Скачать 20.53 Kb.
|
О новой концепции Дворца. Публикуется по: Леонтович А.В., Соболев В.Е., Коротун С.Н., Алешина М.С., Костьева С.М., Бобров А.В., Скворцов В.Р., Кленова Н.В. Комплексная целевая программа «Становление Дворца как головного учреждения образования свободного выбора» (проект). М., МГДД(Ю)Т, 2011. ISBN 975-5-8094-0057-2. Основные концептуальные направления проработки программы развития Дворца Цель Дворца – создание исключительных условий (психолого-педагогических, материально-технических и др.) для творческого опережающего развития детей и молодежи. Превращение Дворца головное учреждение образования свободного выбора, краеугольный фактор московской образовательной политики, задающий образец московского стандарта качества образования; один из самых ресурно оснащенных и узнаваемых московских социальных институтов. Под образованием свободного выбора понимается такое образование, которое обеспечивает человеку индивидуальную траекторию творческого личностного развития, получение знаний, навыков, приобретение компетентностей, обеспечивающих ему свободу в постановке и достижении целей в соответствии со своими запросами, притязаниями и склонностями. Главным средством движения к цели является запуск действенных механизмов обновления работы Дворца в материально-технической, программно-методической, кадровой сферах; основанных на заинтересованности населения, предприятий и организаций, всех социальных институтов во взаимовыгодном сотрудничестве с Дворцом. Эта задача может быть решена путем (факторы привлекательности Дворца):
Действенные механизмы достижения поставленных задач (направления модернизации Дворца):
1. Актуальные направления расширения тематики образовательной деятельности Дворца Дворец должен занимать авангардные позиции в развитии новых, наиболее востребованных направлений образования; тех, которые только начинают появляться или прогнозируются в общественной практике. Ежегодный анализ тенденций, перспективных и вновь появляющихся профессий, динамики предпочтений молодежи является основой формирования предметно-тематического поля образования во Дворце. В свободном образовании, постепенно приходящем на смену дополнительному, лидером в становлении которого является Дворец, необходимо развитие пилотных направлений проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества, соответствующих наиболее перспективным направлениям развития современной науки и техники; новых популярных видов искусства, современных способов и форм социализации и жизни в обществе; новых, нередко выглядящих экзотическими, видов спорта и т. д. Предоставление всесторонних возможностей для самостоятельной деятельности в таких областях мотивирует детей к творческим увлечениям, а затем продолжению образования в этих сферах; впоследствии создает кадровую основу для опережающего развития таких направлений в нашей стране и ее конкурентоспособности на мировой арене. Образование в этих областях должно быть построено в тесном сотрудничестве (и на материально-технической базе) с ведущими профильными научными учреждениями и производственными предприятиями, с организацией широкого перечня практических работ школьников на современном оборудовании (в т. ч. организация детско-взрослых производств); учреждениями культуры, общественными организациями и т. д. Примерный перечень наиболее актуальных направлений в свободном образовании. Научно-практическое образование. Биоинформатика, биотехнология, биоинженерия Геология, минералогия, геологоразведка Материаловедение, нанотехнологии Техническое моделирование, конструирование Экология и устойчивое развитие Энергосбережение, рациональное природопользование Информационные технологии, программирование Фармакология и медицина Космическое моделирование, разработка наноспутников Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика Архитектурный дизайн, проектирование и дизайн интерьеров Искусство 3D Мультимедиа-арт Компьютерная графика, дизайн, граффити Промышленный дизайн Школа народных ремесел Киноискусство, видео Запись музыкальных произведений Использование искусства для укрепления здоровья (куклотерапия и др.) Цирковое искусство Актуальные направления социокультурной деятельности. Историческая реконструкция Детское экскурсионное бюро Промыслы народов России Национальные дворики Парк скульптуры Интерактивный музей Культура жизни в виртуальном мире Проекты в социальных сетях Детское социальное проектирование (школьное лесничество, шефство над территорией и т. д.) Волонтерство Международный туризм Развитие актуальных, молодежно-ориентированных видов спорта. Олимпийские виды спорта Аджилити Спортивная рыбалка Спортивное ориентирование Картинг Игровые виды спорта Городки Национальные игры Парусный спорт Школа выживания Единоборства Военно-технические и военно-прикладные виды спорта Экстремальные виды спорта Картинг Предпрофессиональная подготовка для современной рыночной экономики и жизни (школы социальных профессий). Юный фермер (сельское хозяйство) Юный предприниматель, молодежная фирма Гувернеры Школа социальных профессий Технология тренингов (компетентностные, ролевые, психологические, командообразующие, общения и др. Презентации, газеты, электронная журналистика, Полиграфия, макетирование Подготовка призывников с ВУС Сайтостроение Создание компьютерных игр Современный конферанс Менеджмент в современном искусстве Программы для родителей. Танцы, аэробика Методики занятий родителей с детьми «вместе с мамой» Мастерю «вместе с папой» Организация продуктивного семейного досуга. Семья и традиция. Йога Подготовка на сдачу сертификатов Домашнее рукоделие Обучение языкам Батик Фитнес, тренажерный зал Фитодизайн Плавание Клубы по интересам Основы использования компьютеров «для бабушек» 2. Модель интеграции Дворца в городскую социально-отраслевую структуру как лидера образовательной политики Главным направлением модернизации Дворца должно стать создание работающих механизмов обновления, отвечающих запросам общества и государства на эффективное образование детей и молодежи. Результатом должна стать эффективная интеграции деятельности Дворца в городскую социально-отраслевую структуру как лидера образовательной политики. Это предполагает согласование интересов и координацию содержательной кооперации следующих субъектов московского социума:
Дворец (его тематические подразделения) должны стать площадкой для согласования обозначенных интересов. Таким образом возникает заинтересованность в сотрудничестве с Дворцом у перечисленных сторон, поскольку его коллектив профессионально удовлетворяет их потребности по обеспечению человеческими ресурсами основной деятельности. Дворец становится главным организатором модели востребованных со стороны организаций и населения форм образовательной деятельности, главным «распорядителем кредитов» и «держателем акций» этой совместной работы. Результатом становится создание «авторской академии», или отраслевой образовательной академии (школы, лаборатории, мастерской и т. д.), устойчиво функционирующей в структуре Дворца, интегрирующей ресурсы разных организаций и эффективно удовлетворяющей запросы всех участников. Этапы создания авторской академии:
При это Центр (отдел) Дворца реализует следующие функции:
При этом в каждом подразделении Дворца сохраняется сеть групп, дающих качественное образование всем желающим; таким образом удовлетворяется потребность детей и молодежи в доступном качественном образовании. Эта сеть является основанием «пирамиды» эксклюзивного образования, выходящего на допрофессиональную подготовку наиболее талантливых учащихся. Подобные модели могут быть реализованы по всем направлениям деятельности Дворца (в области научно-практического образования, социокультурной деятельности, физкультуры и спорта, художественного творчества и искусства и т. д.), задавая образец качества образовательной деятельности, обеспечивая ее широкую общественную известность; позволяет привлечь к образовательной деятельности Дворца и возложить ответственность за ее содержательное развитие наиболее известных современников. Это обеспечивает доминирующие позиции Дворца в области социально востребованного образования, содержания социокультурной деятельности и досуга молодых москвичей; задает вектор развития образования в целом. В настоящее время основы для таких моделей имеются в ряде структурных подразделений Дворца, в течение 2 лет возможно создание 30-40 устойчиво функционирующих структур в различных областях науки, искусства, спорта. 3. Основные направления использования и развития территории, помещений и тематического потенциала Дворца. Дворец, как ведущий социально-образательный институт Москвы, выполняет следующие четыре группы социальных функций, которые удовлетворяют запросы различных групп учащихся, родителей, специалистов различных отраслей городского хозяйства и т. д.: Познавательно-эвристическая – реализация широкого спектра образовательных программ разного уровня, направленности, продолжительности, результативности. Создание возможностей для личностного развития в когнитивно-креативной сфере. Удовлетворяет потребности учащихся школ и учебных групп, студентов, родителей. Культурно-просветительская – реализация социокультурных программ, проектов и массовых мероприятий; создает возможности дли широких комуникативно-творческих контактов молодежи и взрослого населения на основе разнообразных культурных традиций и форм деятельности. Удовлетворяет потребности учащихся школ и учебных групп, творческих детских коллективов, неформальных групп и организаций детей, студентов, родителей, разных слоев населения). Спортивно-оздоровительная, рекреационная - реализация физкультурно-оздоровительных программ и проектов, спортивных и рекреационных мероприятий с возможностью выхода на спорт высших достижений; использование территории Дворца для мероприятий программ развивающего досуга. Удовлетворяет потребности учащихся школ и учебных групп, спортивных детских коллективов, неформальных групп и организаций детей, студентов, родителей, разных слоев населения). Организационно-методическая – координация деятельности различных образовательных и социальных институтов и отдельных специалистов на территории Москвы и страны, их методическое сопровождение. Удовлетворяет потребности педагогов, учителей, специалистов образования, культуры, спорта; педагогических коллективов образовательных учреждений, родителей, руководителей детских общественных организаций). 4. Дворец как городской организационно- методический центр Дворец выступает как городской организационно-методический центр по развитию программно-методического сопровождения образовательной и культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей города Москвы по направлениям:
|