Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой




НазваниеУрок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой
Дата04.02.2016
Размер13.4 Kb.
ТипУрок
Урок – литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой


«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»

Оформление урока: на доске – тема урока и эпиграф:

Кто создан из камня, кто создан

из глины….

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина.

Я – бренная пена морская.

М. Цветаева

Возле интерактивной доски – стол, на нём - листья клёна, гроздья рябины, в вазе – букет осенних цветов. За столами – «биографы», «чтецы», «литературоведы».

Ч т е ц ы. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний.

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Б и о г р а ф ы. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского Музея изящных искусств и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина. (На интерактивной доску проецируются фотографии Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн, затем – Марины. Её изображение остаётся ещё некоторое время).

Из-за стола поднимается ученица, играющая роль Марины Цветаевой.

«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась нев жизнь, а в музыку.

Ч т е ц ы Кто создан из камня, кто создан

из глины….

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина.

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан

из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена –

и в полёте

Своём – непрестанно разбита !

Сквозь каждое сердце,

сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье .

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская.

Б и о г р а ф ы. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у

Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

(Звучит музыка Ф. Шопена.)

Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: (из-за другого стола поднимается ученица, играющая роль сестры Марины Цветаевой)

«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы – польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – тёмоокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

Л и т е р а т у р о в е д ы . Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:

Ч т е ц ы Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой

и взыскательный взгляд ,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка – кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностеё – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен,

и ветер был свеж.

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моём – не от вас ли?

Л и т е р а т у р о в е д ы . Стремительно и властно в жизнь юной поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Ч т е ц ы. Нет, бил барабан

перед смутным полком ,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт,

что ближайшим друзьям –

Нет места. В изгнаньи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей , почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как

молве вопреки

Монарх по поэте печётся!

Почётно – почётно – почётно - архи –

Почётно – почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Л и т е р а т у р о в е д ы. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

Марина принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другим талантливейшими людьми конца XIX - начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являющиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку.:

Ч т е ц ы. Имя твоё – птица в руке.

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету.

Серебряный бубенчик во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд.

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щелканье ночных копыт

Громко имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, - ах, нельзя! –

Имя твоё – поцелуй в глаза.

В нежную стужу неподвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

Б и о г р а ф ы. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему будут посвящены лучшие стихи.

(Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс».)

Ч т е ц ы. Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена,

не на бумаге ! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы и идут на плаху.

(Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Ч т е ц ы. Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – инее играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем, и рукой

За то, что вы меня – не зная сами!

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас над головами, -

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами.

(Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали)

Б и о г р а ф ы. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: (выступает ученица, исполняющая роль сестры Марины Цветаевой) «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая. С вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Эта не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем.

(Продолжает звучать музыка.)

Ч т е ц ы. Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи: В огромном липовом саду –

Невинном и старинном –

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном,

Вдыхая тёплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины..

Пробором кудри разделив.

Тугого шёлка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы…

Л и т е р а т у р о в е д ы. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».)

Б и о г р а ф ы. Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и сборник стихов:

Ч т е ц ы. Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно – перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Бросаю в вихрь войн,

Пусть странствует она –

свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О. ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно и во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

Б и о г р а ф ы. И снова разлука: с1922по 1927 год.До встречи в Париже. Находясь в эмиграции. М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Ч т е ц ы. Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мы обе заняты.

Б и о г р а ф ы. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт. Что Марина с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию. Муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине.

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

(Выступает ученица, исполняющая роль сестры Марины Цветаевой) :

«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

(Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну…»

Похожие:

Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconУрок-литературно-музыкальная композиция, посвященный жизни и творчеству А. А. Ахматовой «мне дали имя при крещенье анна…»
Цели: продолжить приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, воспитывать чувство гордости за нее; познакомить учащихся...
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой icon«Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
Сегодня мы вас пригласили на вечер, посвященному жизни и творчеству замечательной поэтессы, Марины Цветаевой
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconПрезентация по теме литературного вечера. Используемые педагогические технологии
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconРазработка урока по творчеству Марины Цветаевой
Знакомство с основными этапами творчества М. И. Цветаевой, определение основных тем и мотивов ее лирики
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconМосква в лирике Марины Цветаевой учитель литературы Маевская О. С
Цветаева родилась в Москве, прожила в ней большую часть своей жизни. Однако у Марины Цветаевой не было той любви к архитектуре города,...
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconЛитературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А. П. Чехова
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой icon«Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки для музыкального сопровождения, сборники стихов М. Цветаевой, карточки...
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconВсему начало – любовь… (по лирике М. И. Цветаевой)
...
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconМбоу «сош №4» г. Сафоново цели: заинтересовать обучающихся личностью Марины Цветаевой
Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой iconЛитературно-музыкальная композиция
Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она изменила жизнь всей страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница