Классификация образовательных программ




НазваниеКлассификация образовательных программ
Дата04.02.2016
Размер7.02 Kb.
ТипДокументы
Классификация образовательных программ


Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определить её вид.

Наиболее распространена в дополнительном образовании классификация, которая подразделяет образовательные программы на следующие виды:

- типовые (примерные);

- модифицированные (адаптированные);

- экспериментальные;

- авторские.


Типовая (примерная) программа должна в обязательном порядке утверждаться государственным органом управления образованием и рекомендоваться в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности.

До 1992 года типовые программы для внешкольных учреждений утверждались Министреством просвещения РФ, были рассчитаны на получение строго фиксированного результата (комплекса ЗУН), предполагали использование традиционных форм контроля и оценки (зачёты, экзамены и др.)

В настоящее время с введением принципа вариативности в доп.образовании, расширением рамок свободы творчества педагогов, понятие «типовая программа» может рассматриваться как отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы).

Н.В.Клёнова и Л.Н.Буйлова выделяют следующие требования к типовым примерным) программам:

- программа устанавливает базовый образовательный минимум по конкретному направлению деятельности в рамках той или иной направленности (от этого минимума и следует отталкиваться педагогам при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать, но не опускаться ниже его при отборе содержания программы);

- программа должна быть технологична в аспекте реализации (то есть должна включать пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без предварительной доработки, модификации).

Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа. В её основу положена типовая (примерная) либо авторская программа. Модифицированной её делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей и т.п. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например, отчётные концерты, выставки, выступления на НПК и т.д. Внесённые коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе или неудовлетворенности педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения. Вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. По мере апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.


Авторская программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной, полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной, но обязательно требует документального доказательства новизны и авторства. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам авторских программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий авторский характер программы.


По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности можно выделить следующие виды программ:


Комплексные – представляют собой определённое соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся следующие:

  1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественных, спортивных, музыкальных) либо групп развития дошкольников, существующих сегодня при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

  2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-то деятельности или профессии.

  3. Программы творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих при этом по разным образовательным направлениям.

Интегрированные программы объединяют отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки глубины содержания. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав какое-либо основание для этого, а затем составить карту-схему, в рамках которой компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Сами модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача в такой программе – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учётом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки их физического состояния и т.п.

Похожие:

Классификация образовательных программ iconАктуальные вопросы профессиональной деятельности для старших воспитателей доу
Система преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети...
Классификация образовательных программ iconГодовой план на 2012-2013 учебный год Принят
Оказание методической помощи в реализации образовательных программ и дополнительных образовательных услуг
Классификация образовательных программ iconПрограммами» На тему: «классификация клиентов / заказчиков программ и проектов»
Прежде чем рассматривать вопрос о заказчиках в проекте / программе, примем за основу следующие определения
Классификация образовательных программ iconПриказ 08. 10. 2012г. № О-368/1 Об утверждении дополнительных образовательных программ на 2012-2013 учебный год
Педагогического совета №12 от 30. 08. 2012г, Закона об образовании рф, ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственных...
Классификация образовательных программ iconПоложение о муниципальном конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей
Муниципальный конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей (далее конкурс) проводится в целях обновления...
Классификация образовательных программ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв5 Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм образования Факультет
Кв5 Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм образования
Классификация образовательных программ iconПрограмма междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 222000. 68 «Инноватика»
Классификация инноваций Цели организации, их характеристика, классификация, разработка
Классификация образовательных программ iconСтоимость обучения при реализации образовательных программ высшего образования по дневной форме получения образования для студентов 1-5 курсов в 2012/2013 учебном году
Стоимость обучения при реализации образовательных программ высшего образования по дневной форме
Классификация образовательных программ iconРекомендации по представлению на конкурсный отбор дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации инженерных кадров
России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений...
Классификация образовательных программ iconРабочая программа по физике 11 класс
В. А. Орлов. М.: Дрофа,2008) и авторской программы Г. Я. Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница