Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей




НазваниеРазвитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер20.1 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


СЕМЕНОВА Елена Геннадьевна


Развитие социальной активности подростков

в учреждении дополнительного образования детей


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Челябинск – 2010



Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Литвак Римма Алексеевна.


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Третьякова Татьяна Николаевна,


кандидат педагогических наук, доцент

Болотова Мария Ивановна.



Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет».




Защита состоится 21 октября 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета: http:// www.susu.ac.ru


Автореферат разослан 20 сентября 2010 года.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент





Н.Ю. Кийкова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность исследования. В настоящее время образование рассматривается не только как средство выполнения заказа государства на подготовку профессионального, трудового ресурса, но и как фактор прогрессивного развития человеческого общества. Приоритет воспитания заключается в управляемости этого процесса становления и развития личности, обусловлен особенностями современного этапа развития российского государства, кризиса сложившийся системы, поиска путей, средств, становления новой системы общественно-государственного устройства. В связи с этим современное общество заинтересовано в воспитании социально-активных граждан, т.к. развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания.

Социальный заказ системе дополнительного образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании», национальной доктриной «НАША НОВАЯ ШКОЛА», «Национальной доктриной образования в России на период до 2025 г.», ориентирует учреждения дополнительного образования детей на обеспечение и развитие социальных качеств воспитанников.

Из многообразия существующих видов деятельности в условиях дополнительного образования детей самой оптимальной для развития личности является социокультурная деятельность. В социокультурной деятельности осуществляется передача культурного опыта, формирование социальных норм отношений, ориентация на общечеловеческие ценности. Дополнительное образование, как часть социокультурного пространства, способствует социализации детей и подростков, путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике.

Однако в последние годы наблюдается усиление образовательных акцентов и ослабление воспитательных функций в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования на первое место ставят поддержку ребенка в его личностном росте, развитие творческой и познавательной активности в профессионально ориентированной основной образовательной деятельности учреждения. В настоящее время система дополнительного образования находится на этапе становления основы формирования современного воспитательного пространства-среды позитивного индивидуального и активного развития личности. В то же время, основным и главным процессом включения индивида в общество, является социализация, в ходе которого ребенок овладевает определенной социальной ролью или несколькими ролями, находит свое место в обществе, свои возможности для самореализации, Характерной чертой подростков по сравнению с другими слоями общества является завершенность первичной социализации только в конце жизни. Этой группе свойственно крайняя неустойчивость интересов, большая зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт.

Усложняет проблему слабо развитая в стране деятельность детских и юношеских общественных организаций и объединений, способствующих формированию активной жизненной позиции ребенка. Все это вносит определенные трудности в деятельность педагогов, направленную на развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы по данной проблеме исследования показывает, что в настоящее время относительно разработанной является проблема формирования и развития личности ( Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский,
И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. С. Лурия, В. А. Петровский С. Л. Рубинштейн и др). Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах П.П. Блонского, И.П. Иванова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского,
В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, К. Д. Ушинского и др.; воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования изучали В. В. Белов,
О. И. Грекова, М. Б. Коваль и др.; вопросы социализации и самореализации личности в учреждениях дополнительного образования нашли отражение в трудах А. И. Болдырева, Н. Г. Крылова В. В. Макашина, Т. Н. Третьяковой,
Н. А. Соколовой, А. И. Щетинского, Е. В. Штейнберга и др.

В качестве составляющей процесса формирования личности, в ходе которого образуются основные личностные качества, проявляющиеся в социокультурной деятельности, регулируемой целевой структурой общества, педагогическая культура изучалась зарубежными учеными Т. Парсонс,
Дж. Г. Мид, И. Гофман, Р. Тернер, И. Таллмен, Н. Смелзмер,
У. Бронфенбреннер и др.. Возрастные особенности подростков раскрыты в работах Л. И. Божович, А. А. Катаевой-Венгер, И. С. Кона, Д. И. Фельдштейна и др.

А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, Б. А. Трегубов, Б. А. Титов рассматривали досуг как сферу деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивая реализацию способностей, духовно-нравственного развития личности, и вследствие этого имеет особую значимость для подростков.

Механизмы развития социальной активности, условия эффективности организации данного процесса определяются педагогами Л. В.Байбородовой,
А. В. Волоховым, Б. З. Вульфовым, М. А. Емельяновой, Л. Ю. Кругловой,
А. В. Мудриком, М. И. Рожковым, И. И. Фришман и др.

Важность педагогической организации свободного времени в жизни подростков, в процессе их развития подчеркивали С. Н. Иконников,
А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. Я. Суртаев, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др.

Неотъемлемой составляющей теоретико-методологического фундамента данной диссертации являются педагогические положения концепции социально-культурной деятельности, разрабатываемые такими учеными как
М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Б. А. Титов, Т. Г. Бортникова, Н. Д. Булатова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. И. Костяев, В. В. Леденев,
Н. Ю. Максимова, Ю. Е. Окунева, Э. И. Петрова, Ю. А. Стрельцов, А. А. Сукало, Н. Н. Ярошенко и др.

Исследования теории и практики развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей позволило выявить следующие основные противоречия:

– между потребностью общества в личности, обладающей социальной активностью и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике;

– между необходимостью организации социокультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, направленной на развитие социальной активности подростков и не разработанностью целевых программ по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования детей;

– потребностью практики в научно-методическом обеспечении развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей и слабой разработанностью данной проблемы в педагогической науке.

Все это в значительной степени актуальцирует настоящее исследование, определена проблема – как использовать потенциал учреждения дополнительного образования для развития социальной активности подростков?

Таким образом, поиск возможных путей разрешения данных противоречий, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы и определили выбор темы исследования: «Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Объект исследования: система деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования: научно-методическое обеспечение процесса развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: развитие социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования детей представляет собой целенаправленный процесс, мы полагаем, что этот процесс будет более успешным, если:


– в качестве методологической основы решения проблемы будут использованы системный, личностно-ориентированный, культурологический, деятельностный, аксиологический подходы. Первый подход позволяет определить значение социальной активности в структуре дополнительного образования. Второй – является основополагающим при определении содержания учреждений дополнительного образования детей. Третий, четвертый, пятый являются ведущими при разработке модели развития социальной активности подростков.

– разработанная модель развития социальной активности подростков отражает взаимосвязь подструктурных блоков – целевого, процессуального, функционального, оценочно-рефлексивного, а ее реализация будет осуществляться на основании выделенных принципов с учетом особенностей системы дополнительного образования детей.

– эффективное функционирование модели будет определяться комплексом педагогических условий: 1) включение подростков в социокультурное воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей; 2) разработка и реализация программы «Развитие социальной активности подростков»; 3) формирование направленности подростков на самопознание, самореализацию и самосовершенствование в социокультурной деятельности.

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы изучить степень разработанности проблемы и обосновать содержание всей совокупности понятий, составляющих понятийно - терминологический аппарат исследуемой проблемы.

  2. Обосновать взаимосвязь и содержание структурных блоков модели развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

  3. Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий: а) включение подростков в социокультурное воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей; б) разработка и реализация программы «Развитие социальной активности подростков»; в) формирование направленности подростков на самопознание, самореализацию и самосовершенствование в социокультурной деятельности.

  4. Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретико-методологической основой исследования являлись:

– идеи о деятельностной природе развития личности (К. Н. Вентцель,
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн,
Д. Б. Эльконин);

– личностно-ориентированный подход ( Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя,
С. В. Панюкова, И. С. Якиманская и др.);

– культурологический подход ( А. И. Арнольдов, В. С. Библер, Э. К. Гусейнов, Б. С. Гершунский, Л. Н. Коган, Т. Г. Киселева, и др);

– аксиологический подход (А. И. Титаренко, А. Г. Здравомыслов, М. Коул, А. В. Кирьякова, В. П. Тугаринов, М. С. Каган и др.);

– теории отечественных и зарубежных исследователей, в которых анализируются различные аспекты процесса социальной активности личности (Л. П. Буева, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Дж. Г. Мид, А. В. Мудрик и др);

– теории формирования всесторонне развитой личности (П. П. Блонский,
Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский,
С. Т. Шацкий);

– личностно-деятельностный принцип (Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер,
В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др).

Нормативно-правовой базой исследования является Закон РФ «Об образовании», стратегия развития России до 2020 г., «Национальная доктрина образования в России на период 2025 г.», национальная образовательная доктрина «НАША НОВАЯ ШКОЛА» и др.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы: а) логико-исторический анализ использовался для прогрессивных тенденций развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования; б) теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; в) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения терминологического поля проблемы; г) системный подход послужил основой для целостного рассмотрения проблемы; д) моделирование использовалось для построения модели развития социальной активности подростков и определения педагогических условий ее эффективного функционирования.

Эмпирические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области образования; б) выявление особенностей социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей; в) организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по определению уровня развития социальной активности подростков; г) проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по развитию социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей; д) организация опытно-экспериментальной работы по апробации модели и проверки действенности выделенного комплекса педагогических условий в рамках рассматриваемого развития; е) наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки; ж) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми (320 чел.) и педагогами (42 чел.) муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Пуровский Дом детского творчества» г. Тарко-Сале, «Дом детского творчества» п. Пурпе, «Уренгойский Дом детского творчества» Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Исследование включало в себя три этапа:

На первом этапе (2005-2006 гг.) был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи; дано методологическое обоснование, сформулирована рабочая гипотеза, изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено реальное состояние рассматриваемой проблемы; выявлены сущность и содержание понятия «развитие социальной активности подростков», позволившие обозначить комплекс педагогических условий для обеспечения развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей. На данном этапе были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы; определение особенностей системы деятельности учреждений дополнительного образования детей.

На втором этапе (2006-2008 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, осуществлялось оформление первой главы диссертационного исследования, разрабатывалась целевая программа «Развитие социальной активности подростков»; определялось содержание и методика внедрения программы. При этом использовалась совокупность методов: моделирование, наблюдение, анкетирование, ранжирование, тестирование, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.

На третьем этапе исследования (2008-2010 гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы с использованием методов математической статистически. Разрабатывались и внедрялись методические рекомендации по развитию социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей. На данном этапе применялись исследовательские методы: качественный и количественный анализ полученных данных, осмысление, обобщение, систематизация и описание результатов, метод математической статистики, завершено оформление диссертационного следования.

Научная новизна исследования заключается в разработке целостного процесса развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей и проявляется в следующем:

– уточнены понятия «социальная активность подростка», «социокультурная деятельность», раскрыто содержание и определена структура социальной активности подростков в условиях дополнительного образования;

– на основе системного, личностно-ориентированного, культурологического, деятельностного, аксиологического подходов разработана и апробирована структурно-функциональная модель развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей, включающая взаимосвязанные блоки: целевой, процессуальный, функциональный, организационный и оценочно-рефлексивный;

– определен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

– разработано научно-методическое обеспечение данного процесса, включающее методику реализации комплекса педагогических условий, программу «Развитие социальной активности подростков».
  1   2   3   4

Похожие:

Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconОбразовательная программа содействия социальной адаптации подростков группы соцриска «Альтернатива» для подростков в возрасте от 12 до 19 лет
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconРазвитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей

Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей icon«Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconПостановление от 28 февраля 2012 года n 171 о плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Особствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, воспитанию технически грамотных...
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconСеминар-тренинг креативности: развитие творческих способностей
Семинар проводится с целью обучения специалистов системы дополнительного образования практическим приемам и техникам развития творческих...
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconПриказ Минобрнауки от 26. 06. 2012 г. N 504 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного...
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconКонцепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи воронежской области (на 2012-2015 г г.) Содержание
А. В. Мудрик), педагогически регулируемой и целенаправленной на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством...
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconОб утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Развитие социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей iconСовременные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей
И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? На эти и другие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница