Скачать 21.24 Kb.
|
Муниципальное Образовательное Учреждение Гимназия №1 имени В.Я. Шишкова города Бежецка Тверской области Исследовательский проект «Что такое счастье? ![]() Выполнили: ученики 1Б класса Руководитель: Федорова Алла Геннадьевна классный руководитель, Бежецк 2013год Введение Что такое счастье? Все люди, живущие на земле, хотя бы раз в жизни задумывались над этим вопросом. Конечно, на это вопрос ответить можно просто: сколько людей – столько и мнений. Каждый человек по – разному понимает счастье, по – разному к нему относится. Что такое счастье и как быть счастливым – на эту тему рассуждало множество философов, литературных деятелей, учёных, артистов. И сегодня эти два вопроса остаются открытыми. А почему? Да потому что нет чёткого определения. Одни взрослые считают: «Счастье – это когда есть солнце, небо, кустарники, деревья, цветы, когда вокруг поют птицы, рядом радостные дети. Другие говорят: «Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят». Все по-своему верны и дополняют друг друга. Именно поэтому мы решили собрать в единое целое лучшие сведения о счастье из уст разных людей. Актуальность Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Мы не понимали значения этих выражений, но они нам очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в слове «счастье». Мы рассуждали так: счастье – это когда в семье или друзей происходит что-нибудь хорошее. На Новый год своим близким мы подписали открытки и многие из нас закончили поздравление словами: «Желаю щастья!». Некоторые мамы улыбнулись, прочитав наши поздравления и указали на ошибку, а одна мама сказала: «Щастье, ты, мое!». ![]() После этого многие из нас еще больше задумались о слове «счастье»: что означает это слово? Как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье». Дедушке, бабушке, дяде, старшему брату и старшим сестрам мы задавали вопрос: «Что такое счастье?» и выслушали очень интересные ответы. ![]() Затем мы спросили у старшеклассников,у ровесников и у взрослых. ![]() Все нам отвечали по-разному, но встречались и очень похожие трактовки понимания слова «счастье». В нашей исследовательской работе мы решили выяснить, что же такое счастье и что означает это слово. Тема проекта: «Что такое счастье?». Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье».. Задачи проекта: • провести опрос; • проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся 1класса; • проанализировать понимание слова «счастье» у взрослых; • рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»; • рассмотреть слово «счастье» в орфоэпическом словаре; • рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля; • сделать выводы. Гипотеза исследования. Смысл слова «счастья» учащиеся 1б класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение. Объект исследования – смысл и значение слова «счастье». Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у учащихся 1б класса и у взрослых. Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов. По форме проект - исследовательский Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение проекта-городская библиотека, Интернет, компьютер, сканер. По количеству учеников- групповой По продолжительности- среднесрочный Участники проекта: учащиеся, классный руководитель Предполагаемые результаты. Учащиеся выяснят понимание слова «счастье», узнают токование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье», рассмотрят значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля, результаты исследования могут применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение». Этапы осуществления проекта. 1 этап – подготовительный этап, состоящий из постановки проблемы , направлений деятельности и сбора информации. 2 этап – организационный. Включает в себя поиск активных участников и исполнителей проекта. 3 этап – информационно – аналитический. Проводится поиск материалов, анкетирование участников, знакомство участников проекта с теоретическим материалом по данной проблеме. У участников формируется четкая картина предстоящей работы, направлений деятельности в нем, выработки методов реализации проекта. 4 этап – прогностический. Вырабатываются предполагаемый результаты, структурируется сам проект и разрабатывается методологическое и методическое обеспечение. 5 этап – этап реализации. 6 этап – заключительный. Подводятся итоги проведенной работы .К созданному проекту добавляется презентация и альбом «Что такое счастье». Основная часть 1.Анкетирование одноклассников. Мы решила провести анкетирование среди своих одноклассников. У нас в классе 20 человек. Алла Геннадьевна каждому раздала листочки и попросила дать ответ на вопрос «Что такое счастье?» ![]() Для удобства анализа мы ответы одноклассников разместили в таблицу 1. Анализируя ответы своих одноклассников, мы сделали вывод, что счастье у большинства первоклассников(11 человек) ассоциируется со словом «радость». Остальные ребята (9 человек) счастье связывают с любовью к родителям, успешностью (когда все получается, все хорошо складывается). ![]() 2.Опрос среди родственников и знакомых. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Опрос показал: Сопоставляя результаты опроса учащихся 1бкласса и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» первоклассники и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость». 3.Работа с информационными источниками Для понимания смысла и значения слова «счастье» мы взяли словари. ![]() ![]() ![]() В толковом словаре на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь». ![]() Работа с толковым словарем Объяснение толкового словаря помогло нам разобраться в ответах учащихся нашего класса и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из нашего класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача. Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся нашего класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его. Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» мы обратилась за помощью к этимологическому словарю. ![]() ![]() Работа с этимологическим словарем На странице 1156 данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка - с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть». Ср. доля, участь». Благодаря этимологическому словарю мы узнали происхождение слова «счастье». Нам было особенно радостно сделать еще один вывод: наши одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка – с в русском языке имеет значение - хороший. Но 5 человек из 20 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший». В орфоэпическом словаре на стр. 651 мы узнали, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Теперь нам стало понятно, почему в открытке маме некоторые наши ребята написала «щастье» вместо «счастья». Написание и произношение данного слова не cовпадает. ![]() ![]() Работа с орфоэпическим словарем В школьной библиотеке не было словаря В.И. Даля, поэтому мы обратилась к Интернету. Ввели с Аллой Геннадьевной в поисковик «Словарь В. Даля». ![]() ![]() Работа с интернетом В электронной версии словаря мы нашли объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Помимо этого у Владимира Ивановича мы нашли интересные пословицы с этим словом. Особенно нам понравились следующие: • Счастье дороже ума и богатства; • Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив; • Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь; • Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь; • Счастье в нас, а не вкруг да около. Выводы. 1. Анализ понимания слова «счастье» у учащихся нашего класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах. 2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; 3. Большинство учащихся нашего класса и взрослые слово «счастье» понимают как радость. 4. Исследование подтвердило гипотезу о том, смысл слова «счастья» учащиеся нашего класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение. Практические результаты. 1. В процессе исследования мы выяснили понимание слова «счастье» у учащихся нашего класса и взрослых. 2. Узнали токование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье». 3. Рассмотрели значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля. 4. Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе. 5. Подготовлена презентация «Как я понимаю слово СЧАСТЬЕ» 6. Выполнен альбом «Что такое счастье» 7. Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение». Заключение Что такое счастье? Счастье – это момент жизни, когда мы чувствуем себя счастливыми, когда у нас в жизни все хорошо, и мы занимаемся своим любимым делом и ощущаем полноту жизни. Для каждого человека счастье – это что-то свое. Для кого-то счастье – это наличие любимого дела, работы. Для других это прекрасные отношения в семье. Для третьих это богатая и роскошная жизнь. Счастье – это то, что доставляется радость и удовольствие. А для каждого человека радость и удовольствия доставляют разные вещи. Поэтому и счастьем для разных людей являются разные вещи. О ![]() Список литературы 1.Бережной В. «Легенда о счастье». Москва 2005г. 2.Орфоэпический словарь русского языка. Москва 2004г. 3.Толковый словарь русского языка. Москва 2005г. 4.Татаркевич В. «О счастье и совершенстве человека». Москва 2005г. 5.Этимологический словарь русского языка. Москва 2004г. Интернет-ресурсы Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн) // http://slovardalja.net/ Приложение Таблица 1 Ответы учеников 1класса на вопрос: «Что такое счастье?
Приложение Таблица 2 Ответы взрослых на вопрос: «Что такое счастье?»
Приложение 3 ![]() |
![]() | Публичный отчет Муниципального образовательного учреждения Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» создано распоряжением администрации Шахунского... | ![]() | Сведения о деятельности общеобразовательного учреждения (организации) Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1272 |
![]() | Заявка на участие в республиканской акции «Компьютер – учителю» Сагидуллина Илюса Алмазовна Учитель начальных классов. Образовательное учреждение Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №12 города Лениногорска Лениногорского муниципального... | ![]() | Отчет по самообследованию Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза Д. Е. Кудинова... |
![]() | Муниципальное образовательное учреждение Пеновская средняя общеобразовательная школа имени Е. И. Чайкиной учебно-исследовательская работа Муниципальное образовательное учреждение Пеновская средняя общеобразовательная школа имени Е. И. Чайкиной | ![]() | Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и учащихся "Служение Отечеству: события и имена" Номинация: историческая Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ульяновска |
![]() | Республики Хакасия Городское Управление Образования Администрации города Абакана Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования 15 | ![]() | Отчет начальника умвд россии по Тверской области полковника полиции Рычкова Юрия Алексеевича «О результатах деятельности полиции органов внутренних дел Тверской области в 2011 году» |
![]() | Управление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени С. А. Красовского Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени С. А. Красовского п. Монино Щелковского муниципального... |