Скачать 30.35 Kb.
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА: Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Нормативные показатели кардиоинтервалографии сельских школьников // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. - № 12. – С.161-165. НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Для углубленного анализа состояния вегетативной нервной системы сельских школьников Нижегородской области предлагается центильный метод оценки вариабельности сердечного ритма в сравнении с нормативами городских сверстников. Ключевые слова: Кардиоитервалография, сельские и городские школьники, центильные интервалы, оценочные таблицы, вегетативная реактивность. Regulatory indicators Cardiointervalographic rural schoolchildren For in depth analysis of the state of the autonomic nervous system of rural schoolchildren Nizhny Novgorod tsentil proposed method of assessing heart rate variability compared with the standards of urban peers. Key words: Kardioitervalografiс, rural and urban schoolchildren, tsentil intervals, scorecards, autonomic reaction efficiency. В практике эффективного контроля состояния здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет наличие широкого комплекса нормативных показателей, характеризующих этот процесс. Сессия Российских академий наук «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства» (2006) определила важнейшим направлением в области фундаментальных исследований по проблемам здоровья и образования детей и подростков разработку современных возрастных нормативов развития, критериев оценки адаптации к учебным нагрузкам и воздействию факторов среды обитания [2]. Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы традиционно используются в целях оценки адаптационных возможностей организма. Инструментально оцениваемая вариабельность сердечного ритма – единственный унифицированный неинвазивный метод оценки качества регуляции, определивший интерес специалистов к исследованию его характеристик у детей и подростков [3]. Абсолютно все органы и системы нашего организма находятся под постоянным нервно-гуморальным контролем. Взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и гуморальных влияний обеспечивает достижение оптимальных результатов в плане адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Отклонения, возникающие в регулирующих системах, предшествуют гемодинамическим, метаболическим, энергетическим нарушениям и являются наиболее ранними прогностическими признаками неблагополучия здоровья. Сердечный ритм является индикатором этих отклонений, следовательно, исследование вариабельности ритма сердца имеет важное прогностическое и диагностическое значение [4]. Цель исследования: Обосновать и разработать оценочные таблицы показателей кардиоинтервалографии (КИГ) сельских школьников. Материалы и методы: В ходе исследования проведены измерения КИГ у 1411 школьников (657 мальчиков и 754 девочек). Критерии формирования референтных групп детей для разработки оценочных таблиц (табл.: 1) возраст 7-17 лет с выделением 3-х возрастных групп по ступеням обучения; 2) учащиеся 1-11 классов сельских общеобразовательных школ (СОШ); 3) I-II группа здоровья по результатам комплексной оценки и условно здоровые дети (III гр. при отсутствии обострений 1-2 хронических заболеваний). Стандартную электрокардиограмму регистрировали в условиях активной клиноортопробы (КОП) с последующим анализом на 12-канальном компьютерном электрокардиографе «Кардиоэксперт-1» (компании Нейрософт г. Иваново, РФ). Рассматривали следующие линейнографические параметры: мода (Мо), амплитуда моды (Амо), вариационный размах (ВР), индекс напряжения (ИН) - отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма. Результаты и их обсуждение. Регуляция сердечного ритма осуществляется вегетативной и центральной нервной системой, рядом гуморальных воздействий, а также за счет импульсов, возникающих в ответ на раздражение различных интеро- и экстерорецепторов [5]. Особенностью регуляции сердечного ритма современных сельских школьников является отсутствие четко выраженного урежения с возрастом частоты сердечных сокращений (ЧСС). Слабая (r=0,21, р<0,001), но значимая связь с ним установлена для Rmin. Этот факт указывает, что возрастная тенденция урежения имеется, но она в большей степени реализуется за счет минимальной составляющей сердечного ритма, отражающей уровень базального обмена. Максимальная составляющая вариабельности сердечного ритма значительно более изменчива, зависит от ситуационной обстановки регуляторного обеспечения. Поэтому она не сопряжена с возрастом, но обратно пропорционально связана с индексом напряжения регуляторных систем (ИН). Исходные показатели КИГ (Мо, АМо, ВР) характеризуются значительной индивидуальной изменчивостью, обеспечивая тем самым высокую вариабельность производного параметра - ИН. Установили также отсутствие статистически значимой ранговой корреляции показателей КИГ с полом, как по всему массиву данных, так и по ступеням обучения. Коэффициенты ранговой корреляции ИН с его составляющими: с Амо = 0,51, с Мо= -0,17 и c ∆Х = -0.68, т.е. изменчивость а, следовательно, и информативность показателя индекса напряжения предопределена самим способом его вычисления. Изменчивость его характеризуется очень высокой чувствительностью уже при небольших изменениях исходных показателей КИГ. Для индивидуальной и групповой оценки предложили использовать центильные (перцентильные, процентильные) шкалы. Центильный метод даёт паттерн показателей эталонной группы в объективном формате и более строго отражает распределение величин измерений у детей исследуемой возрастно-половой группы (табл. 1). Таблица 1. Оценочные таблицы показателей кардиоинтервалографии у сельских школьников Нижегородской области (в положении покоя)
Параметры ритма сердца, регистрируемого в положении стоя, показывают усиление симпатического возбуждения, как в зависимости от смены положения, так от возраста (табл.2). Таблица 2. Оценочные таблицы показателей кардиоинтервалографии у сельских школьников Нижегородской области (в ортоположении)
Расчет индекса напряжения при проведении КОП позволяет оценить вегетативную реактивность. С этой целью на основе отношения ИН2 (индекс напряжения в ортоположении) к ИН1 (индекс напряжения в покое) и используя нормативы этого параметра, предложенные Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. [1], выделили детей с различными вариантами вегетативной реактивности (табл.3). Показана динамика реактивности вегетативной нервной системы по возрасту с преобладанием гиперсимпатикотонической реакции. Таблица 3. Оценка вегетативной реактивности у сельских школьников по показателю ИН2/ИН1 при КОП (%)
Используя показатели КИГ для городских школьников [2] сравнили их средние величины с полученными результатами сельских детей (табл.4) Таблица 4. Сравнительная характеристика показателей КИГ городских и сельских школьников Нижегородской области (в положении покоя)
Выводы: 1. Индекс напряжения показывает тенденциозную симпатизацию во всех трех возрастных группах сельских школьников. Вариационный размах меньше, что показывает снижение парасимпатического влияния на СА-узел. АМо, предполагая обратнопропорциональное усиление относительно ВР, так же показывает более усиленное симпатическое возбуждение у исследуемых сельских детей и подростков. 2. Центильное распределение всех переменных показывает устойчивое правостороннее смещение распределения, что подтверждает выраженное возбуждение симпатического отдела ВНС у детей города и села, с преобладанием его у последних. В средней возрастной группе между ними выявлены статистически достоверные различия по всем параметрам КИГ (р<0,001). 3. Дети и подростки, проживающие в сельской местности, отвечают на воздействующие факторы окружающей среды большим возбуждением ЦНС и ССС в отличие от городских школьников. 4. Полученные данные представлены в качестве современных нормативов для оценки состояния ВНС сельских школьников. Список литературы: 1. Белоконь Н.А., Кубергеор М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: В 2 томах, Т.1. – М.: Медицина, 1987. – 448 с. 2. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С., Погодина Е.В., Жулин Н.В. Оценочные таблицы показателей КИГ детей и подростков // Вестник чувашского государственного университета. – Чебоксары: Чуваш.гос.ун-т, 2011. – С.22-25. 3. Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы у учащихся младших классов // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. - 2012. – Вып.7. – С.37-43. 4. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. – Иваново, 2000. – 200 с. 5. Практикум по психофизиологической диагностике. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с. |