Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года




Скачать 16.48 Kb.
НазваниеЗаседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года
Дата04.02.2016
Размер16.48 Kb.
ТипЗаседание
Заседание №3 РМО ПДО,

11 апреля 2013 года,
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ.


Новые педагогические технологии как необходимое условие эффективности инновационной работы

Алиева Ильмира Ильдаровна,

руководитель РМО ПДО, зав. отделом, методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри


Условием эффективной реализации образовательной программы в дополнительном образовании является применение педагогом современных педагогических технологий. Однако этому процессу должен предшествовать анализ: педагог выявляет достоинства своей образовательной программы, методики преподавания, а главное - недостатки, определяет их причины, намечает пути исправления.

*А знаете ли вы что первые программы дополнительного образования детей (в детских школах искусств) появились 50-е годы 20 века, а первые учебные планы - еще в начале 20 века.

В условиях модернизации образования работа в рамке традиционного обучения, когда образовательный процесс состоит только на передаче готовых знаний учащимся, является неприемлемой.

Применение инновационных технологий обучения это не дань моде, а требование времени: меняются социальные условия, меняются требования к содержанию образования, к выпускникам. Поэтому, на первое место выходит развитие способностей ребенка на основе образования и самообразования.

*Термин «инновация» ввел в научный оборот в 30-е годы XX в. Йозеф Шумпетер.

В тоже время, положительные эффекты от применения современной технологии зависят не просто от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Педагог при внедрении новой для него технологии в образовательный процесс должен уметь:

  • выбрать нужное содержание, адекватное его образовательной программе;

  • применять оптимальные методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

  • проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

  • научить детей новым методам работы;

  • анализировать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики и при необходимости проводить коррекцию (программы, методики и т.д.).

Одним из важнейших этапов формирования умственного действия является мотивационный этап. По мнению ученых, в идеальном варианте мотивация должна строиться на познавательном интересе, так как он (познавательный интерес) обладает таким свойством, как ненасыщаемость. Такого вида мотивация чаще всего зарождается в ходе проблемного обучения, при применении приемов педагогических техник, формирующих ключевые компетенции (см. приложение 1). Если у учащегося уже заранее есть сформированный мотив, то никакой работы на этом этапе не проводится. К сожалению, в практике мы сталкиваемся с тем, что у учащегося отсутствует мотивация или она настолько незначительна, что на данном этапе вместо выявления мотива приходится заниматься его формированием.

Поэтому важнейшая задача педагога дополнительного образования развить у ребенка стремление к творчеству, научить приемам и способам достижения цели.




Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Коллективный способ обучения;

  • Технологии адаптивной системы обучения;

  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

  • Технология КТД;

  • Проблемное обучение;

  • Коммуникативная технология;

  • Технология программированного обучения *(а знаете ли вы что 1-ый компьютер весил 30 тонн и охлаждался авиационными двигателями Крайслер?!);

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения.



Педагогу дополнительного образования нужно помнить, что все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, должны быть направлены на то, чтобы:

  • формировать мотивацию детей;

  • вооружить их эффективными приемами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение детей.



Литература:


  1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

  2. Современный урок. Рыба – диск из серии «Методическая поддержка заместителя директора школы». ЗАО «МЦФЭР Ресурсы образования», Москва, 2011.

Приложение 1


ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ,

формирующие информационные и учебно-познавательные компетенции


1. «Рекорды».

Обучающимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками и составить вопросы, начинающиеся словами «самый длинный», «самая большая» (короткая, глубокая, теплая, холодная и др.). Или же во время изучения нового материала можно ставить «метки» (в докладе они обозначены *), помогающие улучшить запоминание. Например, «Технология КТД», автор И.П. Иванов. «Метка»: ИВАНОВ – самая популярная фамилия в России. А вот по исследованиям от 6 апреля 2007 года группы ученых из Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук на первом месте фамилия Смирнов.
Или, например, Книга рекордов Гиннесса официально зарегистрировала самый маленький театр в мире. Он расположен в австрийском городке Филлах и называется «Кремлевский двор». Размер его сцены — 1,3х1,3 м, а смотреть спектакли в нем могут одновременно не более 8 зрителей.

Используется при проведении нестандартных типов занятий.


2. «Опорные слова».

При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся обучающимся в фильме. На следующем этапе занятия следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление обучающимися наиболее важных фактов, выявление причинно-следственных связей между ними.

Применяется для того, чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма и включить обучающихся в процесс активного восприятия учебно-познавательной информации по теме занятия, ее первичном повторении и закреплении.


3. «Преобразование».

После занятий с использованием видеофильма можно по его содержанию давать обучающимся творческие домашние задания: продолжить сюжетную линию фильма или изменить сюжет, предложив свой; сделать иллюстрации к просмотренному фильму; написать отзыв на фильм, отрецензировать его и др.

Такого рода домашние задания развивают творческие способности, активизируют познавательную самостоятельность обучающихся.


4. «Журнал нового поколения».

После изучения темы педагог разбивает ее на блоки (их должно быть немного). Обучающиеся на листе формата А4 готовят «страничку журнала», отражая содержание каждого блока с помощью рисунков, аппликаций, условных знаков, кратких описаний и т. д. Затем обучающиеся знакомят друг друга со своим представлением темы. Можно провести опрос, во время которого разрешается пользоваться только чужой «страничкой». К концу освоения общей темы обычно получается замечательный раздел «журнала нового поколения».

Прием используется на любых этапах изучения темы.


5. «Собери текст».

Объединение делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами какого-либо текста в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде-сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац.

Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.


6. «Гонка за лидером»

С последней парты каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно.

Прием применяется на этапе проверки домашнего задания.


7. «Столкновение противоречий в практической деятельности»

Педагог предлагает обучающимся задание, с которым дети сначала легко справляются (благодаря знаниям, полученным при изучении предыдущей темы, или субъектному опыту); но затем они сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие – формулирование обучающимися учебной задачи.

Используется на каждом занятии при постановке учебной задачи и на этапе целеполагания занятия изучения нового материала.


8. «Рефлексивная мишень»

На доске (или ватмане) рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе записываются вопросы для рефлексии состоявшейся деятельности. Например, 1-й сектор – оценка содержания, 2-й – оценка формы работы, 3-й – оценка деятельности педагога, 4-й – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» в мишень – ставит точку, плюс и т. д. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает работу, метка ставится в «молоко», если очень высоко – в «яблочко» мишени. После того, как все «выстрелили», педагог кратко анализирует полученный результат.

Применяется на этапе итоговой рефлексии.


9. «Согласование»

Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини-группах, озвучивают педагогу и группе согласованный вариант.

Прием можно использовать во время самостоятельной или индивидуальной работы.


10. «Ассоциация»

При знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить тему.

Может быть использован при изучении нового материала.


11. «Задай вопрос»

Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.

Используется при систематизации знаний обучающихся. Наиболее эффективен во время проведения повторительно-обобщающего занятия.


12. «Только мои плюсы»

Обучающиеся в конце занятия называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

Прием используется на этапе рефлексии.


13. «Театрализация»

Обучающиеся делятся на группы, разыгрывают миниатюры, выступая в роли «молекул», «тел», героев, и моделируют изучаемые процессы, ситуации и события.

Применяется после изучения нового материала для закрепления.


14. «Шторка»

Обучающиеся записывают в тетрадь только задание и кладут ручки на парту, готовясь работать устно: рассуждать, анализировать, понимать, запоминать. Под руководством педагога задание активно выполняется, и решение записывается на доске (ватмане). Затем решение закрывается, а ребята записывают его в тетради. После этого решение нужно открыть для самопроверки, выяснить, какие затруднения возникли при выполнении работы.

Применяется для выработки умений, получения навыков.


15. «Верю – не верю»

Педагог зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5-ти и более). Если обучающийся считает, что сказанное верно, он ставит знак «+», если нет - «–». По окончании работы открывается «ключ», проверку можно проводить коллективную, индивидуальную или осуществлять взаимопроверку.

Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала.


16. «Лишние слова»

Дан перечень характеристик какого-либо предмета, явления, действия. Обучающиеся находят и вычеркивают лишние слова.

Применяется на этапе контроля уровня знаний.


17. «Интервью»

Группа делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».

Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Предметная область применения безгранична, прием универсален для любого возраста.


18. «Были и небылицы»

Педагог дает задание придумать быль или небылицу (или просто привести реальные или вымышленные факты) по определенной теме. Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Ребенок, придумавший быль или небылицу, комментирует ответы одноклассников. На начальном этапе педагог может сам выступить в роли автора, а только угадывают.

Прием используется при обобщении и повторении, закреплении изученного материала.


19. «Перекинем мостик»

Педагог, неожиданно для обучающихся, предлагает «перекинуть мостик» из занятия в занятие, из предмета в предмет. Например, на занятии по бисероплетению предлагает записать географические термины, на занятии по хореографии – вспомнить математику и т.д. Можно «перекинуть мостик» в профессию, в которой знания, полученные на занятии, будут востребованы.

Используется на любых этапах занятия.

Бисероплетение – география. Родина бисера – древний Египет. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)».

Хореография – математика, число 7. В современном понимании хореографии есть искусство, а в античные времена слово «искусство» обозначало практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Старшей из наук признавалась арифметика!


20. «Запретный плод» (пазл).

Педагог демонстрирует изображение, спрятанное за карточками с номерами заданий. Количество карточек с цифрами равно количеству заданий, которое педагог планирует выполнить с обучающимися в течение занятия. Лучше, если цифры на карточках расположены не по порядку. По мере выполнения заданий картинка открывается.

Прием используется при актуализации темы следующего или текущего занятия.

Похожие:

Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconЗаседание рмо пдо, 7 февраля 2013 года
Организация дополнительного образования в условиях введения фгос начального общего образования и основного общего образования
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconПорядок выступлений на итоговом отборочном мероприятии 23-24 апреля
Заседание весеннего экспертного совета по отбору проектов по программе поддержки молодых ученых «У. М. Н. И. К.» состоится 23 апреля...
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconПриказ от «16» апреля 2013 года №76
Приказа начальника мку «отдел образования» амр краснокамский район рб №161 от 11 апреля 2013 года в целях обеспечения отдыха, оздоровления...
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года icon15 апреля открытие фестиваля (интернет-конференция). С 15 по 25 апреля
С 15 по 25 апреля 2013 года в рамках реализации регионального проекта состоится областной научно–практический фестиваль «Опыт формирования...
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconПлан работы рмо учителей физической культуры и учителей основ безопасности жизнедеятельности Жиздринского района Калужской области на 2012-2013 учебный год
Рмо учителей фк и обж общеобразовательных учреждений Жиздринского района Калужской области
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года icon25 апреля 2013 8 я международная бизнес конференция Тепло из отходов 2013. Современные технологии использования биомассы для производства тепловой и электрической энергии ” Ожидаемая аудитория
...
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconШестого научного конгресса студентов и аспирантов «инжэкон-2013» 18-19 апреля 2013 года г. Санкт-Петербург, ул. Марата, 27
Научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в инновационном экономическом вузе»
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconРегламентации и действующей практики срочной военной службы и ее перспектив
Азербайджанской Республике» от 10 июня 1992 года (с изменениями от 26 августа 1992, 12 января 1993, 21 апреля 1993, и 2 апреля 1999...
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения
Лицензия а №086813, выдана Министерством образования и науки Астраханской области 04 апреля 2005 года. Срок действия лицензии по...
Заседание №3 рмо пдо, 11 апреля 2013 года iconОрганизация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 30 апреля 2013 года
Премией Организации Объединенных Наций в области и народонаселения в 2013 году награждены Центр при университете Аль-Азхар и врач...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница