Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу»




Скачать 28.98 Kb.
НазваниеКонспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу»
Дата04.02.2016
Размер28.98 Kb.
ТипКонспект
Управление образования администрации Выксунского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества


Конспект занятия

по теме:

«Введение в образовательную программу»


Составитель:

педагог дополнительного образования

Улемнова Ирина Владимировна


г. Выкса

2011 г.

Тема: Введение в образовательную программу

Работа с бумагой.

Правила складывания оригами.

Базовая форма «Треугольник» и игрушки на её основе.

Изделия: Игрушки «Собачка», «Кошка», «Медвежонок»

Цель:

1. Познакомить детей с основными направлениями работы объединения «Умелые ручки», материалами и оборудованием, необходимыми для занятий. Воспитывать интерес к данному объединению. Заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами.

Задачи:

1. Познакомить с историей искусства оригами.

2. Познакомить с базовой формой «Треугольник». Помочь детям сложить на её основе различные игрушки.

3. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев, воображение, память, мышление, фантазию, художественный вкус.

4. Воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение и экономное использование материала.

Тип занятия: сообщение нового материала

Форма обучения: занятие-игра

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация схем сборки игрушек.

Практические: показ способов изготовления игрушек.

Возраст детей: 8-9 лет.

Материалы и инструменты:

- ксероксная бумага;

- цветная бумага;

- квадраты белой и цветной бумаги;

- простой карандаш, фломастеры;

- клей ПВА;

- кисть для клея;

- ножницы;

- линейка;

- лекала.

Дидактические материалы:

- портрет японского мастера Акиры Йошизавы;

- квадраты большого размера для показа;

- базовая форма «треугольник»;

- образцы игрушек оригами «Собачка», «Кошка», «Медвежонок»;

- схемы изготовления оригами «Собачка», «Кошка», «Медвежонок»;

- плакат (ТБ при работе с ножницами);

- магнитофон и кассеты.

Х
- 2 минуты

- 10 минут

- 25 минут

- 5 минут

- 3 минут
ронометраж учебного занятия:


Организационный момент

Теория (постановка целей и задач)

Практическая работа (описание действий, объяснение)

Выставка работ

Итог работы

План-конспект занятия.

План занятия:

1. Вводная часть. Организационный момент, приветствие, тема занятия.

2. Основная часть. Изготовление игрушек: «Собачка», «Кошка», «Медвежонок»;

3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.


Конспект занятия.


1. Вводная часть.

Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги, гости и дорогие ребята. Я очень рада видеть вас здесь, в нашем Центре детского технического творчества. Меня зовут Улемнова Ирина Владимировна. Я являюсь руководителем объединения «Умелые ручки». В своём объединении мы с ребятами мастерим различные игрушки из бумаги, картона, солёного теста, бисера, выполняем аппликационные и мозаичные работы из бумаги, ткани, крупы, листьев, яичной скорлупы и других материалов. Посмотрите, какие красивые картины, панно, игрушки дети делают своими руками.

(Рассмотреть с детьми выставку игрушек)

Педагог: Ну вот, кажется и всё про меня. А сейчас мне очень хочется узнать, как вас зовут дорогие ребятишки: девчонки и мальчишки. У вас на столах стоят цветочки: не простые, а волшебные. Напишите, пожалуйста, на них свои имена. Так я узнаю, как вас зовут.

(Дети пишут на цветочках свои имена)

Педагог: Ну вот и познакомились. Ребята, к нам на занятие сегодня обещал прийти гость, но почему-то я никого не вижу, вот только на столе лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нём находится. Оказывается, письмо!

(Педагог открывает конверт, читает письмо)

«Дорогие ребята! Мне очень хочется побывать у вас на занятии. Я услышал от друзей, что вы сегодня будете делать новые игрушки. Какие? Хочу знать! Но я заколдован, а помочь меня расколдовать можете вы. Как только отгадаете загадку, я тут же явлюсь к вам.

Ваш гость».

Педагог: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Загадка:

Столяр Джузеппе – сизый нос –

Полено как-то в дом принёс.

Он начал что-то мастерить.

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?

Дети: Это Буратино.

Педагог: Правильно, Буратино.

(На доске появляется рисунок «Буратино»)

Педагог: Буратино очень хочет у вас поучиться трудолюбию. Вы согласны принять его на занятие?

Дети: … отвечают.

Педагог: Ребята, Буратино предлагает нам отправиться в волшебную страну под названием … . Название волшебной страны спрятано в кроссворде. Отгадав загадки, мы с вами выясним, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы и как называется волшебная страна.

Загадки:

  1. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот

Он и режет, и стрижёт.

(Ножницы)


  1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

(Карандаш)


3. Чтобы были руки чистыми,

Чтобы стол не замарать,

И работу не испачкать

Пригодиться вам друзья…

(Тряпочка)


4. Склеить корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу,

А поможет вам, ребята,

Разноцветная …

(Бумага)


5. Я люблю прямоту, я сама прямая

Сделать ровную черту всем я помогаю.

Что-нибудь без меня начертить сумей-ка

Угадайте-ка, друзья, кто же я …

(Линейка)


6. Пишет он, когда диктуют

Он и чертит и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

(Фломастер)


7. И белить, и клеить можно

Ею можно рисовать

Только надо осторожно

Чтоб себя не замарать.

(Кисточка)

(Дети разгадывают кроссворд)

Педагог: Молодцы ребята. Правильно разгадали кроссворд. Волшебная страна называется «Оригами».

Педагог: А сейчас отправляемся в страну «Оригами». Но попасть туда мы сможем только после того, как возьмём волшебный цветок и скажем «Волшебные слова».

Лети, лети, цветок

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Педагог: Вели, чтобы мы перенеслись в страну «Оригами».

(На доке появляется рисунок)

Педагог: Ну вот мы и в волшебной стране. Что же это за страна такая?

Педагог: Когда-то очень-очень давно жил-был лист бумаги. Сделали его вручную китайские мастера, которые никому не рассказывали о секретах его изготовления. Потом бумага из Китая перебралась в Японию, где из небольших квадратных кусочков стали складывать удивительные по своей красоте фигурки: Бабочек, цветы, коробочки … Люди соревновались друг с другом, придумывали всё новые фигурки. Так складывание бумаги превратилось в искусство и стало называться японским словом «оригами».

В переводе с японского ори означает «сложенный», а ками - «бумага», «бог».

Запомнить порядок складывания многих игрушек было трудно. Поэтому старались его записать. Японец Акира Йошизава придумал простые знаки записи операций,принятых в оригами. Благодаря общепринятым схемам и обозначениям оригамистам всего мира стало намного легче общаться, делится опытом и своими моделями.

Оригами складывают из бумажного листа. Бумага при этом может быть как цветной, так и неокрашенной. Плотность бумаги тоже может быть различной: от самой тонкой до плотной.

Педагог: Ребята, ну вот вы и познакомились с волшебной страной «оригами». А сейчас обратите внимание: я принесла вам красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней находится?

Дети: … отвечают.

Педагог: Ребята, хотите узнать какие игрушки лежат в чудесной коробочке?

Дети: … отвечают.

Педагог: Сейчас я достану игрушки и поставлю их на выставочную полочку.

(Педагог выставляет игрушки на полку)

Педагог: Ну вот, теперь, все игрушки стоят и красуются на нашей полочке.

Педагог: Ребята, вам понравились эти забавные игрушки?

Дети: Да

Педагог: А как можно поиграть такими игрушками?

Дети: С этими игрушками можно интересно играть, сделать спектакль или сценку, а можно подарить другу или подруге.

Педагог: Ребята, вы хотите сделать такие игрушки?

Дети: Да.

Педагог: Ну тогда нам просто необходимо отправиться в мастерскую «Умелых ручек». Но попасть туда мы сможем опять с помощью волшебного цветочка. Берём цветочек и говорим волшебные слова:

Лети, лети, цветок

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Педагог: Вели, чтобы мы перенеслись в мастерскую «Умелых ручек».

(На доске появляется рисунок домика-мастерской)

Педагог: Ну вот, мы и в мастерской.


2. Основная часть.

Анализ изделия.

Педагог: Ребята, перед вами образцы игрушек: «Кошка», «Собачка», «Медвежонок».

(Педагог называет и показывает детям каждую игрушку)

Педагог: А теперь давайте расскажем об этих игрушках. Из каких основных частей состоят игрушки?

Дети: Туловище, голова.

Педагог: Молодцы! Ребята, посмотрите на эти игрушки и скажите, что у них общего?

Дети: У них у всех есть туловище, голова, уши, глаза, нос.

Педагог: Хорошо. А чем эти игрушки отличаются друг от друга.

Дети: У них разные по форме головки, ушки.

Педагог: Ребята, обратите внимание, из какого материала сделаны игрушки?

Дети: Из бумаги.

Педагог: Правильно. А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?

Дети: Цветная бумага, клей, ножницы, линейка.

Педагог: Молодцы! Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?

1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.

Педагог: Правильно.


План работы


Педагог: Ребята, изготовить игрушки нам помогут вот такие схемы.

(Педагог показывает на доску, на которой прикреплены схемы изготовления игрушек)

Педагог: Схема помогает понять, из какой геометрической формы и в какой последовательности нужно делать ту или иную фигурку. Каждому из вас я приготовила схемы, по которым вы будете складывать игрушки.

Педагог: В основе любой поделки оригами, изготовленной из квадрата, лежит определенная заготовка – базовая форма. Посмотрите на таблицу.

(Педагог показывает схему)

Педагог: Самая простая базовая форма «треугольник». Собрать её очень просто. Посмотрите, как это делается.

(Педагог показывает и рассказывает, как собрать базовую форму «треугольник»)

Педагог:

1. Берем квадрат и складываем его по диагонали. Получилась базовая форма «треугольник».

Педагог: А сейчас из базовой формы «треугольник» мы с вами сложим игрушку «Кошку».

Педагог: Ребята, работу вы будете выполнять вместе со мной, используя схему сборки игрушки. Игрушка «Кошечка» собирается из 2-х квадратиков: большой квадрат – для туловища, поменьше – для головы.

Педагог: А теперь давайте вместе определим ход нашей работы. Что мы сначала будем делать?

Дети: Туловище.

Педагог: А затем?

Дети: Голову

Педагог: Итак, начинаем складывать туловище кошки.

(Педагог показывает схему изготовления туловища «Кошки»)

Складывание туловища «Кошки»

1. Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник».

2. Загните левый угол так, чтобы точки совместились.

3. Загните правый угол, совместив помеченные точки.

4. Загните по пунктиру передний треугольник вперед вниз, а задний треугольник – назад.

5. туловище кошки готово.

Педагог: А сейчас будем складывать голову «Кошки».

Складывание головы «Кошки»

1. Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник»

2. Положите полученный треугольник широкой стороной к себе. Перегните треугольник пополам, то есть сложите и разверните деталь в первоначальное положение.

3. Правый и левый углы треугольника поднимите вверх и в стороны, начиная отгибать от середины нижней стороны.

4. Загните вниз верхний уголок, чтобы голова игрушки не была остроконечной.

5. Переверните поделку.

6. Голова кошки готова.

Осталось оформить мордочку кошки – нарисуйте ей глаза, нос, усы.

Педагог: Ребята, каких животных можно сделать аналогично кошке?

Дети: Собачку, медвежонка.

Педагог: Что для этого надо изменить?

Дети: Голову.

Педагог: Давайте с вами выясним, как сделать голову собачки. Итак, начинаем складывать голову собачки.

(Педагог показывает схему изготовления головы «Собачка»)

Складывание головы «Собачки»

1. Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник»

2. Положите полученный треугольник широкой стороной от себя – вверх. Перегните треугольник пополам, то есть сложите и разверните деталь в первоначальное положение.

3. Правый и левый углы треугольника опустите вниз и в стороны, начиная отгибать от середины верхний стороны.

4. Загните назад верхний и нижний уголки, чтобы голова игрушки не была остроконечной.

5. Голова собачки готова.

Осталось оформить мордочку собачки – нарисуйте ей глаза, нос, усы.

Складывание головы «Медвежонка»

1. Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник».

2. Положите полученный треугольник широкой стороной к себе. Перегните треугольник пополам, то есть сложите и разверните деталь в первоначальное положение.

3. Правый и левый углы треугольника поднимите вверх и в стороны, начиная отгибать от середины нижней стороны.

4. Закруглите ножницами правые и левые уголки.

5. Загните вниз верхний уголок, чтобы голова игрушки не была остроконечной. Переверните поделку.

6. Голова медвежонка готова.

Осталось оформить мордочку медвежонка – нарисуйте ей глаза, нос.

Педагог Ребята, что ещё осталось сделать?

Дети: Соединить голову с туловищем с помощью клея.

Педагог: Смажьте верхний угол детали туловища и присоедините к нему голову.

Педагог: А как сделать глаза, носы?

Дети: Их надо вырезать с помощью шаблонов и приклеить: лапы к туловищу, а глаза, нос, рот к голове животных.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сконструировать любую из этих игрушек. Напоминаю, что ваши работы должны быть аккуратными. Вам необязательно выполнять поделки такого же цвета, как и образцы. Игрушки могут быть и фиолетовыми, и красными. Для того, чтобы игрушки получились красивыми, я советую выбрать вам яркие и сочные цвета бумаги.

Ребята, будет очень хорошо, если вы проявите свою выдумку и фантазию в оформлении игрушек. Попробуйте в процессе работы не делиться с товарищами своими замыслами. Пусть ваша работа будет не похожа на другие, пусть она будет оригинальной, единственной. Можно использовать все приёмы работы с бумагой для дополнения вашей игрушки. Но будьте внимательны, не загромождайте работу ненужными элементами.


Практическая работа.

Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе.

(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется; рассказывает об искусстве «Оригами»)

В течение долгого времени оригами было храмовым искусством. Изготовление красочных фигур являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую богини милосердия Канон, чтобы задобрить её и попросить покровительства. А монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символическое подношение божеству.

Постепенно искусство оригами утрачивало своё мистическое значение, становясь популярным занятием сначала при дворе японского императора, а затем и в семьях простых японцев.

Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей в августе 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городам Хиросима и Нагасаки.

Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей Хиросимы погибло 80 тысяч. В течение 20 лет от последствий облучения умерло ещё 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой изображены фигурки детей с поднятыми к небу руками.

Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникло поверье о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети искренне верили, что смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, остануться живы.

Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов с бесценным грузом – бумажными журавликами. Сегодня они украшают памятник и являются протестом детей всего мира против войны.

Педагог: Ребята отложите всё в сторону и встаньте из-за столов. Мы не много отдохнём. Буратино хочет с вами поиграть.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Педагог: А сейчас продолжаем работу.


3. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставьте, пожалуйста, свои игрушки на выставочную полочку.

Но прежде, чем вы поставите игрушку на полку, её надо описать. Послушайте мой рассказ-описание, он поможет вам составить такой же свой мини-рассказ.

Это бумажная собачка. Она маленькая, на голове у неё симпатичные глазки, которые словно бусинки улыбаются и сверкают. Брюшко светлое.

(Дети по одному выходят, описывают свою игрушку и ставят на полочку)

Педагог: Ребята, вы все сегодня успешно справились с заданием. Было видно, что эта работа вас очень увлекла. Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!

Педагог: Ребята, о каком японском искусстве вы сегодня узнали?

Дети: Об оригами.

Педагог: Что означает это слово?

Дети: Оригами – «складывание бумаги».

Педагог: Хорошо. А какую базовую форму вы сегодня изучили?

Дети: «Треугольник».

Педагог: А какие игрушки сделали на основе базовой формы «треугольник»?

Дети: Игрушки «Собачку», «Медвежонка».

Педагог: А как вы их складывали?

Дети: По схемам.

Педагог: Ребята, а из чего вы делали игрушки?

Дети: Из квадратов.

Педагог: А какие квадраты вы использовали в работе?

Дети: Разного размера.

Педагог: Молодцы ребята! Все справились с работой.

Педагог: Вам самим понравились ваши игрушки?

Дети: … отвечают.

Педагог: Вам понравилось заниматься конструированием из бумаги?

Дети: … отвечают.

Педагог: Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные игрушки, с которыми вы сможете играть с друзьями или кому-то подарить.

Педагог:

Говорю вам от души:

Результаты ваши хороши!

Многому вы научились,

Активно и дружно трудились!

Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас состоится награждение. Итак, вам всем, ребята, вручается медаль и присваивается звание «Лучший оригамист».

(Педагог вручает детям медали)

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Если вам было интересно на занятии, и вы хотели бы продолжить занятия конструированием из бумаги, то поставьте ваш волшебный цветок на самую верхнюю ступеньку, ведущую к нашей мастерской. Если не очень, то пониже. Если совсем было не интересно, то на самую нижнюю.

Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.

Собачка

Голова Туловище


1

2


Положите полученный треугольник широкой стороной от себя – вверх. Перегните треугольник пополам, то есть сложите и разверните деталь в первоначальное положение.





Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник»









3


4


Правый и левый углы треугольника опустите вниз и в стороны, начиная отгибать от середины верхний стороны.





Загните назад верхний и нижний уголки, чтобы голова игрушки не была остроконечной.





5


Голова собачки готова.


Медвежонок

Голова Туловище


1

2


Положите полученный треугольник широкой стороной к себе. Перегните треугольник пополам, то есть сложите и разверните деталь в первоначальное положение.





Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник».





3


4





Правый и левый углы треугольника поднимите вверх и в стороны, начиная отгибать от середины нижней стороны.



Закруглите ножницами правые и левые уголки.






5

6


Загните вниз верхний уголок, чтобы голова игрушки не была остроконечной. Переверните поделку.



Туловище медвежонка готово


Голова медвежонка готова.

Кошка

Голова Туловище


1

2


Положите полученный треугольник широкой стороной к себе. Перегните треугольник пополам, то есть сложите и разверните деталь в первоначальное положение.





Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник»





3

4


Правый и левый углы треугольника поднимите вверх и в стороны, начиная отгибать от середины нижней стороны.





Загните вниз верхний уголок, чтобы голова игрушки не была остроконечной.




5


6


Переверните поделку.


Голова кошки готова.

Базовая форма «Треугольник»


Сложите квадрат пополам по диагонали. Получилась базовая форма «Треугольник».


Базовая форма «Треугольник».

2

1


Похожие:

Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект занятия «Введение в образовательную программу»
Цель занятия: создать условия для формирования у детей интереса к занятию бисероплетением
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект открытого занятия по теме: «компас. Строение компаса»
Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая...
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconСодержание программы 1-й год обучения (144 часа) I. Введение в образовательную программу (2 ч.) Тема Вводное занятие (2 ч.)
Родная природа, как она служит людям. Тест на знание деревьев, произрастающих в Приморском крае
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект занятия. Тема: конструирование из бумаги «Солдатская пилотка»
Конспект занятия по конструированию «Солдатская пилотка» (подготовительная группа)
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект занятия в средней группе по теме «Дорожка здоровья» (основы безопасности жизнедеятельности)
Учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект фронтального логопедического занятия с детьми с онр в старшей группе доу по теме
Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] 66 Приложения Введение Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции»
Проблема коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией в специальной литературе. 5
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКлассификация образовательных программ
Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определить её вид
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме «Ваши права, дети!»
...
Конспект занятия по теме: «Введение в образовательную программу» iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования
О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница