7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 7-го класса «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой// сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 ,-172с., полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для седьмого класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе отражены цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные ниже. Цели и задачи: - обеспечить овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями; - обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемого царства Животные; об их индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира; структуре и функционировании биоценозов, об их изменениях под влиянием деятельности человека; - обеспечить понимание научной картины мира, характера биологических процессов и явлений; - добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы животноводства, природоохранной деятельности, современных отраслей производства, в которых используются биологические системы; - добиться установления гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; - формировать умения по бережному отношению к окружающее фауне, охране природы; - обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране; - формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания. Рабочая программа по биологии для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. В. Латюшин., Е. А. Лахемова. Биология: животные: Рабочая тетрадь. 7 кл. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения учащихся узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Латюшин В. В. Шапкин В. А. «Биология. Животные» 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2005. – 304с.; а также методических пособий для учителя: Латюшин В. В. Уфимцева Г. А. «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 кл.. – М.: Дрофа, 2004. - 192с. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/ Сост. В. С. Кумченко. – 3-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2001. – 96 с. дополнительной литературы для учителя: А. Г. Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс – М.: школа XXI век, 2005. – 272 с. Н. Л. Галеева. Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 96 с.- (Методическая библиотека). О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Биология 7(8)класс. Универсальные поурочные разработки.– М: ВАКО, 2006.– 432 с.
Р. М. Евдокимова. Внеклассная работа по биологии.– Саратов: Лицей, 2005.– 288 с.
В. И. Блинников. Зоология с основами экологии: Учебное пособие для студентов. – М: Просвещение, 1990. – 224 с. для учащихся: 1) В. В. Латюшин., Е. А. Лахемова. Биология: животные: Рабочая тетрадь. 7 кл. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил. 2) Дополнительная литература из базы школьной библиотеки. Интернет-ресурсы: www.zooland.ru www.zoo.ru/moscow на усмотрение учителя и обучающихся.
Календарно – тематическое планирование уроков биологии 7 класс (68 часов, из них 4 - часа резервное время; 2 часа в неделю) № | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Лабораторные работы | Экскурсии | Практические работы | Домашнее задание | Требования к уровню подготовки |
| Введение( 1час) |
| 1 |
| История развития зоологии.
| Зоология – наук о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. |
|
|
| §1,2. Упр. 1,3 на с.4 в р. т. | Называть предмет изучения зоологии, систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. Называть области применения зоологических знаний. Отличать животных от растений. |
| Тема1. Многообразие животных. Простейшие (2часа) |
| 2 |
| Общая характеристика простейших. | Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты. Корненожки. Особенности строения и многообразие. |
|
|
| §3, ответить на вопр. в конце параграфа. | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших. |
| 3 |
| Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний человека. | Л/р №1. Знакомство с многообразием водных простейших. |
|
| §4, упр. 3,4,6,7 в р.т. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. |
| Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (17 часов) |
| 4 |
| Губки. | Среда обитания. Особенности строения. Представители. Роль губок в природе и жизни человека. |
|
|
| §5, упр.2, 3 на стр.8, упр.4,7 на стр.9, упр. в р.т. | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губок. Объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими. Доказывать, что губки – многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок. |
| 5 |
| Тип Кишечнополостные. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Роль кишечнополостных в природе и жизни человека. |
|
|
| §6, Упр. 11 на с.12 в р.т | Распознавать и описывать строение Кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Называть роль кишечнополостных в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей Кишечнополостных. |
| 6 |
| Тип Плоские черви. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов. Плоские черви – возбудители заболеваний человека. |
|
|
| §7, упр. 1,4,5 на с. 14 в р.т. | Давать определения основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнивать плоских червей с кишечнополостными. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. |
| 7 |
| Тип. Круглые черви | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Л/р.№2 Распознавание животных типа Круглые черви. |
|
| §8, вопр. 2 после параграфа | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. |
| 8 |
| Тип Кольчатые черви. Полихеты. | Образ жизни и особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе. |
|
|
| §9, упр. 5,11 на стр.18 в р.т. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатых червей. Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.
|
| 9 |
| Многообразие кольчатых червей. | Олигохеты и Пиявки. Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Л/р.№3 Внешнее строение дождевого червя. |
|
| §10, упр. 14,17 на с. 19,20 в р.т. | Распознавать и описывать принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. |
| 10 |
| Зачет №1 (Урок контроля и оценки знаний учащихся). |
Тестирование по темам: «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные» |
| 11 |
| Тип Моллюски. | Тип Моллюски: среда обитания, образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. |
|
|
| §11,12 упр. 9 на с.25 в р. т. | Распознавать и описывать представителей типа Моллюски. Выделять особенности внешнего строения моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых |
| 12 |
| Тип Иглокожие. Многообразие. | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и жизни человека. |
|
|
| §13, вопр. 1,3 на с. 56 учебника | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. |
| 13 |
| Тип Членистоногие. Класс ракообразные. | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Система внутренних органов. | Л/р №4 Знакомство с ракообразными. |
|
| §14 до паукообразных., упр.1 на с. 29 в р.т. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выделять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.
|
| 14 |
| Класс Паукообразные. Клещи. | Образ жизни, особенности строения: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. |
|
|
| §14 до конца. Упр. 8,12,13 на с. 32 в р. т.. | Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания. Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. |
| 15 |
| Класс насекомые.. | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Особенности развития. | Л/р №5 Изучение представителей отрядов насекомых. |
|
| §15, упр. 1,6 на с. 34,35 в р. т. | Приводить примеры насекомых с различным ротовым аппаратом. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. |
| 16 |
| Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. | Признаки отрядов. Представители. Роль в природе и жизни человека. |
|
|
| §16, вопр. 1,2,3 после пар., 4 реферата по выбранным представителям отрядов. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Объяснять название «прямокрылые». Характеризовать роль представителей отр. в природе и жизни человека.
|
| 17 |
| Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Признаки отрядов. Представители. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды, меры по охране. |
|
|
| §17, упр. 6 на с. 38 в р. т., 4 реферата по выбранным реферата по выбранным представителям отрядов. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Объяснять название «жесткокрылые». Приводить примеры редких и охраняемых видов, меры по их охране. Характеризовать роль представителей отр. в природе и жизни человека. |
| 18 |
| Отряды: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Признаки отрядов. Представители. Тутовый шелкопряд , его использование человеком. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды, меры по охране. Насекомые-вредители растений и переносчики заболеваний человека. |
|
|
| §18, упр. 5-7,10 на с. 41, 43 в р. т., 4 реферата по предложенным представителям отрядов. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов, меры по их охране. Характеризовать роль представителей отр. в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. |
| 19 |
| Отряд Перепончатокрылые | Признаки отряда. Представители. Медоносная пчела, ее использование человеком. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды, меры по охране. |
|
|
| §19, упр. 5,8,9 на с. 44 в р. т., 2 реферата на тему мед и продукты жизнедеятельности пчел, особенности организации жизни муравьев. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов, меры по их охране. Характеризовать роль представителей отр. в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми. |
| |