Скачать 18.21 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ Направление подготовки 030300 – ПСИХОЛОГИЯ Профиль подготовки _____________________ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин. Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата; компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины (модуля); структуру и содержание дисциплины (модуля); образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). Рецензент Рабочей программы Родзинский Дмитрий Леонидович – кандидат философских наук, доцент. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Культурология» являются: • организовать изучение и использование фундаментальных достижений мировой и отечественной культуры в осмыслении теоретических проблем культурологии; способствовать интеллектуальному и эмоциональному приобщению студентов к сокровищнице художественных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий (материал курса МХК как составляющая часть и практическая база теоретического содержания курса); • помочь бакалаврам овладеть современной методологией и методиками анализа явлений и тенденций развития культуры; • научить студентов активно применять полученные культурологические знания в сфере профессиональной деятельности; • сформировать у бакалавров потребность и навык постоянного культурного роста, приобщения к образцам художественной культуры (систематическое посещение театров, картинных галерей, концертных залов, чтение художественной литературы и т.д.). Формирование этой потребности и навыка будет продолжено при освоении дисциплины (модуля) «Эстетика». 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) «Культурология» входит в базовую часть ГСЭ подготовки бакалавров всех направлений и профилей. «Входными» знаниями для данной дисциплины являются обязательные и вариативные курсы программы общеобразовательной средней школы: Литература, Русский язык, Иностранный язык, Право, Религиоведение, Основы православной культуры и др. Непосредственной базой для восприятия сложного и насыщенного теоретически материала вузовской дисциплины (модуля) «Культурология» является обязательный в школьном образовании курс «Мировая художественная культура». Кстати, именно данный курс является едва ли не единственной реальной опорой для преподавания культурологии в вузе, так как Религиоведение, Право, Основы православной культуры преподаются весьма выборочно в ряде профильных школ, а курс Литературы в современном варианте школьного образования практически никакого образования и вовсе не дает. Поэтому не весьма систематизированные сведения из Мировой художественной культуры хотя бы отчасти восполняют пробелы на уровне «входных» знания для освоения вузовской дисциплины (модуля) «Культурология». Зато дисциплина (модуль) «Культурология» достаточно целесообразно вписывается в контекст блока ГСЭ в вузовском образовании бакалавриата: она изучается параллельно с Историей, Логикой, Риторикой, Религиоведением, а предшествует Философии, Истории философии, Социологии, Политологии, в дальнейшей перспективе – Эстетике и Профессиональной этике. Таким образом, перед столь сложной дисциплиной, какой является «Культурология», стоят не только «имманентные» задачи постижения теоретически насыщенного, объемного и разнородного материала, но и «внешние задачи»: «Культурология» станет «наукой наук», методологическим вектором для целого ряда пограничных дисциплин – и для Риторики, и для Религиоведения, и для Эстетики и т.д. Особенностью дисциплины (модуля) «Культурология» является и то, что данная наука и учебная дисциплина являют собой образец интегративного мышления, столь необходимого нашему времени и единственно способному ответить на целый ряд вопросов, которые человеку и человечеству задала эпоха научно-технической революции и без ответа на кои практически невозможным станет дальнейшее продвижение человечества по пути прогресса. Таким образом, именно Культурология располагает мощнейшим потенциалом и возможностью дать молодым профессионалам образцы того нового мышления, не только носителями, но и творцами которого предстоит стать их поколению: без ответа на базовые вопросы и без радикального изменения «параметров» и «координат» присутствия человека в современном мире созданная им культура может обернуться против него оружием самоуничтожения. Дисциплина (модуль) «Культурология» призвана дать бакалаврам первого года обучения целостное знание о культуре, ее сущности и функциях. В процессе преподавания предмета предполагается показать огромную роль культуры в жизни человека, показать, как культура определяет его поведение, отношения с другими людьми через систему традиций, норм и ценностей, которые и формирует культура. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимовлияние разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Культурология изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их преемственность и связь с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры. Изучение исторической эволюции культуры человечества позволяет студентам глубже понять современную культуру и специфику современной социокультурной ситуации в мире и в стране. Освоение наследия мировой культуры способствует развитию духовного мира студенческой молодежи, ее творческого потенциала, который в будущем позволит ей более эффективно трудиться в своей профессиональной сфере. Культура – это глобальная проблема человечества, поэтому культурология является общетеоретической дисциплиной, для нее характерен системный подход к явлениям культурной жизни человечества. Она являет собою синтез гуманитарного знания, и ее выводы определяются как общефилософскими методологическими принципами исследования, так и той источниковедческой базой, на которую опираются ученые, изучающие культурные процессы. В современной культурологии существует множество определений «культуры». В общем виде к у л ь т у р а предстает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Предлагаемая программа дисциплины (модуля) «Культурология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Цель программы – раскрыть основные положения культурологии, дать систематическое толкование предмета, задач и структуры культурологии. Значительное место в курсе отводится интеллектуальному осмыслению того, что такое культура, а это предполагает объективное и детальное изучение данного явления во всем его объеме. В курсе даются основные понятия культурологии, история становления культурологических концепций, динамика их развития, что обеспечивает интерес студентов к самостоятельному творчеству, формирует гуманистическое мировоззрение молодых людей и позволит им в будущем более эффективно и плодотворно проявить себя в профессиональной сфере. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины культурология В результате освоения дисциплины (модуля) «Культурология» бакалавр должен знать: • место Культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы (теоретические аспекты и историческую базу культуры) (ОК-1); • формы и типы культур и цивилизаций, историю и закономерности их функционирования и развития (ОК-2); • развитие культуры и цивилизации России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации (ОК-1); • принципы использования культурного наследия в современных условиях массовой культуры (ОК-8, ПК-20) уметь: • творчески применять знания в области культурологии в повседневной жизни и в собственной профессиональной деятельности (ПК-19, ПК-20); • самостоятельно работать над теоретическими источниками в области культурологии и искусствоведения, постоянно углублять и совершенствовать свои знания в сфере художественной культуры (ПК-19); • ориентироваться в историческом и современном контексте культурологических школ и направлений (ОК-2); • выражать и аргументировать свою позицию в отношении отдельных культурных течений и конкретных произведений искусства (ОК-8, ПК-20) владеть: - организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности (ПК-16, ПК-20); - нормами взаимодействия и сотрудничества, толерантностью; социальной мобильностью (ОК-7); - культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); - навыками анализа своей деятельности (ОК-6); - умением применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); должен быть ознакомлен: • с основными теоретическими проблемами, тенденциями, концепциями и школами отечественной и мировой культурологической мысли; • с основными тенденциями в развитии культуры на основных этапах эволюции человеческой цивилизации. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
|
![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Ермолаева Марина Валерьевна, д псх н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии | ![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Ермолаева Марина Валерьевна, д псх н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии |
![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Ермолаева Марина Валерьевна, д псх н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии | ![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат) |
![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат) | ![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Практикум по методам клинико-психологической диагностики и коррекции (часть 1) является одним из основных практически ориентированных... |
![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... | ![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... |
![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направлению 030300 «Психология».... | ![]() | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование |