Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»




Скачать 16.67 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


Л.И. Габдулина


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая психология»

(раздел «Внимание и память»)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология.

Учебно-методический комплекс утверждён и рекомендован к печати на заседании кафедры Психологии и методическим Советом гуманитарного факультета ИУБиП.


Составитель: канд. псих. наук Габдулина Л.И.


Рецензенты: канд. псих. наук, доцент Белоусова А.К.

канд. псих. наук, доцент Шкуратова И.П.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Введение 4

  1. Учебно-тематический план дисциплины 5

  2. Содержание программы 6

  3. Планы проведения семинарских (практических) занятий 12

  4. Темы, предлагаемые для самостоятельного изучения 16

  5. Рейтинговая система оценки знаний студентов 20
    5.1. Структура и балльная оценка рейтингов 20
    5.2. Примерное содержание рейтингов 20
    5.3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе 23

  6. Перечень контрольных вопросов по дисциплине 24

  7. Рекомендуемая литература 26



ВВЕДЕНИЕ


Общая психология и, в частности, один из важнейших её разделов «Внимание и память» занимают центральное место в содержании программы профессиональной подготовки психологов, составляя её фундамент, независимо от специализации. Поэтому полноценное освоение этой дисциплины весьма важно. Содержащиеся в учебно-методическом комплексе материалы служат решению этой задачи.

Основная цель учебно-методического комплекса – помочь сориентироваться в многообразии подходов к исследованию внимания и памяти и составить более или менее целостное представление об их природе, механизмах, закономерностях, соответственно уровню исследованности этих психических функций. Для изучения предлагаются не только твёрдо установленные факты и закономерности, но и спорные, нерешённые проблемы сегодняшних исследований, анализ которых способствует формированию профессионального мышления.


Задачи изучения дисциплины

  1. Ознакомить с основными подходами к исследованию внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии, на основании чего способствовать формированию представления о сущности внимания и памяти, их механизмах и закономерностях.

  2. На материале психологических исследований внимания и памяти развивать умение анализировать и сопоставлять теории, методы, экспериментальные исследования.

  3. Развивать умение определять концептуальные основания, предмет и методы исследования и практической психологической работы.

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



ТЕМА

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1. Понятие о внимании

2

1

1

-

2. Классические теории внимания


6

2

-

4

3. Культурно-исторический подход к исследованию внимания

4

2

-

2

4. Теоретико-информационный подход к проблеме внимания

4

2

2

-

5. Основные свойства, виды внимания и методы их исследования

12

2

2

8

6. Анатомо-физиологические механизмы внимания

2

-

-

2

7. Явления памяти. Виды и типы памяти

7

2

1

4

8. Природа и основные принципы организации памяти человека: проблемы и подходы

14

4

4

6

9. Исследования памяти в русле деятельностного подхода

6

4

-

2

10. Проблема кратковременной памяти. Оперативная память

5

2

1

2

11. Долговременная память: структура, особенности переработки, хранения и извлечения информации

5

2

1

2

12. Физиологические основы памяти

5

1

-

4

Всего:

72

24

12

36



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ТЕМА 1. Понятие о внимании

Факты обыденной жизни, особые случаи внимания. Этимология термина «внимание». Многозначность определения внимания: внимание как ясность сознания; внимание как селективное сознание; внимание как селективность ответов организма; внимание как настройка сенсорных органов; внимание как контроль; внимание как направленность сознания и действий человека на определённый объект; внимание как специальный процесс блокировки или фильтрации информации; внимание как направленность и сосредоточенность любой деятельности.

Внимание и другие психические процессы. Функции внимания.


ТЕМА 2. Классические теории внимания

Теория В. Вундта. Сознание и внимание. Фиксационная точка сознания, объём внимания и объём сознания. Перцепция и апперцепция. Экспериментальное исследование внимания В. Вундта.

Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер). Уровни сознания. Три стадии развития внимания. Внимание как селективность сознания (У. Джемс).

Социальная природа произвольного внимания (Т. Рибо). Моторные механизмы внимания.

Моторная теория волевого внимания Н.Н. Ланге. Эффекты внимания. Внимание с общебиологической точки зрения. Виды внимания: рефлективное, инстинктивное, волевое. Первичный эффект волевого внимания. Роль движений в процессе волевого внимания. Волевое внимание как моторное усиление воспоминания.

Сведение процессов внимания к законам восприятия в гештальтпсихологии (Э. Рубин, К. Коффка, В. Келлер). Эксперименты В. Келлера и П. Адамс.

Практическое и теоретическое значение исследований внимания в рамках интроспективно-феноменологического направления.


ТЕМА 3. Культурно-исторический и

деятельностный подход к исследованию внимания

Основные идеи культурно-историче­ской концепции Л.С. Выготского: социальная природа психических процессов и психических функций человека; низшие и высшие психические функции человека; знаковая опосредованность высших психических функций; идея интериоризации; основной закон высших психических функций. Знак как средство организации внимания. Произвольное внимание как высшая психическая функция.

Экспериментально-генетический метод исследования опосредованных процессов внимания. Методика «двойной стимуляции». «Параллелограмм» развития внимания.

Исследование послепроизвольного внимания в работах Н.Ф. Добрынина. Внимание как деятельность психического контроля (П.Я. Гальперин), как результат формирования новых умственных действий. Ориентировочная, исполнительная и контрольная часть действия. Внимание – свёрнутое, автоматизированное, сокращённое действие контроля. Произвольное внимание как умственный контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу. Экспериментальное формирование внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая).


ТЕМА 4. Теоретико-информационный подход к

проблеме внимания

Познание как процесс циркуляции информации в гипотетических блоках её хранения и переработки. Компьютерная метафора когнитивной психологии.

Место внимания в системе переработки информации у человека. Внимание как селективный фильтр: «феномен вечеринки». Эксперименты К. Черри. Идея ранней селекции информации.

Модели внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации. Модель Д. Бродбента и её экспериментальная проверка. Критический анализ и дальнейшее развитие теории фильтра в работах А. Трейсман и супругов Дейч.

Внимание как проявление работы всей системы переработки информации (Д. Норман, У. Найссер и др.). Модели поздней селекции (Д. Норман, Р. Шиффрин, А. Уэлфорд). Исследования Д. Нормана. Внимание как позитивный процесс в исследованиях У. Найссера. Предвнимание и фокальное внимание по У. Найссеру.

Ёмкостная модель внимания Д. Канемана. Внимание как внутреннее (умственное) усилие.

Значение исследований внимания с позиций теоретико-инфор-мационного подхода и когнитивной психологии.


ТЕМА 5. Основные свойства,

виды внимания и методы их исследования

Объём внимания. Зависимость объёма внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей.

Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на разные действия.

Непроизвольное внимание. Внешние факторы, его вызывающие: относительная интенсивность; новизна, сила раздражителя; положение объекта в структуре сенсорного поля и др. Внутренние факторы непроизвольного внимания: роль потребностей, интересов и аффективных состояний. Роль установки.

Произвольное внимание. Условия его возникновения. Особенности произвольного внимания. Произвольное внимание как опосредованная знаком функция (Л.С. Выготский). Опосредованное внимание и его развитие (Т. Рибо, Э. Титченер, Г. Рево д'Аллон). Зависимость концентрации произвольного внимания от организации деятельности. Управление произвольным вниманием в условиях специально организованной деятельности.

Послепроизвольное внимание. Сравнительная характеристика произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания.

Основные методы исследования свойств внимания: самонаблюдение, тестирование, изучение двигательной реакции; психофизиологические индикаторы внимания: движение глаз, время реакции, вызванные потенциалы.


ТЕМА 6. Анатомо-физиологические механизмы внимания

Борьба за общее двигательное поле (воронка Шеррингтона). Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Механизмы ориентировочного рефлекса как физиологическая основа внимания. Вегетативные и электрофизиологические проявления ориентировочного рефлекса.

Внимание как функция неспецифических образований мозга. Внимание и уровни бодрствования. Роль кортикоретикулярных отношений в процессах активации. Физиологические механизмы регуляции состояния активности. Роль лобных долей в регуляции произвольного внимания.


ТЕМА 7. Явления памяти. Виды и типы памяти

Круг явлений памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Случаи феноменальной памяти. Патология памяти (амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии). Память и личность.

Виды и типы памяти. Классификация видов памяти по содержанию запоминаемого материала; по временному признаку, по наличию мнемической цели и средств запоминания. Проблема видов и генетических ступеней памяти (П.П. Блонский). Особенности образной, эмоциональной, моторной, словесно-логической памяти. Эйдетические образы. Представления, их виды и характерные особенности. Индивидуально-психологические различия памяти. Типы памяти.


ТЕМА 8. Природа и основные принципы

организации памяти человека: проблемы и подходы

Основные положения ассоциативной психологии памяти. Роль ассоциации в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Критический анализ ассоцианистского подхода к исследованию памяти.

Навыки и память. Основные факторы и закономерности научения. Механистическое понимание бихевиористами навыков как простого связывания движений.

Память – «привычка» и «чистое воспоминание» (А. Бергсон).

Гештальт-теория памяти. Пространственные и временные гештальты. След как полевая система (К. Левин). Основные экспериментальные исследования памяти в русле гештальтпсихологии (Б.В. Зейгарник, Г.В. Биренбаум).

Французская социологическая школа об общественной природе памяти. Социальный характер и социальные функции памяти. Память и речь. Представление П. Жане о запоминании как своеобразном действии, изобретённом людьми в ходе исторического развития. «Память – реминисценция» и «память – рассказ».

Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти (Л.С. Выготский). Функционально-генетический подход к памяти. Проблема средств запоминания. Генезис опосредованного запоминания. Экспериментальное исследование развития высших форм памяти (А.Н. Леонтьев).

Деятельностный подход к исследованию памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.П. Зинченко).

Память как совокупность процессов приёма, трансформации и хранения информации. Теории двойственности памяти и их критика. Уровневая организация процессов памяти.


ТЕМА 9. Исследования памяти в русле

деятельностного подхода

Исследование зависимости запоминания материала от особенностей деятельности: предметного содержания, направленности, структуры, мотивов деятельности, места материала в структуре деятельности. Включённость памяти в решение жизненных задач личности и её обусловленность строением и динамикой мотивационной сферы.

Исследование структуры запоминания как особого вида деятельности. Виды мнемической направленности. Состав и качественная характеристика преобразования материала. Факторы, влияющие на успешность запоминания как особой мнемической деятельности.

Запоминание как мыслительное действие.

Воспроизведение как особое сложное действие, включающее в себя мышление.

Проблема оптимизации структуры и процесса запоминания и воспроизведения.


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета иубиП 29...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: Мышление и речь»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» разработан в соответствии с требованиями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница