Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии




Скачать 19.82 Kb.
НазваниеПоложение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер19.82 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Бальжитова Ольга Михайловна


ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В БУДДИЗМЕ

ИНДИИ, МОНГОЛИИ И БУРЯТИИ


Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Чита – 2007

Диссертация выполнена в отделе философии, культурологии

и религиоведения Института монголоведения, буддологии

и тибетологии СО РАН


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Янгутов Леонид Евграфович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Абаева Любовь Лубсановна

кандидат философских наук

Жуков Артем Вадимович


Ведущая организация: Восточно-Сибирская государственная

академия культуры и искусств


Защита состоится 12 ноября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Читинского государственного университета.


Автореферат разослан 12 октября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, доцент К.К. Васильева


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Буддизм – одна из наиболее древних и влиятельных мировых религий, которая получила свое распространение в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии. С конца XIX - начала XX в. эта религия появилась в странах Европы и в США.

Причина, обусловившая распространение буддизма в таких больших территориальных масштабах и давшая ему статус одной из мировых религий, заключалась в том, что с самого начала он носил в себе не только элементы национальной культуры, но и общечеловече­ской. Ему были свойственны такие качества, как толерантность, открытость, терпимость к другим верованиям, умение заимствовать местные обычаи и традиции. Огромное значение имел его демократизм по отношению ко всем слоям населения.

Буддийские ценности имели доминирующую значимость во многих странах, поскольку как религия он составлял важнейший элемент их культуры и во многом определял направления духовного развития этих стран. Его главным объектом как религии являются человек, его место в мире и обществе, а также взаимоотношения между людьми. Особую значимость в этих отношениях имеют отношения между мужчиной и женщиной, которые определяются как отношением общества к женщине, так и отношением буддизма к ней. Буддизм имел собственное мнение о женщинах, уравнивая ее в правах с мужчиной в вопросах достижения религиозного спасения. Проникая в те или иные страны, он не отступал от своих принципов, поэтому зачастую менял существовавшие до его прихода представления о женщине, всемерно поднимая их роль и значение. Это, в свою очередь, незамедлительно сказывалось на прогрессивном развитии общества.

В современную эпоху глобальных перемен буддизм в силу своей миролюбивости, всепрощения и терпимости к окружающим начинает приобретать все большую значимость и популярность в мировом сообществе. Этому способствуют и такие факторы, как интенсивная миссионерская деятельность лам-учителей, открытие многочисленных дхарма-центров, организация буддийских общин, строительство новых буддийских монастырей в различных странах мира. Все это идет параллельно времени наибольшей активизации женщин в мировой истории, когда они начинают играть большую роль в политической, экономической, социальной и религиозной жизни всего мирового общества. Активная общественная позиция характерна и для женщин Монголии и Бурятии, где буддизм имеет свою многовековую историю. Буддизм оказал самое благодатное влияние на положение женщин этих стран. И как в эпоху своей прошлой истории, он вновь оказывает свое благодатное влияние на положение современной женщины Монголии и Бурятии.

Сказанное ранее свидетельствует о том, что изучение положения женщин в странах буддийского ареала имеет большую общественную, политическую и научную значимость.

Степень изученности. Тема места женщины в буддизме Древней Индии, особенно Монголии и Бурятии в отечественной науке мало изучена. Труды российских ученых лишь частично раскрывают эту проблему, затрагивая отдельные аспекты, освещающие положение женщины в буддизме. В фундаментальных работах Г.М. Бонгард-Левина1, посвященных истории, философии, религии Древней Индии, уделяется определенное внимание к этой проблеме. В трудах Б.Б. Барадийна2, И.В. Минаева3 описывается буддийское женское монашество в контексте развития истории возникновения монашества и развития монастырей Древней Индии. В работе Т.В. Ермаковой, Е.П. Островской4 «Индия: Классический буддизм» дана картина возникновения и образования женской буддийской общины в русле развития и становления буддизма как учения и религии. А.Ю. Гуннский5 дополняет их работу научными исследованиями палийского канона, в которых отражены причины, приведшие к принятию женщинами Древней Индии учения буддизма, а также приводится лишь часть правил, обязательных именно для буддийских монахинь. Научные исследования Л.С. Васильева6, Н.Л.Жуковской7, С-Х.Д. Сыртыповой8, В.Я. Сидихменова9, Е. Парнова10 и др. посвящены отдельным лицам женских божеств буддийского пантеона. Например, Н.Л. Жуковская в книге «Ламаизм и ранние формы религии» исследует появление и развитие культа богини Тары и богини Лхамо. И М.М. Воробьева-Десятовская11 в своей работе на основе изучения махаянских текстов, также как и содержание книги «Знаменитые йогини. Женщины в буддизме», обосновывает появление и присутствие женских божеств. Полных и систематических исследований положения, места и роли женщины в буддизме Монголии и Бурятии в период распространения и утверждения буддизма в этих странах в отечественной науке нет. Современный период женского монашества Монголии рассмотрен в диссертационном исследовании Р.Т. Сабирова12 в контексте возрождения буддизма в этой стране. Женское же монашество Бурятии, его место и роль в буддизме до сих пор не нашли своего отражения. Основной материал о женском буддийском центре, единственном в России, а также сведения о современной женщине Бурятии автором диссертации получены от информаторов13.

Цели и задачи исследования. Целью данной диссертации является изучение места и роли женщин в буддизме, начиная с его появления и распространения в Древней Индии, Монголии и Бурятии и до настоящего времени в Монголии и Бурятии. В соответствии с этим в работе ставятся следующие задачи:

- исследовать становление и развитие первоначального женского монашества на исторической родине буддизма;

- выявить положение женщины в буддизме в период его возникновения и распространения в Монголии и Бурятии;

- сравнить положение женщин в буддизме Древней Индии в период его появления и распространения с положением женщин в буддизме Монголии и Бурятии в период проникновения и утверждения буддизма;

- выявить современное положение женщины в буддизме в контексте его возрождения в Монголии и Бурятии;

- охарактеризовать современное состояние женского буддийского монашества Монголии и Бурятии, а также строительство женских буддийских монастырей в этих странах.

Объект исследования – положение женщины в буддизме.

Предмет исследования – положение женщины в Индии, Монголии и Бурятии в период возникновения и распространения буддизма, положение женщины в настоящее время в Монголии и Бурятии, ее место и роль в буддизме этих стран.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили общенаучные и религиоведческие методы исследования. Были использованы историко-сравнительные и аналитические методы, уделено большое внимание принципу историчности, преемственности, целостности и системности. Особое внимание уделялось историко-сравнительному методу исследования положения женщин в Древней Индии, Монголии и Бурятии. При анализе материалов диссертант опирался на теоретические принципы, получившие свое отражение в трудах И.Минаева, О.О.Розенберга, Б.Б. Барадийна, Г.М. Бонгард-Левина, Н.Л. Жуковской, Т.В. Ермаковой, Е.П. Островской.

Научная новизна исследования заключается в том, что

- впервые предпринято специальное изучение места женщины в буддизме Монголии и Бурятии;

- проведен сравнительный анализ положения женщин в Древней Индии, Монголии, Бурятии в период возникновения и распространения буддизма в этих странах;

- охарактеризовано положение женщин в буддизме в контексте его возрождения в Монголии и Бурятии;

- введены в научный оборот материалы о современных женских монастырях Монголии и Бурятии, проанализированы причины их возникновения и роль в обществе.

Научно-практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в работе положения и выводы, а также исследованные в диссертации этносоциальные и религиозные особенности положения и развития женского монашества женщин в современном обществе могут иметь значение при изучении религиозных, культурных, общественных и политических процессов в странах распространения буддизма. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке курсов лекций по специальностям «Религиоведение», «Всеобщая история», «Культурология».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Причины обращения женщин к буддизму были достаточно разными. Основными были искреннее желание достижения Нирваны; тяжелая семейная жизнь, от которой женщине хотелось уйти; тирания со стороны мужа; смерть близких: мужа, дочери, сына; потеря красоты и молодости.

2. Распространение буддизма в Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии способствовало увеличению последователей женского пола в ряде стран, в том числе в Монголии и Бурятии. Вхождение женщин Монголии и Бурятии в буддизм в эпоху его распространения не встретило особых препятствий. Это было обусловлено более благоприятным положением женщин в обществе по сравнению с женщинами на его исторической родине.

3. Проникновение буддизма в страны, где положение женщин традиционно было высоким по сравнению с женщинами Древней Индии способствовало более широкому вовлечению женщин в буддизм. Это отразилось не только на количестве верующих, но и на качественном изменении самого буддийского вероучения в пользу женщин.

4. В укреплении буддизма в Монголии и Бурятии большую роль сыграло строительство монастырей. Однако в начальный период распространения буддизма в Монголии и Бурятии женские монастыри отсутствовали. Такое положение обусловлено несколькими причинами:

- женщинам не было необходимости добиваться построения отдельного монастыря, поскольку доступ в мужские монастыри был свободным

- посвятившие себя монашеству женщины могли оставаться в семьях, поскольку оно принималось уже в преклонном возрасте.

5. Упрощение ламаизмом религиозной практики во многом способствовало привлечению женщин Монголии и Бурятии к буддизму, подавляющее большинство которых было неграмотным.

6. Национальное и религиозное возрождение в современном обществе Монголии и Бурятии способствовало не только широкому привлечению женщин в буддизм, но и тому, что они заняли активную позицию в буддизме и стали проявлять гораздо широкую самостоятельность.

Апробация результатов исследования. Различные теоретические выводы и обобщения, фрагменты исследования нашли отражение в докладах на следующих конференциях:

- ежегодная преподавательская конференция БГУ «Философская общественно-политическая мысль стран Центральной и Восточной Азии». - Улан-Удэ, 2006.

- международная научная конференция «Буддизм в контексте диалога культур», посвященная 2550-летию буддизма. - Улан-Удэ, 2006.

Диссертация обсуждена в отделе философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии и рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка литературы.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень научной разработанности проблемы в отечественной литературе, формулируются цели и задачи работы, излагается ее научная новизна.

Первая глава «Женщины в буддизме в период его возникновения и становления», состоящая из двух параграфов, посвящена истории появления и становления женского буддийского монашества в период возникновения и становления буддизма, а также рассматривает женский буддийский пантеон.

В первом параграфе «Вхождение женщин в буддизм, формирование женского монашества в Древней Индии» детально исследуется история образования и развития женской буддийской общины в контексте формирования буддийской общины в целом.

Будда разносил свет своего Учения путем проповедей. Некоторые из слушавших эти проповеди становились его учениками. По мере роста численности учеников и последователей Учения Будды стали создаваться для них поселения в различных районах страны, и они стали жить совместной, общинной жизнью. Жилье приносилось в дар царями, различными богатыми покровителями. Таким образом, стали создаваться первые буддийские общины. Люди уходили в общины, так как, согласно раннебуддийским наставлениям, в обычных условиях человек не может непосредственно подготовиться к вступлению в нирвану. Ему надлежит отрешиться от всех мирских связей и вступить в монашескую общину, которая строилась по образцу сельской общины. Она называлась сангха, или буддийская монашеская община. Каждый вступавший в общину произносил формулу: “Прибегаю к Будде, прибегаю к учению, прибегаю к общине как к разрушителям моих страхов. Первый – своим учением, второе – своей непреложной истиной и третья – своим примером прекрасного закона, преподанного Буддою”. Таким образом, буддийская монашеская община – сангха – стала организацией со своим уставом, законами, объединяющей монахов или монахинь той или иной местности. Для того чтобы стать полноценным членом монашеской общины, вступавшие в нее принимали строгие обеты и правила монашеской жизни.

Появление женских буддийских общин в древнеиндийском обществе можно рассматривать как совершенно иное отношение буддизма к положению женщин. Древнеиндийская семья была патриархальной: всеми делами и всеми членами семьи распоряжался глава семьи. При этом члены семьи обладали более низким статусом, чем ее глава. В брахманских «законах» прямо говорится о том, что отец мог подарить своих детей. Появление на свет дочери не вызывало радости, и на девочек смотрели с презрением. Женщина не имела никакой свободы, она была полностью зависима от мужчины. Как сказал один древнеиндийский мудрец: «Женщина не заслуживает свободы». Еще яснее поясняют положение женщины в древнеиндийском обществе «Законы Ману»: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин… отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности».

Общество Древней Индии строго придерживалось традиций и обычаев Вед, которые регламентировали жизнь и поведение не только отдельно взятого человека, но и всех каст общества Древней Индии в целом. Законы Вед, как и законы Ману, определяли место и роль женщины в обществе, предназначая ей участь дочери, воспитанной в строгости, почтительной жены, рачительной домохозяйки. Такое социальное поведение было обязательным для женщин всех 4-х каст, но при этом женщина высшей касты обладала более высоким социальным статусом в обществе и привилегиями по сравнению с женщинами из низших каст. Но ее духовные возможности и потребности, как и женщин низших каст, были сведены к нулю. Женщинам любой касты, наряду с самой неприкасаемой кастой «шудр», запрещалось изучать Веды, самостоятельно выполнять какие-либо обряды, посты и обеты и даже присутствовать при распевном оглашении ведических текстов. Брахман, жрец, отвечающий за сохранность и передачу ведического знания, рискнувший ознакомить женщину с Ведами, изгонялся из общества навсегда. Изгонявшийся из своей касты брахман был вынужден примыкать к касте «неприкасаемых», поскольку выжить вне каст в одиночку в условиях кастовой организации общества было невозможно. А это был тяжелый удар для человека, воспитанного и выросшего в уважении, почитании и богатстве. В древнеиндийском обществе мужчина мог свободно стать религиозным служителем, аскетом или монахом какой-либо религиозной системы, не встречая особых протестов с чьей-либо стороны. В то время как женщина из-за своего стремления получить религиозные знания могла потерять семью, социальное положение в обществе. Взгляды Будды на статус женщины были поистине революционными, потому что он признал их религиозные права на достижение Спасения. Однако надо отметить, что Будда, выросший и воспитанный на законах и традициях Вед, все же не мог кардинально поменять мнение о женщинах и это выразилось в восьми правилах, оглашенных им самим после разрешения организации женской буддийской монашеской общины. В этих восьми правилах хорошо видно подчиненное положение женщины-монахини мужчине-монаху. И такое зависимое положение было зафиксировано в дальнейшей разработке правил монашеского свода правил. Он состоит из 253 правил для монахов и 364 правил для монахинь. По другим данным, 227 правил для монахов и свыше 300 правил для монахинь. Большинство дополнительных правил касались легких нарушений — женских украшений и одежды, правил посвящения женщин в сангху и выбора наставницы, правил публичного поведения монахинь и тому подобных второстепенных предметов. Наказание за нарушение этих правил было разным для монахини и монаха. В диссертации подробно анализируются наказания за нарушения для монахов и монахинь. Также дан подробный анализ принципам неравенства между монахами и монахинями.

Появление и образование женских монашеских общин показало принципиально новое отношение буддизма к женщине не только в духовно-религиозном плане, но и в самом отношении к женщине, которая по своим духовным потребностям и возможностям способна достичь Просветления, также как и мужчина.

Массовое вхождение женщин в буддизм началось с утверждения Махаяны, где равенство мужчин и женщин в достижении спасения было официально зафиксировано в сутрах Праджняпарамитры. Это течение буддизма также объявило монашество лишь одним из путей достижения Нирваны.

В I тыс н.э. в буддизме появились социальные концепции, касающиеся поведения верующих мирян и мирянок. Высказывания о них содержатся в Самъютта-никая, Дигха-никая, Ангуттара-никая, Аватамсака-сутре, Махапариниббана-сутре, Махамайя-сутре, Дхаммападе и джатаках, а также в тестах северной и южной традиций буддизма. В этих концепциях приводится образ правильного мужа и правильной жены. Домовладелец должен почитать и уважать свою жену, быть верным ей, утверждать свой авторитет перед ней, дарить ей украшения. Жена, в свою очередь, должна хорошо выполнять домашнюю работу, быть гостеприимной, верной мужу, бережно относиться к тому, что он зарабатывает, быть искусной и прилежной.

Во втором параграфе «
  1   2   3

Похожие:

Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconРабочая программа по истории Бурятии Для учащихся: 11 класс
История Бурятии представляет собой региональную историю одного из районов земного шара, границы которого обозначены территорией Республики...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconПрограмма: Автор В. П. Максаковский Тема: «Индия крупнейшая развивающаяся страна мира»
Проработать географическую номенклатуру Индии (природные районы, крупнейшие штаты и города Индии)
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconОбзор республиканской прессы с 16. 02. 2011г по 23. 02. 2011г. (№6) Рабочие встречи, мк в Бурятии, №8, 16 февраля 2011г., Станислав Белобородов. Вячеслав Наговицын вернул ушедших в отставку зампредов и попросил сми больше никого не увольнять
Во вторник президент Бурятии Вячеслав Наговицын на традиционном брифинге развеял слухи об уходе трех своих зампредов — Иннокентия...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconТема: История древней Индии. 5 класс
Уметь анализировать текст учебника в соответствии с заданием, находить необходимую информацию в разных источниках (учебник, иллюстрация,...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconЖенщины в Пророчествах Нострадамуса доктор Люсьен де Люка ©
Другие женщины вмешиваются еще под фамилиями мифологического займа: Arthemide (iv-27, ix-74, x-35), Aréthuse (I-87), Latona он же...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconПрограмма проходит по штатам северной и центральной Индии и, наряду с историческими и архитектурными памятниками, включает в себя неповторимую атмосферу духовной жизни Индии. А так же посещение уникального храмового комплекса «каджурахо»
Дели – джайпур – галта фатехпур сикри – агра – гвалиор – орчха –каджурахо – ранех фалл – дели
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconШон Бурн. Гендерная психология
«Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения,...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconШон Берн Гендерная психология
«Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения,...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconШон Бурн Гендерная психология
«Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения,...
Положение женщины в буддизме индии, монголии и бурятии iconСовременное общество потребления и его экологические ограничения Авторы: К. Я. Кондратьев, В. Ф. Крапивин
Индии – на 16 млн человек в год, но воздействие США на окружающую среду (за счет более высокого подушного потребления) окажется более...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница