Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф




Скачать 22.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер22.95 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫЕЗДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Согласовано:

Зам.директора по УВР

_________________ Миронова В.Н.

«____»_________________ 20___г.



Рабочая программа

по окружающему миру для 2 класса

УМК «Начальная школа 21 века»

автор Виноградова Н.Ф.


Составитель рабочей программы:

Гусев Антон Александрович,

учитель начальных классов.


2012


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 2 класс, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.).

Особое значение программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

Цели предмета «Окружающий мир» :

  1. Формирование социального опыта школьника, осознания взаимодействия в системе « человек – природа – общество»;

  2. Воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;

  3. Понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

  • Формирование разнообразных представлений о природе, человеке, обществе;

  • Развитие целостного восприятия окружающего мира;

  • Ознакомление со связями в природном и социальном мире;

  • Психическое и личностное развитие учащегося;

  • Воспитание гуманистических норм существования в среде обитания;

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Развитие развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры ( образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.

Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин, так и гуманитарных в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использование нетрадиционных форм организации. Широкий спектр имеют методы и приемы, такие как: наблюдение, экскурсии, целевые прогулки. Широко привлекаются практические действия учащихся, изобразительная деятельность, игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические игры). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: коллективные, индивидуальные, групповые, работа в парах.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник :

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

- получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.


Данная рабочая программа рассчитана на 2011 - 2012 учебный год. В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов по 2 часа в неделю.

Результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в

сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

· сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно- научных и социальных дисциплин;

· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума.

· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;

· понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.

-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

· понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий , побед.

Программа второго класса содержит 5 основных разделов:



Перечень разделов программы

Количество часов

1

Что нас окружает

2

2

Кто ты такой

10

3

Кто живёт рядом с тобой

11

4

Россия – твоя Родина

20

5

Мы – жители Земли

25


Содержание курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней:

Первый – взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе.

Второй – перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника.

Обучение ведется по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в двух частях и двум рабочим тетрадям этого же автора. Учебники и тетради по окружающему миру содержат разнообразный, интересный по содержанию материал. Много практических заданий, экскурсий. В процессе изучения у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

Основные методы, реализующие идеи курса: объяснительно-иллюстрированный, игровой, экскурсии, поисковый, продуктивный (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования природной среды и др.),.

Формы урочной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Групповая и парная работа учащихся занимает 40 %.

Программой предусмотрено контроль и оценка знаний учащихся.

При организации контроля учитываются:

  1. Психологические особенности младшего школьника:

- недостаточно развитую деятельность контроля;

- слабый контроль и самоконтроль;

- неумение найти ошибки и неточности в работе, определить причину их возникновения.

2) Существенное значение имеет учет индивидуальных возможностей учеников, темп их обучаемости, характер овладения способом решения учебной задачи;

3) Необходимо повышать роль положительной словесной оценки.

Выполнение этих требований окажут влияние на создание положительного отношения к учению, снимет эффект «боязни» контроля и повысит заинтересованность в нем каждого ученика.

Во 2 классе проводятся следующие контрольные работы:

текущие, тематические, итоговые.

. Контрольные работы проводятся в форме: устного и письменного опроса, тестов, игры, графики, отчета. Чаще используются двухвариантные работы.

«Высокий» уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«Средний» уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«Допустимый» уровень - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«Низкий» уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

В конце года проводится итоговая комплексная (интегрированная работа).

Комплексная работа позволяет:

1. установить уровень владения второклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала.

2. проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

Сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятиях:

— объекты живой и неживой природы, их распознавание и классификация, некоторые свойства отдельных объектов;

— тела и вещества, некоторые их характеристики;

— некоторые географические объекты, их распознавание.

Динамика формирования базовых методологических представлений и способов действий, в том числе различение фактов и суждений; выявление в прочитанных текстах описаний проблемы и гипотезы; освоение навыков систематизации, измерения и оценки, навыков работы с картой.

Комплексная работа дает возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.


Содержание программы.

Введение. Что нас окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред­меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи­тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа­циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че­ловек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (11ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе­ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово­дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до­брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад­ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор­те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима­тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно­классники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур­ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес­сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (эко­номист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе­ние в V-IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй­ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз­никло и что обозначает слово «гражданин».

Мы жители Земли (25 ч)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн­це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, листвен­ные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра­вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко­питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в ле­су. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз­ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид­кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти­тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве­дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох­рана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо­вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Пра­вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в крае­ведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с уче­том местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреж­дение культуры и быта (с учетом местных условий).

Экскурсии:

1.Что тебя окружает. Экскурсия в природу.

2.Правила поведения в культурном заведении. Экскурсия ДК.

3.Родной край- частица Родины. Экскурсия.

4.Как трудятся россияне. Хлеб – всему голова. Экскурсия на пекарню

5.О компьютерах. Экскурсия в кабинет информатики.

6.Родная природа – часть России. Экскурсия в парк

7.Лес и его обитатели.

8.Растения луга. Экскурсия.

9.Сад и его обитатели. Экскурсия в сад.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconУрок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по умк «Начальная школа ХХI века»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconМоу сош 2 им. А. С. Пушкина
Виноградова Н. Как в умк «Начальная школа XXI века» реализуется стандарт второго поколения// Начальное образование. – 2009. № – С....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconКалендарно-тематическое планирование по окружающему миру
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин «Программа по окружающему миру (для четырехлетней начальной школы) Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconРабочая программа по русскому языку
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconРабочая учебная программа По учебной дисциплине «окружающий мир» Для 1 «г» класса
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconМоу «Погромская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бондаренко А. Д.»
Проект «Начальная школа XXI века» Руководитель проекта профессор Н. Ф. Виноградова. –М.: «Вентана – Граф» 2009
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconРабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconУчебники 1 класс умк «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф icon«Начальная школа XXI века»
Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина,...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница