Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты




НазваниеПедагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер17 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


СТРЕЛЬЦОВА Анна Сергеевна


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА СИНОДАЛЬНОГО УЧИЛИЩА: УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ


13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(музыка)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном

гуманитарном университете имени М.А. Шолохова

на кафедре культурологии и методологии музыкального образования


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Рапацкая Людмила Александровна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой методологии и методики

преподавания музыки Московского

педагогического государственного университета

Абдуллин Эдуард Борисович


кандидат искусствоведения,

доцент кафедры дирижирования

академическим хором Российской академии

музыки им. Гнесиных,

Рыжинский Александр Сергеевич


Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»


Защита состоится « 27 » марта 2013 года в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.


Автореферат разослан « » 2013 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Геворгян Н.Р.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современный этап развития образовательных систем России характеризуется двумя противоположными тенденциями культурологического характера: первая тенденция – стремление к обновлению форм и содержания высшего образования, установка на инновации, что связано с желанием обеспечить выполнение Болонских соглашений; вторая тенденция обусловлена желанием сохранить наиболее устойчивые, значимые для образования традиции, которые являются основой отечественной системы профессиональной подготовки учащихся.

Следует подчеркнуть, что для процесса развития педагогики высшей школы России обе тенденции являются имманентными, изначально присущими всей отечественной культуре с ее противоречивым движением развития и постоянным стремлением сохранить свое, российское начало, но при этом не потерять «европейское лицо».

Все сказанное относится к педагогике музыкального образования. Подчеркнем, что традиции этой сферы отечественной культуры фундаментальны и признаны во всем мире. Именно благодаря традициям в России сложились крупнейшие музыковедческие и исполнительские школы – инструментальные, хоровые, вокальные и др. Однако за последние десятилетия в результате коренных изменений в социальной и культурной жизни России в педагогике наметилось уклонение в сферу инновационных тенденций. Вследствие этого из научного обихода постепенно вытесняются многие идеи, теории, методики, которые составляли основу отечественного музыкального образования в течение последних двух столетий. Это не означает, что историко-педагогический опыт утратил свою значимость, а скорее свидетельствует о том, что традиционные основы образования как результат «нравственных усилий народа в течение столетий» (Н.Д. Никандров) нуждаются в более фундаментальном теоретическом и практическом осмыслении. К числу таких явлений относятся традиции Педагогической Школы Синодального училища – культурного и музыкально-педагогического феномена рубежа XIX – XX веков.

Следует подчеркнуть, что опыт Синодального училища с его уникальными педагогическими и исполнительскими достижениями в сфере духовной хоровой музыки в течение многих десятилетий XX века находился на периферии исследовательских интересов. Это было вызвано, прежде всего, атеистическими установками советской эпохи. Музыковедческие работы, посвященные композиторскому творчеству «синодалов» (А.Д. Кастальскому, С.В. Смоленскому, П.Г. Чеснокову, В.С. Орлову и др.) как правило, не затрагивали самой сути сложившейся музыкально-педагогической школы, являющейся результатом интеграции духовного и музыкального воспитания. Вместе с тем, первые исследования крупных ученых-музыковедов (М.П. Рахмановой, С.Г. Зверевой, А.А. Наумова и др.) положили начало изучению Школы Синодального училища и открыли путь к комплексному педагогическому анализу данного феномена, что и послужило целью настоящей диссертационной работы.

В числе работ, послуживших основой нашего исследования, следует выделить труды разных научных направлений. В первую очередь необходимо отметить статьи мемуарного характера, очерки, дневники, принадлежащие тем, кто имел непосредственное отношение к Синодальному училищу и хору в его реформенный и пореформенный период (1880 – 1910-е). Это очерк В.М. Металлова «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем», статьи С.В. Смоленского «Обзор исторических концертов синодального училища церковного пения в 1895 году», «О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения» и «Синодальный хор и училище церковного пения (июль 1889 – май 1901), а также работы ведущих критиков, композиторов – А.В. Никольского, А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, свящ. М.А. Лисицина. Большое значение для понимания истории Школы Синодального училища имеет серия «Русская духовная музыка в материалах и документах» (составители М.П. Рахманова, С.Г. Зверева, А.А. Наумов, М., 1998 – 2012), монографии – С.Г. Зверевой «А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба» (М., 1999), Е.С. Тугаринова «Великий русский регент В.С. Орлов» (М., 2004). Немаловажную роль играет и фундаментальный труд И.А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность. Система и история» (Джорданвиль. 1978, 1982), историко-педагогический очерк Л.В. Глухова «Московское синодальное училище церковного пения: Дирижерско-хоровое образование России в деятельности В.С. Орлова (конец XIX – начало XX столетий)» (М., 2001), а также учебные пособия – регента Н.В. Матвеева «Хоровое пение» (1998), практическая часть которого основана на певческих традициях регентов Синодального хора, И.В. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры» (в двух книгах; М., 2001), Л.А. Рапацкой «История русской музыки» (М., 2001), «Искусство “серебряного века”» (М., 1996), К.Ф. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века» (М., 2003), где рассмотрены вопросы становления русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в жизни России.

Таким образом, Педагогическая Школа Синодального училища исследована, прежде всего, как явление истории музыки и музыкальной культуры. Педагогическая значимость Школы и совокупность ее методик изучены мало, а сама Школа до сих пор не осмыслена в контексте истории российской педагогики как итог и одновременно кульминация отечественной музыкально-педагогической традиции дореволюционной эпохи. В связи с этим отметим следующие противоречия:

  • между стремлением к сохранению и упрочению великих отечественных традиций духовного воспитания в процессе обучения музыке и отсутствием исследований, связанных с анализом духовных основ педагогики музыкального образования рубежа XIX – XX вв.;

  • между накопленными в музыковедческих трудах знаниями о творчестве композиторов-регентов Школы Синодального училища и отсутствием исследований общих педагогических основ данного учебного заведения;

  • между использованием в современной хоровой практике принципов и методов работы педагогов Синодального училища и отсутствием научно-педагогического обобщения этого опыта.

Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в том, чтобы проанализировать Школу Синодального училища как духовный, культурный и музыкально-педагогический феномен и на этой основе выявить главные теоретико-методические достижения Школы Синодального училища, актуальные для современной педагогики музыкального образования.

Объект исследования – учебно-образовательные и воспитательные аспекты Школы Синодального училища.

Предмет исследования – педагогические основы преподавания хоровой музыки в Школе Синодального училища.

На основании цели, объекта и предмета исследования сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать исторические предпосылки и выделить этапы становления и развития церковного музыкального образования (от Древней Руси до «серебряного века»);

  2. исследовать Школу Синодального училища как духовный и культурный феномен, рожденный на основе интеграции духовного и музыкального воспитания учащихся;

  3. выявить и обосновать педагогические основы преподавания хоровой музыки в Школе Синодального училища, актуальные для современной педагогики музыкального образования;

  4. апробировать в процессе опытной работы специальные методы Школы Синодального училища, показать их значимость для современной практики обучения хоровой музыке.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: педагогические теории отечественных педагогов и психологов (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин), исследования в области истории церковной музыки (прот. Д. Аллеманов, И.А. Гарднер, С.Г. Зверева, Ю.В. Келдыш, В.И. Мартынов, прот. В. Металлов, Н.П. Парфентьев, М.П. Рахманова, С.В. Смоленский, Н.Д. Успенский, Н.Ф. Финдейзен), основные положения ведущих отечественных ученых в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая), труды в области истории музыкального образования (Т.Ф. Владышевская, Е.В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, Л.В. Шишкина), теоретические основы и вокально-хоровые методики отечественных хоровых исполнителей (А.В. Александров, Н.М. Данилин, Д. Зарин, И.Я. Мусин, А.В. Никольский, В.С. Попов, А.В. Свешников, К.К. Пигров, К.Б. Птица, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков).

Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов научного исследования:

  • историко-теоретический анализ богословской, искусствоведческой, культурологической и педагогической литературы;

  • анализ специальной учебно-методической документации, в том числе архивных материалов: учебных планов, программ, пояснительных записок и др., связанных с музыкально-педагогической деятельностью Синодального училища;

  • анализ дореволюционной печати (музыкальной, педагогической, церковной), освещающей вопросы музыкального образования и воспитания, а также богослужебной и концертной деятельности;

  • изучение практического опыта работы в современных светских и православных учебных заведениях;

  • методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование и т.д.

Исследование проводилось с 2002 по 2012 гг.

Первый этап исследования (2002 – 2008 гг.) включал накопление опыта исполнительской и регентской деятельности, изучение и анализ историко-теоретической литературы по проблеме исследования, определение степени ее разработанности; анализ специальной учебно-методической документации, архивных источников, дореволюционной печати.

Второй этап (2009 – 2010 гг.) был посвящен аналитическому осмыслению педагогических основ Школы Синодального училища, обоснованию содержания, форм, принципов, методов работы «синодалов» с позиций современной педагогической науки.

На третьем этапе (2011 – 2012 гг.) апробировались выявленные специальные методы хоровой работы на практике со студентами факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и с воспитанниками Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине (Москва); были обобщены результаты практической работы, сформулированы выводы, оформлены положения диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснованы исторические этапы и выявлены предпосылки становления Школы Синодального училища как духовного, культурного и педагогического феномена; осуществлен анализ учебно-образовательных и воспитательных аспектов деятельности Синодального училища; показано, как комплексное освоение церковно-певческой традиции в богослужебной и музыкально-педагогической практике способствовало духовно-нравственному воспитанию учащихся-«синодалов».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику преподавания духовной хоровой музыки. В исследовании дан подробный анализ методов хоровой работы Школы Синодального училища с точки зрения их педагогической эффективности применительно к разным образовательным и культурно-просветительским учреждениям.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогической работе хормейстеров с профессиональными (в том числе студенческими) хоровыми коллективами и детскими хорами (в том числе хорами воскресных школ), в репертуар которых входят произведения русской духовной музыки, а также при чтении курсов лекций по истории музыки, хоровой литературе, хороведению.

Достоверность результатов исследования обеспечивается научно-методической обоснованностью исходных положений, разнообразием методов исследования, а также анализом данных, полученных в ходе практической работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Школа Синодального училища является одной из кульминационных точек развития отечественной педагогики музыкального образования, соединившей религиозно-нравственные устои воспитания и строгую систему профессиональной хоровой подготовки. Историко-теоретические предпосылки становления этой Школы зиждутся на многовековых традициях теории и методики церковного музыкального обучения, которые имеют значение для современной музыкально-педагогической науки в силу своей духовно-эстетической ценности и высокого профессионализма, вытекающих из специфики освоения церковного музыкального наследия. Эти факторы обуславливают необходимость нового «прочтения» музыкально-педагогических идей, воплощенных в деятельности Школы.

  2. Педагогическими основами Школы Синодального училища являются:

а) Сочетание богослужебной и музыкально-педагогической практик на всех образовательных уровнях (церковно-приходская школа – певческое отделение – регентское отделение).

б) Реализация в содержании обучения общедидактических и специальных принципов, включающих:

– межпредметные связи исполнительских, музыкально-теоретических и богословских дисциплин;

– целенаправленное накопление опыта хормейстерской (регентской) работы в процессе взаимосвязанной учебной, репетиционной, богослужебной и концертной деятельности;

– профессионально-педагогическую направленность процесса обучения.

в) Применение взаимосвязанных индивидуальных, групповых (4-5 человек) и коллективных форм обучения.

г) Комплекс специальных (адаптированных к целям и задачам профессиональной подготовки специалистов в Школе Синодального училища) методов обучения.

Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись в процессе обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова; в выступлениях с докладами на Международных научно-практических конференциях (Москва, 2011, 2012 гг.). Внедрение главных положений диссертации осуществлялось на занятиях в хоровом классе со студентами факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, а также на хоровых занятиях, в концертной и богослужебной практике с воспитанниками Воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине (Москва).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 197 наименований, и приложения.

  1   2

Похожие:

Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconАнализ учебно-воспитательной и методической работы за 2011/2012 учебный год
На основании анализа школы за 2010/2011учебный год педагогический коллектив выдвинул на 2011/2012 учебный год следующие образовательные...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconСтановление училища
Целью нашего исследования является составление летописи училища. Для достижения этой цели необходимо было решить несколько задач:...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты icon«Вами гордятся дубровинцы»
В современных условиях, руководитель " обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке,...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconДисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает
Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconНа основании решения педагогического совета огоу спо ульяновского педагогического училища №3 от 29 ноября 2007 года №2 в целях определения готовности
На основании решения педагогического совета огоу спо ульяновского педагогического училища №3 от 29 ноября 2007 года №2 в целях определения...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconПрограмма: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)»
Прокофьева Татьяна Васильевна, учитель истории высшей квалификационной категории маоу «Средняя общеобразовательная школа №16»
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Педагогическая школа синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты icon№1: Наркотики мотивы и причины
Учебно-воспитательные цели: показать мотивы и причины возникновения наркомании. Разъяснить учащимся, что является первопричиной пристрастия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница