология»
Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин «Метрология», «Метрологическое обеспечение производства»...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconРабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 01 «История и философия науки»
Научная специальность 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями,...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница