Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи




Скачать 28.63 Kb.
НазваниеРабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер28.63 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Росинка»


ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом совете Заведующая МБДОУ детский сад

комбинированного вида «Росинка»

Протокол № ____от______2012 г. _______________О.В. Куликова


Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в средней группе компенсирующего вида №2

для детей с ОНР и тяжелыми нарушениями речи


Исполнитель: Учитель-логопед

Мусинова Л.Ю. высшая кв. кат.


пгт. Пионерский 2012-2013 уч. г.

Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующего вида для детей с ОНР и тяжелыми нарушениями речи.


В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР.


Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.


Содержание:

Пояснительная записка.

1.Раздел I

- Возрастные особенности детей 4-5 лет в норме

-Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи

- Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

- Характеристика речевых расстройств детей группы компенсирующего вида

2. Раздел II

Организация образовательной деятельности

-Формы и средства организации НОД

-Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

-Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР

-Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя

3. Раздел III

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области

«Коммуникация»

-Структура НОД

-Нормы овладения

-Характеристика структурных компонентов речи

-Планирование промежуточных результатов

-Мониторинг достижений.

4.Литература

5.Приложение

Приложение № 1 Комплексно-тематическое планирование подгрупповых

логопедических занятий в средней группе компенсирующего вида для детей с

ОНР.

Приложение № 2.Рабочая тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями

группы.

Приложение № 3.Речевая карта обследования ребенка.

Приложение № 4.Протокол обследования детей.

Приложение № 5.Индивидуальный перспективный план работы с ребенком.

Приложение № 6.Перспективное планирование работы с родителями.

Пояснительная записка


Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.


Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.


На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.


Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.


Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет II - ІІІ уровня речевого развития, зачисленных в логопедическую группу компенсирующего вида через районное ПМПК на три года обучения.


Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.


Основной базой рабочей программы являются:

- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского

сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) под ред. Н.В. Нищевой. -СПб.: Детство-Пресс,

2006;

- Образовательная программа детского сада;

- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.

М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;

- Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального

детского сада» под ред. Т.Б.Филичевой., Г.В.Чиркиной. - М., 1991 г.;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразователь-

ной программы дошкольного образования /Приказ № 655 - от 23.11 2009 г./;

- Типовое положение о ДОУ /Приказ № 666 - от 12. 09. 2008 г.;

- СанПиН 2.4.1.2660 - 10.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.


Цель программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего, старшего, подготовительного к школе взраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.


Основные задачи коррекционного обучения:

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.


Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.


РАЗДЕЛ I:

Возрастные особенности детей 4-5 лет в норме

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-эазительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; говершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, знимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи


Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.


Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.


Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.


Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.


В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).


Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.


Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.


Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи


Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.


Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в

эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

· гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

· церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

- синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.


Характеристика речевых расстройств у детей среднего возраста поступивших в группу компенсирующего вида

F 80.1 – моторная алалия.


Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.


Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).


Основными проявлениями моторной алалии являются:


- задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4-5 летнего возраста)

- наличие той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);

- удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно)


Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений какой-либо подсистеме. В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии:

· первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием речи;


· второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;


· третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи


Выделение уровней речевого развития при моторной алалии необходимо для осуществления дифференцированного подхода в логопедической работе и для комплектования специальных учреждений.

Дизартрия (R 47.1)


Дизартрия - одно из самых частых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича.


Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.


Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Знание неврологических основ поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.

F 80.9 – неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития:


· первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.


· второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.


- третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)


Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)

В теории и практике логопедии ОНР рассматривается в двух значениях:

1.ОНР как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: моторной алалии (F 80.1), сенсорной алалии (F 80. 2), детской афазии (F 80.3), дизартрии (R 47.1), ринолалии (R 49.2)

2.ОНР как самостоятельная форма расстройства речи.


Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.


Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.


Здоровьесберегающие технологии используемые в программе


  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических

условий жизнедеятельности детей на занятиях;

  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Гимнастика для глаз;

  • Психогимнастика;

  • Артикуляционная гимнастикатки;

  • Физминутки.


Технические средства и наглядный материал обучения


1. Магнитофон.

2. СД и аудио материал.

3. Дидактический материал.

4. Раздаточный материал.

5. Игровые атрибуты.

6. Рабочие тетради.


  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconОсновные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида №89 (НС(К)НШ-ДС V вида №89)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconКалендарно-тематическое планирование подгрупповых занятий в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению онр у дошкольников»
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconПрограммы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи коррекция нарушений речи
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconПротоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconТике в коррекционно развивающей группе для детей 6-7лет
Конспект занятия по математике в коррекционно — развивающей группе для детей 6-7лет
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи icon1. Использование метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconПрограмма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconИспользованная литература
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: «Просвещение», 2008
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconРабочая программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей в старшей логопедической группе
Общее недоразвитие речи (онр) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующего вида №2 для детей с онр и тяжелыми нарушениями речи iconПримерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс»
«Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница