Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса)




Скачать 43.58 Kb.
НазваниеКоммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса)
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер43.58 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи


ЧЕРНИЧКИНА Оксана Валерьевна


КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА

В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

(на материале супружеского дискурса)


10.02.19 – теория языка

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук


Волгоград – 2013


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».


Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор
Леонтович Ольга Аркадьевна.

Официальные оппоненты: Слышкин Геннадий Геннадьевич, доктор
филологических наук, профессор (Рос-
сийская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президен-
те Российской Федерации, г. Москва,
профессор кафедры лингвистики и меж-
культурной коммуникации);

Брыжина Татьяна Сергеевна, кандидат
филологических наук, доцент (Волго-
градский государственный технический
университет, доцент кафедры иностран-
ных языков).

Ведущая организация — Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского.


Защита состоится 23 мая 2013 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.01 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волго­град, пр. им. В.И. Ленина, 27.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.


Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www.vspu.ru 22 апреля 2013 г.


Автореферат разослан 22 апреля 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Н.Н. Остринская


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данное диссертационное исследование, выполненное в рамках коммуникативной лингвистики, направлено на анализ проявлений инициативы в межличностном общении и проведено на материале супружеского дискурса. Объектом исследования является коммуникативная инициатива как лингвистический феномен. В качестве предмета исследования выступают ключевые характеристики коммуникативной инициативы и средства ее реализации в процессе межличностного общения.

Актуальность работы обусловлена следующим: 1) необходимо­стью выявить закономерности взятия, удержания и перехвата инициативы в процессе коммуникации; 2) потребностью в описании механизма коммуникативной инициативы; 3) значимостью адекватного выбора коммуникативных средств для эффективной реализации инициативы в общении между супругами.

В диссертации сформулированы следующие гипотезы: 1) коммуникативная инициатива интенционально обусловлена, обладает определенной совокупностью признаков и функций и характеризуется специфическим набором коммуникативных средств ее реализации; 2) ключевыми факторами, влияющими на проявление инициативы в супружеском дискурсе, являются гендерная принадлежность участников, их семейный статус, тип межличностных отношений и тематика общения.

Цель работы — комплексный анализ коммуникативной инициативы как неотъемлемой части процесса межличностного общения.

Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

1) проанализировать и обобщить подходы к рассмотрению инициативы в различных научных дисциплинах; выделить концептуальные положения, значимые для разработки теоретической базы данной диссертации;

2) сформулировать понятийно-терминологический аппарат исследования; выявить отличительные характеристики коммуникативной инициативы в сравнении с понятиями коммуникативного лидерства, активности и эгоцентризма;

3) уточнить специфику супружеского дискурса, выступающего как материал исследования;

4) охарактеризовать механизм взятия и распределения инициативы, ее ключевые признаки и функции;

5) рассмотреть единицы развития коммуникативной инициативы;

6) определить и описать факторы, влияющие на проявление инициативы в супружеском дискурсе;

7) систематизировать коммуникативные средства реализации инициативы в межличностном общении;

8) разработать алгоритм комплексного анализа коммуникативной инициативы.

Источниками материала исследования послужили: 1) произведения художественной литературы конца XX — начала XXI в. на русском языке общим объемом 3680 страниц; 2) 15 кинофильмов общей продолжительностью 32 часа; 3) скрипты бытовых разговоров между супругами, зафиксированные в процессе наблюдения либо взятые из Интернета. За единицу анализа была принята коммуникативная ситуация, позволяющая проследить процесс распределения инициативы в диалоге супругов. Всего было проанализировано 982 коммуникативные ситуации.

В диссертации используются следующие исследовательские методы: 1) конверсационный анализ, позволивший проследить распределение инициативы в диалогах и ее результативность; 2) дискурс-анализ, направленный на выявление механизма взятия инициативы и описание коммуникативных стратегий регуляции общения через мену ролей; 3) дефиниционный анализ, с помощью которого был разработан понятийный аппарат исследования. В качестве вспомогательных методов выступали опрос, наблюдение и интроспекция, а также прием количественных подсчетов.

Теоретико-методологическая база диссертации сформулирована на основе трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам коммуникации, формам и жанрам речевого общения (М.М. Бахтин, В.В. Дементьев, В.Б. Кашкин, О.А. Леонтович, М.Л. Ма­каров, А.А. Романов, S.A. Вееbе); рассмотрению различных видов дискурса (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, А.В. Олянич, Г.Г. Слышкин, В.И. Шаховский, Е.И. Шейгал, H.P. Grice); вопросам прагмалингвистики и теории речевой деятельности (В.В. Богданов, Т.Г. Винокур, Л.П. Крысин, А.А. Леонтьев, Т.A. van Dijk, R. Lakoff); изучению гендерного аспекта общения (Е.И. Горошко, Е.С. Гриценко, А.В. Кирилина, G.J. Coates, D. Tannen, R.J. Watts); исследованию коммуникативных стратегий (О.С. Иссерс, К.Ф. Седов, И.А. Стернин, И.А. Сусов, Л.Л. Федорова) и др.

Основные теоретические положения, на которые мы опирались в своем исследовании:

1. Коммуникативная инициатива как неотъемлемый компонент процесса общения представляет собой проявление ведущей роли коммуникативного партнера на определенном этапе диалога (О.С. Иссерс). Признаками владения коммуникативной инициативой являются введение, защита и сохранение своей темы, часто сопровождаемые отказом принять и/или развивать чужую тему (О.С. Иссерс, М.Л. Макаров, А.А. Романов, Е.И. Дубинина и др.). Мена коммуникативных ролей может осуществляться как без борьбы, так и в результате агрессивного взятия шага одним из коммуникантов (М.Л. Макаров).

2. Успешность межличностного общения зависит от выбора и реализации коммуникативных стратегий, выступающих в качестве важных показателей уровня развития коммуникативной личности (В.И. Ка­расик, В.Б. Кашкин, О.А. Леонтович, К.Ф. Седов, Т.А. van Dijk, R. Lakoff, М. Knapp и др.).

3. При анализе процесса коммуникации необходимо учитывать конститутивные, жанрово-стилистические, содержательные и формально-структурные особенности конкретного дискурса, маркирующие его специфику (Н.Д. Арутюнова, М.Л. Макаров, К.Ф. Седов, Г.Г. Слышкин, W. Gray, W. Labov и др.). В качестве значимых элементов развития дискурса могут рассматриваться коммуникативный ход (функционально-структурная единица) и репликовый шаг (формально-структурная единица) (Т. ван Дейк, М.Л. Макаров, Ю. Хабермас и др.).

4. Процесс коммуникации обусловлен характером межличностных отношений речевых партнеров (В.Б. Кашкин, Л.П. Крысин, О.А. Леонтович, В.И. Шаховский, S. Trenholm, A. Jensen и др.), их гендерной принадлежностью (Е.И. Горошко, Е.С. Гриценко, А.В. Кирилина, О.Н. Прокудина, J. Coates, R. Lakoff, D. Tannen, R.J. Watts и др.) и статусной позицией говорящего (В.В. Богданов, И.И. Дубинина, Н.В. Копылова, Е.И. Шейгал и др.).

Научная новизна работы заключается в проведении комплексного анализа инициативы как коммуникативного феномена; рассмотрении механизма и базовых признаков инициативы в общении; выявлении причин и факторов, обусловливающих ее проявление и эффективное распределение; описании коммуникативных средств реализации инициативы на материале супружеского дискурса.

Личным вкладом автора являются: 1) выделение ключевых признаков и функций коммуникативной инициативы; 2) анализ тематики, стратегий и коммуникативных средств взятия и распределения инициативы в супружеском общении; 4) разработка алгоритма анализа коммуникативной инициативы в межличностном общении.

Теоретическая значимость диссертации состоит в уточнении терминологического аппарата и разработке комплексного подхода к рассмотрению коммуникативной инициативы в супружеском общении, который может быть экстраполирован на другие типы дискурса. Работа вносит вклад в изучение ряда положений социолингвистики, прагмалингвистики и теории коммуникации.

Практическая ценность работы связана с возможностью использования ее результатов в вузовских лекционных курсах по общему языкознанию и теории коммуникации, в спецкурсах по прагма-, социо-, психолингвистике и теории дискурса, в работе консультационных и коррекционных семейно-психологических служб, а также при создании практических пособий по семейному общению.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативная инициатива является неотъемлемым компонентом межличностного общения, в значительной степени определяющим его характер и динамику. Она представляет собой интенционально обусловленную активность субъекта, связанную с введением и развитием темы беседы и маркирующую его врйменное доминирование на определенном этапе интеракции.

2. Ключевыми признаками коммуникативной инициативы являются: коммуникативная активность субъекта, интенциональность, динамичность, ситуативность, адресативность, линейность, запро­граммированность на ответную реакцию, переходность (мена позиций), монотемность.

3. Рассмотрение коммуникативной инициативы на материале супружеского дискурса требует учета таких его характеристик, как отступление от ритуальности и этикета, спонтанность, компрессия передаваемого текста, субъективность, ситуативность, неформальность, интимность, закрытость, гендерная обусловленность, иерархичность супружеских отношений.

4. Причины субъективного характера, влияющие на проявление инициативы, предполагают учет следующих факторов со стороны участников общения: эгоцентризм/децентризм; активность/пассивность; темперамент; уровень воспитанности; культурная принадлежность. В качестве объективных причин инициирования общения вы­ступают факторы со стороны коммуникативной ситуации: необходимость передать срочную информацию; затянувшаяся пауза; напряженная обстановка, требующая смены темы и разрядки атмосферы и т. д.

5. Механизм коммуникативной инициативы включает ряд константных и переменных составляющих. К константным составляющим относятся: зарождение интенции, формулировка содержания сообщения на уровне внутренней речи, передача сигналов инициирования общения, введение новой темы, мена коммуникативных ролей, передача сигналов завершения общения. Переменными составляющими являются: гладкая мена коммуникативных ролей либо взятие инициативы силой; ее добровольная либо вынужденная передача партнеру по общению; развитие/смена темы самостоятельно либо собеседником и т. д.

6. В качестве функционально-структурной единицы развития коммуникативной инициативы выступает инициирующий коммуникативный ход, понимаемый как тактический прием речевой деятельности, направленный на введение и развитие интересующей инициатора-коммуниканта темы общения. Формально-структурной единицей является репликовый шаг, посредством которого осуществляются монополизация, делегирование или перехват инициативы.

7. Значимыми факторами, воздействующими на проявление инициативы в личностно ориентированном дискурсе, являются статус инициатора беседы, его гендерная принадлежность, характер межличностных отношений и тематика общения. Они оказывают влияние на характер вербальной/невербальной экспликации коммуникативных интенций, стратегические и жанровые предпочтения в коммуникации, характер инициирующих ходов, способы контроля за развитием темы и т. д.

8. Реализация коммуникативной инициативы осуществляется посредством вербальных и невербальных средств, а также коммуникативных стратегий. Ключевыми группами стратегий инициирования общения между супругами являются коммуникативная кооперация и коммуникативная конфронтация.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 4,6 п.л., в том числе 3 статьи — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Основные результаты и выводы исследования докладывались на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях и чтениях: IV Международной научно-практической конференции «Прагмалингвистика и практика речевого общения» (Ростов-на-Дону, 2010 г.); «Проблемы современной коммуникации и языкового образования» (Волгоград, 2010 г.); «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (Волгоград, 2012 г.); II Международной научно-практической конференции «Проблемы современного социума глазами молодых исследователей» (Волгоград, 2011 г.); «Проблемы современной коммуникации и языкового образования» (Волгоград, 2011 г.); «Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы» (Волгоград, 2009 г.); «Когнитивно-дискурсивные исследования языка и лингвистический анализ» (Краснодар, 2012 г.); «Языковая и речевая коммуникация в семиотическом, функциональном и дискурсивном аспектах» (Волгоград, 2012 г.), а также на аспирант­ских семинарах и заседаниях кафедры межкультурной коммуникации и перевода и кафедры английской филологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета (2009—2013 гг.).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Теоретические основы рассмотрения коммуникативной инициативы» описываются методика и понятийный аппарат работы, а также излагаются основные положения, позволяющие представить многоаспектность феномена инициативы и уточнить ее лингвистические характеристики.

На основе обзора теоретических подходов к рассмотрению понятия инициативы в различных научных сферах были сформулированы следующие методологически значимые для нашей работы положения:

1) из философии: сущность человека познается только в общении; уровень проявления инициативы рассматривается как показатель свободы личности, степень ее самоидентификации;

2) из риторики: эффективное проявление инициативы как введение темы общения предполагает актуализацию базовых составляющих «зачина» диалога: инвенцию, диспозицию и элокуцию;

3) из социологии: инициатива выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности, предполагая взятие на себя инициатором общения ответственности, что определяется статусно-ролевыми позициями коммуникантов и сопряжено с понятиями лидерства и активности;

4) из психологии: взятие инициативы представляет собой проявление субъектом активности, не стимулированной извне, через актуализацию установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных, динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных характеристик;

5) из лингвистики: выбор языковых средств при инициации общения является индикатором лингвокультурных, статусных, возрастных, гендерных различий и обусловлен спецификой дискурса;

6) из теории коммуникации: проявление инициативы представляет собой стратегическое взаимодействие партнеров, характеризуемое мотивированностью и динамичностью.

Дефиниционный анализ понятия «инициатива» позволил выделить его наиболее частотные характеристики: а) с позиции деятельности: начало нового дела; б) с позиции личностных качеств коммуниканта: предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, решительность, энергичность; в) с позиции интерактивности: руководящая роль в каких-л. действиях, преимущественное опережение других; г) с позиции мотивации: внутреннее побуждение к новым формам деятельности.

Уточнение критериальных характеристик коммуникативной инициативы проходило через анализ терминологических бинарных оппозиций: инициатива — лидерство, инициатива — активность, инициатива — эгоцентризм. Совпадающими характеристиками лидерства и инициативы в контексте коммуникации являются: осуществление контроля над собеседником и процессом коммуникации в целом; ориентация на взаимодействие; обусловленность статусными и возрастными различиями; эффективное использование ресурсов; обладание коммуникативной компетенцией. В качестве базовых отличий отметим, что для проявления коммуникативной инициативы необязательными факторами являются: авторитетность; креативность; константность доминирования говорящего. Коммуникативная инициатива выступает как один из показателей лидерства в общении и в то же время всегда связана с проявлением активности. Однако, в отличие от лидерства и активности, она всегда адресно направлена, монотемна и в большинстве случаев имеет явную экспликацию, в основном в вербальной форме.

Учет эгоцентристской/децентристской направленности личности инициатора общения помогает идентифицировать коммуникативную интенцию взятия и распределения инициативы в процессе общения. Инициатива может иметь как децентрично-диалогичный, так и эгоцентрично-монологичный характер, т.е. быть: а) направленной на стимулирование речевой реакции со стороны коммуникативного партнера, создание комфортных условий для его откровенного самораскрытия в процессе общения или б) преследующей эгоцентричные цели самопрезентации, игнорирующей коммуникативные интенции партнера. Монополизация инициативы и игнорирование интересов адресата, обусловленные эгоцентризмом инициатора общения, указывают на определенную «монологичность» инициативы. Диалогичная инициатива базируется на децентризме языковой личности и предполагает симметричную мену ролей, а также учет фактора адресата при введении и развитии темы.

Обобщение данных проведенного комплексного анализа лексикографических статей и смежных понятий позволило выделить следующие основные характеристики коммуникативной инициативы: коммуникативная активность субъекта общения в реализации своих интенций; его доминантность на определенном этапе разговора; динамичность и линейность развиваемой интеракции с учетом ситуации общения и фактора адресата, что предполагает определенную программированность в отношении получения обратной связи, реализуемой через мену ролей. Поскольку инициатива связана с введением новой темы, логично говорить о монотемности и преобладающем использовании вербальных средств, отмечая при этом значимость невербального сопровождения.

В качестве материала исследования было выбрано общение супругов. Характеризуя супружеский дискурс как разновидность личностно ориентированного бытового типа дискурса, особый вид эмоцио­нально-заряженного межличностного взаимодействия между мужем и женой, отметим его конститутивные признаки: отступление от ритуальности и этикета, спонтанность, компрессия, субъективность, ситуативность, неформальность, интимность, закрытость, гендерная обусловленность, иерархичность супружеских отношений.

Опираясь на параметры анализа различных типов дискурса, предложенные В.И. Карасиком, мы выделяем следующие инвариантные системообразующие характеристики супружеского дискурса:

1) доминантные ценностные установки: моральная ответственность за сохранение семьи и любви; взаимная толерантность; аксиологическая общность интересов; гармония взаимоотношений; успешное функционирование брачного союза;

2) участники: мужчина и женщина, находящиеся в брачных отношениях, предполагающих совместное проживание и ведение хозяйства, а также их физиологическую и духовную близость;

3) цель общения: обсуждение вопросов бытового и интимного характера, отражающих функционирование семьи как социальной общности и направленных на гармонизацию или дисгармонизацию супружеских отношений;

4) коммуникативные стратегии: стратегии сотрудничества или конфронтации и их варианты;

5) жанрово-стилистические характеристики: фатическая беседа, ссора, выяснение отношений, примирение, наказ, обсуждение интимно-бытовых вопросов и т.д.; преобладающий стиль общения — неформально-разговорный, иногда возвышенно-поэтический (например, при объяснении в любви) или, наоборот, сниженный (использование инвективов, обсценной лексики при семейных ссорах); клишированность речи, проявляющаяся в употреблении типичных обращений (милая, дорогой) и ласкательных прозвищ (медвежонок, киса, дорогуша);

6) хронотоп: в диахронии — линейное развитие супружеских отношений, их динамика (заключение брака, эмоциональные подъ­емы, кризисы и спады, иногда заканчивающиеся разводом); в синхронии — «процесс общения семьи в определенный временной период» (Е.В. Бондаренко), в частности выбор супругами адекватного момента инициирования общения;

7) прецедентные тексты: семейные нарративы, реликвии, фотоальбомы, письма и т.д. (Е.В. Бондаренко).

Рассмотрение закономерностей проявления инициативы на материале супружеского дискурса помогло уточнить коммуникативный статус инициативы и определить ее место в системе межличностного общения.

Во второй главе «Реализация коммуникативной инициативы в супружеском дискурсе» имеют место дальнейшее уточнение характеристик коммуникативной инициативы и описание дискурсивных особенностей ее проявления в общении супругов.

Интенциональность коммуникативной инициативы может иметь различные обоснования. Поскольку инициатива в общении как проекция коммуникативного процесса в целом предполагает взаимодействие адресата и адресанта в рамках определенной ситуации, то и причины, стимулирующие ее проявление, можно условно разделить на субъективные (причины со стороны участников общения, такие как эгоцентризм/децентризм; активность/пассивность; темперамент; уровень воспитанности; культурная принадлежность) и объективные (причины со стороны ситуации общения, например, необходимость передать срочную информацию; затянувшаяся пауза; напряженная обстановка, требующая смены темы и разрядки атмо­сферы и т. д.). Так, учет фактора эгоцентрической или децентрической направленности личности позволяет интерпретировать ее коммуникативные интенции, понять, мотивировано ли инициирование общения желанием поделиться информацией с партнером, стремлением повысить его коммуникативный статус через создание комфортной обстановки общения или же намерением продемонстрировать свою информированность, кругозор, профессиональную компетенцию, личностное превосходство, унизить собеседника, как в следующем примере:

Послушай, Верочка. Ты еще молода, неопытна, жила в семье на всем готовом. Я тебя не осуждаю, я хочу тебе добра и только добра. <…> Мы с тобой муж и жена. У каждого из нас есть права и есть обязанности. Моя обязанность — служить, приносить домой деньги. Твоя обязанность — вести дом. И не как-нибудь вести, а с выдумкой, с инициативой. Чего-то нет? Придумай, где взять! И не обращайся ко мне с пустяками. Я, мужчина, выше этого. Ясно? (И. Грекова. Хозяйка гостиницы).

Коммуникативные интенции инициатора общения определяют функции проявления инициативы в ходе интеракции. Обобщая описанные в лингвистике речевые функции (В.Ю. Андреева, Е.А. Беляева, В.В. Быстров, Е.В. Вохрышева, А.В. Ланских, А.Ю. Лапшина, К.С. Неустроев, С.А. Сухих и др.), а также опираясь на анализ корпуса собранных примеров и интроспекцию, мы выделяем следующие базовые функции проявления инициативы: контактоустанавливающая, эмоционально-экспрессивная, информативно-ориентирующая, оценочная, регулятивная, директивно-прескриптивная и презентативная.

Рассмотрение механизма коммуникативной инициативы позволило выделить ряд константных и переменных составляющих, обусловливающих особенности его функционирования и место инициативы в процессе человеческой коммуникации. К константным составляющим относятся: зарождение интенции, формулировка содержания сообщения на уровне внутренней речи, передача сигналов инициации общения, введение новой темы, мена коммуникативных ролей, передача сигналов завершения общения.

Зарождение интенции является первичной стадией порождения речевого высказывания, отражающей потребности и мотивы говорящего и изначально имеющей достаточно размытое, интуитивно ощущаемое смысловое наполнение. Далее коммуникативное намерение конкретизируется применительно к условиям коммуникации, у говорящего формируется желание реализовать интенцию, осуществляются выбор адресата и стратегия коммуникативного поведения. В зависимости от формы экспликации интенция может быть явной или скрытой, ее смысл может меняться в процессе интеракции на этапе вербализации замысла.

Формулировка содержания сообщения на уровне внутренней речи предполагает внутреннее программирование высказывания, что подразумевает выбор его общей структуры, отнесение высказывания к данной предметной ситуации, выбор соответствующей лексики, проведение лексико-грамматических операций по развертыванию высказывания (Сусов, 2006). Также на данном этапе имеют место эмоциональная «настройка», внутренняя подготовка речевого механизма к просодической экспликации порождаемого высказывания.

Передача сигналов инициирования общения: привлечение внимания осуществляется через посыл соответствующих сигналов в вербальной или невербальной форме. В качестве невербальных сигналов могут выступать: поднятие руки, указание пальцем на себя, фиксация взгляда на собеседнике, покашливание и т.д. как демонстрация желания высказаться. Открытие канала общения может также осуществляться через вербальные реплики, выполняющие в основном этикетную функцию, например приветствие либо использование привычной формы обращения: послушайте; а знаете…; я сейчас такое расскажу и т.п.

В зависимости от ситуации общения и личностных характеристик его участников следующим возможным, но не всегда реализуемым шагом является получение допуска, разрешения на сообщение информации (Макаров, 2003, с. 200), например: извини… я хотел тебя спросить…; не знаю, как это тебе сказать…; я хотела с тобой поговорить, но не знаю, как начать…; может я и не прав, но скажу и т.п. Одна из задач таких вербальных сигналов — установить тональность общения, степень серьезности обсуждаемой темы. Это происходит в соответствии с фактором уместности введения темы, а также на основе этикетных норм с учетом характера взаимоотношений партнеров.

Введение темы представляет собой ключевой момент механизма инициирования как реализации начальной коммуникативной интенции. Если привлечение внимания можно осуществлять как вербальным, так и невербальным способом, то введение темы происходит в основном на вербальном уровне. Экспликация темы предполагает передачу или ориентирующий запрос на получение определенной информации:

Послушай, Бо, может быть, рассказать детям о том, что такое рождественская елка, что это за праздник, откуда это пришло, вообще обо всем этом? (В. Аксенов. Московская сага).

Если описанные выше компоненты механизма проявления инициативы являются обязательными, то развитие инициативы, понимаемое как ее сохранение, распределение и борьба за нее, перехват инициативы собеседником или ее добровольная передача в процессе мены ролей относятся к переменным составляющим анализируемого механизма. Инициатива может иметь место не только при введении темы и ее развитии, но и при завершении диалога.

Развитие инициативы осуществляется через актуализацию функционально-структурных и формально-структурных коммуникативных единиц. В качестве функционально-структурной единицы выделяется коммуникативный ход, понимаемый как тактический прием речевой деятельности, направленный на введение, развитие и завершение интересующей инициатора-коммуниканта темы общения. Вслед за М.Л. Макаровым мы рассматриваем такие виды коммуникативных ходов как инициирующие, продолжающие, поддерживающие, обрамляющие, ответные, фокусирующие, метакоммуникативные и закрывающие. Рассмотрим некоторые из них на примере, в котором инициатором общения является Галина:

Галина: Слушай, слушай, что я тебе скажу (метакоммуникативный).

Зилов: Ну.

Галина: Я хочу ребенка (инициирующий — вводящий тему).

Зилов: Опять?

Галина: Пора нам с тобой, слышишь? (продолжающий).

Зилов: Ты думаешь?

Галина: Никогда я его так не хотела… А ты? Что ты на это скажешь? (продолжающий).

(А. Вампилов. Утиная охота)

Формально-структурной единицей развития инициативы является репликовый шаг, критерием выделения которого становится мена ролей между адресатом и адресантом (М.Л. Макаров). Репликовый шаг может быть направлен на монополизацию, делегирование или перехват инициативы.

Монополизация инициативы может быть результатом проявления эгоцентризма или реакцией на пассивное коммуникативное поведение партнера. Если при введении темы доминирование обосновано объективными причинами и закрепляется за инициатором интеракции, то в процессе распределения инициативы позиции ведущего и ведомого могут меняться через делегирование инициативных полномочий при симметричном общении или их перехват как отражение коммуникативной борьбы за инициативу. Наш исследовательский материал показывает, что в межличностном общении преимущественно имеет место асимметрия распределения инициативы, т.е. реализация одного из следующих видов доминирования:

а) добровольно делегированное доминирование, предполагающее либо наличие активно слушающего, который по собственной воле уступает инициативу партнеру как более компетент­ному в обсуждаемой теме, либо пассивное участие одного из партнеров по причине его индифферентности или «коммуникативной лени», как в следующем примере:

Садись, Родинька, все уже готово, — ласково сказала Люба, целуя мужа. — Я сегодня немножко запоздала с ужином, но все равно к твоему приходу успела. — Где-то задержалась? — равнодушно спросил он. Ему не было, в общем-то, так уж интересно, какие такие заботы не дали его жене приготовить ужин вовремя, главное, что она все-таки успела приготовить еду к возвращению мужа со службы, но вежливость заставляла спросить (А. Маринина. Благие намерения);

б) авторитарное доминирование субъекта посредством агрессивного взятия инициативы и монополизации беседы либо перебивания партнера как демонстрации своего коммуникативного лидерства в интеракции:

Пора спать, — вопросительно сказала Соня.— Послушай, — и Алексей Юрьевич, не взглянув на нее, принялся зачитывать вслух свои бумаги. Алексею Юрьевичу ее отклик не требовался, даже «м-м, да, ага…» не требовалось, он просто приводил свои мысли в порядок и мог зачитывать свои бумаги все равно кому, даже телевизору. Но если Головин в чем-то и зависел от жены, то только в этом — ему нужно было, чтобы он бубнил, а она сидела (Е. Колина. Умница, красавица).

Динамика мены коммуникативных ролей, осуществляемая гладко или через перебивание, отражает развитие инициируемой темы или переключение на новую тему, которая представляет бульший интерес для одного из партнеров:

Паршивое настроение — проговорил Дима. Регина промолчала и перевернула страницу.

Хорошо бы у человека была в мозгу такая кнопка: нажмешь — и забудешь все, что хочешь забыть <…>.

Послушай, — Регина обернулась, и лицо ее стало одухотворенным. — У меня поясница болит, прямо разламывается. Почему бы это?

Не знаю, — сухо ответил Дима. Ему надоело с утра до вечера слушать про болезни (В. Токарева. О том, чего не было).

Факторами, влияющими на проявление и развитие инициативы, являются статус инициатора общения, характер межличностных отношений, гендерная принадлежность и тематика общения. Как часть семейного дискурса, супружеские отношения характеризуются определенной иерархичностью, предполагая наличие формального или реального лидера. Статус в семье может определяться такими факторами, как национально-культурная детерминированность (например, традиционно доминирующий статус мужа в восточных культурах), возрастные различия, финансовое доминирование, личностные характеристики супругов (эгоцентризм, активность, болтливость одного из супругов и т. д.). Исторически в российских семьях главой семьи признавался муж, однако в наше время степень реального соблюдения этой «нормы» зависит от вышеперечисленных факторов. Достаточно частотны случаи неявного лидерства женщины при формальном номинировании мужа главой семьи. Результаты проведенных нами количественных подсчетов отражают преобладание коммуникативных ситуаций (67%), где проявление инициативы характеризуется неявным, завуалированным доминированием жены, что наглядно демонстрирует следующий пример:

Скажу честно, я человек совершенно неконфликтный, даже уступчивый, но одного просто не переношу — когда мне приказывают. Жена моя, кстати, давно уже это усвоила и никогда не говорит: «Сходи в магазин!» Нет, она, даже если я просто лежу на диване, говорит: «Милый, хочу тебя попросить,…конечно, если у тебя нет других дел!» В следующий миг, отложив все дела, я уже мчусь в булочную с сумкой в руке (Ю. Поляков. Небо падших).

Более высокая статусная позиция инициатора общения обусловливает преобладание предписывающих ходов в форме просьб и приказов, выбор тональности и жанра разговора, частотность эго-маркеров, контроль за развитием темы, проявление инициативы в завершении разговора и т.д.

Характер межличностных отношений между супругами влияет на выбор инициируемой темы, степень симметричности распределения инициативы, характер мены ролей, уровень информативности и эмоциональности, выбор вербальных и невербальных средств экспликации коммуникативных интенций.

Важную роль в проявлениях коммуникативной инициативы в супружеском дискурсе играет гендерный фактор. Наряду с универсальными закономерностями взятия и развития инициативы, для женщин характерны кооперативное общение, высокая степень эмоциональности, предпочтение вопросительных структур в качестве вербальных сигналов проявления инициативы, бульшая активность при обсуждении вопросов бытового и интимно-личностного характера:

Я уже не открываю дверь, а закрываю ее за собой. И нахожу жену, верную, как стенные часы. Она глядит на меня во все глаза, на языке у нее вертится уйма вопросов: — Что ты будешь есть? (Вопрос каждодневный). О чем ты думаешь? (Неизменный). Что ты завтра собираешься делать? (Вечерний). А в воскресенье что предпримем? (Еженедельный). Сколько у нас осталось денег? (Ежемесячный). Она здесь, рядом, она всем проникается и повсюду меня настигает. Нет мне убежища. От Мариэтт никуда не спрячешься (Э. Базен. Супружеская жизнь).

Инициирующие ходы со стороны мужчин характеризуются бульшей категоричностью, прямотой и аргументацией; смена темы чаще происходит по инициативе мужа (56%), особенно когда это касается тематики, вызывающей у него дискомфорт:

Киса, киса, ну перестань валять дурака! Посмотри, какой у меня для тебя сюрприз — билеты к Мейерхольду! (В. Аксенов. Московская сага).

Тематика беседы влияет на степень вовлеченности коммуникантов в общение, полноту и когезию обсуждения, осуществление конт­роля за развитием темы или борьбу за инициативу. К наиболее типичным темам, инициируемым одним из супругов, относятся работа, дети, друзья, конфликтные ситуации, требующие своего разрешения, бытовые проблемы:

Тунеядыч, ты меня слышишь? — М-да? — откликался Башмаков, приспособившийся спать до полудня, так как до глубокой ночи смотрел телевизор на кухне.

Пропылесосишь большую комнату и вытрешь пыль! <…> Если не сделаешь, Тунеядыч, — говорила Катя, нажимая на обидный смысл прозвища, — останешься без ужина!

Салтычиха! — выстанывал Башмаков и прятал голову под подушку (Ю. Поляков. Замыслил я побег).

Реализация инициативы осуществляется благодаря использованию вербальных и невербальных средств, а также коммуникативных стратегий. На фонетическом уровне важную роль играют: интонация (вопросительно-просящая, категорично-императивная, интимно-настраивающая и т. д.); паузирование и хезитация, обусловленные неуверенностью в адекватной реакции партнера при введении темы; изменение темпа речи, который может быть замедленно-дидактическим или эмоционально-ускоренным и т. д.:

Головин повернулся к ней спиной, отведя ее руку: — Со-ня… Сегодня НЕ суббота (Е. Колина. Умница, красавица).

На лексическом уровне используются различные формы обращений, открывающие канал, устанавливающие тональность и регистр общения и выступающие как индикаторы отношения к собеседнику в контексте предстоящего диалога. Для супружеского дискурса характерны обращения интимно-домашнего характера (милый, золотце), по имени-отчеству или фамилии (что подчеркивает шутливость или, наоборот, серьезность предстоящего разговора). Достаточно частотным является использование регулятивов, поскольку опущение имени при обращении к адресату не воспринимается как нарушение коммуникативно-этикетных норм диалога в связи с интимностью дискурса: я хотела с тобой поговорить; знаешь, что я тебе скажу и т. д. Вербальными сигналами контроля за развитием темы, перехвата инициативы или завершения беседы могут служить устойчивые фразы: не уходи от ответа; нет, давай разберемся; смени пластинку; ну, ладно, поговорили и хватит и т. д.

На синтаксическом уровне наиболее частотными структурами, используемыми при развитии инициативы, являются вопросительные предложения, с помощью которых задается своеобразный коммуникативный маршрут для ответа собеседника, а сам адресант получает необходимую информацию:

Ну и о чем вы говорили? — не выдержала наконец тетя Груша. — Ни о чем,отмахнулся дядя Кирша, не переставая ходить. — Просто дружеская беседа.Что они сказали тебе? — настаивала тетя Груша.Они попросили немного денег взаймы.А ты?Одолжил им до пятницы (Е. Садур. Перелетные работы).

Повествовательные предложения, используемые для инициирования разговора, имеют более монологичный характер, при этом реакция партнера не обязательно ожидаема:

Тридцать четыре года,пробормотала она.Что?переспросил Родислав. — Мы вместе уже тридцать четыре года, — пояснила она чуть громче (А. Маринина. Благие намерения).

Активно используются невербальные средства проявления инициативы: окулесика (взгляд), кинесика (жесты, телодвижения, позы), гаптика (касание), паралингвистика (тембр, громкость и модуляция голоса, смех, плач, зевота), проксемика (соблюдение дистанции) и т. д. Маркерами введения темы, сигнализирующими о готовности вступить в коммуникацию, могут быть слезы, объятие, поцелуй, наклон в сторону собеседника, прикосновение и т. д.:

Катя, вдруг словно очнувшись, подошла к мужу, взяла его за руку, отвела в детскую и закрыла дверь. Потом она встала на колени и сказала: — Прости! (Ю. Поляков. Замыслил я побег).

Делегирование инициативы может сопровождаться фиксацией взгляда на собеседнике, кивком головы в его сторону, указанием рукой, отклонением тела и т. д.:

Он смотрел на нее холодным, желтым взглядом в ожидании ответа (И. Грекова. Хозяйка гостиницы).

Наиболее частотным, как показал собранный корпус примеров (57%), является использование невербальных средств при завершении разговора, о чем могут сигнализировать уход из комнаты, хлопанье дверью, прощальный взмах рукой, удар кулаком по столу, зевота, оскорбительный смех, пощечина, презрительный взгляд, похлопывание по плечу, поднятие рук вверх («сдаюсь») и т. д.

Невербальные средства могут как выполнять автономную роль при проявлении коммуникативной инициативы, так и использоваться в качестве семантического сопровождения вербальных средств. Многие невербальные средства полифункциональны. Так, взгляд может интерпретироваться как сигнал установления контакта, согласия, делегирования инициативы или завершения разговора, выполняя, таким образом, контактоустанавливающую, регулирующую или побудительную функции. Поцелуй, объятие помогают смягчить накал разговора, сгладить неприятный эффект, переключая тему или завершая разговор:

Он словно очнулся и обнаружил перед собой вместо смердящей бородавчатой ведьмы ласковую, нежно заплаканную панночку. И ему стало стыдно <…> Тогда он поднял жену с колен, обнял и поцеловал ее в губы (Ю. Поляков. Замыслил я побег).

Коммуникативная стратегия выступает связующим звеном между коммуникативной интенцией взятия инициативы и ее реализацией. Мы выделяем две основные группы коммуникативных стратегий, используемых при взятии и распределении инициативы в супружеском дискурсе: коммуникативную кооперацию и коммуникативную конфронтацию.

Для инициирования кооперативного общения супругов характерными являются тактики выражения сочувствия, заинтересованности, благодарности, смягчения и пояснения:

Что с тобой? — Я вилась вокруг Димы, как щенок. — Что, что, что?

Устал… — вздохнул он (Е. Колина. Личное дело Кати К.).

Конфронтационные стратегии реализуются через тактики дистанцирования, демонстрации превосходства, понижения статуса собеседника, оскорбления, насмешки, коммуникативного противостояния:

Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула мужа в больное:Что же мамочка-то твоя?.. Приехала и сиди-ит, как... это... Ни обед ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла... Барыня кособокая (В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала).

Разработанный в диссертации алгоритм комплексного анализа коммуникативной инициативы предусматривает ее рассмотрение по следующим параметрам: 1) личностные характеристики адресанта: а) статус; б) гендер; в) эгоцентрическая или децентрическая направленность личности; 2) тип межличностных отношений; 3) причина инициирования; 4) содержательный аспект: а) тематика; б) импликатура; 5) тип инициирующего хода; 6) коммуникативные средства: а) доминантная стратегия; б) тактика; в) вербальные средства; г) невербальные средства; 7) характер мены коммуникативных ролей; 8) ожидания в отношении обратной связи.

В заключении работы подводятся основные итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования, связанные с рассмотрением данного лингвистического феномена на материале других видов дискурса и в диахроническом аспекте.

  1   2

Похожие:

Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) icon«Социология коммуникации»
Базовые составляющие социальной коммуникации. Коммуникативная деятельность, коммуникативное событие и коммуникативный акт. Определение...
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconПоложение о IV областном конкурсе «Педагогическая инициатива» в сфере информационных технологий I. Общие положения
Данное положение определяет цели, порядок организации и проведения областного конкурса «Педагогическая инициатива» в сфере информационных...
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconРеферат Порождение и понимание дискурса. Текстоцентрический vs процедурный подход

Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconРеферат на тему: «Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях ведения новых образовательных стандартов.»
«Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях ведения новых образовательных стандартов.»
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconСтатья посвящена рассмотрению характерных особенностей развития отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы
Горбаткова О. И. Развитие отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы // Инновации в образовании. 2013. № С....
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconЛитература по образовательной области
Л. А. Дубина Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconЯ. А. Сиденко, Г. Б. Иванов, В. В. Волковая
Миф № Барьер в общении легко преодолим, достаточно выучить язык страны проживания 8
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconХарактеристики интериоризованного дискурса
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский...
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconФгбоу впо национально-исследовательский университет
Приглашает специалистов в области языкознания, теории текста и дискурса, лингвокультурологии, транслятологии, методики преподавания...
Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) iconВарианты анализа занятий в детском саду
Аспектный анализ по теме «Психологический комфорт в общении воспитателя с детьми на занятии»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница