Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту»




Скачать 24.43 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «В помощь студенту-практиканту»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер24.43 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту».


Практика по воспитательной работе npoводится на базе

разных типов общеобразовательных школ . В период данного

вида практики студенты выступают в роли помощника класс­ного руководителя, помощника воспитателя ГПД ( группа продленного дня).

В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, ГПД, с отдельными уча­щимися;

- накопление представлений о характере и содержании вне­урочной воспитательной деятельности и функциональных обя­занностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.


В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся с учебно-материальной базой школы и доку­ментацией; основными направлениями воспитательной рабо­ты в школе, классе, ГПД;

- наблюдают за работой педагогического коллектива, сис­темой работы классного руководителя, воспитателя ГПД; руководителя кружка или секции;

-изучают психолого-педагогические особенности разви­тия учащихся различного возраста;

- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;

- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, опе­рации милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоро­вительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);

-принимают участие в подготовке и проведении обще­школьных дел: спортивных и других праздников, КВНов, кон­ференций и т.д.


В процессе практики студенты должны овладеть следую­щими умениями:

-наблюдать, анализировать и планировать воспитатель­ную работу в классе, в ГПД;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- организовывать детский коллектив на выполнение по­ставленных задач (определить последовательность работы,

привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса и ГПД;

- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися ( коллективные и индивидуальные).

Подготовка студентов к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения студентов на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледжах и училищах.


Внеклассная работа менее регламентирована, чем учебная деятельность, это дает возможность менять ее содержание, организационные формы и методы. Комплексный подход к организации внеклассной воспитательной работы требует, чтобы учитель полнее и всестороннее использовал развиваю­щие и воспитывающие функции различных видов деятельно­сти учащихся.

При проведении любого внеклассного мероприятия необ­ходимо учитывать следующие моменты:

- тема должна быть интересной для данного возраста уча­щихся;

- осознаваться цель проводимого занятия;

-необходима соответствующая предварительная подго­товка учителя и воспитанников, активное включение их на всех этапах;

- четкое определение приемов, методов и средств, которы­ми учитель воспользуется;

- в зависимости от темы мероприятия учитель определяет свое эмоциональное поведение, тон, мимику, жесты.

После проведения внеклассного мероприятия учителю не­обходимо сделать выводы: что получилось, что нет и почему. Целесообразно привлекать к анализу самих детей. При этом можно использовать «цветопись» (воспитанники или показы­вают цветные карточки, определяющие их настроение и от­ношение к занятию, или закрашивают квадратики на специ­альном стенде, или прикрепляют к одежде соответствующий цветок). По складывающейся палитре цветов можно доста­точно достоверно судить об отношении всех ребят, выявить степень их активности, инициативности, совладения или не­совпадения оценок и интересов).

Студенту-практиканту необходимо помнить, что в ходе практики он включается в целенаправленный учебно-вос­питательный процесс. Воспитательное дело –лишь форма про­явления целостного педагогическою процесса, одно из звеньев единой учебно-воспитательной работы. И чтобы отдельное взаимодействие с детьми стало действительно звеном систе­мы, необходимо ознакомиться с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы учителя с учащимися на предшествующих этапах, изучить учащихся и детский коллек­тив. Только на этой основе можно правильно определить цель и задачи каждого мероприятия, систематизировать множество отдельных педагогических действий при его подготовке и проведении.

Воспитательное дело должно возникать естественно из конкретных, жизненных ситуаций в классе, школе, в окру­жающей среде. При планировании следует учитывать, во-первых, условия жизни и среды, национальной культуры, традиций; во-вторых, возрастные и индивидуальные особен­ности детей данного класса, их интересы; в-третьих, задачи воспитательной работы с определенным классом, проблемы, которые они обсуждают; в-четвертых, особенности школьно­го коллектива.

Вся подготовка и организация воспитательного дела на­правлены на формирование и развитие отношений учащихся к окружающим их людям и вещам, повышение уровня воспи­танности детей. В процессе каждого взаимодействия решается комплекс воспитательных задач.


Одной из задач первого этапа практики является изучение детей и детского коллектива. В настоящее время стали доста­точно доступными многообразные методики изучения и диаг­ностики личности* ребенка. Изучая учащегося, надо познако­миться с самой разнообразной информацией, связанной с ним: побеседовать (и неоднократно) с ребенком, учителями класса, психологом, школьным врачом; посетить семью и встретиться с родителями, провести длительное наблюдение за ребенком на уроках, переменах, в ситуациях организован­ного и свободного общения со сверстниками, учителями, старшими учащимися; выяснить положение ребенка во внутриколлективных взаимоотношениях, проведя социометрию в классе. Безусловно, более пристальное внимание необходимо уделить сложным детям с трудностями и проблемами.

Одним из важнейших элементов практики по воспитатель­ной работе является обучение студентов выделению педагоги­ческого явления из целостного педагогического процесса и его анализ, который постепенно обогащается самоанализом, когда студенты начинают самостоятельно проводить воспитательную работу с детьми. Обычно наблюдение проводится в естественной обстановке: на уроке в классе, во время игры и т.д. Действия и высказывания ребенка могут служить пока­зателями тех или иных психических процессов. Следователь­но, задачей наблюдения становится не просто фиксация внеш­них действий самих по себе, а реконструирование и раскрытие их внутреннего психического содержания.

При организации наблюдения следует помнить, что обра­ботка и интерпретация полученных данных возможны лишь с учетом общей картины активности класса и деятельности преподавателя. Особо следует обратить внимание на:

-наличие цели, которая получает отражение в плане на­блюдения;

- специфику условий наблюдения (наблюдение должно про­водиться в естественных условиях. Не следует вмешиваться в ход наблюдаемых явлений);

- характер записей (записи следует вести в соответствии с вопросами, которые ставятся в процессе наблюдения. Вся­кий наблюдаемый факт должен быть зафиксирован в таком виде, в котором этот факт или явление существовали как нечто реальное);

- интерпретацию данных (фиксация данных должна пере­растать в объяснение. При интерпретации результатов следу­ет учитывать неоднозначность отношений между поведением и его внутренним психологическим содержанием).

Анализу и самоанализу студент учится при обсуждении проводимых практикантами занятий, открытых занятий учи­телей, при оценке своей работы. Первоначально образцы анализа и самоанализа студентам дают учителя и методисты, педагог и психолог, присутствовавшие на занятии. И лишь постепенно эталон анализа и самоанализа начинает склады­ваться из оценок и самооценок самих студентов. Поэтому грамотный, профессиональный анализ всего, что видят сту­денты на практике, должен стать одним из серьезнейших ус­ловий качественной подготовки будущего учителя.

Творческая работа учителя возможна только при условии самостоятельного критического отношения к педагогическим фактам и явлениям, их педагогического анализа, развития педагогической наблюдательности учителя и навыков само­анализа. Эти качества будущему учителю необходимо разви­вать с первого года обучения, чему в немалой степени способ­ствует ведение педагогического дневника. который является средством педагогического самообразования и самовоспита­ния будущего специалиста. «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, - отмечал А.С.Ма­каренко, - в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах... Ведение такого дневника может характе­ризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника...» (Методика организа­ции воспитательного процесса. - Соч.: В 7 т. - М. - Т. 5. - С. 88).

Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого ребенка во взаимоотношениях с товарищами и кол­лективом, прослеживать динамику развития детского коллек­тива и личности школьника, овладевать методикой правильной оценки дел и поступков детей и своих собственных, умений анализировать и оценивать воспитательные дела.

Педагогиче­ский дневник - это рабочий документ студента. В нем планиру­ется педагогическая организаторская деятельность студента, деятельность детского коллектива, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в школе и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обоб­щения, намечаются педагогические перспективы.

Педагогический дневник предназначен также для накопле­ния современных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику или где прово­дятся лабораторные занятия. Ценно для будущего учителя многое: планы работы классного руководителя и предметных кружков, планы воспитателя ГПД; новые дидактические сред­ства, используемые учителями; различные средства контроля; педагогические находки в оформлении кабинетов, новые формы внеклассной работы и т.п. Систематический сбор по­добного материала позволит молодому учителю заложить основы своей педагогической лаборатории, которая в буду­щем будет развиваться, пополняться и обогащаться.

Педагогический дневник выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные в школе, анализируется интересный педагогиче­ский опыт, обсуждаются сложные педагогические ситуации.

Педагогический дневник является обязательным докумен­том педагогической практики. Он проверяется руководителем группы, может просматриваться преподавателем педагогики. Состояние педагогических дневников учитывается при вы­ставлении зачетов и оценок за педагогическую практику.


В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с практики по воспитательной работе, включающей в себя овладение будущим учителем методикой воспитательной работы во всем ее многообразии и сложности, и обучение студентов умениям психолого-педагогического наблюдения и анализа. И современных условиях в связи с гуманизацией всего образовательно-воспитательного процесса требования к организации воспитательной работы следующие:


- личностно-ориентированный подход в воспитании (при­нцип- уникальности и своеобразия личности каждого ребенка как высшей социальной ценности);

- единство обучения, воспитания и развития;

- природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных и половых различий в воспитательной работе);

культуросообразность и национальное своеобразие воспитание в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру и культуру других народов);

-гуманизация межличностных отношений (уважительные отношения между педагогами и детьми, основанные на прин­ципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и понимании к ним; создание психологического комфорта, ситуации успеха, доверия, соревновательности; диалогичность общения);

-гуманитаризация воспитания (приобщение личности к мировой культуре, воспитание экологического планетарного Мышления);

-дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия детей, учителей, родителей, условий семьи, школы, социума);

-средовой подход в воспитании (включение в жизнь уча­щихся забот и проблем ближайшего окружения - семьи, учреждений дополнительного образования; привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предприятий);

- эстетизация среды( комфорт, красота, уют, чистота помещений, эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений);

- рациональное и оптимизация организации педагоги­ческого процесса, основанные на преемственности содержа­ния, форм, методов и требований к ребенку и cnособствующие сохранению и укреплению его здоровья, обеспечивающие его психологическую защищенность, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы.


■ Важнейшими свойствами воспитательного процесса выступают его динамизм, мобильность, изменчивость, неочевидность результата.

Воспитательная работа требует от студента определенной готовности.

Готовность студентов к этому виду педагогической деятельности определяется как сложное личностное психическое состояние.


Как профессионально значимое личностное образование это: положительное отношение к воспитательной деятельно­сти, достаточно устойчивые мотивы деятельности;

- профессионально значимые черты характера и способности;

- педагогически ориентированные особенности воспри­ятия, внимания, мышления, памяти, динамизм и устойчивость эмоционально-волевых процессов;

- соответствующие знания, умения, навыки и нравственно-этические установки.


Психическое состояние готовности определяется наличием компонентов:

- мотивационных (потребность успешно ВЫПОЛНИТЬ зада­ния практики, интерес к процесс) их решения, стремление добиться успеха);

-познавательных (понимание воспитательных 1адач, оцен­ка их значимости, знание способов решении и возникающих проблем);

-процессуальных (вооружение студентов необходимыми умения­ми и навыками реализации воспитательных задач, умение конструировать необходимые ситуации);

-эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость).

Практика по воспитательной работе npoводится на базе

разных типов общеобразовательных школ . В период данного

вида практики студенты выступают в роли помощника класс­ного руководителя, помощника воспитателя ГПД.

В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, ГПД, с отдельными уча­щимися;

- накопление представлений о характере и содержании вне­урочной воспитательной деятельности и функциональных обя­занностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся с учебно-материальной базой школы и доку­ментацией; основными направлениями воспитательной рабо­ты в школе, классе, ГПД;

- наблюдают за работой педагогического коллектива, сис­темой работы классного руководителя, воспитателя ГПД; руководителя кружка или секции;

-изучают психолого-педагогические особенности разви­тия учащихся различного возраста;

- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;

- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, опе­рации милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоро­вительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);

-принимают участие в подготовке и проведении обще­школьных дел: спортивных и других праздников, КВНов, кон­ференций и т.д.

В процессе практики студенты должны овладеть следую­щими умениями:

-наблюдать, анализировать и планировать воспитатель­ную работу в классе, в ГПД;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- организовывать детский коллектив на выполнение по­ставленных задач (определить последовательность работы,

привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса и ГПД;

- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися ( коллективные и индивидуальные).

Подготовка студентов к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения студентов на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледжах и училищах.

В соответствии с проводимой реформой школьного образования изменилось содержание воспитательной работы и

определение подходов к ней,

1. Аксиологический и гуманистический подход: социальная, психологическая и педагогическая защита ребенка; здоровье; нравственность; способности; досуг.

2. По видам деятельности: интеллектуально-познаватель­ная, ценностно-ориентировочная, нравственно-мировоззрен­ческого содержания, трудовая, художественная, физкультурно-спортивная; умение общаться.

3. По направлениям воспитательно-образовательной ра­боты (функциональный подход): умственное воспитание и формирование мировоззрения, гражданское воспитание, нрав­ственное, правовое, половое, экологическое, трудовое, эко­номическое, профориентационное, эстетическое, физическое воспитание.

4. По компонентам базовой культуры личности: -культура жизненного самоопределения философско-мировоззренческая подготовка молодежи, формирование само­сознания, ценностного отношения к собственной жизни, оп­ределение смысла жизни, потребности в самоакгуализации, социальной и профессиональной ориентации;

- интеллектуальная культура - формирование мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры;

- нравственная культура – формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, труду,к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения;

-культура труда и экономическая культура- воспитание положительного к труду, потребности в творческом труде; формирование экономического мышления;

- гражданская культура - воспитание уважения к закону и беспрекословному подчинению ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности; культура межнациональных отношений;

- экологическая культура - воспитание бережного и ответ­ственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности;

-эстетическая культура - формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей;

- физическая культура - развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной ра­ботоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни;

- культура семейных отношений - формирование готовно­сти к семейно-брачным отношениям, установки на рождение и воспитание детей, половое и сексуальное просвещение.

С учетом новых подходов к содержанию воспитательной работы уже разработан ряд программ для начальной школы. В частности, программа воспитательной работы по основам коммуникации, направленная на формирование у детей само­стоятельной деятельности, социальной ответственности, спо­собности чувствовать, понимать себя и другого человека (Ос­новы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб., 1993). Данная программа ставит следующие задачи:

1. Обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой.

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие у ребят навыков общения в различных жизнен­ных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения.

5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направ­ленной на анализ собственного поведения и поступков окру­жающих людей.

6. Повышение уровня самоконтроля в проявлении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

7. Выработка у детей положительных черт характера , способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

8. Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности.

9. Сознательное овладение детьми речевыми навыками общения.

10. Развитие активности, самостоятельности, opганизаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

11. Коррекция у детей нежелательных черт характера и по­ведения.

Основные методы воспитания, предлагаемые авторами про­граммы «Основы коммуникации»:

Наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения подра­жательно-исполнительского и творческого характера, этю­ды, импровизации, моделирование и анализ заданных си­туаций, игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ро­левые, игры-драматизации; чтение художественных произ­ведений, конференции, просмотр и анализ детских художе­ственных фильмов, сборника «Ералаш»; рассказ педагога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, мини-кон­курсы, дискуссии.

Рекомендуемые занятия для реализации программы «Основы коммуникации»:

Языки общения(навыки общения с внешним миром)

1. Восприятие мира (наши органы ).

2. Мудрость природы (общение с животными и растениями).

3. Язык жестов и движений.

4. Язык чувств (наши эмоции),

5. Память (как я понимаю то, что помню).

Тайна моего «Я» ( умение видеть и понимать себя0

1. Кто такой «Я» (мои автопортрет

2.Я - волшебник (мои чувства и желания).

3. Мир моих фантазий

4. Мое настроение (ощущение собственной значимости)

  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconУчебно-методическое пособие
...
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconГу центр занятости населения г. Калуга профессиональная ориентация школьников (Методическое пособие)
Методическое пособие подготовлено сотрудниками отдела профориентации и социально-психологической адаптации Калужского городского...
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconЛитература 17 аннотация данное методическое пособие предназначено в помощь студентам при выполнении практической работы «Обозначение параметров шероховатости на чертежах»
Методическое пособие предназначено в помощь студентам при выполнении практической работы «Обозначение параметров шероховатости на...
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconДля изучения курса «Математика» в помощь студенту мы предлагаем учебно-методические материалы в 8 частях

Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту» iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница