Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт




НазваниеМинистерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер8.82 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАИТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ


МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: региональный опыт


Авторы:

Буйлова Л.Н., доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

Кленова Н.В., заместитель заведующего отделом развития кадрового потенциала Московского городского дворца творчества детей и молодежи на Воробьевых горах, кандидат философских наук


В брошюре представлен региональный опыт деятельности методической службы системы дополнительного образования детей, различные подходы к решению проблемы в разных городах Российской Федерации, содержание и наиболее распространенные формы работы.

Брошюра адресована руководителям и педагогам учреждений дополнительного образования детей, организаторам, преподавателям и методистам системы дополнительного профессионального педагогического образования, включившимся в процессы поддержки специалистов этой сферы.


Содержание


Введение


Методическая служба УДОД: региональный опыт


Формы организации и направления деятельности окружной методической службы системы дополнительного образования детей (гипотетическая модель базового учреждения)


Заключение


Введение


Методическая деятельность на всех этапах развития внешкольного воспитания и дополнительного образования уделялось большое внимание. Но во внешкольном учреждении основной функцией методической работы была инструктивно-методическая, которая предполагала:

  • обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях воспитательной работы в детской среде;

  • повышение профессионального мастерства педагогических кадров, работающих с октябрятскими, пионерскими и комсомольскими организациями;

  • оказание практической помощи детским и молодежным организациям.

На этапе реорганизации внешкольных учреждений, вытеснения чрезмерно политизированной и пронизанной идеологическими штампами воспитательной работы, ликвидации детских и молодежных политических организаций с конца 90-х годов стали разрушаться методические отделы и кабинеты, упраздняться должности методистов. Методическая деятельность многими учреждениями практически не осуществлялась.

Но отсутствие систематической мето­дической работы, с одной стороны, вроде бы создавало условия для свободного развития объединений и их воспитанников, с другой же стороны, оставляло ряд объединений в состоянии стагнации, оста­ваясь фактически на уровне внешкольной работы. Дополнительное образование не могло развиваться без программирования образовательного процесса, без научно-методического осмысления инновационных идей, без поиска нового содержания образования, без обновления системы работы с педагогическими кадрами, без стимулирования активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства.

В настоящей брошюре мы хотим представить материалы по исследованию состояния методической работы в системе дополнительного образования детей Российской Федерации, выявлению ведущих направлений и содержания деятельности методических служб. Эти материалы могут быть полезны исследователям, руководителям, методистам методических центров, кабинетов, а также работникам органов управления образованием для формирования моделей методических служб в своих регионах.


Методическая служба УДОД: региональный опыт


В системе дополнительного образования детей сегодня отмечаются существенные изменения, влияющие на содержание труда занятых в нем специалистов. Обновление содержания дополнительного образования, новые концепции в организации образовательной и досуговой деятельности, вариативность, дифференциация в работе с детьми, широкое использование информационных и педагогических технологий как важного фактора развития образовательного учреждения оказывают существенное влияние на содержание и организацию труда педагога, способствуют развитию творческого потенциала.

Все сказанное подтверждает значимость методической службы не только в повышении профессионального мастерства отдельного педагога, но и в развитии системы дополнительного образования детей в целом.

Более 80 лет назад в России начала складываться уникальная система внешкольного воспитания и дополнительного образования детей, а вместе с ней – методическая работа со специалистами этой сферы. Серьезные изменения в развитии дополнительного образования детей, новый взгляд на него и новые задачи в общей системе образования в последние годы потребовали изменения структуры, содержания методических служб всех уровней – от учреждения до Академий повышения квалификации.

В настоящее время в (по данным АПК и ПРО на 2002 г) Российской Федерации работают:

  • 92 института повышения квалификации, во всех имеются кафедры воспитательной работы и в большинстве открыты кафедры дополнительного образования;

  • более 2,5 тысяч местных (муниципальных) методических кабинетов (центров), из которых 75 % - обычные, ранее существовавшие районные, городские, окружные методические кабинеты; около 13 % - информационно-методические кабинеты; более 6 % - научно-методические центры; практически во всех методических кабинетах сформированы структуры (лаборатории, отделы), занимающиеся вопросами методического сопровождения дополнительного образования детей1.

Анализ методической деятельности в сфере дополнительного образования детей показывает, что сегодня в разных регионах России существуют различные по целям, задачами, функциям, направлениям деятельности модели методических служб2:

  • методические лаборатории (кабинеты) – наиболее распространенные, традиционные модели – обеспечивают методическое сопровождение функционирования учреждений дополнительного образования детей и координирование их взаимодействия между собой и с другими учреждениями;

  • информационно-методические центры (лаборатории, кабинеты) – реализуют широкий спектр функций, при приоритете информационной и инновационной;

  • информационно-диагностические центры (лаборатории, кабинеты) – строят свою работу на диагностике затруднений практиков, изучении их потребностей и запросов, оперативно реагируя на них;

  • центры развития дополнительного образования – строят свою работу по формированию, сохранению и развитию единого муниципального пространства – информационного, научно-методического, инновационного.

Кроме этого, окружные (районные) методические службы могут иметь различный статус и обычно создаются как:

  • самостоятельные структуры – учреждения;

  • лаборатории в районных (муниципальных) методических кабинетах (центрах);

  • отделы при районных (муниципальных) управлениях образования;

  • базовые (опорные) учреждения по научно-методическому обеспечению.

Все эти модели методических служб (центров, кабинетов) могут существовать как одновременно, наряду друг с другом, так и самостоятельно. Важно, чтобы в ситуации изменившихся условий в системе дополнительного образования модель, структура и содержание деятельности методической службы носили конкретный, открытый, гибкий, мобильный, рефлексивный характер.

В связи с многообразием моделей методических служб, кабинетов, центров возникла необходимость обобщения существующего опыта.

Для нас интересен, прежде всего, опыт крупнейших УДОД, поскольку методические службы, организованные в них, имеют некоторые типичные черты.

Методические службы таких учреждений отличаются разветвленной структурой и полифункциональностью. Это обусловлено как сложностью образовательного процесса, свойственного многопрофильным УДОД, так и их статусом в качестве базовых учреждений дополнительного образования в регионах.

В этой связи их методические службы ориентированы на:

  • научно-методическое обеспечение работы собственных педагогических коллективов;

  • активное взаимодействие с другими образовательными заведениями, осуществляющими дополнительное образование детей (УДОД, школами, ДДУ); по отношению к ним они нередко выступают в качестве своего рода методических центров;

  • взаимодействие с различными структурами координирующего характера (городскими, областными центрами развития ДОД);

  • обмен деятельностью с научно-исследовательскими учреждениями, вузами, региональными институтами развития образования.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconЛитература по теме 89 стр
Методическая служба Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области...
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconК программам дополнительного образования детей письмо министерство образования и науки РФ
...
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconПрограмма развития системы дополнительного
Сборник предназначен для педагогов дополнительного образования и руководителей структурных подразделений образовательных учреждений...
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconПеречень учебных пособий, разработанных с участием фипи
Единый государственный экзамен: математика: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ редакцией Л. О. Денищевой; Министерство...
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconПрограмма межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования детей системы образования, культуры, спорта
Комлева Елена Валентиновна- педагог дополнительного образования моу дод центр Детского Творчества
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconУзелковая окраска тканей методическая
Управление образования администрации луховицкого муниципального района муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconМинистерство образования и науки РФ российский государственный социальный университет филиал в г. Наро-фоминске
Методические и педагогические аспекты разработки веб-сайта спортивного комплекса. 8
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой...
Министерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт iconМетодическая разработка занятия «Хорошо, что все мы разные»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция Юных Техников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница