Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели




Скачать 19.33 Kb.
НазваниеЧтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер19.33 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Цели:

  • формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

  • развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;

  • формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;

  • развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

 Задачи:

  • формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

  • развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формировать умение совместно работать в группе;

  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование:

  • стаканчики с водой, 2 коробки с красками, 6 кисточек;

  • 7 белых полосок с написанными на них свечой словами (радуга);

  • желтый круг (солнце) и 6 полосок-лучей;

  • запись мелодий песен;

  • клей, полоски бумаги (4), слова пословиц (россыпью).

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа, которую вы отгадаете чуть позже. Классный час будет проходить в виде командных соревнований. За выполнение заданий команды будут получать призовые жетоны.

- Названия своих команд вы узнаете, выполнив определённые задания.

Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

2. “Одеваем радугу”.

- Верно! Но наша радуга будет необычной. На полосках восковой свечой я написала слова, вы раскрасите их красками и тогда сможете прочитать эти слова.(показываю на первой полоске и прикрепляю ее). Ваша задача - быстро раскрасить полоски соответствующими красками (только берите немного воды!) и прикрепить их к доске. Кто быстрее и аккуратнее?

  • Дарить

  • Обществу

  • Благородство

  • Радость

  • Общение

  • Талант

  • Азарт

- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

- О чем будем говорить? (о доброте).

- Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.

3. Чтение стихотворения:

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

  • Как вы думаете, что такое доброта?

(на доске: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству)

  • С чем можно сравнить доброту?

  • Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?

  • Становится теплее, правда?

  • А что всех людей согревает? (солнышко)

4.. “Вежливые слова”.

- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами (по 1 строчке - каждой команде):

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)

  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)

  • Когда нас бранят за шалости, говорим …(простите, пожалуйста)

  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

6. Чтение стихов.

- Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

- На сколько вы умеете владеть силой вежливых слов – покажет следующий конкурс. Я даю вам листочек с четверостишием, вам надо выбрать человека, который сможет нам выразительно прочитать.

(по 1 человеку от команды)

- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

- Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

  • Как вы думаете, что такое вежливость?

(Плакат: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться)

7. “Остров пословиц”.

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

- Каждой команде я выдам разбитые на части пословицы. Вам нужно из слов собрать пословицу, наклеить ее на полоску бумаги, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

  1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  2. Доброе слово и железные ворота открывает.

8. Составление фамилий с корнем -добр-.

- Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Есть еще одна пословица “Жизнь дана на добрые дела”. Человек совершает добрые дела в течение всей жизни. А нашим предкам давали фамилии по их делам.

- Ваша задача за 1 минуту подобрать или придумать как можно больше фамилий с корнем – -добр-.

- Эти фамилии может и существуют. А вот фамилии с корнем “-добр-” реальных людей:

  • Добровольский Георгий Тимофеевич (1928 – 1971) – космонавт, Герой Советского Союза, полёт на “Союзе-11”. Погиб при возвращении на Землю.

  • Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – русский литературный критик, публицист. С его публикациями вы познакомитесь в старших классах.

  • Добронравов Николай – современный поэт-песенник.

  • Добрынин Анатолий Федорович (1919- 1990) – в 1962 году посол в США.

  • Добрынин Вячеслав – известный современный композитор.

- И этот список можно продолжать долго.

9. Мыс Культуры. - Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю листочки с записанными ситуациями. Вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы?

 Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой!” “А ты как его зовешь?” - спросила мама. – “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”

(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям “Здравствуйте!”)

10. Обсуждение басни.

- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.

- Послушайте басню и ответьте на вопросы:

  • В чем нравоучительный смысл басни?

  • Чему она учит?

“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.

(Вывод: не делай зла, будь добрым)

10. Комплименты.

- Давайте говорить друг другу комплименты.

Ребята встают друг против друга и, глядя друг другу в глаза, говорят комплименты.

11. Заключение.

- Я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо с вами работать.

12. Подведение итогов классного часа

Учимся быть терпимыми (толерантность)

 

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов

Ход беседы

 

1. Вступительное слово учителя.

У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

 

2. Работа в группе.

У ч и т е л ь. Придумайте символ толерантности.

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:

        Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

        Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

        Не делай другому того, от чего больно тебе.

        В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

        Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

        Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

        Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

        Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

 

3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность».

    Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

 

4. Ток шоу «Точка зрения».

Учитель выбирает из класса 2 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся – зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе».

Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:

1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников.

2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.

Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы — поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участники конце игры делают выводы о том, что они увидели.

– Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

– К каким результатам приводят конфликты?

Доска:

Три результата конфликта

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

 

 

Правила управления конфликтом:

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

План разрешения споров:

1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»

2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

 

6. Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 – в школьной библиотеке:

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 4 – в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 – на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 – в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

Группа 6 – в столовой:

Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

Кто бы хотел зачитать свои примеры?

Что должно включать в себя письменное соглашение?

 

7. Подведение итогов;

– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.

– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.

  1   2   3   4

Похожие:

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconКогда – то сказал, что «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»
Добрый день! Наша встреча посвящена вопросу «Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?»
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconЗелёная книга
Что счастье – это обещанный или утраченный рай. Путь к нему – свобода. Тот, кто в чем-то нуждается, несвободен, он – раб своей потребности....
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconДля успеха не надо быть умнее других, надо просто быть
Учитель иностранного языка моу «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды»
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconТема: «надо жить, надо любить, надо верить» (Л. Н. Толстой) (усвоение содержания II тома романа «война и мир») Цели
Цели: показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить...
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconНадо ли быть рабой любви?
Норвуд Робин. Надо ли быть рабой любви?/ Пер с англ. М.: "Мирт", 1994. 448 с. Серия "Путь к успеху = Путь к счастью"
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconСценарий праздника в начальной школе, посвященный Дню матери
Нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшняя встреча доставила вам радость, оторвав хоть ненадолго от повседневных забот, чтобы вы почувствовали,...
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconСценарий праздника в начальной школе, посвященный
Разрешите поздравить Вас снежным семейным праздником, Днем Матери! Нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшняя встреча доставила вам...
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconТриз в рисовании и ознакомлении с окружающим
Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к...
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconСценарий утренника, посвященного празднику «Дню Матери»
Добрый день, дорогие мамы, здравствуйте, милые женщины! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём Матери. Нам бы...
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть Цели iconЛ. Н. Толстой Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает
Язык надо держать в чистоте, не то, чтобы он был однообразен, а напротив чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница