ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» | I. Общие сведения | Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | Соловьёва Валентина Евгеньевна | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области 456120 (индекс), Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Советская, 22. Телефон: (8-35147) 2-57-50. E-mail: Yuruzan2@yandex.ru | Учитель изобразительного искусства, черчения, МХК | 36 лет | II. Сущностные характеристики опыта* | 1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного | 2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | Противоречия: -между традиционным подходом к обучению изобразительного искусства и возможностями информационных технологий и интерактивных средств обучения. Повышенный интерес к предметам искусства, как средство развития личности школьника. Создание условий для комплексного воздействия различных видов искусств на духовный мир обучающегося. | 3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного процесса и др.) | Интеграция основного и дополнительного образования, позволяющая развивать многосторонние аспекты личности. Развивающее обучение с использованием НОУ-технологии, информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности учащихся. Реализация концентрической модели обучения изобразительному искусству, основанной на преемственности ступеней обучения, согласно образовательным стандартам. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. | 4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Анализ и корректировка учебных программ по изобразительному искусству для обучающихся I и II ступеней общеобразовательных школ. Организация образовательного процесса формирования у обучающихся опыта самостоятельного творческого решения возникающих в жизни проблем; развитие способностей ребенка в творческой деятельности, в выборе образа жизни, нравственного поведения в окружающей среде. | 5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Наличие наглядных средств и методических ресурсов, АРМ учителя, ЦОРов. Высокий уровень подготовки учителя в области методики преподавания предметов образовательной области «Искусство». | 6. Результат изменений | Повышение учебной мотивации, интересе к изучению ИЗО и МХК, высокий уровень развития эстетической культуры, духовного мира школьников. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности. Учащиеся являются победителями и призерами городских, районных и областных конкурсов, научно-исследовательских конференций. | 7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | 1. Русские свадебные обряды горно-лесной зоны Южного Урала //Сборник научных статей «Этнография и фольклор народов Южного Урала: Русская свадьба. Челябинск, изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2006г.// 2. Выступление в ЧИДППО на конференции учителей ИЗО, обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном уровне по теме «Организация НОУ по изобразительному искусству и этнографии в школе». | III. Описание инновационного опыта учителя** | Разработанные недавно единые учебные стандарты для общеобразовательных школ рассчитаны в связи со спецификой предметов изобразительное искусство, мировая художественная культура не только на краткосрочный, сиюминутный эффект, но и на отдалённый результат личностного становления и созревания. Я считаю, что формирование ключевых компетенций на базе изучения «Изобразительного искусства», «Мировой художественной культуры» связано с освоением реального социально-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе и виртуальном пространстве мирового культурного наследия. Современные стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны, с одной стороны, а с другой стороны, дают возможность по достоинству оценить местные художественные и культурные традиции. Именно с этих позиций я подхожу к формированию художественно-изобразительных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего, это: - приобщение к высшим ценностям, эстетическим, этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах; - осознание ценности национальной культуры; - приобретение личного опыта в отношении основных ценностных установок; - критическая оценка «внушающей силе искусства» в массовой культуре, рекламе, СМИ. Я стараюсь формировать компетенции, связанные с выбором путей и форм собственного художественного творчества (Школа искусства, НОУ и др.), выбором направлений собственного культурного развития, организации личного досуга. На базе предметов «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» приоритетные компетенции в комплексе станут основой для гражданского и духовного становления личности учащихся, их творческого развития, а также социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Также я считаю, на основе вариативной части школьного компонента вполне уместным проведение элективных и факультативных курсов, участие школьников в научно-исследовательской работе по названным выше предметам, которые позволят включать в работу оригинальный материал, выходящий за рамки учебной программы. Важно также обеспечить тесную взаимосвязь различных способов, форм учебной деятельности в ходе изучения учебных предметов по искусству. Так, художественно-творческая деятельность и проектно-исследовательская будут представлять собой синтез учебно-познавательного, игрового и творческого процесса. При этом данные виды деятельности должны быть ориентированы на развитие интереса у школьников к творческой работе (презентации, эссе, рефераты, рецензии, публичные выступления, выполнение изделий собственными руками), формируя устойчивую мотивацию учащихся к самостоятельному поиску, анализу своей работы, защите проекта. Это позволит активизировать личностную позицию учащихся, определить пути своего культурного развития и профессионального самоопределения. |
IV. Экспертное заключение
| Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Опыт учителя рекомендуется для распространения на муниципальном и региональном уровнях. | Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Неретина Лидия Васильевна преподаватель кафедры теории художественного образования (факультет ИЗО и дизайна) МаГУ, кандидат педагогических наук, профессор т.89193430613 8(3519)359532 e-mail:iso@musu.ru 455000 г. Магнитогорск, пр. Ленина 114, |
V. Информационные характеристики опыта | Характеристики инновационного опыта | Обучение, воспитание, дополнительное образование | 1. Ценности и ценностные ориентации | Эстетическая культура, художественный вкус, творческое воображение, чувство понимания прекрасного. Духовный мир школьников. | 2. Цели и задачи | Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. | 3. Управление образованием (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) | | 4. Содержание образования | Образовательные стандарты по предмету, комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Национально-региональный компонент. | 5. Технологии, в том числе ИКТ | Технология развивающего обучения, ИКТ, НОУ–технология. | 6. Средства | УМК, АРМ, фонд школьной библиотеки, ЦОРы, «Встреча с личностью»: Мастером, Художником, Автором. Проведение персональной выставки юного автора. | 7. Методы | Научно-исследовательские, поисковые. | 8. Организационные формы | Классно-урочное, индивидуальное, групповое обучение. Интерактивные формы работы. | 9. Образовательная среда | Базовое образование, школьный компонент, дополнительное образование. | 10. Информационно-методическая среда | Семинары, педсоветы, методические объединения, научно-практические конференции, мастер-классы. | 11. Информационные ресурсы | Интернет-ресурсы, учебно-методический комплекс, ЦОРы, СМИ. | 12.Организационные ресурсы | Возможность создания профильных классов. | 13. Мотивационные ресурсы | Гранты. Саморазвитие и самореализация. Конкурсы профессионального мастерства. Творческие выставки. | 14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) | Владение учителем знаниями и навыками в области информационных технологий, технологий развивающего обучения, НОУ-технологии. Профессиональное мастерство, компетентность. | 15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так для учителей) | Достижения педагогической науки и техники, современные образовательные технологии. | 16. Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так для учителей) | АРМ учителя, специализированный учебный кабинет, Медиатека. | 17. Нормативно-правовые ресурсы (для характерис-тики инноваций, реализу-емых в ОУ) | |
|