«развитие связной речи у детей»




Скачать 18.37 Kb.
Название«развитие связной речи у детей»
Дата04.02.2016
Размер18.37 Kb.
ТипЛекция
Лекция для родителей


Тема: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»


Цель:

Способствовать формированию у родителей представлений об этапах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

Повышать педагогическую компетентность родителей в области развития речевых способностей детей.


План лекции:

1.Функции и структура речи.

2. Развитие речи ребёнка в норме.

3. Особенности формирования речи у детей с общим недоразвитием речи

4. Условия эффективной логопедической работы.


Ход лекции:


1.Функции и структура речи.


Роль речи в жизни человека исключительна. Именно речь принципиально отличает человека от других представителей животного мира. Речь является одной из высших психических функций мозга человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Это связано с тем, что речь ребёнка развивается с самого рождения, при этом существует тесная связь между развитием мышления и речи: в возрасте около двух лет развитие речи и мышления приводят к появлению речевого мышления, с этого момента развитие речи и мышления становится взаимообусловленным. Признаком речевого мышления является появление у ребёнка вопросов, цель которых узнать название чего-либо.

Отсутствие речи у детей постепенно вызывает вторичное отставание в интеллектуальном развитии. Таким образом, человек не может нормально развиваться и существовать в социуме без развития вербального (речевого) мышления.

Речь выполняет определённые функции:

  • является основным средством общения;

  • с её помощью выражают мысли, желания;

  • помогает планировать деятельность;

  • даёт возможность познать окружающий мир через язык как систему понятий;

  • позволяет воспользоваться огромным объёмом знаний, накопленным человечеством и сохранённым в языковой форме;

  • передаёт эмоции с помощью специальных языковых средств;

  • позволяет устанавливать и поддерживать контакты между людьми


«Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» - гласит русская пословица. Словом можно приободрить и обидеть, приласкать, настроить, убедить. Можно сказать, что речь - это визитная карточка человека. Она отражает социальную среду, в которой формируется человек.

Правильность, красота, четкость речи складывается из многих факторов. Наша речь состоит из нескольких компонентов:

1.1.Звукопроизношение.

К 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.


1.2.Фонематическое развитие.

Чтобы научиться произносить звуки ребёнок должен их слышать. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в процессе восприятия речи. Фонема – это звук. Основной функцией фонемы является смыслоразличительная. Сравните слова: рак – лак, лук – люк, мишка – миска, мал – мял. Замена одного звука меняет смысл произносимого.


1.3.Словарный запас.

Словарный запас, которым овладеет ребенок, включает в себя существительные (предметы), глаголы (действия), прилагательные (признаки) и т.д. У детей с нарушениями в развитии речи пассивный словарь

превышает активный, т.е. ребёнок понимает значение некоторых слов, узнаёт их в чужой речи, но в собственной речи не употребляет.


1.4.Грамматический строй речи.

Чтобы передать мысль, необходимо иметь определённый запас слов, и соединять слова между собой. В русском языке связь слов в предложении обеспечивается системой окончаний и предлогов.

Грамматика включает в себя словоизменение и словообразование, формирование которых позволяет ребёнку образовывать новые слова, изменять слова и согласовывать их между собой.


1.5.Связная речь.

Речь ребёнка формируется на основе предметной деятельности ребёнка и речевой деятельности взрослых. В норме к школьному возрасту ребёнок овладевает развёрнутой фразовой речью. Эта речь правильно фонетически и грамматически оформлена.


2.Развитие речи ребёнка в норме.


2.1. Этапы развития речи ребенка в норме


Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Лишь активность партнера - взрослого человека - является тем критическим моментом, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи.

Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.

К общению мы относим лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.

Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми.

Существуют три основные формы речевых реакций у детей:

Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.

Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.

Монолог - один из детей говорит в присутствии других.

Наиболее высокая форма речевого общения - диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый "качественный скачок", чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы.

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

первый - подготовительный - до одного года;

второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;

третий - дошкольный - до семи лет;

четвертый - школьный.

Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. "Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте "полагается" произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата". И, наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить всю корреционно-воспитательную работу с детьми.


2.2. Характеристика структурных компонентов речи в норме


В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев - 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка не возможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики - гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

крики - возникают самостоятельно - с рождения до 2-х месяцев;

гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев;

лепет - его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

слова - переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев;

словосочетания - после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет - "почему? когда?"

связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Остановимся подробней на характеристике структурных компонентов речи детей пяти лет [19].

1. Фразовая речь.

Простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

2. Понимание речи.

Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

3. Словарный запас.

Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

4. Грамматический строй речи.

Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

5. Звукопроизношение.

Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

6. Фонематическое восприятие.

Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.

7. Связная речь.

Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Приведенные выше данные могут использоваться как условный эталон возрастной нормы детской речи.


3. Особенности формирования речи у детей с общим недоразвитием речи


У детей с речевыми нарушениями отмечаются некоторые особенности, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи – речевая аномалия, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи (при сохранном интеллекте и нормальном слухе).

Для детей с общим недоразвитием речи характерно:


  • позднее начало речи (3-4 года);

  • резкое ограничение словаря;

  • ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.);

  • затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.

  • дефекты звукопроизношения (все виды);

  • нарушение ритмико-слоговой структуры слова;


Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает.


У детей с ОНР всегда присутствует неврологическая симптоматика, т.к. ОНР обусловлено органическим поражением ЦНС.

Во многих случаях у детей с ОНР отмечается недостаточность развития психических функций:

- произвольного внимания, памяти;

- в более поздние сроки формируется вербально-логическое мышление;

- низкая работоспособность;

- быстрая истощаемость;

В эмоционально-воле вой сфере могут отмечаться:

- низкий уровень притязаний, мотивации;

- неустойчивость настроения и т.д.


4. Условия эффективной логопедической работы.

Для полноценного формирования и развития речи детей с ОНР необходимо участие различных специалистов.

Систематические занятия с логопедом должны сопровождаться наблюдением у невролога и выполнением его рекомендаций. В отдельных случаях необходима помощь психолога, детского психиатра, отолоринголога.

Сотрудничество специалистов разных отраслей знаний, имеющих отношение к речи, позволяет повысить эффективность логопедической работы по коррекции речевого нарушения.

Активным участником коррекционного процесса является воспитатель логопедической группы, который регулярно занимается с детьми по заданию логопеда. Задания логопеда представляют собой логопедические пятиминутки, направленные на развитие различных компонентов речи, игры и упражнения для развития общей, ручной и пальцевой моторики и индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Индивидуальные занятия включают общую и специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Большое значение имеет участие родителей в коррекционной работе: внимательное отношение к речи ребёнка и выполнение рекомендаций логопеда позволит ускорить процесс усвоения различных компонентов речевой системы.

Целью логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном образовательном учреждении является формирование грамматически и фонетически правильной разговорной речью как базы для дальнейшего освоения школьной программы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Логопедия.

учебник для вузов под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 1999.


2. Язык, речь, речевая деятельность.

Леонтьев А.А. М., 1969.


3. Невропатология.

Бадалян Л.О., М., 1987.


4. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., С-Пб., 2001.


5. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Екатеринбург, 2004.

Похожие:

«развитие связной речи у детей» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
«развитие связной речи у детей» icon«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Составила: Воспитатель Линькова С. И
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,...
«развитие связной речи у детей» iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
«развитие связной речи у детей» iconТема: «Состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста режимных моментах»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по развитию связной речи, вооружить практическими навыками...
«развитие связной речи у детей» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
«развитие связной речи у детей» iconРазвитие связной речи детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же...
«развитие связной речи у детей» icon«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре»
«Психолого-педагогические основы организации воспитания и развития дошкольников»
«развитие связной речи у детей» iconРеферат По теме: «Развитие речи у детей с онр»
Онр. В коррекционной логопедической работе с детьми с онр формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта...
«развитие связной речи у детей» iconСтатья по теме: «Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
К проблеме изучения связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью
«развитие связной речи у детей» iconТема : Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница