Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника»




Скачать 12.26 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер12.26 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

ГОУ СПО «САТКИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИИ ПРАКТИКИ

ПО БЛОКУ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА»


г .САТКА.


Методическое пособие для педагогических колледжей.

Составитель Нефедова Л.А.


Авторы. Боярчук Е.В., Нефёдова Л.А., Тимакова М.Н., Шаманаева Ю.А.


В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов занятий и других видов деятельности, анализу мероприятий, приведены образцы написания конспектов занятий. Пособие адресовано руководителям практики и студентам.


Сатка., 2007год.


Введение .

Настоящее пособие адресовано студентам средних учебных заведений для организации самостоятельной работы на пробной практике по блоку «Познавательное развитие».

Основное содержание данного пособия составляют программа работы по данному блоку , организация работы и методические рекомендации по организации работы студентов по экологическому, речевому, математическому, ознакомлению с окружающим миром.


Программа блока «Познавательное развитие дошкольников».


Цель : формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых воспитателю для решения задач познавательного развития ребенка.


Задачи:

  • формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для реализации задач экологического воспитания дошкольника, речевого развития, формированию математических способностей дошкольников;

  • совершенствовать экологическую культуру будущих воспитателей,

  • формировать у студентов установку на индивидуальный стиль педагогической деятельности,

  • стимулировать у студентов потребность в самосовершенствовании;

  • овладение средствами элементарной диагностики: изучить некоторые особенности речевого развития детей, математического развития дошкольников.

  • развивать у студентов способность выбирать педагогические технологии, адекватные задачам познавательного развития дошкольников;

  • овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающим установление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.



Требование к умениям и навыкам:


  • уметь наблюдать и анализировать педагогический процесс , направленный на познавательное развитие дошкольника;

  • уметь устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;

  • уметь организовывать деятельность в группах детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию , по развитию речи и математических представлений у детей в повседневной жизни;

  • уметь самостоятельно проводить занятия по экологическому воспитанию детей, развитию речи и развитию элементарных математических представлений;

  • проявлять умения и навыки изготовления наглядно - предметного оборудования для организации познавательной деятельности детей,

  • владеть элементарными средствами диагностики речевого и математического развития детей.



Содержание работы.

Особенности работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Условия созданные в дошкольном учреждении для экологического воспитания: «уголок природы»,микроэкосистемы (уголок леса,поля ,луга, сада, экологическая тропа), экологическая комната ( ее обитатели и оборудование).

Формы работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений: занятия, дидактическая игра, математическое развлечение, индивидуальная работа. Обследование уровня развития математических представлений дошкольников. Система планирования работы по формированию элементарных математических представлений: планирование индивидуальной работы с детьми, закрепление математических знаний в различных видах деятельности, планирование занятий по математике, математических развлечений.

Создание условий для речевого развития дошкольника : культурно-речевая и предметно-развивающая среда (речь окружающих взрослых ,«уголок книги»,наличие наглядных пособий дидактических игр, подборка картинок по разных темам, наличие разных видов театра итд), организация общения со взрослыми и сверстниками, соблюдение принципов деятельного подхода в развитии речи – решение задач развития речи через разные виды деятельности в течении дня, организация занятий; использование художественной литературы.


Примерные виды работ.

1. Наблюдение и анализ содержания и организации природоохранительной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста в уголке природы в утренний отрезок времени.

2.Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ , созданной для экологического воспитания , математического и речевого развития дошкольников.

3. Наблюдение и анализ занятий по экологическому воспитанию по одному из разделов: «Человек и окружающая природа», «Животное- живое существо», «Растение- живое существо», «Мы не одни живем на земле»; математическому развитию, развитию речи в разных возрастных группах.

4.Наблюдение и анализ различных форм работы в течение первой половины дня по развитию элементарных математических представлений дошкольников.

5.Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по развитию речи детей в утренний отрезок времени и на специально организованных занятиях ; реализация принципов : деятельного подхода в развитии речи , связи работы по развитию речи с ознакомлением с окружающим миром, учет возрастных и индивидуальных особенностей в подборе и использовании содержания материала, приемов и наглядных средств.

6.Самостоятельное проведение студентами индивидуальной или подгрупповой работы с детьми в повседневной жизни по развитию речи, элементарных математических представлений, формированию природоохранительных знаний и умений в форме дидактических игр, упражнений, использования трудовых процессов и.т.д на выбор студента.

7.Самостоятельное проведение с детьми занятий по экологическому воспитанию, развития математических представлений, развитию речи.

8.Обследование уровня математических представлений у детей, имеющих склонность к математике.

9.Работа с документацией воспитателя по планированию познавательной деятельности детей. Составление индивидуальной программы для детей , имеющих склонность в математике и имеющих отклонения в речевом развитии.


Организация работы студентов на практике.

Содержание практики заключается в проведении психолого-педагогической диагностики и освоении студентами всех форм познавательной деятельности и развития речи дошкольников, выполнению функциональных обязанностей воспитателя.


Особое значение для студентов имеет выполнение экспериментальной части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план воспитательно-образовательной работы.

В первые дни практики необходимо понаблюдать за детьми, побеседовать с воспитателем, с целью отобрать группу детей для эксперимента и составить на них характеристику.

В следующие посещения, в дни практики , в дни наблюдений за работай своего напарника студента, необходимо спланировать и провести констатирующий эксперимент. Студенты работают на группах дошкольного возраста по два человека. Занятия рекомендуется проводить по подгруппам.

В данном блоке практики выделяется 4 вида работ .

1 этап- Экологическое воспитание дошкольников.

2 этап- Речевое развитие дошкольников.

3 этап- Математическое развитие дошкольников.

4 этап- Социальное развитие дошкольника.


Рекомендации студентам, воспитателям ДОУ, руководителям практики по познавательному развитию дошкольников .


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.


В разнообразных учебно-методических пособиях для вос­питателей дошкольных учреждений представлены конспекты занятий. В них раскрывается система работы по развитию представлений у дошкольников, отражаются авторская позиция и определенные подходы к решению про­блемы развития ребенка. Одни из них стро­ятся на традиционной методической основе, другие в боль­шей мере насыщены современными дидактическими идеями. Воспитатель детского сада, пользуясь готовыми конспектами занятий, имеет возможность выбора, в процессе которого по­лезно руководствоваться следующими критериями:

1) наличие прочного научно-теоретического фундамента, лежащего в основе методической разработки;

2) соответствие современным научным концепциям развития и технологиям обучения ребенка;

3) соответствие дидактической системе: цели, задачам, со­держанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

4) отражение передового педагогического опыта, лучших достижений массовой практики;

5) простота, практичность, конкретность.

В конспектах обычно последовательно раскрываются основ­ные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи развития ребенка. Содержание кон­спектов составляют: игровые, учебно-игровые, учебно-познава­тельные, познавательно-игровые ситуации; разнообразные уп­ражнения и дидактические игры.

Наличие конспектов не означает прямого следования го­товому материалу; они оставляют возможность для творче­ства в использовании разнообразных методов и приемов, ди­дактических средств, форм организации работы детей и т.д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные вари­анты из нескольких, создавать новое по аналогии с имею­щимся.

Самостоятельное составление конспекта занятия или игры требует от педагога специальных профессиональных умений и навыков:

1) отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные (трудовые, речевые) задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития;

2) определить дозировку и сочетание разных задач;

3) подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;

4) выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное занятие.); выбрать организацию детей (сидя или стоя за столами кругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое собственное место и все возможные перемещения в процессе занятия;

5) определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования;

6) продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;

7) продумать начало занятия, его ход и окончание;

8) сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия;

9) предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;

10) продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;

11) предусмотреть индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др. Конспекты занятий бывают двух видов:

1) полный, развернутый;

2) краткий, свернутый, так называемый план-конспект.

Примерная схема составления полного конспекта занятия в детском саду

А. Название занятия.

Б. Цель занятия (перечисляются в определенной педагогом последовательности, четко сформулированные образовательные, развивающие, воспитательные (речевые, трудовые задачи).

В. Оборудование (наглядный материал, учебные посо­бия).

Г. Ход занятия: начало, основные части (или часть), окончание.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconОткрытый технологический институт отчет о прохождении преддипломной практики Вид практики: ознакомительная, производственная, пред
Целью данной практики является закрепление теоретических знаний по блоку профессиональных дисциплин. Задачами преддипломной практики...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие Миллер О. Н
Методическое пособие предназначено для студентов старших курсов высших учебных медицинских заведений, интернов и ординаторов, врачей-кардиологов,...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconКалендарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе

Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебно-методическое пособие
...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница