Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп)




Скачать 40.02 Kb.
НазваниеОбразовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп)
страница1/18
Дата04.02.2016
Размер40.02 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ООП) разработана в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);

  • «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

ООП сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с проектом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100»/ Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М. : Баласс, 2012. – 496 с.

При разработке ООП учитывались принципы и подходы ее формирования, определенные главной целью Образовательной системы «Школа 2100»: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:

а) Личностно ориентированные принципы.

Данные принципы реализуются в творческом образовательном пространстве и выражаются в следующих положениях:

– дошкольное образование – это начальная ступень образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала;

– дошкольное образование создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные способности, свои мотивы, интересы, социальные установки;

– дошкольное образование как система гарантирует комфортность каждому ребёнку, создаёт условия для мотивации успешности, его постоянного продвижения вперёд потенциальных возможностей и склонностей;

– дошкольное образование как система обеспечивает личностную значимость образования для каждого ребёнка, создаёт для него личностный смысл в поступках и образе жизни, что позволит заложить механизм самореализации, саморазвития, самозащиты, необходимые для становления самобытного личностного индивидуума, диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой цивилизацией;

– дошкольное образование как система формирует в личности ребёнка его человекообразующую функцию, суть которой состоит в сохранении и воспитании экологии человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого дошкольное образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества в творческом преобразовании окружающего мира.

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Содержание ООП учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей  от 1.5 года до 2 лет (ранний возраст)

       Возраст от 1.5 до 2 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Ежемесячная прибавка   роста составляет 1 см, веса 200-250 граммов.            

Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей.

Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Начало продуктивной и символической деятельности.

Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.
        Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет: усвоение детьми фонетики и грамматики, развитие синтаксической структуры речи, совершенствование лексики и семантики детской речи, начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому

         Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивных и сюжетно-ролевых моментов, переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста.  Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению. Появление способности решать задачи методом догадки. Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза.

         Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 2 годам 200-300  слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойства предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

       Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей групп

 от 2 лет до 4 лет  (младший возраст)

Младший возраст — важнейший период в развитии до школьника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

      В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

      Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым со держанием.

      Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я —сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выражая  нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

      Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Учитывая важнейшую роль общения с взрослыми в полноценном раз витии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой под группе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.

      На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес детей к общению со сверстниками и сопереживанию.     В младшем дошкольном возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых не возможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям — родителям, воспитателю, сверстникам.

         Дети 3-4 лет — это, в первую очередь, «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).

     Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими пред метами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У од них детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

     Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

     Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена воз ведением несложных построек по образцу и по замыслу.

     В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5—6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

     Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.     В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

     Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

     Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

     В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей  от 4  до 5 лет                                (средний возраст)

     В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

      Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей   в игре, в изобразительной, театрально - исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

     Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

     Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

      Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев пере возбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4- 5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

     К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

     Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

     Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

     Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

     Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

     Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

     В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

     Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

      На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

      Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что- то неправильно или кто-то не выполняет  требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего  мнения, а также услышать от воспитателя дополни тельные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

      Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

      Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по явлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей  от 5  до 7 лет                                (старший возраст)

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впе вые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение  «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

     Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активно го рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки

     Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

     Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не толь ко основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, лег ко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

     Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

     В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие до школьники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

     Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

     Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

     Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

     Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

     Совершенствуется грамматический строй речи.     Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

     Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

     Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

     Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.  Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда Может быть украшена различными деталями.

     Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами

     В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

    Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

     У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.  

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

     Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

     Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

      Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

     У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

     В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это  - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы eгo воплощения

   Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек -самоделок, простейших механизмов и моделей.          

     Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.     Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

     Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль туры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

     К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.  

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка » - вид учреждения - Центр развития ребенка. Всего в МБДОУ воспитывается 280 детей. Общее количество групп – 13 (9 групп дошкольных, 4 группы раннего возраста). Из них 12 групп – общеразвивающей направленности, 1 группа – компенсирующего вида (логопедическая), 4 группы кратковременного пребывания.

Наполняемость групп:

группа №1 (3-4 года) – 25 воспитанников;

группа №2 ( 4 - 5 лет)- 25 воспитанников;

группа №3 ( 3-4 года)- 23 воспитанника;

группа №4 ( 4- 5 лет)- 26 воспитанников;

группа №5 (5-6 лет)- 23 воспитанников;

группа № 6 (6-7 лет)- 25 воспитанников;

группа №7 (5-6 лет) подготовительная- 21 воспитанника;

группа №8 ( 2 – 3года)- 23 воспитанника;

группа №9 подготовительная ( 6 - 7 лет)- 24 воспитанников;

группа №10-кратковременного пребывания (2-3 года)-15 воспитанников;

группа № 11- кратковременного пребывания (2-3 года)-15 воспитанников;

группа № 12 - кратковременного пребывания (3 -4 года)-20 воспитанников;

группа № 13- кратковременного пребывания (2-3 года)-15 воспитанников;

Цели ООП:

1) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);

2) реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Цели деятельности МБДОУ по реализации ООП:

Основным предметом деятельности МБДОУ является реализация ООП.

Целью деятельности МБДОУ является:

  • создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, его всестороннее развитие личностных, психических  и  физических  качеств,

  • подготовка   ребенка   к   жизни   в современном обществе,

  • воспитание дошкольника на принципах гуманизма, гражданственности и трудолюбия.

Основными задачами  МБДОУ являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconПрезентация достижений обучающихся и педагог
Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №209 «Чапаёнок» (далее – мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №209»), а также регламентирует...
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconПлан работы мбдоу «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области на 2012-2013 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области» открыт...
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconКонцепция мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №85» на 2012 2015учебный год. Современный детский сад
Современный детский сад – это сложная система эффективного взаимодействия всех направлений внутренней и внешней его деятельности:...
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconБазисный учебный план мбдоу црр д/с №4 «Колокольчик» на 2012-13 учебный год
Общеобразовательная основная программа дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой...
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconО сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования
Краснодар «Детский сад комбинированного вида №211» (далее – мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №211»), а также регламентирует технологию...
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconДоклад о результатах деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №20 города Магнитогорска за 2010-2011 учебный год
Полное наименование мдоу: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» города Магнитогорска
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) icon«Детский сад №157» за 2011 2012 учебный год г. Рязань Публичный доклад 2011-2012 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №157»
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconМдоу «Детский сад №209» утверждено на заседании Совета педагогов Протокол №1 от «23»
Муниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения муниципального образования город краснодар«детский сад общепазвивающего...
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconМай 2012 г. Вид деятельности
Педсовет №5 «Анализ работы мдоу «Детский сад №156» за 2012-2013 учебный год. Задачи на перспективу»
Образовательная программа мбдоу «црр детский сад «Ласточка» города Обнинска на 2012-2013 учебный год (далее по тексту ооп) iconДоклад муниципального бюджетного
Мбдоу «Детский сад» функционирует с 1977 года, с 2007 учреждение прошло аккредитацию с присвоением статуса мбдоу «Детский сад общеразвивающего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница