Постановление Администрации Тамбовской области от 17 апреля 2008 г. N 477 "Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области" (с изменениями от 16 марта 2011 г.)
В целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими исполнительных органов государственной власти области должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе области администрация области постановляет: 1. Утвердить Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области согласно приложению. 2. Руководителям исполнительных органов государственной власти области организовать работу по ознакомлению с настоящим постановлением государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы области в соответствующих исполнительных органах. 3. Управлению государственной службы и организационной работы администрации области (Эсаулов) организовать работу по ознакомлению с настоящим постановлением государственных гражданских служащих области, представителем нанимателя для которых является глава администрации области. 4. Рекомендовать главам городов и районов области, главам администраций городов и районов области утвердить аналогичные кодексы этического поведения муниципальных служащих. 5. Опубликовать настоящее постановление c приложением в газете "Тамбовская жизнь". 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области А.А. Сазонова.
И.о. главы администрации Тамбовской области | А.Я.Дубовик | Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 17 апреля 2008 г. N 477) (с изменениями от 16 марта 2011 г.) 1. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс представляет собой систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области. 1.2. Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных гражданских служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", законов Тамбовской области от 30 марта 2005 г. N 304-З "Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области", от 04 июня 2007 г. N 205-З "О противодействии коррупции в Тамбовской области", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и области, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Сфера действия и цели настоящего Кодекса
2.1. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу в исполнительные органы государственной власти области, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности. Каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса. 2.2. Настоящий Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы области, уважительного отношения к государственной гражданской службе области в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных гражданских служащих, их самоконтроля. Целями Кодекса являются: установление единых этических норм и правил служебного поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (далее - гражданских служащих) для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности; содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к исполнительным органам государственной власти области. 2.3. Кодекс определяет: основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать гражданские служащие, независимо от замещаемой должности; этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие; поведение гражданских служащих при осуществлении профессиональной деятельности.
3. Основные морально-этические принципы поведения гражданских служащих
Основными морально-этическими принципами поведения гражданских служащих являются следующие принципы: служение государству; служение общественным интересам; уважение личности; законность; лояльность; политическая нейтральность.
4. Принцип служения государству
4.1. Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации и области. 4.2. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности гражданского служащего. 4.3. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений. 4.4. Гражданский служащий призван постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности. 5. Принцип служения общественным интересам
5.1. Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп. 5.2. Действия гражданского служащего не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения.
6. Принцип уважения личности
Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.
7. Принцип законности
7.1. Морально недопустимо нарушать законы и иные нормативные правовые акты, исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего. 7.2. Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов и иных нормативных правовых актов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.
8. Принцип лояльности
8.1. Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности - осознанно, добровольно соблюдать установленный государственными органами служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета. 8.2. Принцип лояльности распространяется на отношения: ко всем ветвям власти; ко всем государственным институтам; к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям; к политическому большинству, находящемуся у власти; к другим гражданским служащим. 8.3. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства. 8.4. Гражданский служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.
9. Принцип политической нейтральности
9.1. Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях. 9.2. Гражданский служащий не должен допускать использование административных и других ресурсов исполнительного органа государственной власти области для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.
10. Соблюдение общих нравственных принципов
10.1. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости. 10.2. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности. 10.3. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от: грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами. Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к исполнительным органам государственной власти области, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
11. Выполнение служебных обязанностей
11.1. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний. 11.2. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является обеспечение доступности информации о деятельности своего исполнительного органа государственного власти области в пределах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. 11.3. Гражданский служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других. 11.4. Гражданский служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе.
12. Злоупотребление служебным положением
Гражданский служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других гражданских служащих, пользуясь своим служебным положением.
13. Использование информации
13.1. Гражданский служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции. 13.2. Гражданский служащий не должен также ни задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, ни распространять информацию, о которой ему известно или имеются основания считать, что она неточна или ложна.
14. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
14.1. Гражданский служащий обязан быть независимым от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц. Ничто не должно вредить независимости гражданского служащего, в том числе: внешнее давление или влияние на гражданского служащего, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы; предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т.п. 14.2. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо. 14.3. Гражданский служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны. 14.4. Если на гражданского служащего оказывается неблагоприятное воздействие, и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, ему следует поставить в известность своего руководителя.
15. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными
15.1. Гражданские служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности исполнительного органа государственной власти области. 15.2. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение. 15.3. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
16. Этика взаимоотношений с общественностью
16.1. Для информирования общественности о своей деятельности гражданские служащие осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами. 16.2. Во взаимоотношениях с общественностью гражданские служащие не должны использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса. 16.3. Гражданский служащий не должен: наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан; рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты; пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности.
17. Поведение гражданского служащего при получении вознаграждений
17.1. Гражданский служащий может принимать вознаграждения (в контексте пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и почести только при соблюдении следующих условий: вручение происходит официально и открыто; награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано; вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вознаграждения. 17.2. Гражданский служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с исполнительным органом государственной власти области или сотрудником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от гражданского служащего, получающего вознаграждение. 17.3. Морально недопустимо получать вознаграждения в благодарность за совершение каких-либо официальных действий.
18. Этические конфликты
18.1. Гражданский служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными: просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и т.п.; неправомерным давлением со стороны руководства; отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность. Во всех этих и других подобных ситуациях гражданский служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и области, своим должностным регламентом, а также этическими принципами настоящего Кодекса. 18.2. В случае, если гражданскому служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо: обсудить проблему конфликта с непосредственным начальником; если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, гражданскому служащему следует, уведомив об этом своего непосредственного начальника, обратиться к руководителю еще более высокого уровня либо в уполномоченный орган по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области. 18.3. Гражданский служащий может информировать непосредственного или вышестоящего руководителя, а также уполномоченный орган по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области о достоверно известных ему нарушениях правил этического поведения другими гражданскими служащими. 18.4. Руководитель исполнительного органа государственной власти области должен следить за тем, чтобы гражданскому служащему, информировавшему о вышеуказанных случаях добросовестно и на основе разумных подозрений, не было причинено никакого вреда.
19. Коррупционно опасное поведение
19.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными. 19.2. Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов. 19.3. Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов. 19.4. Нравственным долгом кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданской службы области, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, является (наряду с предоставлением сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации") заявление им при назначении на должность сведений о характере и степени своей личной заинтересованности. Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на замещение вакантной должности государственной гражданской службы области, должен быть урегулирован до назначения его на должность.
20. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим
20.1. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающие правила служебного и этического поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия. 20.2. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения: привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям; создавать условия их недопущения и преодоления; инициировать или принимать решение о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией); инициировать или принимать решение о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией); одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих; своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости; проводить соответствующую воспитательную работу против коррупции, коррупционно опасного поведения.
21. Соблюдение настоящего Кодекса
21.1. Необходимость соблюдения настоящего Кодекса является одним из условий служебного контракта с гражданским служащим. Гражданский служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его требований. 21.2. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения и учитывается при: проведении аттестаций и квалификационных экзаменов; формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, назначении на иную должность государственной гражданской службы области; подготовке характеристики или рекомендации; наложении дисциплинарных взысканий. 21.3. Соблюдение положений настоящего Кодекса является предметом внутреннего служебного контроля в соответствии с Положением о внутреннем служебном контроле в исполнительных органах государственной власти области.
22. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса
22.1. Нарушение гражданским служащим положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений настоящего Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности. 22.2. Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм настоящего Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в исполнительном органе государственной власти области. |