Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце»




Скачать 18.29 Kb.
НазваниеПрограмма по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18.29 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Согласовано Утверждаю

зам. директора по ВР

________ З.П.Дудкина Директор _________ Л.О.Ландарь


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «АСТРАХАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ИМЕНИ С.И.ЗДОРОВЦЕВА ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ VII ВИДА»




Авторизованная программа


по декоративно - прикладному творчеству

«Зорко одно лишь сердце».




Автор: Бойко Е. В.

педагог дополнительного образования

руководитель творческого объединения

«От скуки бери дело в руки».


г. Астрахань 2010г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детское сердце чутко к призыву

творить красоту…

Важно только, чтобы за

призывами следовал труд».

Б.Н.Сухомлинский




«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент-Экзюпери


Мы в ответе за тех, кого приручили. С французского: Tit deviens responsable pour tpujows.de се que tit as apprivoise. Буквально: Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил.

«— Люди забыли эту истину, — сказал Лис. — Но ты не должен ее забывать». Мы все должны помнить об этом ведь с этого начинается любовь и забота обо всём живом, и так появляются друзья.

«Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня», — и поясняет: «Приручить — означает привязать к себе... Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Для тебя я всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете».

«Приручить» на языке Сент-Экзюпери значит сильно привязаться к кому-то, испытывать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу. Но вместе с тем это означает расширить рамки своего мира, увидеть и почувствовать то, что прежде было недоступно.

Когда мы кого-то приручили, Мы чувствуем себя сразу богатыми — столько новых впечатлений и переживаний! — потому что все, решительно все вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе и является «подарком сердца».


Основной целью программы «Зорко одно лишь сердце» является развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.

У меня есть друг! Как это замечательно. Кто из нас не мечтает иметь настоящего друга, которому можно доверять как самому себе. Но дружба ещё и большая ответственность, умение работать над собой подстраивая свои интересы общим целям. А этому надо учиться. Самые верные друзья - животные верные, преданные. Общение с ними - это праздник, это радость и ожидание чуда! Что ещё может быть плодотворней, чем тема посвящённая братьям нашим меньшим для развития творческого потенциала детей их фантазии и воображения, способности видеть прекрасное и ценить каждый миг общения с другом.


Ранняя профориентация происходит в дополнительном образовании, оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. Воспитанникам интернатов, оторванных от реальной жизни, имеющих душевные раны, а зачастую физические и умственные отклонения, и асоциальное поведение особенно важно найти возможность реализовать себя и свои интересы в жизни, иметь возможность стать полноценным гражданином страны. Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

Образовательная программа «Зорко одно лишь сердце» в связи со спецификой образовательного учреждения неограниченна возрастными рамкам, но исходя из опыта работы, можно предположить, что основную массу детей составят воспитанники 2-6 классов, они и будут являться постоянной частью обучаемой группы, остальные дети будут «подвижной» частью коллектива. Набор воспитанников в творческое объединение будет свободным, единственный критерий – желание работать. Зачисление в кружок проходит на основе желания детей и предварительного собеседования. Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные ранее. Обучение по данной программе рассчитано на два года по 3 учебных часа 2 раза в неделю, и её объём составит – 216 часов в год и 432 часа за два года. Вся программа состоит из 5 разделов: животные в красках; животные из бумаги; животные и нити; животные из бисера, животные из кожи и меха. Во время каникул планируется работа творческого объединения в направлении дизайна и декорирования с использованием «ненужных» бросовых материалов с целью обучения детей бережного и экономного использования ресурсов и умения из любой вещи сделать произведения искусства.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

  2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Зорко одно лишь сердце». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы нитками в различных техниках и бисером. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

  3. Возрастными психологическими особенностями воспитанников школы - интерната. Основной вид деятельности детей - учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Основные отличия образовательной программы «Зорко одно лишь сердце» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

    • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, оригами, папье-маше…), а так же использование бисера по главному признаку - животное;

    • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, окружающему миру, зоологии, природоведению, ИЗО;

    • использование технологий дифференцированного обучения;

Цель программы:

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  1. выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;

  2. формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;

  3. воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;

  4. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;

  5. формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, нитками, бисером, а так же разнообразными художественными материалами;

  6. развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;

  7. создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.

Средством достижения цели и задач прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.

В программе планируются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие творческие склонности и интересы.

Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, результативность, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по данной программе.

Программа «Зорко одно лишь сердце» предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.


Структура программы. Вся программа состоит из 5 разделов: животные в красках; животные из бумаги; животные и нити; животные из бисера, животные из кожи и меха.

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов (смешивание красок, сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами и т.д.), знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.


Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);

  2. репродуктивных (работа по образцам);

  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

  4. творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

  5. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

основные требования к знаниям и умениям членам творческого объединения к концу 1 учебного года

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.

Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона, а так же различные художественные материалы и их использование, разнообразие нитей).

Экономно размечать материал с помощью шаблонов. Уметь правильно подготовить краски к работе. Уметь экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.)

Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы. Правильно набирать кистью краски. Наносить кистью мазки по поверхности бумаги и ткани. Пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья.

Названия и технику складывания простейших базовых форм оригами.

Уметь выполнять следующие операции:

разметка контура по шаблону;

  • разметка по линейке;

  • умение сравнивать с образцом;

  • уметь складывать б/ф и т.д.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах по оригами.

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий. Схемами для оригами.

Знать особенности работы с красками для изготовления батика.

Уметь изготовить простейшее изделие в технике – батик.




Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.

Знать особенности работы с кожей и мехом.

Уметь отличать натуральную кожу и мех от искусственных и заменителей. Владеть простейшими приёмами работы с кожей и мехом.

Знать законы композиции.

Уметь составить композицию (на плоскости и в объёме).



основные требования к знаниям и умениям членам творческого объединения к концу 2учебного года

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, а так же проволокой и бисером, крючком и иглой.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, крючок и т.д.)

Резать ножницами и выполнять надрезы. Пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах.

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий. Схемами для вышивания, вязания и плетения.

Знать виды бисера. Различать стеклярус от рубленного бисера и круглого и т.д.

Уметь изготавливать изделия в технике нанизывания и плетения бисера.

Знать технику вязания крючком. Разные петли и их вывязывания.

Уметь изготовить изделие в технике вязания крючком.




Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.

Знать технику плетения макраме

Уметь изготовить изделие в технике макраме

Знать законы композиции.

Уметь составить работу из нескольких объектов используя законы композиции (на плоскости и в объёме).



ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 год обучения

Сроки


Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Октябрь

Приобретение ЗУН при работе с различными художественными материалами.

Фронтальный опрос. Проведение выставки «Животные в красках».

Декабрь

Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление животных и композиций в технике оригами, основой которых являются «простейшие» базовые формы.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Индивидуальный опрос с использованием карточек и схем.

Февраль

Приобретение ЗУН при работе с кожей и мехом

Фронтальный опрос. Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам.

Май

Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше» и аппликации. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в выставке. Участие в выставке « Животные из бумага».
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconПрограмма учебно-исследовательской практики по декоративно-прикладному искусству основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению «Художественное образование»
Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования,...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconМкоу «Михеевская основная общеобразовательная школа» Творческий отчет
Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconРабочая программа по дисциплине «Композиция»
Программой курса «Композиция» по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам предусматривает приобретение учащимися специальных...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconПрограмма курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию
...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconУрок внеклассного чтения по рассказам Паустовского «Робкое сердце»
Тема Великой Отечественной войны в рассказах К. Г. Паустовского «Робкое сердце» и «Подпасок»
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconЖан Люк Годар, «Безумный Пьеро»
Логово землетресения, превратившего город а руины. И это — всего лишь одно из движений Земли. Ёсия перестал танцевать, отдышался...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconВступительные испытания – собеседование
Студентам, освоившим основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 072600 Декоративно-прикладное искусство...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconИсследовательская работа
Екатерины II. Одно из самых спорных событий в Истории России. В исторических кругах существует несколько точек зрения не только на...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconСпорта и туризма Олимпиада по школьному краеведению 2009
Карпинская Марина Владимировна, главный хранитель му «Музей народного и декоративно-прикладного искусства» г. Липецка, старший преподаватель...
Программа по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце» iconСуществует лишь одно добро знание
Я не могу предать ушедших друзей. Эта книга адресована и тем, кто живет честно на свои заработанные деньги и тем, кто не находит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница